Image

Судоремонтная отрасль давно "созрела" к серьезному реформированию

Для модернизации судоремонтной отрасли на Дальнем Востоке и в Арктике потребуются инвестиции в объеме около 153 миллиардов рублей. Такова предварительная оценка специалистов "Востокгосплана". При этом сейчас лишь около 30 процентов российских судов проходят техническое обслуживание внутри страны.

Текущее положение дел в отрасли и перспективы ее развития обсудили участники заседания регионального экспертно-дискуссионного клуба "Парадигма", соучредителем которого является Дальневосточный филиал "Российской газеты", в головном офисе ДВО РАН во Владивостоке.

В последние годы российские власти уделяют серьезное внимание судостроению. В частности, кратно увеличились заказы отечественным корабелам по линии министерства обороны, приняты соответствующие меры для увеличения строительства рыболовецких судов разного класса. В РФ не прекращался выпуск ледоколов, в том числе и атомных. Кроме того, у нас фактически с нуля создано поточное производство танкеров. Однако по всем нормативам даже новейшие суда должны проходить периодический ремонт и проверку систем. Что тут говорить о судах, которые бороздят моря уже не один год и даже десятилетие. Таких на флоте хватает. А это значит, что пришла очередь государства обратить более чем пристальное внимание и на судоремонт.

Во времена СССР к услугам дальневосточных моряков и рыбаков была огромная судоремонтная отрасль. Ее предприятия располагались практически во всех более или менее крупных прибрежных поселках и тем более городах - от Славянского судоремонтного завода (СРЗ) на юге Приморья, и вплоть до Камчатки, где можно было отремонтировать и сейнеры, и сухогрузы, которые занимались северным завозом. Некоторые из предприятий выжили в 1990-е, какие-то были преобразованы, от других остались отдельные цеха и мастерские.

Свою лепту внесла жесткая международная конкуренция, от которой наши СРЗ не были никак защищены. Потом - череда экономических кризисов, а после в дело вмешались известные события с санкциями. В любом случае сегодня говорить о четко выстроенной системе судоремонта на Дальнем Востоке не приходится.

Наличие серьезных проблем признали и участники заседания клуба. Так, руководитель ООО "Судоремонтный комплекс Приморский завод" Денис Забалуев отметил, что все приморские судоремонтные предприятия имеют схожие проблемы.

На заводах, построенных в 50-60-е годы прошлого века, осталась еще советская инфраструктура, а после развала страны практически никто не занимался сохранением основных фондов - доков, причальных стенок, кранового оборудования.
Разумеется, все это ветшает, приходит в упадок, а судоремонт - не высокомаржинальный бизнес, чтобы позволить себе масштабную модернизацию.

- Ремонт судов - большой комплекс мероприятий, включающий в себя несколько сотен процессов. Если в судостроении одни и те же технологические процессы разрабатываются на все суда одной серии, то ремонт - это индивидуальный подход к каждому судну, что выливается в необходимость иметь различное оборудование, инструменты, запчасти в большом ассортименте, - подчеркнул Денис Забалуев.

Безусловно, нужен и целый список специалистов высокой квалификации, острый дефицит которых испытывают все предприятия отрасли.

- У нас есть замечательный технолог, но ему 85 лет, - продолжил спикер. - Несмотря на почтенный возраст он отлично справляется со всеми обязанностями и задачами. Но мы не можем найти специалиста подобного уровня. Более того, ему некому передать свой опыт.

Сегодня средний возраст работников судоремонтной отрасли составляет 50-60 лет, а многие уникальные специальности постепенно утрачиваются. Молодежь, к сожалению, не спешит идти в судоремонт, несмотря на то что эта сфера способна предложить стабильность, достойную заработную плату и интересные перспективы для молодых специалистов.

Кроме того, сейчас в дело часто вступают так называемые "дикие бригады", которые проводят очаговые работы, не всегда качественные.

Для создания кадрового резерва и привлечения молодых работников предприятия сотрудничают с профильными вузами и колледжами, интегрируют практику студентов в реальные производственные процессы.

Зарубежные верфи, прежде всего корейские, японские и китайские, сегодня могут обеспечить комплексный ремонт судов, тогда как российские СРЗ больше специализируются на восстановлении отдельных механизмов и деталей. Вынужденно, конечно. Всеобъемлющий сервис и большие объемы далеко не всем заводам по силам.

Как результат - наши СРЗ способны конкурировать с иностранцами по цене, но по срокам серьезно отстают. Речь может идти даже о годах.

- Научно-исследовательское судно "Академик М. А. Лаврентьев" простояло в ремонте почти три года вместо запланированных шести месяцев, - привел пример директор национального оператора научно-исследовательского флота Михаил Жеребцов. - Между прочим, это единственное судно на Дальнем Востоке, где можно выполнять важнейшие прикладные и фундаментальные работы в области морской геологии и геофизики. В том числе и в Мировом океане, к ресурсам которого сейчас присматриваются все больше стран.

Заместитель директора по науке ТОИ ДВО РАН Юрий Василенко рассказал о возможностях науки в части разработки и применения новых технологий в судоремонте. Так, эксперт озвучил планы по созданию координационного центра для изучения коррозии металлов в морской среде, а также инжиниринговых центров, в частности, - по развитию взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с судоремонтной промышленностью.

Вместе с тем представители отрасли констатируют: мер поддержки, которые могут оказать предприятиям регионы, сегодня недостаточно. Нужны государственные меры, причем у судоремонтников есть понимание, какие. И пессимизма у промышленников по этой части нет. Они видят, что на самом высоком уровне поднимаются акутальные проблемы.

Прежде всего речь идет о принятии законов, которые регулируют как судостроение, так и судоремонт. Об этом говорилось на Морской коллегии при президенте России. По словам экспертов, есть вероятность, что для отрасли будет отменен НДС, хотя бы на какое-то время. Это может привлечь на российские СРЗ и иностранных судовладельцев. Ну а решение кадровой проблемы уже стало одним из государственных приоритетов.

Поэтому бизнес от судоремонта не отворачивается, так как видит здесь большие перспективы. А это самое важное.

Источник: (Ссылка)

Image

Агропродовольственная гильдия Кузбасской ТПП рекомендует установить нормативы ТКО для сельхозпредприятий региона

11 сентября состоялось заседание Агропродовольственной гильдии Кузбасской ТПП на тему: «Установление нормативов твёрдых коммунальных отходов в сфере...

Image

Синтезис 2025: цифровизация лабораторий, ИИ и новые подходы в закупках

Цифровизация все активнее внедряется в сложные и глубинные процессы нефтегазовой и нефтехимической отраслей. На сегодня ее ключевой задачей остается обеспечение максимальной точности, прозрачности и автономности...

Image

ESG‑трансформация: стратегия эффективного развития России

16 сентября 2025г. в программе Форума устойчивого развития городов https://i-s-c-f.ru/ состоится конференция «ESG‑трансформация: стратегия эффективного развития России», посвященная пятилетию активного внедрения ESG‑практик в...

Image

Винный ужин «Сыроварни» и Family Garden

9 сентября во флагманской «Сыроварне» на Большой Никитской прошел винный ужин для девелоперов, организованный компаниями «Сыроварня» и Family Garden. Мероприятие стало площадкой для презентации проектов и установления деловых...

Image

Заказчики ждут исполнителей на Бирже субконтрактов

Найти новых заказчиков и поставщиков производители смогут на Бирже субконтрактов в рамках Недели промышленности Ярославской области, которая пройдет с 29 сентября по 3 октября 2025 года....

Image

25-26 сентября 2025 года в техцентре ВОЛИН состоится пятый Фестиваль рабочих профессий

ВОЛИН ФЕСТ 2025 превратится в центр международного притяжения для всех, кто интересуется востребованными профессиями в автотехобслуживании и современными достижениями в автомобилестроении....

Image

Подписано соглашение о сотрудничестве между Кузбасской ТПП и Колумбийско-Евразийской торговой палатой

9 сентября в ходе телемоста между г. Богота, столицы Республики Колумбии, и г. Кемерово состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Кузбасской ТПП и...

Image

Карандаш клей

Клей-карандаш, или как его еще называют, карандаш клей, является одним из наиболее удобных и широко используемых канцелярских инструментов в офисах, школах и дома. Этот тип клея произвел революцию в мире канцелярских товаров, предложив чистую, быструю и эффективную альтернативу...

Image

Победители конкурса подготовки кадров представили лучшие практики в ТАСС

4 сентября в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященной итогам Всероссийского конкурса лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в 2025...

Image

В КЗЦ «Миллениум» впервые пройдет «Неделя промышленности Ярославской области»

Главное экономическое событие года – «Неделя промышленности Ярославской области» – пройдет в Ярославле с 29 сентября по 3 октября в КЗЦ...

Image

Оценочная деятельность Кузбасской ТПП признана лучшей в номинации общероссийского конкурса «Лидеры оценки»

Кузбасская ТПП стала победителем в номинации «Лидер по участию в судебных экспертизах» общероссийского конкурса общественного признания Русского общества оценщиков...

Image

С вдохновением и новыми знаниями вернулась кузбасская делегация со Всероссийского семейного совета в Иркутске

Во Всероссийском семейном совете, который прошел в Иркутске с 24 по 29 августа, Кузбасс представляли шесть семейных компаний, которые работают в различных отраслях...

Image

Программа наставничества стартует в Подмосковье

Запуск новой волны Программы наставничества состоится 8 сентября в Доме Правительства Московской области в 15.30. Мероприятие объединит начинающих предпринимателей и опытных наставников, готовых поделиться своим успешным опытом ведения...

Image

Юридическое сопровождение бизнеса: налоги, консалтинг, аутсорсинг

10 сентября 2025 года Russian Business Guide при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Ассоциации «Российско-Турецкий диалог» проводит круглый стол на тему: «Юридическое сопровождение бизнеса:...

Image

В рамках областного фестиваля «100% креатив» наградили победителей Всероссийского Кубка креативных бизнес-проектов

15 августа подмосковный Орехово-Зуево стал центром притяжения предпринимателей, стартаперов, творцов и любителей местной культуры. Здесь прошел форум-фестиваль...

Image

Подписано Соглашение между Кузбасской ТПП и Кемеровским региональным отделением Союза машиностроителей России

26 августа состоялась рабочая встреча руководства Кузбасской ТПП с представителями региональной машиностроительной отрасли, в ходе которой было подписано Соглашение...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.