Image

«Центр развития команд, лидеров и наставников Елены Челокиди»: стабильность, качество и гибкость

Дочь светлоокая Зевса Афина тогда Одиссея Станом возвысила, сделала телом стройней и густыми Кольцами кудри, как цвет гиацинта, ему закрутила. Так, серебро облекая сияющим золотом, мастер, Девой Палладой и богом Гефестом наставленный в трудном Деле своём, чудесами искусства людей изумляет… «Одиссея», Песнь шестая, Гомер, перевод В. Жуковского

«Центр развития команд, лидеров и наставников Елены Челокиди» в этом году отметил своё 10-летие. Здесь обучают по программам дополнительного профессионального образования и повышения квалификации людей, многие из которых сами уже давно являются наставниками или руководителями высшего звена. О том, что помогает в работе «наставнику наставников», об истории и работе Центра и многом другом – в интервью Елены Челокиди нашему изданию. В названии компании обозначено три направления работы: лидерство, команды и наставничество. Сегодняшнее интервью хочется больше посвятить в первую очередь наставникам.

– Елена, вас называют «одним из родоначальников развивающего наставничества в России»…

– Честно говоря, я до сих пор ни разу не слышала, чтобы меня так называли! Лестно, конечно, но, скорее, я «амбассадор развивающего наставничества». Наставничество, или менторство, как явление, появилось в глубокой древности. Если почитать «Одиссею», можно заметить, что первым «запротоколированным» ментором в истории была богиня Афина, являвшаяся Одиссею во время его странствий. Богиня мудрости выполняла по отношению к царю Итаки две основные функции наставника. С одной стороны, она защищала его, укрывая волшебным плащом, сделанным из шкуры выкормившей громовержца козы Амалфеи, – Эгидой. От названия этой накидки и пошло выражение «под эгидой», означающее «под защитой и покровительством».

С другой стороны, Афина выполняла функцию развития своего подопечного. Она позволяла Одиссею совершать ошибки, получать собственный опыт по дороге в Итаку и делать из него выводы. Он путешествовал около 10 лет между несколькими островами в Эгейском море, чтобы попасть домой. Если мы посмотрим на карту, покажется удивительным, как долго можно было добираться из одной точки в другую на таком небольшом отрезке! На самом деле Гомер аллегорически описывает не только физическое, но и психологическое движение человека, его развитие. И здесь взаимоотношения Афины с Одиссеем играют важную роль.

Мы видим, что развивающий наставник выполняет две важные функции – Защита и Развитие – и появляется в жизни человека тогда, когда необходимо усилить его самостоятельное движение.

Откуда появилось слово «ментор»? На время отсутствия Одиссея, уехавшего на Троянскую войну, заботы о воспитании его сына Телемаха взял на себя пастух по имени Ментор. Сам по себе пастух не сумел бы вести столь умные беседы с мальчиком. В него на это время вселялась опять-таки богиня мудрости Афина. То есть мы можем сказать, что первым ментором была всё же женщина!

Думаю, необходимо уточнить, что такое «развивающее наставничество». Различают как минимум два вида наставничества. Первое – это, скорее, «инструктаж» по овладению какими-то профессиональными навыками. Обычно оно используется при приёме на работу нового неопытного человека. Такому сотруднику дают мастера или старшего товарища, который объясняет и показывает, что и как надо делать в ближайшее время, проверяет, корректирует. Наставник в этом случае не задумывается о внутреннем росте человека: у него на это недостаточно времени, да и задача стоит другая. Развивающее наставничество в первую очередь связано с развитием определённых компетенций. Оно больше подходит для руководящего состава, для работы с кадровым резервом и талантами в организации. И конечно, продвижение человека в развитии своих компетенций, которые, как вы знаете, у каждого преломляются в своём неповторимом виде, занимает гораздо больше времени.

– Любой наставник когда-то был наставляемым, любой учитель – учеником. А каким был ваш путь в наставничество?

– Я из семьи педагогов. Две мои бабушки были учителями: одна – русского языка и литературы, другая – французского и английского языков. А дедушка был учителем истории и потом руководил отделом образования в одной из областей СССР.

Я с детства любила играть в школу. На какое-то время об этом забыла, но в результате, как видите, всё равно к этому пришла. Можно сказать, что мой путь к педагогике и наставничеству был достаточно длинным и естественным.

Что касается наставничества, я считаю, что моим главным наставником был второй мой дедушка, военный инженер-механик. Он считал, что нет недостижимых целей и нерешаемых задач – есть низкий уровень мотивации и нежелание думать и действовать. Целеустремлённость, оптимизм, умение адаптироваться к любым условиям – это у меня от него. Дедушка меня научил, что развитие возможно, только когда ты сам что-то делаешь, при этом предварительно «изучив инструкцию» и всё продумав, так как голова дана именно для этого.

В 2015 году важным наставником для меня стал Дэвид Клаттербак, которого я впервые привезла в Россию. Он оставался всегда оптимистичным, тактичным и открытым, несмотря на то, что уже был всемирно известным в возрасте за 70 лет, когда я с ним познакомилась. Как-то я его спросила: «Дэвид, что заставляет вас быть настолько открытым и даёт столько энергии?» Он ответил: «Любопытство! Вы представляете, Елена, сколько в мире всего интересного? Я не могу это пропустить!» Это дало мне большой урок. Ещё у Дэвида я научилась тактичности и свободе выражения своего мнения. В то время я планировала совместный исследовательский проект и пригласила в него коллегу. Она долго не принимала решения о сотрудничестве – тянула время. Я попросила Дэвида дать мне совет, как поступить. Он ответил: «Спросите её: «Сколько тебе нужно времени, чтобы мне отказать?» Это очень тактичный вопрос, но в то же время отражает саму суть ситуации! Многолетнее общение с Дэвидом, конечно, не прошло даром и помогает мне сейчас в работе с командами и руководителями. С 2019 года у меня есть свой постоянный наставник, в том числе и в бизнесе. Он из России. И я учусь каждый день. Это, конечно, шикарный опыт, когда ты сам развиваешься и выступаешь в роли клиента.

– В чём уникальность вашего подхода к обучению и работе?

– Мои сильные стороны: оптимизм, любопытство, тактичность и при этом нацеленность на результат. Я легко создаю атмосферу безопасности и доверия. Также я за минимальные вмешательства и запуск эволюционных процессов. Это однозначно то, почему меня рекомендуют и передают по сарафанному радио.

Приведу пример: есть ювелирная работа по восстановлению здоровья человека, и часто её иллюстрацией выступает акупунктура, когда через минимальное вмешательство достигаются большие результаты. А бывает другое, как в «Покровских воротах»: «Резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонитов!» Так вот я за точечные чёткие воздействия, которые запускают эволюционные процессы в людях и компаниях. Тогда нет необходимости подписывать пожизненные контракты и ходить в компанию годами. Надо просто знать, куда и как приложить усилия, чтобы процессы запустились и шли уже самостоятельно.

– Вы являетесь основателем и руководителем «Центра развития команд, лидеров и наставников Елены Челокиди». Расскажите о Центре подробнее: когда и где создан, как развивался, чем занимается?

– Компания была образована в 2014 году: в этом году Центру исполняется 10 лет. Изначально это был бутиковый формат обучения иностранным языкам для коучей и менторов с прицелом на развитие международного сотрудничества. Затем я стала членом совета директоров и президентом Международной федерации коучинга в России.

В 2015 году познакомилась с британским профессором Дэвидом Клаттербаком, представителем которого в России стала с 2015 по 2022 год. Во время сотрудничества мы сосредотачивались на оригинальных британских методиках по темам командного коучинга, бизнес-менторинга, на построении систем наставничества и корпоративной культуры в организациях, а также обучении этим навыкам. За это время в Центре успели побывать спикеры из Бельгии, Франции, ЮАР, Австралии, Саудовской Аравии и многих других стран.

С 2019 года наш Центр традиционно проводит конференции с кейсами внедрения наставничества и командного коучинга в организациях, которые доступны для участия всем желающим. Ближайшая пройдёт 21 января 2025 года. В результате естественного развития вектор деятельности Центра сместился в сторону большей поддержки российского бизнеса.

В 2022 году мы получили образовательную лицензию РФ и свободу адаптации огромного накопленного международного опыта на благо российского бизнеса! Сейчас мы обучаем сотрудников и поддерживаем компании в трёх областях: человекоцентричное лидерство (система рабочих взаимоотношений, когда интерес к мнению, потребностям и нуждам конкретного сотрудника становится инструментом достижения бизнес-целей компании), развивающее наставничество (система удержания и развития талантов и раскрытия потенциала сотрудников) и командная работа (система навыков межличностного взаимодействия, направленных на максимизацию коллективной производительности).

Деятельность Центра развивается в трёх направлениях: образование, экспертная поддержка, издательство. Экспертная поддержка обусловлена направлениями, которые я озвучила выше: построение систем наставничества, обучение наставников и подопечных, консультирование HR, проведение командных встреч различных форматов, улучшение межкомандного взаимодействия, обучение талантов, лидеров и руководителей навыкам развивающего недирективного управления, культурного интеллекта и сопровождение изменений. Обычно заказчиками являются собственники компаний, руководители или HR-специалисты, которые хотят видимых изменений в сфере нашей деятельности. Часто обращаются по рекомендации. По всем этим направлениям есть и образовательные программы: студентами на них выступают руководители, планирующие выходить на открытый рынок как наставники или которым нужны новые инструменты вовлечения команд, а также тренеры, независимые консультанты, HRспециалисты.

– Какие навыки получают студенты в процессе обучения?

– Можно сказать, что наши студенты получают навыки недирективного подхода в работе с людьми и командами, которые позволяют им развивать, вовлекать и мотивировать людей максимально эффективно без материальных затрат.

Эти навыки полезны абсолютно всем: собственникам бизнесов, руководителям и топ-менеджерам, HR-специалистам, тренерам и, конечно, наставникам. В обучении я транслирую свой точечный эволюционный подход к развитию людей студентам – людям, которых я учу развивать других людей. Что стоит делать, чего – не стоит, в какой момент надо дать свободу, как давала её Афина Одиссею, а в какой – защитить и предупредить, чтобы результатом стало развитие. Ведь наша задача не просто в том, чтобы человек достиг утилитарных целей, а чтобы он стал мудрее. Как говорил Жванецкий: «Умный с лёгкостью выпутается из ситуации, в которую мудрый не попадёт». Наша задача, как наставников, – взрастить эту мудрость в подопечных, чтобы изменения в них стали стабильными.

Для этого, конечно, необходимы навыки эмпатии, мотивации, обучения взрослых, поведения в конфликтах, управления личностной и групповой динамикой, построения доверительных отношений, оптимизации ресурсов и баланса вовлечённости для достижения цели, развитие ответственности и лидерства и ещё много других практических навыков в работе. Также мы развиваем навык культурного интеллекта, который необходим в обратной связи, переговорах, управлении, аргументации.

В этом помогает недавно разработанная деловая игра, основанная на исследованиях в области взаимодействия разных культур. Культурный интеллект – способность распознавать и управлять убеждениями и установками. Это о том, как правильно и неправильно вести дела: последнее является основой большинства конфликтов на рабочем месте. Мы даём алгоритмы, учим работать с 40 такими установками. Всё это происходит в игровом формате. Центр выдаёт удостоверения о повышении квалификации государственного образца РФ.

Также у нас большинство программ имеют международную аккредитацию, и мы выдаём сертификаты, признаваемые по всему миру. Как я уже говорила, чаще всего к нам обращаются по рекомендации клиентов и студентов со ссылкой на высокое качество образования и работы. Такое качество подтверждается несколькими фактами: лицензией Министерства образования Российской Федерации, аккредитацией в Международной федерации коучинга, моей высшей международной экспертизой в работе с командами и людьми МСС АСТС, а также моей многолетней репутацией в профессиональном сообществе и кейсами сотрудничества с крупнейшими компаниями.

– На ваш взгляд, чем коуч отличается от психолога, ментор – от консультанта?

– Представим две сферы: одну, например, с зеленоватым оттенком, а другую – с красным. Допустим, «красный» – это клиент. Так вот, в отношениях коучинга коуч ни в коей мере не привносит свой опыт в опыт клиента. Красный шарик остаётся красным – он самостоятельно принимает решения и получает собственный опыт. Какого цвета сфера коуча – значения не имеет. Когда мы говорим о консультанте, он в первую очередь ориентируется на свой опыт и транслирует «зелёную» повестку. Клиенту важно проактивно взять эту информацию и адаптировать под себя. Здесь имеет значение сфера именно зелёного цвета.

В наставничестве «красная» и «зелёная» сферы соприкасаются: происходит диффузия, цвета смешиваются. Наставник позволяет себе привнести немного своего опыта в картину мира клиента, но и сам открыт всему интересному, что может дать подопечный. Между коучем и психологом есть разница с точки зрения фокуса на времени.

Коучинг направлен больше на то, к чему человек идёт, на будущее. Работа психолога больше про «здесь и сейчас» и про поиск факторов прошлого, которые отражаются на нынешнем состоянии и поведении человека. А вот наставничество – очень интересная сбалансированная модель, когда мы при необходимости обращаемся к прошлому, потому что оно может мешать нам двигаться вперёд, при этом держим фокус на стратегическом будущем и на развитии и продвижении человека вперёд в настоящем.

Здесь есть элементы психологии, коучинга и экспертизы одновременно. Также коуч не ставит диагнозы, ему необязательно знать типы личности, теории и различные отклонения в поведении, а психологу это знать, конечно, надо. Это более глубокая работа и понимание процессов, происходящих с человеком или командой. Я сама, помимо образования юриста и экономиста, получила образование бизнес-психолога и считаю, что знание психологии просто необходимо менторам, которые профессионально хотят развиваться в этой сфере, поэтому во все наши программы обучения включён такой раздел.

– О чём мечтаете, что планируете на будущий год?

– Выражаясь метафорически, «я сажаю сады и обучаю этому других людей». Если всё сделано правильно, сад живёт, плодоносит и радует людей гораздо дольше своего создателя. Моя мечта – успеть помочь как можно большему числу компаний посадить как можно больше садов и научить команды и руководителей за ними ухаживать. В 2025 году планирую больше помогать благотворительному фонду «Волонтёры в помощь детям-сиротам», которому мы оказывали помощь и в этом году. От всех наших обучений часть средств поступает в этот фонд, а это значит, что каждый наш студент участвует в благотворительности, обучаясь в Центре. Скорее всего, мы будем расширять сеть провайдеров, чтобы как можно больше компаний в России имело возможность познакомиться с максимально эффективными и человекоцентричными подходами к управлению.

– Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

– Хочется поделиться цитатой, которая была выложена на здании, стоявшем на моём пути в школу: я читала и обдумывала её каждый день много лет. Это фраза Николая Островского: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Я стараюсь проживать свою жизнь именно так и пожелаю того же читателям!

Image

Кузбасская ТПП запустила новую услугу: подготовка технического отчета по работам, начатым до подачи извещения в стройнадзор

Новая услуга, разработанная и апробированная департаментом строительно-технической экспертизы Кузбасской ТПП, направлена на подготовку технического...

Image

В Чебоксарах обсудили роль навигационной безопасности в экономическом суверенитете России

В столице Чувашской Республики завершился первый форум «Навигационная безопасность», посвященный вопросам обеспечения технологического суверенитета и устойчивости навигационной инфраструктуры...

Image

В Кузбасской ТПП вручены удостоверения слушателям курсов по управлению интеллектуальной собственностью

7 июля в Кузбасской ТПП состоялось вручение удостоверений о повышении квалификации слушателям, которые успешно прошли обучение и выполнили итоговое тестирование по курсу...

Image

TREND GUIDE: новые горизонты для участников выставки «ИНТЕРТКАНЬ»

Общеотраслевая выставка текстильной и легкой промышленности «ИНТЕРТКАНЬ» делает шаг вперед в текстильной индустрии, представляя TREND GUIDE — продукт, разработанный в сотрудничестве с TRND lab & BRND buro....

Image

«Одно сердце, одна Родина, один флаг» — ЦС ТПП провела патриотическую акцию в Красноярске

6 июля в фан-парке «Бобровый лог» состоялась масштабная патриотическая акция «Одно сердце, одна Родина, один флаг». Главным символом события стал флаг России, который передаётся из города в...

Image

Бренд EKF и ГК ФСК делают жилье цифровым

Почти 2 тыс. умных реле бренда EKF установлены в ЖК «1-й Лермонтовский», который ГК ФСК реализует под брендом 1-й ДСК. Эта значимая сделка подчеркивает стратегическое партнерство между компанией «Электрорешения», официальным представителем бренда...

Image

Руководитель Национального агентства обозначил механизмы сближения НСК стран ЕАЭС

26 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко выступил на тематической сессии «Единый рынок труда: вызовы и перспективы» Евразийского экономического...

Image

Дипломы и ценные призы вручены победителям регионального этапа конкурса «Экономическое возрождение России»

20 июня на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось торжественное вручение дипломов и ценных призов победителям регионального этапа XXXI Всероссийского конкурса...

Image

Награды конкурса Национальной премии «Золотой Меркурий» по итогам 2024 года вручены Кузбасской ТПП

Эксперт Кузбасской ТПП Юлия Долганина и экспертное направление Кузбасской ТПП были отмечены наградами по спецноминации конкурса Национальной премии в области предпринимательской...

Image

Алексей Вовченко выступил на ПМЭФ — 2025

19 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко принял участие в работе сессии «Современный рынок труда: поиск ответов на глобальные вызовы», состоявшейся в рамках Петербургского международного...

Image

Издательско-коммуникационная группа «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА представляет авторский медиа-коммуникационный проект «ПРАВОЕ ДЕЛО со Светланой Ерховой»

Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...

Image

20 мая в Красногорске прошли "Дорожные вопросы" для коммерческой недвижимости

Мероприятие посетило больше 40 человек: владельцы коммерческой недвижимости, застройщики и архитекторы.

Image

Work-Life Balance в управленческой карьере: цена амбиций и поиск компромиссов

15 мая в рамках IPWK CLUB прошла дискуссия, посвященная важной теме: «Возможен ли баланс между работой и личной жизнью в управленческой карьере?»...

Image

Развитие международного направления: Мариллион принял участие в мероприятиях в Китае

Группа компаний «Мариллион» принимает активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление сотрудничества между российскими и китайскими компаниями, а также на развитие китайского...

Image

Уникальный автопробег в честь 80-летия Победы объединит Москву и Горно-Алтайск

С 3 по 12 июня состоится автопробег «Москва-Алтай» в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проект реализуется при поддержке Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.