Image

«Росатом» локализует станции быстрой замены батарей на электромобилях

ТВЭЛ, входящий в «Росатом», разрабатывает станции быстрой замены аккумуляторов для электромобилей. Компания намерена локализовать их производство в России. Для эффективной работы технологии батареи придется унифицировать

ТВЭЛ (топливный дивизион госкорпорации «Росатом») разрабатывает станции быстрой замены аккумуляторов для электромобилей по технологии Battery Swap. В перспективе оборудование планируется производить в России, сообщил РБК директор бизнес-направления «Электромобильность» компании Александр Бухвалов.

Технология Battery Swap предусматривает, что станции обеспечивают не зарядку, а именно физическую замену блока аккумуляторов, что сокращает время обслуживания до 2–4 минут. По словам Бухвалова, это актуально для коммерческого транспорта, где для того, чтобы экономика владения сложилась, важна «каждая минута». В компании уточнили, что разрабатывают автоматизированные станции, которые позволят менять батареи без участия водителя.

Базовая модель использования электромобиля в концепции Battery Swap не предполагает владения батареей — по версии ТВЭЛ, это может снизить барьер входа на рынок, так как само авто станет дешевле.

rbc.group

Готовые таунхаусы
Перейти
Бухвалов уточнил, что оператор станций замены батарей сможет отслеживать техническое состояние каждого аккумулятора — где тот использовался, в каких режимах эксплуатировался, сколько раз заряжался и разряжался.

Отдельно он подчеркнул, что расчет общей стоимости владения (TCO) в ряде случаев может складываться в пользу электромобилей против авто с двигателем внутреннего сгорания. При этом одним из барьеров для массового перехода на электротягу по-прежнему остается время зарядки — сегодня это в среднем 30–40 минут. Концепция Battery Swap, по словам Бухвалова, нацелена на решение этой проблемы и может быть актуальна для корпоративного транспорта с высокой интенсивностью использования. Собеседник РБК убежден, что если бизнес сочтет владение электромобилем выгодным, то со временем «активно подтянется» и массовый потребитель.

Как Россия переходит на электротягу
Всего по состоянию на 2024 год в России было зарегистрировано 59,6 тыс. электромобилей. Сегодня развитие рынка сдерживают высокая начальная стоимость, быстрый износ аккумуляторов и ограниченный запас хода, особенно при интенсивной эксплуатации. Несмотря на потенциальную экономию на топливе и обслуживании, электромобили остаются выгодными лишь при наличии развитой инфраструктуры и доступа к субсидиям, отмечали эксперты НИУ ВШЭ. Лидером в этой части остается Москва, где реализуется сразу несколько механизмов: субсидии при покупке, бюджетное софинансирование зарядной инфраструктуры, освобождение от транспортного налога, бесплатная зарядка, парковки.

По данным за 2024 год, в столице зарегистрировано 6716 электромобилей и действует 466 общественных ЭЗС. В Санкт-Петербурге — 3157 электромобилей и 198 зарядных станций, однако плотная застройка и планировочная структура мешают развитию зарядной сети. В Нижнем Новгороде электромобилей меньше — 1022, но на одну зарядную станцию (91 в городе) их приходится минимальное количество, что делает город лидером по обеспеченности инфраструктурой на единицу транспорта.

Технологию планируется внедрять параллельно с расширением производственной базы по выпуску аккумуляторов. В настоящее время «Росатом» строит две «гигафабрики» — в Калининградской области и Новой Москве, — рассчитанные на выпуск до 100 тыс. аккумуляторных блоков в год (по 50 тыс. батарей в год каждая). В мае сообщалось, что фабрика в Немане (Калининградская область) готова на 80%, запустить ее планируют уже в этом году, на полную мощность завод намерен выйти в 2027 году. Выход на проектную мощность новомосковской фабрики запланирован на 2026 год. В 2023-м сообщалось также о планах поставить 150 тыс. тяговых батарей «Москвичу» и более 5 тыс. — «Мосгортрансу» до конца 2030 года. В Дзержинске компания строит предприятие по утилизации литий-ионных батарей мощностью до 20 тыс. тонн в год.

По словам Бухвалова, компания также ведет разработку новых типов аккумуляторов с повышенной емкостью — они должны увеличить пробег электромобиля до 700 км на одной зарядке. Первые образцы таких аккумуляторов компания рассчитывает получить уже в 2026 году.

Потенциал технологии Battery Swap на российском рынке есть, но будет во многом зависеть от стандартизации компонентов, считает Станислав Зингиревич, руководитель практики Kept по работе с компаниями автомобильной промышленности. Сейчас, по его словам, на рынке используется множество типов аккумуляторов, что затрудняет унификацию замены. Кроме того, для успешного масштабирования необходимо, чтобы процесс замены был технически простым и не требовал специальных навыков. Также Зингиревич указал на риски «кустарного вмешательства»: при сложной конструкции пользователи могут пытаться снимать и менять батареи самостоятельно, что чревато повреждениями.

Эксперт отметил, что достижение единого стандарта требует значительных усилий. «Достаточно вспомнить, сколько времени потребовалось производителям электроники для перехода на USB- и Type-C-разъемы. Если история повторится, придется создать своеобразный супермаркет зарядных станций, предлагающих наиболее распространенные типы легко заменяемых батарей», — продолжает он.

В долгосрочной перспективе, добавил Зингиревич, технологии быстрой зарядки, например восполнение заряда до 80% за 10–15 минут, могут составить конкуренцию решениям типа Battery Swap. Поэтому, по его мнению, такие станции будут востребованы в узком сегменте рынка.

В то же время подход ТВЭЛ эксперт называет экологичным и рациональным: он позволяет продлить срок службы отработавших свое автомобильных аккумуляторов путем повторного использования в качестве элементов накопления энергии, что позволит существенно снизить углеродный след в промышленности.

Источник: (Ссылка)

Image

Руководитель Национального агентства обозначил механизмы сближения НСК стран ЕАЭС

26 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко выступил на тематической сессии «Единый рынок труда: вызовы и перспективы» Евразийского экономического...

Image

Дипломы и ценные призы вручены победителям регионального этапа конкурса «Экономическое возрождение России»

20 июня на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось торжественное вручение дипломов и ценных призов победителям регионального этапа XXXI Всероссийского конкурса...

Image

Награды конкурса Национальной премии «Золотой Меркурий» по итогам 2024 года вручены Кузбасской ТПП

Эксперт Кузбасской ТПП Юлия Долганина и экспертное направление Кузбасской ТПП были отмечены наградами по спецноминации конкурса Национальной премии в области предпринимательской...

Image

Алексей Вовченко выступил на ПМЭФ — 2025

19 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко принял участие в работе сессии «Современный рынок труда: поиск ответов на глобальные вызовы», состоявшейся в рамках Петербургского международного...

Image

Издательско-коммуникационная группа «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА представляет авторский медиа-коммуникационный проект «ПРАВОЕ ДЕЛО со Светланой Ерховой»

Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...

Image

20 мая в Красногорске прошли "Дорожные вопросы" для коммерческой недвижимости

Мероприятие посетило больше 40 человек: владельцы коммерческой недвижимости, застройщики и архитекторы.

Image

Work-Life Balance в управленческой карьере: цена амбиций и поиск компромиссов

15 мая в рамках IPWK CLUB прошла дискуссия, посвященная важной теме: «Возможен ли баланс между работой и личной жизнью в управленческой карьере?»...

Image

Развитие международного направления: Мариллион принял участие в мероприятиях в Китае

Группа компаний «Мариллион» принимает активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление сотрудничества между российскими и китайскими компаниями, а также на развитие китайского...

Image

Уникальный автопробег в честь 80-летия Победы объединит Москву и Горно-Алтайск

С 3 по 12 июня состоится автопробег «Москва-Алтай» в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проект реализуется при поддержке Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере...

Image

Бизнес Омской области посетил Азербайджан

Сегодня Почетное представительство ТПП РФ в Азербайджане принимает делегацию от ТПП Омской области. В составе делегации ГК «Титан», «АРТОМ», «МеталлСнаб-М», "Учебный центр Сибирский"....

Image

V ЮБИЛЕЙНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «РОССИЯ–ТУРЦИЯ: ИНВЕСТИЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

28 мая 2025 года Ассоциация «Российско-Турецкий диалог» при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российско-Турецкой рабочей группы при РСПП и информационной поддержке журнала Russian...

Image

В Кузбасской ТПП прошла презентация методических рекомендаций «Основы безопасности предпринимательской деятельности»

27 мая в Кузбасской ТПП состоялась презентация методических рекомендаций «Основы безопасности предпринимательской деятельности», разработанных в Комитете...

Image

В Кузбасской ТПП подвели итоги регионального конкурса брендов

28 мая в Кемерове, в Белом зале Правительства Кузбасса, прошло торжественное подведение итогов регионального конкурса «Бренд Кузбасса» по итогам 2024 года....

Image

Бизнес-семинар "Актуальные правовые риски руководителя — от убытков до уголовных дел"

Разносторонний и комплексный обзор актуальных трендов, основных рисков и механизмов их минимизации от профессионалов своего дела с многолетним опытом...

Image

12-13 сентября 2025 года в городе Светлогорск Калининградской области состоится VIII Балтийский конгресс по пластической хирургии и косметологии

Балтийский конгресс - это точка притяжения профессионалов, где наука встречается с практикой, а инновации - с реальным...

Image

Встреча руководителей общественных бизнес-объединений прошла в Красноярске

20 мая состоялась встреча уполномоченного по защите прав предпринимателей Красноярского края Ольги Загитовой с руководителями общественных бизнес-объединений. Участие в событии принял президент...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.