Image

Снизился экспорт угля на восток из основных добывающих регионов

С начала года железнодорожный экспорт угля на восток снизился из всех основных добывающих регионов. При этом общий показатель перевозки вырос на 1,3%: недопоставленные объемы РЖД перераспределяют на другие направления

Экспорт угля на восток по железной дороге вырос в январе — феврале на 1,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 18,6 млн т, следует из данных РЖД. При этом отгрузка твердого топлива на экспорт в восточном направлении сократилась из большинства угледобывающих регионов, но увеличилась в западном, пояснили в пресс-службе холдинга. Частично «выпавшие» объемы были компенсированы поставками на внутренний рынок и перераспределением на другие направления.

Перевозки из Хакасии в восточном направлении упали на 0,4 млн т, но на 28,1%, до 1,4 млн т выросли в западном, в 7 раз, до 0,5 млн т — в южном. Поставки иркутского угля на экспорт уменьшились на 0,2 млн т, до 0,3 млн т, при этом на 0,1 млн т, до 2,32 млн увеличились во внутреннем сообщении. Погрузка из Тувы снизилась на 31,7%, до 36 тыс. т вследствие непредъявления груза. Снижение отправок твердого топлива из Бурятии на 0,6 млн т, до 0,8 млн т частично компенсировано ростом отгрузки на внутренний рынок на 6%, до 0,93 млн т. Аналогично у Якутии — экспортные перевозки уменьшились на 0,1 млн т, до 4,24 млн т и были компенсированы увеличением отправок внутри страны на 6,7%, до 0,2 млн т.

Отправки на восток увеличили Забайкальский край — на 15,2%, до 0,9 млн т, Хабаровский край — на 70%, до 1,1 млн т, начала отправки Новосибирская область — в объеме 1,43 млн т.

С 1 января уголь транспортируется согласно Правилам недискриминационного доступа, в которых он находится в одиннадцатой очереди. Такой порядок, по мнению РЖД, обеспечивает равномерное распределение пропускных способностей между грузоотправителями с учетом государственных интересов и вклада перевозимых грузов в экономику. До этого года действовала другая схема — экспортное твердое топливо из Хакасии, Бурятии, Якутии, Тувы и Иркутской области вывозилось на восток по квотам, что позволяло иметь ему более высокий приоритет в перевозках (он был в третьей очереди). По словам источника, близкого к РЖД, рост экспорта на Восточном полигоне после отказа от этих преференций обусловлен доступом к инфраструктуре регионов, у которых их не было (Забайкальский и Хабаровский край, Новосибирская область). «Поехали регионы, которые не имели соглашений, поэтому не имели доступа на восток», — сказал он.

Сейчас квота есть только у Кузбасса, правительство региона и РЖД договорились о гарантированной доставке 54,1 млн т в 2025 году. Однако отгрузки на восток оттуда тоже снизились — на 0,17 млн т, до 9,34 млн т в январе — феврале в годовом выражении. Это «ставит под угрозу» исполнение соглашения между Кемеровской области и РЖД на 2025 год, заявили РБК в пресс-службе регионального правительства. В первом квартале объем перевозок предполагается на уровне 14,8 млн т, но уже сейчас заметно снижение среднесуточного вывоза на 3,7%.

«При этом компании угольной отрасли Кузбасса уже многие годы готовы кратно нарастить отгрузку экспортной продукции в порты и погранпереходы Дальнего Востока при наличии пропускной способности сети РЖД», — подчеркивают в региональном правительстве. Кемеровская область совместно с компаниями отрасли выработала и направила в федеральные органы власти предложения по восстановлению уровня вывоза угля в адрес портов Юга и Северо-Запада. Среди них — возврат понижающих коэффициентов (были временно приостановлены в 2022 году, с этого года полностью отменены. — РБК), предоставление скидок на поставки по этим направлениям в размере 12,8%.

По оценке Игоря Смирнова, директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры, отклонение по вывозу из Кузбасса от показателей прошлого года «совсем незначительное». Кроме того, указывает он, 2024 год был високосным, что влияет на сопоставление периодов первых двух месяцев. В целом при снижении экспорта на восток был зафиксирован рост на других направлениях, в первую очередь на южном, это особенно заметно с учетом низкой базы прошлого года, когда на фоне конфликта угольщиков и терминала ОТЭКО в Тамани из-за высоких ставок на перевалку (тогда, по данным источников РБК, они были на уровне $38 за тонну, сейчас базовая цена — $15,30. — РБК) некоторые грузоотправители прекратили отгрузку в адрес порта.

Пока экспорт твердого топлива сохраняются на уровне 2024 года, в январе — феврале в общей сложности он составил около 29 млн т. Основными импортерами остаются Китай, Индия и Турция за счет того, что на них приходится «огромная доля» от потребления твердого топлива в мире благодаря наращиванию угольной генерации. С учетом мирового тренда на сокращение потребления угля и соответственно отсутствием дополнительных поставок его из-за рубежа, даже при отмене санкций в будущем «вряд ли стоит ожидать» значительного роста поставок на рынок ЕС, полагает Смирнов.

Куда поставлять уголь выгоднее всего
Несмотря на негативную динамику цен на уголь на базисе FOB Восточный, это направление его перевозки оценивается как самое рентабельное в силу близости к рынкам сбыта, прежде всего китайскому. По данным Смирнова, в начала марта стоимость российского угля в портах Дальнего Востока упала ниже $85 за тонну твердого топлива калорийностью 6000, в то время как на протяжении большей части прошлого года она превышала $100.

«Данный фактор в среднесрочной перспективе может оказать значительное негативное влияние для грузоотправителей, расположенных далеко от морских портов, то есть имеющих большие транспортные затраты по доставке угля. Их продажи могут оказаться уже скоро на грани рентабельности на восточном направлении при дальнейшем снижении цен», — пессимистичен эксперт.

Цены на FOB Балтика и FOB Тамань «еще меньше», чем на Дальнем Востоке (но не ниже, чем в прошлом году), эти маршруты задействуются угольщиками для отправок продукции в Индию, Турцию, страны Африки и Латинской Америки. Поставки через Юг и Северо-Запад «критически» зависят от цен, при дальнейшем их снижении и отсутствии мер поддержки грузоотправителей — например, субсидий (в конце января 2025 года Минтранс предложил субсидировать западные поставки угля по аналогии со схемой, применяемой при отправках моторного топлива в Дальневосточный федеральный округ. — РБК) и понижающих коэффициентов — существует риск значительного сокращения перевозок в адрес портов этих направлений. По словам Смирнова, наименее рентабельны сейчас перевозки через порт Мурманск за счет большого транспортного плеча и на суше, и на море, что повлияло на значительное сокращение экспорта через него в прошлом году, в январе этого года поставки снизились уже на 35%.

В целом сейчас все поставки угольной продукции, кроме антрацита и коксующегося концентрата на восток, убыточны, заключает Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал». «Укрепившийся рубль здесь — довершение разгрома отрасли. Только льготная ставка в южном направлении на уровне 50% от стоимости перевозки может спасти ситуацию, но вероятность ее получения довольно низкая», — резюмирует он.

В правительстве Кузбасса отмечают, что сейчас в кризисной ситуации находятся угледобывающие предприятия по всей России. «В этой ситуации важно не допустить дальнейшего ухудшения ситуации и выполнить уже заключенные договоренности, в том числе по вывозу кузбасского угля на экспорт в 2025 году. Поддержку вывоза угля из других регионов необходимо оказывать за счет резервов РЖД», — считают в правительстве региона.

Вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам в конце 2024 года разработать антикризисную программу для угольной отрасли, а также проконтролировать ситуацию с остановившимися шахтами. Управлением банкротствами угольщиков предложили руководить ВЭБ.РФ.

Источник: (Ссылка)

Image

Кузбасская ТПП запустила новую услугу: подготовка технического отчета по работам, начатым до подачи извещения в стройнадзор

Новая услуга, разработанная и апробированная департаментом строительно-технической экспертизы Кузбасской ТПП, направлена на подготовку технического...

Image

В Чебоксарах обсудили роль навигационной безопасности в экономическом суверенитете России

В столице Чувашской Республики завершился первый форум «Навигационная безопасность», посвященный вопросам обеспечения технологического суверенитета и устойчивости навигационной инфраструктуры...

Image

В Кузбасской ТПП вручены удостоверения слушателям курсов по управлению интеллектуальной собственностью

7 июля в Кузбасской ТПП состоялось вручение удостоверений о повышении квалификации слушателям, которые успешно прошли обучение и выполнили итоговое тестирование по курсу...

Image

TREND GUIDE: новые горизонты для участников выставки «ИНТЕРТКАНЬ»

Общеотраслевая выставка текстильной и легкой промышленности «ИНТЕРТКАНЬ» делает шаг вперед в текстильной индустрии, представляя TREND GUIDE — продукт, разработанный в сотрудничестве с TRND lab & BRND buro....

Image

«Одно сердце, одна Родина, один флаг» — ЦС ТПП провела патриотическую акцию в Красноярске

6 июля в фан-парке «Бобровый лог» состоялась масштабная патриотическая акция «Одно сердце, одна Родина, один флаг». Главным символом события стал флаг России, который передаётся из города в...

Image

Бренд EKF и ГК ФСК делают жилье цифровым

Почти 2 тыс. умных реле бренда EKF установлены в ЖК «1-й Лермонтовский», который ГК ФСК реализует под брендом 1-й ДСК. Эта значимая сделка подчеркивает стратегическое партнерство между компанией «Электрорешения», официальным представителем бренда...

Image

Руководитель Национального агентства обозначил механизмы сближения НСК стран ЕАЭС

26 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко выступил на тематической сессии «Единый рынок труда: вызовы и перспективы» Евразийского экономического...

Image

Дипломы и ценные призы вручены победителям регионального этапа конкурса «Экономическое возрождение России»

20 июня на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось торжественное вручение дипломов и ценных призов победителям регионального этапа XXXI Всероссийского конкурса...

Image

Награды конкурса Национальной премии «Золотой Меркурий» по итогам 2024 года вручены Кузбасской ТПП

Эксперт Кузбасской ТПП Юлия Долганина и экспертное направление Кузбасской ТПП были отмечены наградами по спецноминации конкурса Национальной премии в области предпринимательской...

Image

Алексей Вовченко выступил на ПМЭФ — 2025

19 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко принял участие в работе сессии «Современный рынок труда: поиск ответов на глобальные вызовы», состоявшейся в рамках Петербургского международного...

Image

Издательско-коммуникационная группа «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА представляет авторский медиа-коммуникационный проект «ПРАВОЕ ДЕЛО со Светланой Ерховой»

Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...

Image

20 мая в Красногорске прошли "Дорожные вопросы" для коммерческой недвижимости

Мероприятие посетило больше 40 человек: владельцы коммерческой недвижимости, застройщики и архитекторы.

Image

Work-Life Balance в управленческой карьере: цена амбиций и поиск компромиссов

15 мая в рамках IPWK CLUB прошла дискуссия, посвященная важной теме: «Возможен ли баланс между работой и личной жизнью в управленческой карьере?»...

Image

Развитие международного направления: Мариллион принял участие в мероприятиях в Китае

Группа компаний «Мариллион» принимает активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление сотрудничества между российскими и китайскими компаниями, а также на развитие китайского...

Image

Уникальный автопробег в честь 80-летия Победы объединит Москву и Горно-Алтайск

С 3 по 12 июня состоится автопробег «Москва-Алтай» в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проект реализуется при поддержке Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.