Image

Банки ищут новые способы привлечь малый и средний бизнес

Рекордный рост числа малых и средних предприятий (МСП) и индивидуальных предпринимателей (ИП) в России, помноженный на высокую деловую активность, запускает новый виток конкуренции между специализированными банками за клиентов-юрлиц.

Финансовым организациям приходится тратить значительные ресурсы не только на привлечение, но и на удержание бизнесменов. Упростить и удешевить эти процессы помогают новые финансовые технологии и перспективные разработки, принципиально меняющие подходы к банковскому обслуживанию бизнеса.

Привлечение одного клиента из бизнес-сектора для банков всегда была гораздо дороже и сложнее, чем в рознице. Это объясняется хотя бы тем, что компаний МСП и ИП в целом значительно меньше, чем физических лиц - но обороты и комиссии, которые платит бизнес, гораздо выше, а значит, такие клиенты очень существенно влияют на финансовые показатели банков. Поэтому последние делают все, чтобы заполучить и удержать любое юридическое лицо.

"Конкуренция за клиентов из бизнес-сектора жесткая: человек едва успевает зарегистрировать ИП или компанию, а ему уже звонят из банка с предложением открыть счет, - говорит исполнительный директор ИТ-компании HFlabs Константин Степанов. - Некоторые банки даже берут на себя все заботы, связанные с открытием ИП или компании. А в последнее время появились и банки, которые сфокусированы на обслуживании МСП".

Такие банки, по словам советника по экономике и социологии РАЕН и одного из кураторов разработки портала "Госуслуги" Антона Баланова, формируют уникальные предложения за счет глубокого понимания потребностей этого сегмента. Для этого они используют гибкие тарифы, упрощенные процедуры, пакетные решения, а также предоставляют консультационные и прочие нефинансовые услуги.

Технический директор банка для бизнеса "Бланк" Кирилл Бантуков добавляет, что предприниматели, выбирая обслуживающий банк, ориентируются не только на ценовые предложения, но и на те решения, которые им может предоставить финансовая организация для покрытия всех технологических нужд компании. В этом смысле, отмечает он, важно не только обладать крупным маркетинговым бюджетом, но и подстраивать те же пакетные предложения под потребности предпринимателей.

"Банки для бизнеса, в отличие от крупных розничных банков, могут работать точечно. Так, мы провели ряд исследований, интересующих наши сегменты, и через них определили основные продукты, которые мы развиваем под нужды клиентов. Также наши постоянные клиенты обращаются к нам с обратной связью, и мы предлагаем им индивидуальные решения их вопросов", - сказал Кирилл Бантуков.

Добиться высочайшего уровня персонализации предложений в B2B-сегменте невозможно так же, как и в розничном, отмечают собеседники "РГ". Поэтому в современных условиях банкам жизненно необходимо работать с большими объемами данных - это позволяет в том числе выявить не только профессиональные, но и личные потребности людей.

"Анализ данных о предпочтениях и поведении позволяет банкам создавать индивидуальные предложения, которые соответствуют специфическим требованиям клиентов.

В их число входят разные консультационные услуги, - говорит коммерческий директор финтех-компании ЮMoney Дмитрий Кармишин. - Это предоставление профессиональных консультаций по управлению финансами, инвестициями или налоговыми льготами для создания добавленной стоимости, образовательные мероприятия и вебинары по финансовой грамотности, инвестициям и другим темам, которые интересуют клиентов".

Константин Степанов отмечает, что современные финтех-инструменты уже помогают банкам сегментировать компании, используя не только их ОКВЭДы, и составлять подходящие пакеты услуг - например, сразу предлагать начинающим продавцам на маркетплейсах кредит для развития.

Одним из главных нынешних направлений развития финтех-сервисов для малого бизнеса является создание ИИ-моделей
"Если говорить о конкретных инструментах для удержания клиентов и повышения их лояльности, тут на первый план выходят системы по управлению клиентскими данными, - добавляет собеседник "РГ".

Они создают единый профиль клиента 360 (база данных, в которой необходимая компании информация о клиентах обновляется в режиме реального времени. - Прим. ред.) и аккумулируют все знания о нем в одной карточке. Это позволяет понять, какие услуги клиенту еще можно предложить и в какое время, с учетом специфики его бизнеса, это лучше сделать. Можно даже найти аффилированные компании, установить связи между предпринимателями, которые являются членами одной семьи".

Он также отмечает, что одним из главных нынешних направлений развития финтех-сервисов для малого бизнеса является создание ИИ-моделей, поэтому самое главное - использовать корректные и качественные наборы данных для обучения таких инструментов. Но в целом, говорит Антон Баланов, AI-Driven платформы используют ИИ для оптимизации финансовых решений, предсказывая денежные потоки, расходы и доходы и так далее. По его словам, в России пока нет таких массово доступных решений для бизнеса, хотя международные компании активно внедряют подобные технологии.

Кирилл Бантуков полагает, что в ближайшие годы одним из главных трендов в обслуживании таких специфических клиентов станут нефинансовые и лайфтех-сервисы. Под этим в первую очередь подразумеваются решения, направленные на обеспечение бесперебойного пользовательского пути в рамках инфраструктуры банка.

Также процесс обслуживания значительно изменят открытый банкинг через API и кросс-интеграции с другими организациями для получения услуг нескольких банков в одном приложении.

Крайне востребованными в ближайшем будущем станут и платежные инструменты нового поколения: QR-коды, биометрия, технологии блокчейна, используемые для повышения прозрачности и безопасности транзакций и прочее, уверен Дмитрий Кармишин. Но вместе с тем банкам нужно будет предлагать бизнесу и новые чисто финансовые инструменты, которые помогут более выгодно распределять финансовые потоки и поддерживать работу бизнеса даже в условиях существенно меняющейся денежно-кредитной политики.

"Технология BNPL ("купи сейчас, плати потом", аналог рассрочки. - Прим. ред.), популярная в потребительском сегменте, только начинает появляться в B2B-секторе. В России же BNPL активно используется частными лицами, но потенциал таких сервисов в сегменте бизнеса почти не реализован. Запуск таких сервисов, а может быть, и целых межбанковских платформ, позволит компаниям откладывать платежи за товары и услуги, что упростит ведение бизнеса и даст новые возможности по управлению денежными потоками", - подытожил Антон Баланов.

Источник: (Ссылка)

Image

III Конференция «ИИ и цифровизация для устойчивости бизнеса»: Лидеры бизнес-сообщества обсудили, как извлечь реальную выгоду из технологий будущего

Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...

Image

Генеральный директор «Электрорешения» (бренд EKF) Дмитрий Кучеров принял участие в Happy Boss Forum 2025

Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...

Image

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет представителей городов и регионов со всего мира

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...

Image

К цветочным клумбам с секундомером

Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...

Image

FWD. Woman Summit 2025. FCongress

30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.

Image

В Кузбасской ТПП действует услуга по обследованию жилых домов, приобретаемых за счет материнского капитала

Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...

Image

Состоялся новый выпуск слушателей Программы наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области

16 октября в Арт Холле «Музосфера» в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Программы наставничества потока 2025...

Image

Открыта регистрация на XI Форум НСК

В Санкт-Петербурге 29 и 30 октября пройдёт XI Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России». Организаторами мероприятия выступают Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Министерство труда и...

Image

В Общественной палате Российской Федерации обсудили формирование единого пространства частного и государственного образования

10 октября в Общественной палате Российской Федерации состоялся III Ежегодный Всероссийский Форум Общественного Негосударственного Образования,...

Image

В Кузбасской ТПП прошла дискуссия о возможности включения медицинских услуг в региональный материнский капитал

15 октября в Кузбасской ТПП в рамках заседания Комитета по предпринимательству в сфере здравоохранения была организована дискуссия на тему включения медицинских услуг...

Image

Геленджик, 24-25 апреля 2026 года. Ждем революцию в эстетической медицине!

Впервые на черноморском побережье пройдет Конгресс Русской научной школы - ключевое событие VIII Черноморского конгресса....

Image

19 февраля в рамках церемонии открытия мероприятия состоится вручение премии “Инновация 2026”

Приглашаем Вас принять участие в международной VIII Инновационной школе эстетической медицины - уникальном мероприятии, которое откроет эксклюзивный доступ к главным инновациям 2026 года!...

Image

Ремесленников Кузбасса освободили от необходимости маркировки продукции по нескольким товарным группам

По информации официального регионального сетевого ресурса «Электронный бюллетень», 9 октября 2025 г. было издано Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса №...

Image

Делегация семейных компаний Кузбасса приняла участие в форуме «Бизнес по-семейному» в Томске

По приглашению ТПП Томской области четыре семейные компании из Кузбасса приняли участие в межрегиональном форуме «Бизнес по-семейному», который прошел 9 октября в Томске....

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по вопросам кибербезопасности бизнеса

9 октября состоялось заседание Комитета Кузбасской ТПП по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Кибербезопасность и защита данных». В заседании, организованном в смешанном формате, приняли...

Image

Неделю промышленности Ярославской области посетили более 25.000 человек

Главное экономическое событие года – Неделя промышленности Ярославской области – завершила свою работу 3 октября в КЗЦ «Миллениум». Впервые в этом году мероприятие проходило в таком формате – по инициативе...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.