Image

Банки ищут новые способы привлечь малый и средний бизнес

Рекордный рост числа малых и средних предприятий (МСП) и индивидуальных предпринимателей (ИП) в России, помноженный на высокую деловую активность, запускает новый виток конкуренции между специализированными банками за клиентов-юрлиц.

Финансовым организациям приходится тратить значительные ресурсы не только на привлечение, но и на удержание бизнесменов. Упростить и удешевить эти процессы помогают новые финансовые технологии и перспективные разработки, принципиально меняющие подходы к банковскому обслуживанию бизнеса.

Привлечение одного клиента из бизнес-сектора для банков всегда была гораздо дороже и сложнее, чем в рознице. Это объясняется хотя бы тем, что компаний МСП и ИП в целом значительно меньше, чем физических лиц - но обороты и комиссии, которые платит бизнес, гораздо выше, а значит, такие клиенты очень существенно влияют на финансовые показатели банков. Поэтому последние делают все, чтобы заполучить и удержать любое юридическое лицо.

"Конкуренция за клиентов из бизнес-сектора жесткая: человек едва успевает зарегистрировать ИП или компанию, а ему уже звонят из банка с предложением открыть счет, - говорит исполнительный директор ИТ-компании HFlabs Константин Степанов. - Некоторые банки даже берут на себя все заботы, связанные с открытием ИП или компании. А в последнее время появились и банки, которые сфокусированы на обслуживании МСП".

Такие банки, по словам советника по экономике и социологии РАЕН и одного из кураторов разработки портала "Госуслуги" Антона Баланова, формируют уникальные предложения за счет глубокого понимания потребностей этого сегмента. Для этого они используют гибкие тарифы, упрощенные процедуры, пакетные решения, а также предоставляют консультационные и прочие нефинансовые услуги.

Технический директор банка для бизнеса "Бланк" Кирилл Бантуков добавляет, что предприниматели, выбирая обслуживающий банк, ориентируются не только на ценовые предложения, но и на те решения, которые им может предоставить финансовая организация для покрытия всех технологических нужд компании. В этом смысле, отмечает он, важно не только обладать крупным маркетинговым бюджетом, но и подстраивать те же пакетные предложения под потребности предпринимателей.

"Банки для бизнеса, в отличие от крупных розничных банков, могут работать точечно. Так, мы провели ряд исследований, интересующих наши сегменты, и через них определили основные продукты, которые мы развиваем под нужды клиентов. Также наши постоянные клиенты обращаются к нам с обратной связью, и мы предлагаем им индивидуальные решения их вопросов", - сказал Кирилл Бантуков.

Добиться высочайшего уровня персонализации предложений в B2B-сегменте невозможно так же, как и в розничном, отмечают собеседники "РГ". Поэтому в современных условиях банкам жизненно необходимо работать с большими объемами данных - это позволяет в том числе выявить не только профессиональные, но и личные потребности людей.

"Анализ данных о предпочтениях и поведении позволяет банкам создавать индивидуальные предложения, которые соответствуют специфическим требованиям клиентов.

В их число входят разные консультационные услуги, - говорит коммерческий директор финтех-компании ЮMoney Дмитрий Кармишин. - Это предоставление профессиональных консультаций по управлению финансами, инвестициями или налоговыми льготами для создания добавленной стоимости, образовательные мероприятия и вебинары по финансовой грамотности, инвестициям и другим темам, которые интересуют клиентов".

Константин Степанов отмечает, что современные финтех-инструменты уже помогают банкам сегментировать компании, используя не только их ОКВЭДы, и составлять подходящие пакеты услуг - например, сразу предлагать начинающим продавцам на маркетплейсах кредит для развития.

Одним из главных нынешних направлений развития финтех-сервисов для малого бизнеса является создание ИИ-моделей
"Если говорить о конкретных инструментах для удержания клиентов и повышения их лояльности, тут на первый план выходят системы по управлению клиентскими данными, - добавляет собеседник "РГ".

Они создают единый профиль клиента 360 (база данных, в которой необходимая компании информация о клиентах обновляется в режиме реального времени. - Прим. ред.) и аккумулируют все знания о нем в одной карточке. Это позволяет понять, какие услуги клиенту еще можно предложить и в какое время, с учетом специфики его бизнеса, это лучше сделать. Можно даже найти аффилированные компании, установить связи между предпринимателями, которые являются членами одной семьи".

Он также отмечает, что одним из главных нынешних направлений развития финтех-сервисов для малого бизнеса является создание ИИ-моделей, поэтому самое главное - использовать корректные и качественные наборы данных для обучения таких инструментов. Но в целом, говорит Антон Баланов, AI-Driven платформы используют ИИ для оптимизации финансовых решений, предсказывая денежные потоки, расходы и доходы и так далее. По его словам, в России пока нет таких массово доступных решений для бизнеса, хотя международные компании активно внедряют подобные технологии.

Кирилл Бантуков полагает, что в ближайшие годы одним из главных трендов в обслуживании таких специфических клиентов станут нефинансовые и лайфтех-сервисы. Под этим в первую очередь подразумеваются решения, направленные на обеспечение бесперебойного пользовательского пути в рамках инфраструктуры банка.

Также процесс обслуживания значительно изменят открытый банкинг через API и кросс-интеграции с другими организациями для получения услуг нескольких банков в одном приложении.

Крайне востребованными в ближайшем будущем станут и платежные инструменты нового поколения: QR-коды, биометрия, технологии блокчейна, используемые для повышения прозрачности и безопасности транзакций и прочее, уверен Дмитрий Кармишин. Но вместе с тем банкам нужно будет предлагать бизнесу и новые чисто финансовые инструменты, которые помогут более выгодно распределять финансовые потоки и поддерживать работу бизнеса даже в условиях существенно меняющейся денежно-кредитной политики.

"Технология BNPL ("купи сейчас, плати потом", аналог рассрочки. - Прим. ред.), популярная в потребительском сегменте, только начинает появляться в B2B-секторе. В России же BNPL активно используется частными лицами, но потенциал таких сервисов в сегменте бизнеса почти не реализован. Запуск таких сервисов, а может быть, и целых межбанковских платформ, позволит компаниям откладывать платежи за товары и услуги, что упростит ведение бизнеса и даст новые возможности по управлению денежными потоками", - подытожил Антон Баланов.

Источник: (Ссылка)

Image

Кузбасская ТПП проводит «Марафон креативных идей»: студенты СПО разрабатывают бизнес-идеи

20 ноября стартовал «Марафон креативных идей», организованный Комитетом Кузбасской ТПП по развитию креативных индустрий, в рамках которого студенты СПО региона разрабатывают свои бизнес-идеи...

Image

В Кузбассе проводятся семинары по ВЭД с участием спикеров из Санкт-Петербурга

25 ноября в Кузбасской ТПП прошел семинар «Актуальная информация для специалистов по таможенным операциям: новое в таможенном законодательстве», адресованный руководителям компаний, специалистам по...

Image

22 ноября 2025 года Мария Сергеевна Суворовская приняла участие в составе аппеляционной комиссии в XI Юридическом турнире SERVUS LEGIS

XI Юридический турнир SERVUS LEGIS был организован Адвокатским бюро «Юрлов и Партнёры» совместно с Федеральной палатой адвокатов РФ и...

Image

НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ВЫЗОВЫ 2026 ГОДА Конференция Одинцовского отделения «ОПОРЫ РОССИИ»

25 ноября (вторник) | 15:00–18:00 Арт-станция «НАТАЛЬЦОВО» г. Одинцово, ул. Можайское шоссе, д. 36, подъезд  2

Image

Спецкурс «Гастробизнес» для предпринимателей Подмосковья

Центр «Мой бизнес» Московской области приглашает предпринимателей – рестораторов, владельцев кафе и всех, кто любит готовить и собирается основать свой бизнес, – стать участниками уникального спецкурса...

Image

Курс «Мода и дизайн» для предпринимателей Подмосковья

Центр Мой бизнес Московской области приглашает начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем принять участие в спецкурсе «Мода и дизайн». Спецкурс будет интересен предпринимателям, связавшим свое дело с модой и пошивом стильной...

Image

Компания «Электрорешения» (бренд EKF) подписала соглашение о сотрудничестве с Национальным советом по корпоративному волонтерству

«Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, объявляет о вступлении в активное сотрудничество с Национальным советом по...

Image

«Мебель-2025» – главное событие года для мебельного рынка России

С 24 по 27 ноября 2025 г. в МВЦ «Крокус Экспо» (65–66 км МКАД, станция метро «Мякинино»), павильон 3, залы 13, 14, 15, 18, состоится крупнейшее событие мебельного рынка* – выставка «Мебель-2025», организованная АО...

Image

14 ноября ЗАГОРЯНСКИЙ МУЗЕЙ «МИР СОБАКИ» отпраздновал свой самый первый юбилей

Он был основан год назад журналисткой, литератором и художницей, а вдобавок мамой четверых детей Еленой Александровой в дачном посёлке Загорянском, в Щелковском районе Подмосковья....

Image

В Торгово-промышленной палате Смоленской области обсудили, как промышленным предприятиям подтвердить статус российского производителя

В ТПП Смоленской области состоялся круглый стол, посвящённый практическому применению Постановления Правительства РФ № 719 «О подтверждении...

Image

Регистрация на V Всероссийскую конференцию «(НЕ)ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ» закроется 17 ноября

Информационное агентство AK&M и Компания «Горизонт КФ» 21 ноября 2025 года проведут пятую Всероссийскую конференцию «(НЕ)ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ» в...

Image

Компания «Электрорешения» снова вошла в рейтинг лучших российских работодателей по версии РБК

Компания «Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, по итогам 2025 года в очередной раз признана одним из лучших работодателей страны, войдя в III группу рейтинга...

Image

В Международном Муниципальном Форуме БРИКС приняли участие более 600 мэров городов из 75 стран мира

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 ноября. В Международном Муниципальном Форуме БРИКС, который состоялся 29-31 октября 2025 года в Санкт-Петербурге приняли участие представители 75-ти стран мира....

Image

В Москве успешно прошёл трёхсторонний форум «Россия–Турция–Азербайджан: Сотрудничество в строительной отрасли и инвестиционный диалог»

7 ноября 2025 г. в отеле «Radisson Collection Hotel» в Москве состоялся деловой форум «Россия–Турция–Азербайджан: Сотрудничество в...

Image

В России появится стандарт сервиса в отелях для деловых путешественников

Объем рынка бизнес-путешествий в денежном выражении превышает 1 трлн рублей, однако соответствующие объекты размещения мало стандартизированы. В России сформируют унифицированные стандарты сервиса для деловых...

Image

Правовые аспекты управления системой охраны труда: защита компании и руководителя

Семинар для руководителей компаний, осуществляющих складскую и производственную деятельность.

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.