Image

Судоремонтная отрасль давно "созрела" к серьезному реформированию

Для модернизации судоремонтной отрасли на Дальнем Востоке и в Арктике потребуются инвестиции в объеме около 153 миллиардов рублей. Такова предварительная оценка специалистов "Востокгосплана". При этом сейчас лишь около 30 процентов российских судов проходят техническое обслуживание внутри страны.

Текущее положение дел в отрасли и перспективы ее развития обсудили участники заседания регионального экспертно-дискуссионного клуба "Парадигма", соучредителем которого является Дальневосточный филиал "Российской газеты", в головном офисе ДВО РАН во Владивостоке.

В последние годы российские власти уделяют серьезное внимание судостроению. В частности, кратно увеличились заказы отечественным корабелам по линии министерства обороны, приняты соответствующие меры для увеличения строительства рыболовецких судов разного класса. В РФ не прекращался выпуск ледоколов, в том числе и атомных. Кроме того, у нас фактически с нуля создано поточное производство танкеров. Однако по всем нормативам даже новейшие суда должны проходить периодический ремонт и проверку систем. Что тут говорить о судах, которые бороздят моря уже не один год и даже десятилетие. Таких на флоте хватает. А это значит, что пришла очередь государства обратить более чем пристальное внимание и на судоремонт.

Во времена СССР к услугам дальневосточных моряков и рыбаков была огромная судоремонтная отрасль. Ее предприятия располагались практически во всех более или менее крупных прибрежных поселках и тем более городах - от Славянского судоремонтного завода (СРЗ) на юге Приморья, и вплоть до Камчатки, где можно было отремонтировать и сейнеры, и сухогрузы, которые занимались северным завозом. Некоторые из предприятий выжили в 1990-е, какие-то были преобразованы, от других остались отдельные цеха и мастерские.

Свою лепту внесла жесткая международная конкуренция, от которой наши СРЗ не были никак защищены. Потом - череда экономических кризисов, а после в дело вмешались известные события с санкциями. В любом случае сегодня говорить о четко выстроенной системе судоремонта на Дальнем Востоке не приходится.

Наличие серьезных проблем признали и участники заседания клуба. Так, руководитель ООО "Судоремонтный комплекс Приморский завод" Денис Забалуев отметил, что все приморские судоремонтные предприятия имеют схожие проблемы.

На заводах, построенных в 50-60-е годы прошлого века, осталась еще советская инфраструктура, а после развала страны практически никто не занимался сохранением основных фондов - доков, причальных стенок, кранового оборудования.
Разумеется, все это ветшает, приходит в упадок, а судоремонт - не высокомаржинальный бизнес, чтобы позволить себе масштабную модернизацию.

- Ремонт судов - большой комплекс мероприятий, включающий в себя несколько сотен процессов. Если в судостроении одни и те же технологические процессы разрабатываются на все суда одной серии, то ремонт - это индивидуальный подход к каждому судну, что выливается в необходимость иметь различное оборудование, инструменты, запчасти в большом ассортименте, - подчеркнул Денис Забалуев.

Безусловно, нужен и целый список специалистов высокой квалификации, острый дефицит которых испытывают все предприятия отрасли.

- У нас есть замечательный технолог, но ему 85 лет, - продолжил спикер. - Несмотря на почтенный возраст он отлично справляется со всеми обязанностями и задачами. Но мы не можем найти специалиста подобного уровня. Более того, ему некому передать свой опыт.

Сегодня средний возраст работников судоремонтной отрасли составляет 50-60 лет, а многие уникальные специальности постепенно утрачиваются. Молодежь, к сожалению, не спешит идти в судоремонт, несмотря на то что эта сфера способна предложить стабильность, достойную заработную плату и интересные перспективы для молодых специалистов.

Кроме того, сейчас в дело часто вступают так называемые "дикие бригады", которые проводят очаговые работы, не всегда качественные.

Для создания кадрового резерва и привлечения молодых работников предприятия сотрудничают с профильными вузами и колледжами, интегрируют практику студентов в реальные производственные процессы.

Зарубежные верфи, прежде всего корейские, японские и китайские, сегодня могут обеспечить комплексный ремонт судов, тогда как российские СРЗ больше специализируются на восстановлении отдельных механизмов и деталей. Вынужденно, конечно. Всеобъемлющий сервис и большие объемы далеко не всем заводам по силам.

Как результат - наши СРЗ способны конкурировать с иностранцами по цене, но по срокам серьезно отстают. Речь может идти даже о годах.

- Научно-исследовательское судно "Академик М. А. Лаврентьев" простояло в ремонте почти три года вместо запланированных шести месяцев, - привел пример директор национального оператора научно-исследовательского флота Михаил Жеребцов. - Между прочим, это единственное судно на Дальнем Востоке, где можно выполнять важнейшие прикладные и фундаментальные работы в области морской геологии и геофизики. В том числе и в Мировом океане, к ресурсам которого сейчас присматриваются все больше стран.

Заместитель директора по науке ТОИ ДВО РАН Юрий Василенко рассказал о возможностях науки в части разработки и применения новых технологий в судоремонте. Так, эксперт озвучил планы по созданию координационного центра для изучения коррозии металлов в морской среде, а также инжиниринговых центров, в частности, - по развитию взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с судоремонтной промышленностью.

Вместе с тем представители отрасли констатируют: мер поддержки, которые могут оказать предприятиям регионы, сегодня недостаточно. Нужны государственные меры, причем у судоремонтников есть понимание, какие. И пессимизма у промышленников по этой части нет. Они видят, что на самом высоком уровне поднимаются акутальные проблемы.

Прежде всего речь идет о принятии законов, которые регулируют как судостроение, так и судоремонт. Об этом говорилось на Морской коллегии при президенте России. По словам экспертов, есть вероятность, что для отрасли будет отменен НДС, хотя бы на какое-то время. Это может привлечь на российские СРЗ и иностранных судовладельцев. Ну а решение кадровой проблемы уже стало одним из государственных приоритетов.

Поэтому бизнес от судоремонта не отворачивается, так как видит здесь большие перспективы. А это самое важное.

Источник: (Ссылка)

Image

Бизнес-дипломатия в новой экономической реальности

8 декабря в Московском доме книги на Новом Арбате Мария Суворовская и Russian Business Guide представили книгу «Дружественный диалог. Бизнес-дипломатия в новой экономической...

Image

Подмосковье усиливает позиции в креативной экономике: итоги исследования и программы акселерации

4 декабря 2025 года в пространстве «АКИ.лаб» были представлены результаты исследования развития креативных индустрий Подмосковья в постковидный период. За последние пять лет регион...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили вопросы безопасности бизнеса во внешнеэкономической деятельности

4 декабря в Кузбасской ТПП прошло заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Сотрудничество с зарубежными партнерами в бизнесе: актуальные проблемы ВЭД». В...

Image

В Кузбасской ТПП подведены итоги Марафона креативных идей, организованного среди студентов СПО

5 декабря в Кузбасской ТПП состоялось торжественное подведение итогов Марафона креативных идей — конкурса студенческих бизнес-идей, направленных на популяризацию культурного наследия и...

Image

На прошлой неделе в Москве состоялся V Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия»

На прошедшем в Москве IV Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия» было поднято ряд важных тем, создающих основу для глобального сотрудничества. Форум традиционно стал важной...

Image

Центр «Мой бизнес» провел спецкурс «Гастробизнес» для предпринимателей Подмосковья

Завершился уникальный спецкурс «Гастробизнес», организованный центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Предприниматели и рестораторы узнали...

Image

Центр «Мой бизнес» Московской области помог ремесленникам Подмосковья превратить увлечение в прибыльный бизнес

Развитие своего дела в сфере народного художественного промысла – это не только возможность сохранить и передать вековые традиции молодому поколению, но и...

Image

«Российская неделя здравоохранения-2025»: ПРЕСС-РЕЛИЗ

С 8 по 11 декабря 2025 г. состоится Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2025» (далее – Форум) – флагманский конгрессно-выставочный смотр в области медицины, охватывающий практически всю отрасль:...

Image

Предприниматели Подмосковья постигали секреты успеха на спецкурсе «Мода и стиль»

В конце ноября Центр «Мой бизнес» Московской области стал организатором спецкурса «Мода и стиль», предназначенный для начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем, связанных с модой и пошивом...

Image

Кузбасская ТПП организовала Семейный день для бизнеса

27 ноября в Кемерове, в Государственной библиотеке Кузбасса для детей и молодежи, Кузбасская ТПП в партнерстве с названным учреждением культуры и региональным филиалом Клуба лидеров России «Эльбрус» организовала «Семейный день с...

Image

НЕЖНЫЙ ГРАНТ – 2025

МЫ НЕ СЛЕДУЕМ ТРЕНДАМ В БИЗНЕСЕ. МЫ ИХ СОЗДАЁМ!

Image

Спецкурс «Народные художественные промыслы и ремесла» ждет предпринимателей подмосковного региона

Мероприятие организовано центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Занятия пройдут в оффлайн формате с 1 по 3...

Image

Департамент оценки Кузбасской ТПП развивает услуги по оценке и экспертизе в сфере ЖКХ

Департамент оценки Кузбасской ТПП развивает направление по оценке, экспертизе и консультированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), что позволит повысить прозрачность взаимодействия...

Image

«Миссия женщин-предпринимателей. Ценности в бизнесе и семье». Названы победительницы премии «BUSINESS WOMEN. LIFE. FAMILY»

28 ноября 2025 года в Торгово-промышленной палате РФ состоялось награждение седьмой ежегодной женской премией «Business women. Life....

Image

Бизнес-семинар "Уголовно-правовые риски бизнеса в сфере госзаказа и гособоронзаказа. Виды и способы защиты от них"

Семинар для владельцев бизнеса, руководителей, начальников юридических департаментов, руководителей служб...

Image

Бизнес-семинар «Субсидиарная ответственность по долгам компании»

Мероприятие пройдет 11 декабря 2025 г. Начало – в 16.00 (мск.), продолжительность – 1,5 часа Место проведения: БЦ ПОЛЛАРС, Дербеневская набережная 11, офис В1203, конференц-зал АБ ’Юрлов и Партнеры’". Участие –...

Image

Кузбасская ТПП проводит «Марафон креативных идей»: студенты СПО разрабатывают бизнес-идеи

20 ноября стартовал «Марафон креативных идей», организованный Комитетом Кузбасской ТПП по развитию креативных индустрий, в рамках которого студенты СПО региона разрабатывают свои бизнес-идеи...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.