Image

«Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь щёлку»

Сон – необходимый и жизненно важный период суточного ритма каждого человека. Но, как известно, не всегда сонное состояние приходится ко времени и месту. И невелика беда, если в этот момент здоровью человека ничего не угрожает, однако одной из самых опасных ситуаций является та, когда засыпает водитель или машинист. Современные технологии позволяют исключить даже настолько страшную, на первый взгляд, ситуацию. Компания «Нейроком» на протяжении 30 лет создаёт приборы, позволяющие контролировать состояние водителей и машинистов во время движения. О том, как работают приборы, какие последние изобретения были созданы отечественным производителем, рассказал генеральный директор компании Валерий Дементиенко.

– С российскими железными дорогами предприятие работает с 1991 года. Расскажите, пожалуйста, с каким предложением компания обратилась на тот момент к Министерству путей сообщения, и как в дальнейшем развивалось ваше взаимодействие?

– Мы обратились в Министерство путей сообщения (с 2004 года – ПАО «РЖД») с предложением облегчить работу машинистов. Дело в том, что во всём мире существует система, которая проверяет их бдительность. Сама система работает однотипно: каждые 40-60 секунд машинист должен ответить на запрос. На наших российских железных дорогах машинисты отвечают на запросы, которые поступают на пульт каждые 60 секунд, путём нажатия на кнопку. Притом кнопка может быть тугой для исключения случайного нажатия во сне. Таким образом, за 8-10 часов работы машинист должен ответить на запросы от 480 до 600 раз.

И тогда мы выступили с предложением о внедрении системы контроля состояния человека. Она измеряет его электрофизические параметры. Это позволит снизить количество запросов на подтверждение бдительности: всего от 2 до 10 раз за смену. В МПС приняли наше предложение, и мы приступили к работе. Сначала мы развернули научно-исследовательскую деятельность, которая проводилась на испытуемых людях. К нам направляли машинистов, мы укладывали их спать на ночь. Записывали сигналы и состояние засыпания для чёткого анализа момента перехода в сон. Для нас было важно уловить момент начала самого засыпания, а не состояние человека, который уже засыпает. Такое состояние характеризуется общим состоянием расслабленности, снижением остроты реакций на внешние раздражители, но внешне человек выглядит работоспособным.

Эксперимент ставился на испытуемых, количество которых превысило 6000, а количество засыпаний составило чуть больше 10 000. Мы фиксировали и сверяли полученные показатели, которые помогли нам выработать алгоритм распознавания расслабленности машиниста и снижения уровня его бодрствования. Именно тогда и поступает запрос, отвечая на который, машинист активизируется, а уровень его бодрости повышается. Таким образом, была создана методика поддержания работоспособности.

Лабораторные работы длились 6 лет, и система начала эксплуатироваться в 1995 году после тщательной инженерной проверки. За счёт функции поддержания бодрости машиниста, помимо своего прямого назначения, система позволила снизить количество и других ошибок машиниста, например неадекватное восприятие сигналов светофора.

Стоит отметить, что система работает и в настоящее время. И за все годы работы не было ни одной аварии, допущенной машинистом из-за засыпания.

– Перейдём от железнодорожного транспорта к автомобильной отрасли. Какие именно нововведения компания «Нейроком» предложила устанавливать на большегрузные машины, и когда это произошло?

– Работа с автомобильным транспортом началась примерно в 2001-2002 гг. Прибор использовался тот же самый, что и на машинистах. Выяснилось, что водители по режиму работы и психофизиологическим характеристикам пусть и не сильно, но отличаются. Мы приступили к адаптации прибора, который в 2007 году стал новой и независимой единицей.

Суть самого прибора не изменилась. Нам было важно не допускать состояния глубокой релаксации у водителя. Ранее у водителей никогда не было подобных приборов. И если с машинистами было всё более понятно: изначально была кнопка, которая вызывала у них раздражение, – то здесь не было ничего. Более того, 80% водителей отрицают необходимость контроля их состояния, что значительно усложняет процесс внедрения. Здесь мы наглядно видим необходимость законодательных изменений, которые обязывали бы внедрить меры безопасности в связи с состоянием водителей. В настоящее время действительно существуют и другие системы контроля, основанные на иных принципах, например на сканировании видеоизображения, которые сообщают водителю о необходимости отдохнуть. Наши же системы более жёсткие, они – не помощники, а «надзиратели», которые просто обязывают человека выйти из состояния релакса.
– До какой степени в настоящий момент усовершенствованы ваши первые изобретения, и какую ценность они представляют для сохранения человеческой жизни?

– Совершенствование наших приборов касалось как принципа измерения самого сигнала, так и расширения его диапазона. Так, разница сопротивления между электродами у одного и того же человека меняется в десятки раз в течение всего дня. Это обусловлено как его эмоциональным состоянием, так и внешними факторами. Поэтому нам было крайне важно обеспечить максимальную точность измерений. И нам удалось создать точность до 0,001%. Таких показателей больше нигде нет. Помимо этого, очень важно оценивать состояние водителя и по его взаимодействию с органами управления. Дополнительно к этому получение видео изображения и его анализ позволяют увеличивать параметры маркера состояния водителя: направление взгляда, тонус мышц, моргание и т. п.

– Как много современных и технологичных устройств создала ваша компания за все эти годы, и какие из них наиболее практичны и широко используются на сегодняшний момент?

– В настоящее время у нас выпускаются 28 приборов, а также модификации к ним. Большинство из них связаны с безопасностью движения на железнодорожном транспорте. Но если говорить о человеческом факторе, то хотелось бы отметить ещё один немаловажный прибор, который предназначен для профессионального ориентирования.

Мы создали универсальный психофизиологический комплекс, которым оборудованы все школы машинистов, железнодорожные медицинские центры. Абитуриент школы машинистов проходит тестирование на данном комплексе. Само тестирование занимает час и безошибочно определяет профессиональную пригодность.

Эти же приборы установлены и во многих автошколах. Отрицательные результаты тестирования не являются основанием для того, чтобы не выдавать права или отказать в прохождении обучения, однако такие результаты помогут проинформировать абитуриента о возможных опасностях для себя и окружающих, а также о способах компенсации при условии снижения определённых реакций. Так, если человек склонен к засыпанию за рулём, ему будет предложено отказаться от междугородних поездок, а тем, чьи реакции снижены, – выдерживать наибольшую дистанцию для предотвращения ДТП.

– Валерий Васильевич, расскажите о вашем коллективе. Чтобы внедрять современные и безопасные технологии в повседневную жизнь, на производстве нужны профессионалы высокого уровня. Что вы можете сказать о своих сотрудниках, насколько они квалифицированы?

– Создание нашей организации пришлось на период развала СССР. Именно тогда «за бортом» осталось очень много высококвалифицированных специалистов из Академии наук, отраслевых институтов и заводов. Многие ценные кадры остались без работы. Так у нас и сформировался сверхквалифицированный коллектив. Многие сотрудники уже ушли из стен предприятия на пенсию, что создало ряд трудностей для нас, потому что отобрать молодых высококвалифицированных специалистов оказалось довольно сложно. Мы к этому вопросу подходим очень тщательно. На нашем предприятии работают лучшие из лучших.

– Расскажите о ваших последних изобретениях. Какие тренажёры для водителей и машинистов были изобретены?

– Наши приборы постоянно совершенствуются и модифицируются. Но, несмотря на то, что их основные функции направлены на поддержание активности водителя, мы обнаружили, что, модифицировав нашу основную технологию, можем влиять и на качество сна. Таким образом, мы можем увеличить продолжительность фазы глубокого сна именно того периода, в котором человек полностью отдыхает. И тогда мы создали новый прибор. Сейчас он проходит все необходимые клинические испытания в одном из государственных медицинских центров, после чего будет выведен на рынок.

Что касается тренажёров, то хотелось бы рассказать о том, который помогает водителям улучшать свои профессионально важные психофизиологические качества. Такие ситуации происходят, как правило, после болезни человека, когда эти качества были, а потом ослабли. Тренируясь на нём, человек может вернуть их первоначальные параметры. Однако если на тренажёре занимается человек, у которого отсутствует одно или несколько качеств, заложенных в утробе матери или в раннем детстве, эффективность будет нулевой.

– Есть ли статистика, благодаря которой можно уверенно сказать, что АО «Нейроком» – компания, в которой люди действительно нуждаются, так как вы предотвращаете возможные трагедии?

– По нашим статистическим данным, в ДТП на дорогах по причине засыпания водителей ежегодно гибнет около 4000 человек. Если бы в автомобилях, выполняющих междугородние рейсы или ночные городские, были установлены наши системы, то все эти жизни нам удавалось бы спасать каждый год.



Image

Всероссийская ярмарка трудоустройства пройдет в Одинцово

Одинцово станет одной из основных площадок Всероссийской ярмарки трудоустройства, которая пройдёт по всей стране 28 июня.

Image

В Кемерове подведены итоги конкурса «Бренд Кузбасса»

11 июня в Кемерове, в Белом зале Правительства Кузбасса, прошло торжественное подведение итогов регионального конкурса «Бренд Кузбасса»....

Image

Педагоги смогут рассчитывать на льготную ипотеку

Представители Ассоциации негосударственного образования предлагают расширить программу льготной ипотеки для педагогов частных и государственных образовательных организаций. Об этом сообщила руководитель представительства организации в...

Image

Ассоциация негосударственного образования: росту числа иностранных студентов помогут частные вузы

Задачу Президента РФ по увеличению числа студентов-иностранцев до 500 тысяч человек могут решить частные вузы, считают в Ассоциации негосударственного...

Image

Педагогам частных школ и вузов предлагают засчитывать трудовой стаж для досрочного выхода на пенсию

Педагогический стаж работников частных образовательных организаций до сих пор не учитывается при подсчете стажа для досрочного выхода на пенсию. Ситуацию необходимо исправлять,...

Image

В рамках ПМЭФ 2024 EKF и Владимирская область подписали соглашение о развитии завода в Александрове

Документ предусматривает инвестиции со стороны компании в объеме более 2 млрд рублей в увеличение мощности своего завода в г. Александрове Владимирской области....

Image

В Министерстве иностранных дел прошла презентация Кавказского инвестиционного форума

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации состоялся брифинг с участием глав и представителей дипломатических миссий иностранных государств в Российской Федерации, среди которых...

Image

Переводчики Южно-Уральской ТПП помогают найти «общий язык» инженерам из Китая и челябинским металлургам

Руководитель отдела переводов Южно-Уральской ТПП Анастасия Малых со знанием китайского языка участвовала в проекте шеф-монтажных и пуско-наладочных работ на производственной...

Image

Президент ЮУТПП озвучил предложения по развитию международного сотрудничества с ЮАР на ПМЭФ-24

Федор Дегтярев выступил на расширенном заседании Делового совета Россия-ЮАР. Заседание состоялось на проходящем в эти дни Петербургском экономическом...

Image

«ЛЮДИ ГОДА – 2024»: международный деловой журнал Russian Business Guide отметил лучших предпринимателей

Уже в шестой раз при поддержке ТПП РФ состоялось проведение церемонии награждения лауреатов премии «Russian Business Guide. ЛЮДИ...

Image

Форум «Россия – Турция: от импорта-экспорта – к инвестиционному взаимодействию»

31 мая 2024 года Ассоциация «Российско-Турецкий диалог» при поддержке Российско-Турецкого делового совета при ТПП РФ, Российско-Турецкой рабочей группы при РСПП и журнала Russian Business Guide провела...

Image

В Грозном состоялось выездное совещание по вопросам организации Кавказского инвестиционного форума

В Грозном состоялось совещание под председательством заместителя министра экономического развития Российской Федерации Сергея Назарова. На встрече обсудили вопросы готовности...

Image

Жителям Коломны откроют новые грани творчества Айвазовского

Цикл встреч под названием «Предприниматели — горожанам» организует Коломенская торгово-промышленная палата.

Image

EKF запустил службу технического сервиса

EKF запустил направление технического сервиса для клиентов и собственную сервисную лабораторию по ремонту оборудования. Лаборатория находится в г. Ногинске на территории склада EKF....

Image

Бизнес Ленинградской области познакомили с промышленностью Южного Урала

С 21 по 23 мая в Челябинске и Миассе работала делегация предпринимателей Ленинградской области. Бизнес-миссию организовали Южно-Уральская торгово-промышленная палата и АНО «Центр развития промышленности...

Image

Больше ста предпринимателей собрались в бизнес-центре «Александрийский дом», чтобы отметить свой профессиональный праздник

Обстановка была торжественной и одновременно деловой, организации не упустили возможность показать свои достижения и то, какую роль они играют в...

Актуальные комментарии