Image

ТАТЬЯНА БАКАЛЬЧУК: "САМЫЙ ЛУЧШИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - ТОТ, ЧЬЯ ВОЛЯ НЕ ОЩУЩАЕТСЯ"

Татьяна Бакальчук – богатейшая женщина России. По оценке Forbes, её состояние сейчас составляет более 4 млрд $. Возглавляемая ею компания Wildberries начиналась с перепродажи одежды, где сама Татьяна была и первым оператором, и курьером, и администратором, а сегодня она продаёт товары 30 000 брендов в нескольких странах. При этом Татьяна – мать семерых детей.

– Сейчас часто обсуждают важность личного бренда для владельца компании, тем более для женщины. У вас в этом смысле есть какая-то стратегия?

– Мне кажется, в нашей стране вообще распространена история, когда бизнес ассоциируется исключительно с одним управленцем. На мой взгляд, это неправильно. Нельзя становиться узким горлышком и замыкать всё на себе. Это такая ловушка, потому что, когда этот главный человек уходит, в компании начинается хаос. Самый лучший руководитель – тот, чья воля не ощущается. Мы, наоборот, сейчас делаем всё, чтобы вырастить такую команду, в которой сотрудники сами принимали бы решения. Конечно, если посмотреть облако тегов о компании, то в нём самым значимым будет моё имя. Это не совсем то, чего бы мне, как человеку, хотелось, но с точки зрения имиджа компании это, наверное, правильная история, потому что везде, особенно на Западе, тема женского лидерства весьма востребована.

– Как вы думаете, современное развитие технологий и общества способствует тому, чтобы появлялись «миллиардеры нового типа»?

– Новые возможности, чтобы стать миллиардером, – не уверена, а вот новые возможности для того, чтобы успешно заниматься бизнесом, чтобы этот бизнес стал альтернативой, например, хорошей зарплате в большой компании, – да. Это меняется даже на государственном уровне. Мы часто бываем в командировках, общаемся с региональными властями, производителями товаров, нашими поставщиками. И я думаю, что в целом по стране есть предпосылки к тому, чтобы реформировать экономику в сторону роста доходов несырьевого сектора. Кроме того, благодаря технологиям стало проще стартовать со своим бизнесом, особенно женщинам. Например, можно продавать свою продукцию через Instagram или маркетплейс.

– Вы помните момент, когда сами перешли черту между маленьким бизнесом и предпринимателем с большой компанией?

– Мне до сих пор очень сложно называть себя предпринимателем. У меня нет математического и экономического образования, я заранее ничего не просчитывала. Просто придумала и запустила. Со всеми возникающими проблемами и вызовами для меня лично и для бизнеса я разбиралась уже по пути, училась в процессе. Но потом – возможно, в 2009 или 2010 году – мы почувствовали, что у нас есть гораздо больший потенциал. Шутили: а давайте станем интернет-магазином № 1 в России. Но это никогда не было основной целью. Мы работали, вопервых, чтобы улучшить сервис, потому что это залог развития, во-вторых – над экономикой бизнеса, оптимизировали свои расходы. И вдруг в 2013-м мы стали то ли вторыми, то ли первыми и почувствовали такую растерянность, потому что… а дальше-то куда? Казалось, надо новую цель придумывать, и тут случился кризис, начались сложности с поставщиками. И это стало вызовом: перестроить модель работы. Так что в каком-то смысле глобальный кризис помог нам прийти туда, где мы сейчас находимся.

– Вам приходилось учиться быть управленцем? Вы сами сказали, что у вас не было экономического образования.

– Wildberries мог бы стать историей, когда хорошая идея на определённом этапе продаётся какому-нибудь фонду. Это если бы я была одна. Но благодаря мужу такого не произошло. Он по образованию физик-математик и как-то признался: то, что мы можем стать лидирующей компанией на рынке, он просчитал ещё в 2006 году. Многие предлагаемые им решения были сложными для понимания, но в итоге они все сработали.

– А какова ваша сильная сторона в этом процессе?

– Мне кажется, что моя сильная сторона – это эмпатия, эмоциональный интеллект, я очень хорошо чувствую людей. Примерно года два назад мы с Владиславом по случаю прошли на курсах в Институте Адизеса тест, который показал, что у него сильнее аналитика, а у меня – эмпатия. Это помогает и в коллективе, и с деловыми партнёрами.

– Есть многочисленные исследования, которые показывают, что если первое лицо компании – женщина, то обстановка для других женщин в плане карьеры в этой компании гораздо лучше.

– В 2019 году мы были на приёме у французского посла в России, темой встречи было «Положение женщины в России». И вот там я поняла масштаб этой проблемы. Я не знала, что в компаниях на таком уровне есть гендерное неравенство. Просто у нас в Wildberries такого никогда не было. И дело не в том, что я руководитель компании: у нас достаточно новый молодой бизнес, гендерного вопроса никогда не возникало. В целом, если мы не говорим о тяжёлой физической работе на складах, у нас соотношение мужчин и женщин 50/50.

– Наверное, каждая работающая мать так или иначе задумывается о цене своей карьеры: мало видишь детей, пропускаешь важные моменты в их жизни. Как вы с собой договариваетесь?

– Периодически у меня возникают такие вопросы. Но если это происходит, значит, в какой-то момент пошёл перекос в другую сферу, надо снова переключить внимание на детей. Сейчас это сделать гораздо проще, чем несколько лет назад. С тех пор как мы выстроили работу внутри компании, я могу управлять своим временем. Но как бы ты ни старалась оградить ребёнка от всего и быть супермамой, сделать всё идеально, как в постах в Instagram, невозможно. Надо научиться себя в чём-то прощать и отпуска

Image

Госсовет определил меры по развитию рынка труда

21 сентября в Великом Новгороде Президент России провел расширенное заседание Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации». В мероприятии принял участие генеральный директор Национального...

Image

Конференция «Наставничество: идеология, технология, культура»

26 сентября на площадке Национального агентства развития квалификаций состоялось открытие конференции «Наставничество: идеология, технология, культура», организованная Базовым центром подготовки кадров. Участники панельной...

Image

«МИР ДЕТСТВА-2023»

С 26 по 29 сентября 2023 года в Москве, в павильонах № 2 (залы 1-4) и 8 (залы 1-4) ЦВК «Экспоцентр» состоится 28-я международная выставка индустрии детских товаров «Мир детства-2023»....

Image

На выставках «Мир детства-2023» и «CJF – Детская мода – 2023. Осень» пройдет более 50 деловых мероприятий

Экспозиция выставок «Мир детства-2023» и «CJF – Детская мода – 2023. Осень» выросла по сравнению с прошлым годом в 1,5 раза и представит продукцию 800 компаний, из которых...

Image

Сельское хозяйство – в ДНК: 85% россиян хоть раз убирали урожай

За последние годы россияне уже привыкли, что страна практически полностью обеспечивает себя урожаем сама и кормит немалую часть мира через экспортные...

Image

Вино как биржевая инвестиция: проходящий тренд или перспективы будущего

В середине августа в России начался сезон сбора винограда. Аналитики Россельхозбанка изучили вопрос инвестиций в сферу виноделия на фондовом рынке и пришли к выводу, что при сохранении интереса населения к...

Image

Переход на электросуда позволит сократить выбросы CO2 на 250 тыс. тонн за сезон

Отрасль судоходства — одна из старейших отраслей мировой экономики с многовековой историей — до сих пор сохраняет свои позиции и лидирует в грузовых перевозках....

Image

27 сентября на выставке «Мир детства-2023» (ЦВК «Экспоцентр», Москва) состоится форум «Сделано в России

Развитие индустрии детских товаров. Выбор родителей», организованный АО «Экспоцентр» при поддержке АНО «Экспертно-просветительский центр помощи будущим и состоявшимся...

Image

Конкурс «Национальная система квалификаций» для журналистов, СМИ и социальных медиа презентован на Форуме журналистики «Вся Россия-2023»

С 18 по 24 сентября в Сочи проходил XXVII Форум современной журналистики «Вся Россия-2023», в котором принимали участие журналисты из...

Image

Продолжается прием заявок на участие в III ежегодной Премии Investment Leaders-2023

Ежегодная Премия Investment Leaders-2023 продолжает прием заявок на участие в конкурсном отборе лидеров рынка в области инвестиций во всех сферах. Объявление результатов и торжественное...

Image

ВЭФ: кредитный портфель в аквакультуре, переработке и логистике РХК превысил 160 млрд рублей – РСХБ

Рентабельность компаний рыбохозяйственного комплекса России достигает 30-40%, что делает отрасль чрезвычайно привлекательной для инвестиций....

Image

Не пропустите главные события индустрии детских товаров в России!

«Мир детства» и «CJF – Детская мода» являются крупнейшими отраслевыми профессиональными площадками индустрии детских товаров и одежды для презентации новинок и результативного делового...

Image

Как работает единый налоговый счет для бизнеса

С 2023 года организации и ИП рассчитываются с бюджетом через ЕНС – единый налоговый счет. Этот проект запустила Федеральная налоговая служба, и перед тем, как предложить его бизнесу, похожий механизм опробовали на обычных физлицах....

Image

Как выгодно организовать учет малому бизнесу

У специальных систем налогообложения, таких как УСН и ПСН, репутация режимов, достаточно простых в учете. Действительно, на упрощенной системе сдают всего одну годовую декларацию, а на ПСН деклараций вообще не предусмотрено....

Image

В Московском регионе 40 человек сели за парты «Школы фермера»

В Московском регионе в восьмой раз стартовало обучение в «Школе фермера». 40 человек узнают, как строить эффективный аграрный бизнес по направлениям: плодовоягодное растениеводство и животноводство....

Актуальные комментарии