Image

«Трансмашхолдинг», «Росатом» и Сергей Шишкарев создадут совместный бизнес

«Трансмашхолдинг» выкупит 1% у Сергея Шишкарева и станет его партнером, а также госкорпорации «Росатом» в группе «Дело». В 2025-м стороны консолидируют свои активы в логистике и создадут совместную компанию

Госкорпорация «Росатом», бизнесмен Сергей Шишкарев и АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) договорились о консолидации принадлежащих им логистических активов и создании совместной компании, сообщили РБК стороны сделки. Целью объединения являются «формирование национального лидера транспортно-логистического рынка России и одного из ведущих игроков на рынке международной логистики, в том числе оператора новых международных транспортных и торговых коридоров».

На текущем этапе ТМХ выкупит 1% управляющей компании «Дело» у ее основателя и крупнейшего бенефициара Сергея Шишкарева. Доля госкорпорации «Росатом» в компании сохранится на уровне 49%. По завершении сделки ТМХ представит кандидата на должность гендиректора компании.

До конца 2025 года стороны планируют закрыть сделку по объединению всех своих логистических активов, определить бизнес-модель будущей компании и систему управления ею. Стороны рассчитывают в дальнейшем привлечь в капитал компании новых стратегических или институциональных инвесторов.

Что такое «Дело»
Группа компаний «Дело» создана в 1993 году, изначально основной ее бизнес был сконцентрирован в Новороссийске, родном городе ее основателя — бизнесмена Сергея Шишкарева (125-е место в рейтинге Forbes с оценкой состояния в $1 млрд в 2024 году).

В конце 2017 года группа вышла на федеральный уровень, купив 30,75% портового холдинга Global Ports у Transportation Investments Holding Ltd (холдинга «Н-Транс», доли в нем принадлежали Никите Мишину, Андрею Филатову, Константину Николаеву). Сумма сделки не раскрывалась, но, по данным Лондонской биржи, где торговался Global Port, этот пакет стоил $238 млн. На тот момент еще 30,75% портового холдинга принадлежали датскому конгломерату A.P. Moeller — Maersk A/S, по 9% контролировали Ilibrinio Establishment Limited и Polozio Enterprises Limited, в свободном обращении находились 20,5% акций. После начала военной операции на Украине, введения санкций странами Запада и продажи Maersk российской части бизнеса «Дело» консолидировало 100% акций Global Ports.

Госкорпорация «Росатом», бизнесмен Сергей Шишкарев и АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) договорились о консолидации принадлежащих им логистических активов и создании совместной компании, сообщили РБК стороны сделки. Целью объединения являются «формирование национального лидера транспортно-логистического рынка России и одного из ведущих игроков на рынке международной логистики, в том числе оператора новых международных транспортных и торговых коридоров».

На текущем этапе ТМХ выкупит 1% управляющей компании «Дело» у ее основателя и крупнейшего бенефициара Сергея Шишкарева. Доля госкорпорации «Росатом» в компании сохранится на уровне 49%. По завершении сделки ТМХ представит кандидата на должность гендиректора компании.

До конца 2025 года стороны планируют закрыть сделку по объединению всех своих логистических активов, определить бизнес-модель будущей компании и систему управления ею. Стороны рассчитывают в дальнейшем привлечь в капитал компании новых стратегических или институциональных инвесторов.

Сумму и другие условия сделки стороны не раскрывают.

Что такое «Дело»
Группа компаний «Дело» создана в 1993 году, изначально основной ее бизнес был сконцентрирован в Новороссийске, родном городе ее основателя — бизнесмена Сергея Шишкарева (125-е место в рейтинге Forbes с оценкой состояния в $1 млрд в 2024 году).

В конце 2017 года группа вышла на федеральный уровень, купив 30,75% портового холдинга Global Ports у Transportation Investments Holding Ltd (холдинга «Н-Транс», доли в нем принадлежали Никите Мишину, Андрею Филатову, Константину Николаеву). Сумма сделки не раскрывалась, но, по данным Лондонской биржи, где торговался Global Port, этот пакет стоил $238 млн. На тот момент еще 30,75% портового холдинга принадлежали датскому конгломерату A.P. Moeller — Maersk A/S, по 9% контролировали Ilibrinio Establishment Limited и Polozio Enterprises Limited, в свободном обращении находились 20,5% акций. После начала военной операции на Украине, введения санкций странами Запада и продажи Maersk российской части бизнеса «Дело» консолидировало 100% акций Global Ports.

Значительным расширением бизнеса «Дела» стала покупка 50% плюс двух акций «Трансконтейнера» у РЖД в конце 2019 года. Группа обошла других претендентов на актив: Первую грузовую компанию (тогда принадлежала Владимиру Лисину) и «Енисей Капитал», которым частично владели Роман Абрамович и Александр Абрамов. На момент проведения аукциона 24,74% акций «Трансконтейнера» принадлежали «Енисей Капиталу», еще 24,84% — банку ВТБ. При этом «Енисей Капитал» и ВТБ перед аукционом заключили форвардный контракт, по которому банк должен был продать структуре Абрамовича и Абрамова свою долю после торгов, тогда компания консолидировала бы более 99% акций. Оставшиеся 0,42% торговались на Московской бирже. «Дело» выиграло торги, заплатив за долю «Трансконтейнера» 60,3 млрд руб. Из собственных средств группы было уплачено 25–30% стоимости актива, под оставшуюся часть кредит предоставил Сбербанк, рассказывал Шишкарев.

Вскоре после покупки «Трансконтейнера» 30% управляющей компании «Дело» через «Атомэнергопром» выкупила госкорпорация «Росатом». Цель сделки, как объясняли тогда стороны, — развитие нового логистического направления и создание платформы для запуска глобального международного транспортно-логистического бизнеса: «Основными направлениями сотрудничества станут развитие международных мультимодальных и транзитных перевозок на маршруте Азия — Европа — Азия, в том числе через Северный морской путь (СМП; госкорпорация стала инфраструктурным оператором проекта в 2018 году)». Впоследствии доля «Росатома» в управляющей компании выросла до 49%.

По итогам 2023 года выручка УК «Дело», по данным СПАРК, составила 41,4 млрд руб., чистая прибыль — 37,6 млрд руб.

Значительным расширением бизнеса «Дела» стала покупка 50% плюс двух акций «Трансконтейнера» у РЖД в конце 2019 года. Группа обошла других претендентов на актив: Первую грузовую компанию (тогда принадлежала Владимиру Лисину) и «Енисей Капитал», которым частично владели Роман Абрамович и Александр Абрамов. На момент проведения аукциона 24,74% акций «Трансконтейнера» принадлежали «Енисей Капиталу», еще 24,84% — банку ВТБ. При этом «Енисей Капитал» и ВТБ перед аукционом заключили форвардный контракт, по которому банк должен был продать структуре Абрамовича и Абрамова свою долю после торгов, тогда компания консолидировала бы более 99% акций. Оставшиеся 0,42% торговались на Московской бирже. «Дело» выиграло торги, заплатив за долю «Трансконтейнера» 60,3 млрд руб. Из собственных средств группы было уплачено 25–30% стоимости актива, под оставшуюся часть кредит предоставил Сбербанк, рассказывал Шишкарев.

Вскоре после покупки «Трансконтейнера» 30% управляющей компании «Дело» через «Атомэнергопром» выкупила госкорпорация «Росатом». Цель сделки, как объясняли тогда стороны, — развитие нового логистического направления и создание платформы для запуска глобального международного транспортно-логистического бизнеса: «Основными направлениями сотрудничества станут развитие международных мультимодальных и транзитных перевозок на маршруте Азия — Европа — Азия, в том числе через Северный морской путь (СМП; госкорпорация стала инфраструктурным оператором проекта в 2018 году)». Впоследствии доля «Росатома» в управляющей компании выросла до 49%.

По итогам 2023 года выручка УК «Дело», по данным СПАРК, составила 41,4 млрд руб., чистая прибыль — 37,6 млрд руб.

Сейчас в портфеле «Дела» также компания «ДелоПортс» (владеет стивидорными терминалами по перевалке контейнеров и зерна в Новороссийском морском торговом порту), мультимодальный интегратор логистических услуг «Рускон», Сахалинское морское пароходство (SASCO, насчитывает 12 судов различного типа — от контейнеровозов до портового буксира). Компании группы контролируют девять морских (общей мощностью 3,9 млн TEU) и 47 наземных (3,7 млн TEU) терминалов, 41 тыс. фитинговых платформ (используются для перевозки контейнеров по железной дороге), следует из данных самого «Дела».

Как «Росатом» наращивал логистические активы
«Росатом» уже несколько лет наращивает портфель логистических активов. Кроме группы «Дело» в конце 2023 года по указу президента Владимира Путина в уставный капитал госкорпорации было передано 92,4% принадлежавших государству акций логистического гиганта FESCO. В начале того же года этот пакет по иску Генпрокуратуры был изъят у предыдущих собственников — Зиявудина Магомедова, Михаила Рабиновича и Андрея Северилова. Оставшиеся 7,5% находятся в свободном обращении.

Еще один логистический актив «Росатома» — ООО «Международная контейнерная логистика» (МКЛ), совместное предприятие с DP World из Объединенных Арабских Эмиратов. В МКЛ госкорпорация через «Атомэнергопром» и его дочернее ООО «Росатом Логистика» владеет 51%.

В сентябре 2024 года стало известно, что «Росатом» консолидирует все свои активы в логистике, включая проекты с группой «Дело», DP World и прочие, в единый логистический дивизион. Его (а также FESCO напрямую) возглавил Петр Иванов, в прошлом — замглавы Федеральной антимонопольной службы и топ-менеджер структур РЖД.

Чем известен ТМХ
ТМХ — крупнейший в России производитель железнодорожного и городского рельсового транспорта. В структуре производства — пассажирские поезда и вагоны, поезда метро, локомотивы, двигатели и компоненты. Штаб-квартира компании находится в Москве, филиалы расположены в Египте, Белоруссии и Казахстане. ТМХ объединяет 16 производственных и сборочных площадок в России и других странах мира, география работы охватывает 30 государств.

По итогам 2023 года выручка ТМХ составила 400 млрд руб., превысив результат прошлого года на 30%. Наибольший прирост продаж отмечался в сегменте техники для метро — 503 вагона различных моделей (на 37% больше, чем в 2022-м). Объем реализации электропоездов увеличился на 31% и составил 693 вагона, продажи пассажирских вагонов локомотивной тяги и вагонокомплектов выросли на 20%, до 957 единиц. Продажи локомотивов совокупно выросли на 11%, до 974 секций.

За три квартала 2024 года ТМХ увеличил чистую прибыль до 17 млрд руб. с 5,8 млрд руб. за тот же период 2023 года, говорится в бухгалтерском балансе компании на 30 сентября. Выручка за девять месяцев увеличилась с 90,9 млрд руб. до 102,8 млрд руб.

Что говорят аналитики
Участие ТМХ в бизнесе «Росатома» и ГК «Дело» может сбалансировать интересы совладельцев и обеспечить эффективную консолидацию для формирования крупнейшего логистического игрока на российском рынке, считает Игорь Смирнов, директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры.

Хотя с 2023 года госкорпорация владеет 49% ГК «Дело» и группой FESCO, консолидация этих активов за последний год так и не произошла, указывает он. Компании продолжают работать «параллельно друг другу», синергетические эффекты от взаимодействия не реализуются. При этом, полагает эксперт, объединение стивидорного, железнодорожного и экспедиторского бизнеса этих игроков «напрашивается». «Компетенции ТМХ в области транспортного машиностроения и энергетики также будут актуальны и полезны», — заключает Смирнов.

Помимо производства локомотивной тяги, ТМХ обладает компетенциями в области управления движением с помощью цифровых систем, напоминает Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс». «В теории для развития единого транспортного коридора между Китаем и Европой с учетом сложности стыковых схем и возможности альтернативных маршрутов через железную дорогу или Севморпуть такой альянс может иметь смысл», — считает эксперт.

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что стоимость сделки составит не меньше 5 млрд руб. (за 1%. — РБК). Он считает сделку логичной с точки зрения макроэкономики: «Есть потребность в обновлении подвижного состава, в повышении эффективности взаимодействия между логистическими компаниями и производителями подвижного состава. Сделка полностью отвечает этим трендам».

По мнению эксперта, «Росатом» — компания с самой сильной системой управления среди крупных российских госкорпораций. «В этом плане партнерство госкорпорации и группы компаний «Дело» — пример эффективного государственно-частного партнера, участие в котором такого крупного игрока, как ТМХ, выглядит логично», — сказал Бурмистров.

Источник: (Ссылка)

Image

III Конференция «ИИ и цифровизация для устойчивости бизнеса»: Лидеры бизнес-сообщества обсудили, как извлечь реальную выгоду из технологий будущего

Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...

Image

Генеральный директор «Электрорешения» (бренд EKF) Дмитрий Кучеров принял участие в Happy Boss Forum 2025

Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...

Image

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет представителей городов и регионов со всего мира

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...

Image

К цветочным клумбам с секундомером

Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...

Image

FWD. Woman Summit 2025. FCongress

30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.

Image

В Кузбасской ТПП действует услуга по обследованию жилых домов, приобретаемых за счет материнского капитала

Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...

Image

Состоялся новый выпуск слушателей Программы наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области

16 октября в Арт Холле «Музосфера» в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Программы наставничества потока 2025...

Image

Открыта регистрация на XI Форум НСК

В Санкт-Петербурге 29 и 30 октября пройдёт XI Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России». Организаторами мероприятия выступают Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Министерство труда и...

Image

В Общественной палате Российской Федерации обсудили формирование единого пространства частного и государственного образования

10 октября в Общественной палате Российской Федерации состоялся III Ежегодный Всероссийский Форум Общественного Негосударственного Образования,...

Image

В Кузбасской ТПП прошла дискуссия о возможности включения медицинских услуг в региональный материнский капитал

15 октября в Кузбасской ТПП в рамках заседания Комитета по предпринимательству в сфере здравоохранения была организована дискуссия на тему включения медицинских услуг...

Image

Геленджик, 24-25 апреля 2026 года. Ждем революцию в эстетической медицине!

Впервые на черноморском побережье пройдет Конгресс Русской научной школы - ключевое событие VIII Черноморского конгресса....

Image

19 февраля в рамках церемонии открытия мероприятия состоится вручение премии “Инновация 2026”

Приглашаем Вас принять участие в международной VIII Инновационной школе эстетической медицины - уникальном мероприятии, которое откроет эксклюзивный доступ к главным инновациям 2026 года!...

Image

Ремесленников Кузбасса освободили от необходимости маркировки продукции по нескольким товарным группам

По информации официального регионального сетевого ресурса «Электронный бюллетень», 9 октября 2025 г. было издано Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса №...

Image

Делегация семейных компаний Кузбасса приняла участие в форуме «Бизнес по-семейному» в Томске

По приглашению ТПП Томской области четыре семейные компании из Кузбасса приняли участие в межрегиональном форуме «Бизнес по-семейному», который прошел 9 октября в Томске....

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по вопросам кибербезопасности бизнеса

9 октября состоялось заседание Комитета Кузбасской ТПП по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Кибербезопасность и защита данных». В заседании, организованном в смешанном формате, приняли...

Image

Неделю промышленности Ярославской области посетили более 25.000 человек

Главное экономическое событие года – Неделя промышленности Ярославской области – завершила свою работу 3 октября в КЗЦ «Миллениум». Впервые в этом году мероприятие проходило в таком формате – по инициативе...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.