Image

Судоремонтная отрасль давно "созрела" к серьезному реформированию

Для модернизации судоремонтной отрасли на Дальнем Востоке и в Арктике потребуются инвестиции в объеме около 153 миллиардов рублей. Такова предварительная оценка специалистов "Востокгосплана". При этом сейчас лишь около 30 процентов российских судов проходят техническое обслуживание внутри страны.

Текущее положение дел в отрасли и перспективы ее развития обсудили участники заседания регионального экспертно-дискуссионного клуба "Парадигма", соучредителем которого является Дальневосточный филиал "Российской газеты", в головном офисе ДВО РАН во Владивостоке.

В последние годы российские власти уделяют серьезное внимание судостроению. В частности, кратно увеличились заказы отечественным корабелам по линии министерства обороны, приняты соответствующие меры для увеличения строительства рыболовецких судов разного класса. В РФ не прекращался выпуск ледоколов, в том числе и атомных. Кроме того, у нас фактически с нуля создано поточное производство танкеров. Однако по всем нормативам даже новейшие суда должны проходить периодический ремонт и проверку систем. Что тут говорить о судах, которые бороздят моря уже не один год и даже десятилетие. Таких на флоте хватает. А это значит, что пришла очередь государства обратить более чем пристальное внимание и на судоремонт.

Во времена СССР к услугам дальневосточных моряков и рыбаков была огромная судоремонтная отрасль. Ее предприятия располагались практически во всех более или менее крупных прибрежных поселках и тем более городах - от Славянского судоремонтного завода (СРЗ) на юге Приморья, и вплоть до Камчатки, где можно было отремонтировать и сейнеры, и сухогрузы, которые занимались северным завозом. Некоторые из предприятий выжили в 1990-е, какие-то были преобразованы, от других остались отдельные цеха и мастерские.

Свою лепту внесла жесткая международная конкуренция, от которой наши СРЗ не были никак защищены. Потом - череда экономических кризисов, а после в дело вмешались известные события с санкциями. В любом случае сегодня говорить о четко выстроенной системе судоремонта на Дальнем Востоке не приходится.

Наличие серьезных проблем признали и участники заседания клуба. Так, руководитель ООО "Судоремонтный комплекс Приморский завод" Денис Забалуев отметил, что все приморские судоремонтные предприятия имеют схожие проблемы.

На заводах, построенных в 50-60-е годы прошлого века, осталась еще советская инфраструктура, а после развала страны практически никто не занимался сохранением основных фондов - доков, причальных стенок, кранового оборудования.
Разумеется, все это ветшает, приходит в упадок, а судоремонт - не высокомаржинальный бизнес, чтобы позволить себе масштабную модернизацию.

- Ремонт судов - большой комплекс мероприятий, включающий в себя несколько сотен процессов. Если в судостроении одни и те же технологические процессы разрабатываются на все суда одной серии, то ремонт - это индивидуальный подход к каждому судну, что выливается в необходимость иметь различное оборудование, инструменты, запчасти в большом ассортименте, - подчеркнул Денис Забалуев.

Безусловно, нужен и целый список специалистов высокой квалификации, острый дефицит которых испытывают все предприятия отрасли.

- У нас есть замечательный технолог, но ему 85 лет, - продолжил спикер. - Несмотря на почтенный возраст он отлично справляется со всеми обязанностями и задачами. Но мы не можем найти специалиста подобного уровня. Более того, ему некому передать свой опыт.

Сегодня средний возраст работников судоремонтной отрасли составляет 50-60 лет, а многие уникальные специальности постепенно утрачиваются. Молодежь, к сожалению, не спешит идти в судоремонт, несмотря на то что эта сфера способна предложить стабильность, достойную заработную плату и интересные перспективы для молодых специалистов.

Кроме того, сейчас в дело часто вступают так называемые "дикие бригады", которые проводят очаговые работы, не всегда качественные.

Для создания кадрового резерва и привлечения молодых работников предприятия сотрудничают с профильными вузами и колледжами, интегрируют практику студентов в реальные производственные процессы.

Зарубежные верфи, прежде всего корейские, японские и китайские, сегодня могут обеспечить комплексный ремонт судов, тогда как российские СРЗ больше специализируются на восстановлении отдельных механизмов и деталей. Вынужденно, конечно. Всеобъемлющий сервис и большие объемы далеко не всем заводам по силам.

Как результат - наши СРЗ способны конкурировать с иностранцами по цене, но по срокам серьезно отстают. Речь может идти даже о годах.

- Научно-исследовательское судно "Академик М. А. Лаврентьев" простояло в ремонте почти три года вместо запланированных шести месяцев, - привел пример директор национального оператора научно-исследовательского флота Михаил Жеребцов. - Между прочим, это единственное судно на Дальнем Востоке, где можно выполнять важнейшие прикладные и фундаментальные работы в области морской геологии и геофизики. В том числе и в Мировом океане, к ресурсам которого сейчас присматриваются все больше стран.

Заместитель директора по науке ТОИ ДВО РАН Юрий Василенко рассказал о возможностях науки в части разработки и применения новых технологий в судоремонте. Так, эксперт озвучил планы по созданию координационного центра для изучения коррозии металлов в морской среде, а также инжиниринговых центров, в частности, - по развитию взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с судоремонтной промышленностью.

Вместе с тем представители отрасли констатируют: мер поддержки, которые могут оказать предприятиям регионы, сегодня недостаточно. Нужны государственные меры, причем у судоремонтников есть понимание, какие. И пессимизма у промышленников по этой части нет. Они видят, что на самом высоком уровне поднимаются акутальные проблемы.

Прежде всего речь идет о принятии законов, которые регулируют как судостроение, так и судоремонт. Об этом говорилось на Морской коллегии при президенте России. По словам экспертов, есть вероятность, что для отрасли будет отменен НДС, хотя бы на какое-то время. Это может привлечь на российские СРЗ и иностранных судовладельцев. Ну а решение кадровой проблемы уже стало одним из государственных приоритетов.

Поэтому бизнес от судоремонта не отворачивается, так как видит здесь большие перспективы. А это самое важное.

Источник: (Ссылка)

Image

Открыта регистрация на XI Форум НСК

В Санкт-Петербурге 29 и 30 октября пройдёт XI Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России». Организаторами мероприятия выступают Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Министерство труда и...

Image

В Общественной палате Российской Федерации обсудили формирование единого пространства частного и государственного образования

10 октября в Общественной палате Российской Федерации состоялся III Ежегодный Всероссийский Форум Общественного Негосударственного Образования,...

Image

В Кузбасской ТПП прошла дискуссия о возможности включения медицинских услуг в региональный материнский капитал

15 октября в Кузбасской ТПП в рамках заседания Комитета по предпринимательству в сфере здравоохранения была организована дискуссия на тему включения медицинских услуг...

Image

Геленджик, 24-25 апреля 2026 года. Ждем революцию в эстетической медицине!

Впервые на черноморском побережье пройдет Конгресс Русской научной школы - ключевое событие VIII Черноморского конгресса....

Image

19 февраля в рамках церемонии открытия мероприятия состоится вручение премии “Инновация 2026”

Приглашаем Вас принять участие в международной VIII Инновационной школе эстетической медицины - уникальном мероприятии, которое откроет эксклюзивный доступ к главным инновациям 2026 года!...

Image

Ремесленников Кузбасса освободили от необходимости маркировки продукции по нескольким товарным группам

По информации официального регионального сетевого ресурса «Электронный бюллетень», 9 октября 2025 г. было издано Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса №...

Image

Делегация семейных компаний Кузбасса приняла участие в форуме «Бизнес по-семейному» в Томске

По приглашению ТПП Томской области четыре семейные компании из Кузбасса приняли участие в межрегиональном форуме «Бизнес по-семейному», который прошел 9 октября в Томске....

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по вопросам кибербезопасности бизнеса

9 октября состоялось заседание Комитета Кузбасской ТПП по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Кибербезопасность и защита данных». В заседании, организованном в смешанном формате, приняли...

Image

Неделю промышленности Ярославской области посетили более 25.000 человек

Главное экономическое событие года – Неделя промышленности Ярославской области – завершила свою работу 3 октября в КЗЦ «Миллениум». Впервые в этом году мероприятие проходило в таком формате – по инициативе...

Image

В Кузбасской ТПП избрали делегатов на очередной IX съезд ТПП России

7 октября на расширенном заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось избрание делегатов на IX съезд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, который намечен в период с 10 по 16 ноября 2025 года в...

Image

15 компаний региона присоединились к Союзу «Кузбасская ТПП»

7 октября на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось вручение членских билетов компаниям и организациям, которые вошли в союз «Кузбасская ТПП»....

Image

В Кузбасской ТПП обсудили Национальную модель целевых условий ведения бизнеса до 2030 года

7 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Совета Кузбасской ТПП по обсуждению Национальной модели целевых условий ведения бизнеса до 2030 года, которое прошло на двух площадках палаты ...

Image

Россия и Глобальный Юг формируют общее технологическое будущее

В Москве в рамках II Международного симпозиума «Создавая будущее» прошла панельная дискуссия «Образ совместного будущего России и Глобального Юга в мега-проектах», где представители науки, бизнеса и международных организаций...

Image

25 сентября 2025 года прошел Инвест-Форум "Технологии и Возможности"

25 сентября 2025 года в самом сердце западной столицы России, г. Калининграде состоялся масштабный Инвест-Форум "Технологии и Возможности" организованный EVENT CORP AYA & ОРШИ – Продакшн, под руководством Анны...

Image

Новый вектор областной программы наставничества – еще больше конкретики и реального бизнес-опыта

8 сентября в Московской области стартовала программа наставничества, реализуемая Центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство»....

Image

IV международная педагогическая конференция школы «НИКА»

«Открытая школа в глобальном мире: формируя навыки будущего»

Image

Компания «Электрорешения» (бренд EKF) победила в международной коммуникационной премии PROBA Awards 2025

Компания ООО «Электрорешения», представляющая бренд EKF в России, победила в международной коммуникационной премии PROBA Awards 2025 в номинации «Инфлюенс-маркетинг» с...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.