Image

Бизнес заявил о риске банкротств и сокращений в дорожном строительстве

На какие меры поддержки рассчитывают компании

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний ожидает сокращений персонала и банкротств подрядчиков на фоне снижения объемов строительства после пиковых для отрасли двух лет. В Минстрое рассматривают меры поддержки отрасли
.

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК; объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и др.) ожидает «деградации отрасли» и ряд негативных последствий для экономики в целом при отсутствии государственных мер поддержки. Об этом говорится в аналитическом обзоре организации «Дорожное строительство: оценка состояния и перспективы развития» (подготовлен на основе результатов опроса среди 15 компаний и групп компаний, занимающих более 50% рынка), с которым ознакомился РБК.

«Отсутствие социально значимых проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и мостов, формирующих единую опорную транспортную сеть страны, смещение финансирования по уже реализующимся объектам на один—три года в сочетании с высокой ключевой ставкой и ростом издержек приведут к деградации отрасли и негативным последствиям для экономики в целом», — говорится в документе.

К негативным последствиям авторы обзора относят:

rbc.group
Реклама 00:00
00:00 / 01:52
Пропустить рекламу можно через
утрату подрядными организациями накопленных компетенций, персонала, техники, расформирование мощностей;
замедление экономического роста отрасли и снижение налоговых поступлений;
массовое высвобождение персонала, рост социальной напряженности в инфраструктурной отрасли и смежных отраслях;
рост убытков и банкротства подрядных организаций;
невозможность оперативной мобилизации отрасли в сжатые сроки в будущем.
Что случилось
«В целях своевременного и качественного исполнения возложенных государственных задач отрасль дорожно-мостового строительства к 2023–2024 годам достигла исторического пика своего развития. Подрядные организации нарастили парк техники, сформировали высококлассные трудовые коллективы», — говорится в обзоре.

Ухудшение показателей отрасли объясняется макроэкономическими факторами. У компаний выросли расходы на оплату труда сотрудников: среднемесячная заработная плата по организациям, вошедшим в выборку, увеличилась в 2023 году на 15,5%, а за девять месяцев 2024-го — на 29,6%. По данным Росстата, средняя зарплата в строительной отрасли в минувшем сентябре составила 84,1 тыс. руб., что на 18,5% больше, чем в прошлогоднем. Средняя зарплата за девять месяцев равнялась 81,1 тыс. руб., что на 20,7% больше, чем в январе—сентябре 2023-го. Более поздние данные на момент публикации не раскрывались.

Выросла долговая нагрузка, указывает НАИК: «По данным кредитных организаций, отношение суммы обязательств 25 крупнейших дорожно-строительных компаний к EBITDA без государственных гарантий составляет 1,6 (в 2023 году — 1,1), а с государственными гарантиями — 3,2 (в 2023 году — 2,7)».

На финансовые показатели также влияет увеличение объемов лизингового портфеля по отношению к 2022 году на 114% и удорожание по лизинговым договорам на 54,6%. Как указывали аналитики «Эксперт РА» в отчете по рынку лизинга за девять месяцев 2024 года, высокие процентные ставки и продолжающееся удорожание предметов лизинга «на фоне роста неопределенности» в экономике ограничивают деловую активность бизнеса: количество заключенных сделок респондентов в январе—сентябре 2024-го не превысило прошлогоднего значения и составило 344 тыс.: «Повышение ключевой ставки и, как следствие, увеличение размера лизинговых платежей обусловили рост средней суммы лизингового договора с 12,4 млн до 15,8 млн руб., или на 28%, что кратно превышает официально заявленный уровень инфляции». Спрос на строительную технику уменьшился в связи с замедлением темпов роста строительного сектора на фоне завершения льготных ипотечных программ и снижения покупательской способности населения из-за удорожания недвижимости и высоких ставок по кредитам, указывали аналитики: «В текущих рыночных условиях строительные компании снижают инвестиционную активность, чтобы избежать в дальнейшем накопления нереализованных объектов недвижимости».

НАИК обращает внимание на то, что начиная с 2024 года наблюдается тенденция к значительному снижению объемов дорожно-строительных работ, которая станет «особо острой» с 2025 года после окончания строительства участков трасс М-4 и М-12. «Объемы финансирования снижаются либо переносятся «вправо». По объектам, планировавшимся к заключению в 2024 году, стоимостью от 5 млрд руб. и выше финансирование перенесено на последующие годы. Остаток законтрактованных, но не выполненных работ (бэклог) по государственным контрактам на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений в период 2022–2027 годов резко снижается», — указывает в обзоре ассоциация.

По данным НАИК, в этом году наблюдается снижение основных параметров отрасли. Совокупная выручка по итогам года составит 57,1% от уровня 2022-го. Остаток законтрактованных работ с 2024 по 2027 год снизится с 54,9 до 10,2%. Производственные и финансовые показатели падают параллельно с увеличением расходов на основные строительные материалы: щебень, песок, битум, арматурный и листовой прокат, дизельное топливо в 2023 году подорожали на 11,1%, а за три квартала 2024-года еще на 9,7%.

Что происходило с ценами на стройматериалы
По данным Росстата, индекс цен на щебень, приобретенный строительными организациями, в апреле 2024 года вырос на 16,38% к марту; в июле цены поднялись еще на 0,32%, а в сентябре снизились к августу на 34%. Индекс цен на приобретенные песчано-гравийные смеси в июле вырос на 9,25%, в остальные месяцы не менялся. Индекс цен на купленные строителями нефтяные битумы рос в мае на 15,3%, в июне — на 11,16%, в июле — на 2,29%. Начиная с последнего месяца лета показатель снижался — на 0,64% в августе, на 0,06% в сентябре и на 0,27% в октябре.

В обзоре со ссылкой на данные Росстата и расчеты НИУ ВШЭ говорится, что средняя рентабельность в дорожном строительстве не превышает 2,6–3,3%, тогда как в строительной отрасли, включая жилищное строительство, она достигает 9,2%.

Что предлагает НАИК
Для сохранения устойчивости отрасли ассоциация считает необходимым продлить на 2025 год возможность авансировать до 50% от цены государственного контракта на поставку товаров и оказание работ и услуг. Требуется также исключить увеличение сроков работ по контракту без индексации его цены, ввести систему оценки компаний для предоставления игрокам с высоким рейтингом мер поддержки, в числе которых право не предоставлять обеспечение под аванс или исполнение контракта.

Еще одна мера поддержки — разрешение компаниям отрасли направлять средства из лимита на непредвиденные расходы и затраты на оплату процентов по банковским кредитам в тех случаях, когда они привлекаются отраслевыми игроками для досрочного исполнения договора подряда или при отставании графика финансирования от графика строительно-монтажных работ.

В пресс-службе Минстроя РБК сообщили, что консолидированные предложения по продлению и введению новых мер поддержки строительной отрасли формируются при участии экспертного сообщества. Рассматриваются и предложения НАИК. «На текущий момент указанный перечень предложений по системным мерам поддержки направлен в отраслевые министерства для оперативного рассмотрения», — отметил представитель ведомства.

Что может помочь дорожным строителям
Как отмечал гендиректор компании «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов, лизинговые компании с «оптимизмом смотрят на новый нацпроект «Инфраструктура для жизни», «который продолжит мероприятия дорожного и жилищного нацпроектов»: «По прогнозам, на него будет направлено до 1,17 трлн руб. Бóльшая часть средств пойдет на строительство и модернизацию федеральных трасс, приграничных КПП, автоматизацию систем мониторинга безопасности и качества автодорог. Это поддержит положительную динамику сегмента дорожно-строительной техники».

Нацпроект разработан по поручению президента Владимира Путина. Вице-премьер Марат Хуснуллин на встрече с главой государства 31 октября говорил, что формирование нацпроекта утверждено и тот должен быть принят в декабре. Он состоит из 12 федеральных проектов, за пять из которых будет отвечать Минстрой, в том числе за мероприятия по дорожному строительству.

В 2025–2027 годах на нацпроект из бюджета будет направлено почти 4 трлн руб., из которых 1,17 трлн руб. запланировано на 2025 год.

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что при переносе сроков финансирования у подрядчиков возникают кассовые разрывы, которые в условиях высокой ключевой ставки зачастую невозможно закрыть кредитными средствами. По его мнению, наименее вероятно разрешение игрокам рынка хранить авансы на банковских депозитах. При этом индексация цен госконтрактов и увеличение объемов авансирования в той или иной форме возможны.

Эксперт отмечает, что сегодня в России формируются два параллельных рынка — льготного и рыночного кредитования и маловероятно, что государство будет резко расширять рынок льготного кредитования, добавляя в него крупные инфраструктурные проекты: «Следующий год будет для отрасли таким же сложным, как 2024 год. С одной стороны, заявлены крупные проекты, например ВСМ. С другой стороны, их реализация может смещаться. При этом крупным инфраструктурным компаниям, по всей видимости, не дадут упасть, чтобы не допустить эффекта домино на подрядные и субподрядные организации».

РБК направил запросы в аппарат Хуснуллина и крупным игрокам отрасли — в «Нацпроектстрой», «Автобан», «Центрдорстрой», АБЗ-1 и другие компании.

Источник: (Ссылка)

Image

К 80-летию Победы в Кузбасской ТПП реализован проект «История войны в моей семье»

На сайте Кузбасской ТПП в рамках проекта «История войны в моей семье» размещены семейные истории о защитниках Отечества и тружениках тыла, а также детские рисунки, посвященные 80-летию Великой...

Image

28-29 апреля 2025 года в Геленджике состоялся VII Черноморский конгресс по пластической хирургии и косметологии

Мероприятие объединило одних из лучших специалистов в области красоты и здоровья, чтобы поделиться своими знаниями и опытом, узнать о самых передовых методиках,...

Image

Руководство и сотрудники ТПП РФ почтили память павших в Великой Отечественной войне

В преддверии 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне глава ТПП РФ Сергей Катырин, и сотрудники Палаты, а также представители дочерних структур - ПАО <ЦМТ>, АО <Экспоцентр>, АНО...

Image

Опубликована архитектура деловой программы Молодежного международного юридического форума – 2025

Молодежный международный юридический форум состоится 21 мая 2025 года в КВЦ «Экспофорум» традиционно в рамках Петербургского международного юридического форума....

Image

Международная выставка недвижимости International Property Market (IPM) станет частью KazanForum 2025

Международная специализированная выставка и конференция в сфере недвижимости, девелопмента, архитектуры и дизайна International Property Market (IPM) пройдет в этом году c 14 по...

Image

В Москве успешно завершились XX Юбилейный Чемпионат и Первенство России по капоэйре

На территории спортивного комплекса "Новая Лига" собрались ведущие спортсмены из различных регионов страны, а также гости из трех зарубежных государств....

Image

Международная выставка «Сварка/Welding – 2025»: инновации, технологии и международное сотрудничество

С 9 по 11 апреля в Санкт-Петербурге в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» состоялась 22-я Международная выставка...

Image

В Московской области прошел Региональный этап Ежегодного Федерального Форума «Частное образование»

25 апреля 2025 года в Российском Университете Кооперации (г. Мытищи) состоялся Региональный этап Ежегодного Федерального Форума Общественного Негосударственного Образования (ФОНО),...

Image

Уральская ТПП собрала бизнес и власть на квартирник, посвященный 80-летию Великой Победы

Без малого сто представителей бизнеса, власти, общественности приняли участие в музыкально-поэтическом вечере «А значит, нам нужна одна Победа», организованном Уральской торгово-промышленной...

Image

Россия и Узбекистан подписали меморандум о сотрудничестве в целях развития НСК

29 апреля в Ташкенте генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин и директор Института развития национальной системы квалификаций при Проектном офисе «Центр проектов в...

Image

В Кузбасской ТПП прошел традиционный турнир по быстрым шахматам среди работников СМИ и предпринимателей

23 апреля в Кемерове, в зале Штаба общественной поддержки ЕР, состоялся традиционный весенний турнир среди работников СМИ и предпринимателей по быстрым шахматам на Кубок...

Image

РМЭФ-2025: инновации и ключевые решения для энергетической отрасли

С 9 по 11 апреля в Санкт-Петербурге на площадке конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» при поддержке Министерства энергетики Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга состоялся Российский международный...

Image

ПМЮФ-2025 пройдет под девизом: «Право: уроки прошлого для мира будущего»

XIII Петербургский международный юридический форум (ПМЮФ-2025) пройдет под девизом: «Право: уроки прошлого для мира будущего»....

Image

Президент Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева: «Партнерские связи с Национальной ТПП Монголии укрепляют экономические связи »

На минувшей неделе Кузбасс с официальным визитом посетила генеральный консул Монголии в Иркутске Батсух Ичинхорлоо. Наряду с официальными встречами в...

Image

Проект Уральской ТПП «Урал: Родины щит и меч», посвященный 80-летию Великой Победы, стартовал в резиденции губернатора Свердловской области

17 апреля 2025 года дан официальный старт большому юбилейному проекту «Урал: Родины щит и меч», разработанному Уральской...

Image

Практический вебинар по участию в международных выставках на территории Азербайджанской Республики

Торговое представительство Российской Федерации в Азербайджанской Республике информирует о проведении 23 апреля 2025 года в 10:00 (по московскому времени), пройдет вебинар по...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.