РЖД увеличит долю в компании для строительства ВСМ
РЖД могут увеличить свою долю в капитале ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Окупить ее генподрядчик строительства планирует через создание инвестиционного тарифа для компаний
РЖД могут увеличить свою долю в капитале ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Окупить ее генподрядчик строительства планирует через создание инвестиционного тарифа для компаний
Совет директоров РЖД обсудит изменение условий своего участия в АО «УК ВСМ Две столицы» на ближайшем заседании, следует из материалов к нему, подготовленных 11 декабря (есть в распоряжении РБК, подлинность документа подтвердил источник, знакомый с его содержанием). Это АО — компания-учредитель концессионера строительства ВСМ Москва — Петербург ООО «ВСМ Две столицы». РЖД — генеральный подрядчик строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали — планирует расширить свое участие в уставном капитале проекта еще на 19 млрд руб., или до 32,798%.
В феврале 2024 года на совещании у Владимира Путина по вопросу строительства ВСМ было согласовано, что вклад РЖД в АО составит 88,9 млрд руб. (или 27,023% от уставного капитала). Остальные участники концессии: ГУП «Московский метрополитен» — в размере 51,67% (170 млрд руб.), ЗАО «Лидер» — 0,031% (1 млн руб.), регионы прохождения трассы (Санкт-Петербург и Ленобласть, Тверская и Новгородская области) — 15,501% (51 млрд руб.) и грузоотправители — 5,775% (19 млрд руб.).
Как указано в материалах, увеличение доли РЖД произойдет за счет привлечения средств грузоотправителей через формирование инвестиционного тарифа. Этот тариф позволит вернуть средства, вложенные РЖД в 2026–2028 годах (в размере 6,3 млрд руб. ежегодно) и в течение четырех лет (в 2031–2034 годах). По прошествии этого периода и до конца срока действия концессии (с 2035 по 2064 год) суммарный дополнительный доход перевозчика порядка 700 млрд руб. может быть направлен на повышение доходности РЖД от участия в проекте строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург.
В пресс-службе РЖД отказались от комментариев.
Что такое ВСМ
Запуск ВСМ Москва — Санкт-Петербург запланирован на 1 апреля 2028 года. Трасса позволит перемещаться между городами за 2 часа 15 минут, на маршруте протяженностью 679 км предусмотрены 16 остановок: в Твери (из Москвы — 39 минут), на Валдае (1 час 15 минут) и в Новгороде (1 час 41 минута). Потенциальный пассажиропоток оценивается в 23 млн человек; по прогнозам Минтранса, стоимость билета на высокоскоростной поезд будет составляет около 8,9 тыс. руб.
Первые 127 км до Твери планируется ввести в 2027 году. Строительство разделено на два участка: основной Санкт-Петербург — Зеленоград (стоимость ветки оценивается в 1,75 трлн руб., она будет профинансирована по концессионной схеме) и «выходы» из Москвы (221,5 млрд руб. за счет инвестпрограммы РЖД). До 2030 года инвестиции в проект строительства магистрали должны составить 1,7 трлн руб., в 2025 году по поручению президента он также получит не менее 300 млрд руб. из Фонда национального благосостояния.
Зачем это грузоотправителям
Планируется, что ВСМ обеспечит транспортировку дополнительных 30 млн т грузов в адрес портов Северо-Запада, а это, в свою очередь, сохранит выполнение действующих положений приказа Минтранса о расчете кратчайшего расстояния для определения тарифа за перевозку по прейскуранту № 10-01 (ключевому тарифному документу РЖД. — РБК). Расчет этого расстояния для грузоперевозок на маршруте между Москвой и Санкт-Петербургом должен производиться (согласно соответствующему приказу Минтранса) без включения в него расстояния по главному ходу протяженностью 820 км, поскольку он используется для перевозки пассажиров. Так, кратчайшее расстояние перевозок определяется по альтернативному маршруту протяженностью 1070 км, длиннее главного на 250 км.
Сохранение такого подхода к расчету и после реализации ВСМ и высвобождения главного хода для грузовых перевозок позволит РЖД получить дополнительный доход порядка 300 руб. за тонну — инвестиционный тариф (в сравнении с вариантом расчета тарифа по кратчайшему расстоянию), поясняется в материалах к заседанию. При этом для самих грузоотправителей не будет дополнительной нагрузки к прейскуранту.
Наибольший интерес инвестировать в создание скоростной трассы может исходить от компаний, которые активно транспортируют свои грузы по маршруту Москва — Санкт-Петербург или планируют использовать это направление, полагает Анастасия Владимирова, управляющий партнер IPM Consulting. Среди них — НЛМК, «Северсталь», «Евраз», «Уралкалий», «Еврохим», «ФосАгро», СУЭК, «Сибантрацит», «Кузбассразрезуголь». Разгрузка основного хода Октябрьской железной дороги поможет улучшить логистику сырьевого экспорта и оптимизировать маршруты для поставок продукции на внешние рынки. «В теории нефтяные компании и производители СПГ также могут быть заинтересованы в развитии инфраструктуры, поскольку это косвенно влияет на эффективность их логистических цепочек, хотя прямой эффект может оказаться менее значительным», — рассуждает эксперт. Со стороны нефтегазового сектора заинтересованы в участии в проекте ВСМ могут быть «Роснефть», НОВАТЭК и ЛУКОЙЛ, полагает Кирилл Климентьев, аналитик «Цифра брокер».
Выгода для перечисленных компаний может заключаться также в возможности получения долгосрочного стабильного дохода и укреплении партнерских отношений с РЖД, заключает Владимирова. Хотя прямое участие грузоотправителей могло бы снизить финансовое бремя холдинга, инвестиционный тариф обеспечивает гибкий механизм возврата средств, добавляет Климентьев: «Для РЖД это выгоднее, так как гарантированный доход дает предсказуемость возврата вложений. Прямое участие компаний требует более высокого уровня координации и контроля».
Какие перспективы
Рассматриваемую конфигурацию расширения участия РЖД в УК «ВСМ Две столицы» эксперты, опрошенные РБК, характеризуют как рациональную и взвешенную, «долгосрочно перспективную» с точки зрения окупаемости вложений через получение существенной прибыли до 2064 года. Схема с привлечением средств через инвестиционный тариф позволит холдингу увеличить свою долю без прямой нагрузки на бюджет.
Говоря о выборе между расширением участия РЖД и прямых грузоотправителей, Владимирова отмечает, что первый вариант более эффективен, потому что «упрощает» структуру управления проектом, избегая необходимости согласования интересов множества прямых участников. «Кроме того, РЖД как госструктура может обеспечить более стабильное и предсказуемое управление проектом, что критически важно для инфраструктурных проектов такого масштаба в принципе», — сказала она.
Инвестиционной тариф выглядит привлекательным для РЖД, соглашается Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики». Однако найти сейчас грузоотправителей, готовых вложиться в проект, будет «крайне тяжело». «Насколько сейчас компании будут готовы инвестировать в ВСМ, причем достаточно серьезные деньги, миллиарды рублей, с учетом все еще достаточно высоких рисков реализации проекта, это вопрос», — пессимистичен эксперт. По его мнению, «супер высокоскоростные» перевозки могут быть нужны, например, «Почте России» или другим операторам экспресс-доставки.
Источник: (Ссылка)
Семинар для руководителей компаний, осуществляющих складскую и производственную деятельность.
30 октября пленарным заседанием открылась очная программа XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ключевой темой дискуссии стала роль Национальной системы квалификации (НСК) в решении проблем...
29 октября на заседании Законодательного собрания Кузбасса принят закон, вносящий изменения в областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» в...
28 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему «Развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики...
29 октября в Кузбасской ТПП в рамках деятельности Комитета по развитию медиакоммуникаций состоялся семинар-форум, посвящённый новым медиа и их влиянию на коммуникацию бизнеса с...
Уважаемая Ирина Вячеславовна ! Наша команда от всей души поздравляет...
24 октября в Подкомитете по инвестициям Кузбасской ТПП состоялась закрытая встреча на тему: «Краудлендинг: альтернатива банкам для быстрого роста бизнеса и пассивного дохода...
23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....
23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...
22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...
Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....
В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...
Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...
Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...
Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...
Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...
30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.
Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.