Image

Галерея ВЕЛЛУМ – про любовь, искусство и смыслы

ВЕЛЛУМ – галерея с традицией. Уже на протяжении 24 лет ВЕЛЛУМ запускает выставочные и исследовательские проекты. Галерея завоевала авторитет среди профессионального сообщества коллекционеров, экспертов, наследников собраний, сотрудничает с различными музеями России, на регулярной основе ведёт активную издательскую деятельность, причём многие из изданий уже стали библиографической редкостью.

Мы пообщались с коллекционером русского искусства, основателем и идейным вдохновителем галереи ВЕЛЛУМ, искусствоведом, публицистом, советником директора музея Дома русского зарубежья им. А. Солженицына, почётным академиком РАХ Любовью Леонидовной Агафоновой и директором галереи Александром Викторовичем Поповым.

Искусство – это про любовь. Но тем не менее всё стоит своих денег!

– Любовь Леонидовна, как давно вы занимаетесь искусством? И с чего всё начиналось? Это семейная традиция или лично ваше увлечение?

– Расскажу вам одну историю. Когда я была ещё совсем маленькой, мы с мамой пошли к её приятельнице, тогда работавшей в музее-усадьбе «Кусково». И я вспоминаю, что оказалась тогда в совершенно невероятном дворце, в какой-то сказке. Мне тогда стало страшно интересно «о чём написана картина», в художественном произведении искала некий смысл, историю, тайну. Помню, была зима, было дико холодно, меня привели в Грот – это маленький отрезок истории искусства нашей страны, да и Европы. Когда рококо был главенствующим стилем, появилась фантастика изображения: настоящих, невероятно богатых, насыщенных цветом и эстетских по форме раковин, цветов, сделанных из папье-маше для любования, вдохновения и роскошной праздности – квинтэссенция блестящей (пусть идеальной, книжной) аристократии XVIII века. Я влюбилась в эпоху Просвещения, в галантный век, в кринолины, которые потом отразятся в моём увлечении Бакстом, Бенуа и другими. Мои приоритеты с того детского впечатления – синтез изображения и смысл изображаемого.

Всякая детская встреча с искусством была сильнейшим эмоциональным и энергетическим потрясением. Я всегда чувствовала потребность в визуальных образах, потребность читать о том, что было раньше. В старшей школе ещё и кино стало такой же потребностью: я начала какие-то тексты писать, стихи, как все подростки. Потом я влюбилась, и всё это благодаря тому первому впечатлению и знакомству с поэзией Ахматовой, Мандельштама, ранних символистов.

Я не собиралась с самого начала быть историком искусства, совершенно не собиралась делать выставки, не понимала вообще, чего я хочу. Но желание фиксировать у себя этот предмет, предмет любования, предмет энергии, оно было с самого раннего детства. Первое приобретение – лист Тимма «Смерть Ивана Грозного». Смешно теперь, но я купила предмет, на который тогда у меня хватило денег: главное – я им обладала!

Были у меня коллекционеры в роду или не были, я ничего практически об этом не знаю. Я говорю о своей семье только после революционных времён. Кто мы, зачем мы, почему? Ну, наверное, какая-то генетическая память в страстном желании обладать искусством в стенах своего дома.

А то, что я стала продавать эти предметы, – это, скорее, нонсенс, это попытка немного заработать для того, чтобы была на тот момент возможность накормить (смеётся). тогда мою маленькую дочь, купить ей какие-то элементарные средства гигиены (памперсы тогда были очень дорогими). Я не забыла ощущение голода.

Я знаю, что такое, когда у тебя нет возможности купить красивую вещь, и ты четыре года ходишь в одном свитере. Я это помню. Очень мне не хочется сейчас к этому возвращаться. Зато я не боюсь. По-моему, в начале 1992 года я пришла в киноцентр, потом «залипла» на Музее кино. Помню, когда приехал Жан-Люк Годар и была большая встреча с ним в кинотеатре «Мир», это было недалеко от дома, где я жила. Тогда же на Пилюгина я смотрела Вендерса и Фассбиндера на немецком языке. Хотелось кино, хотелось литературы, хотелось быть счастливой! Надо мной посмеивается друг: «Хочу всего!» Преподавала. А потом пришлось один раз, а потом и ещё один помочь моим приятелям продать предметы искусства. Вот так всё и началось. Но я не про бизнес, я про любовь.

- Какие работы или художники вдохновляют лично вас, какие направления искусства вам наиболее интересны?
– Вот сейчас я смотрю на картины Рогинского и меня вдохновляет Рогинский. Я открыла новую выставку в Питере, это мои любимые шестидесятники, она будет называться «Искусство других». Она представлена с 4 июня по 18 августа. Следующая выставка у меня будет – рисунки Сергея Эйзенштейна. Совсем некоммерческая. Может быть, она даст некую пищу для размышлений.

Меня вдохновляет, я уже говорила, идея в рисунке, идея в живописи, что это произведение подскажет. Цитируя великого Оскара Уайльда: «У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего!» А лучшее выбирает меня (смеётся).

– У вас хороший вкус!

– У меня – да. А ещё у меня хорошая насмотренность. И наивность вопреки всему

- Порой насмотренность даже важнее?

– А вы знаете, не только я заметила, сейчас много экспертов, которые получили образование, берутся за то, чтобы писать экспертизы, но они вообще не видят. Искусствовед – и не видит искусства. Коллекционеры видят чаще. А я и коллекционер, и в чём-то эксперт, и экспозиционист. Вообще, выставка – это акт эксгибиционизм, когда показываешь «моё».

И я чувствую энергию. Настоящую. Но это опять к бизнесу имеет маленькое отношение. То, что у меня более-менее получается с аукционом, во-первых, это благодаря Саше Киселевскому (Александр Киселевский. – Ред.). Он говорит: ну не бойся, давай, давай, делай, потому что платформа у него гениальная (Bidspirit. – Ред.). Понимая мою артистичность, мою художественную направленность и видя этот материал, он знает, что из моей кол лекции можно сделать отличный продукт. За этим он чётко следит, и у нас получается. Я ему очень благодарна! Вообще, мне везёт с людьми, если со мной дружат – это на всю жизнь. Я не предаю, я очень преданный человек. Другая история – не любят меня чаще и активнее (смеётся).

А вообще, инвестиции в искусство я считаю жуткой неправдой. Потому что на нашем вечно падающем рынке и на этих скачках инвестировать во что бы то ни было, я считаю, неправильно. Искусство – это про любовь. Но тем не менее всё стоит своих денег. Я меняю счастье на его художественный эквивалент. А вот уже про структуру лучше поговорить с директором галереи Александром Поповым. У него большой опыт менеджерской работы. Он расскажет вам чуть подробнее.

Директор галереи ВЕЛЛУМ Александр Попов:

– Александр, расскажите о направлении вашего аукциона.

– Символизм, русский модерн, 1-й и 2-й авангард, живопись и графика художников объединений «Мир искусства», «Бубновый валет», выпускников ВХУТЕМАС и художников Лианозовской группы. Также иногда с радостью представляем дружественных и близких нам по духу и эстетике, ныне здравствующих современных художников, которые часто заходят к нам в галерею, на выставочные стенды, участвуют в проектах, с которыми можно вместе поднять бокалы после удачной сделки, короче, которых ещё можно потрогать (смеётся).

Обязательное условие аукциона – подтверждение подлинности произведений ведущими представителями экспертного сообщества. Для каждого аукциона разрабатывается новый целостный концепт, где история произведений и их ценность выстроены в логической последовательности и органично дополняют друг друга.

Мы работаем одновременно в трёх направлениях: как аукционный дом, художественная галерея и центр создания музейно-выставочных проектов на базе частных собраний и музейных фондов, проводим профессиональную и объективную оценку произведений искусства. Мы любим находить новое, неизведанное, редкое и ценное – как в материально-инвестиционном, так и в интеллектуально-эстетическом отношении.

– Как вы выбираете предметы искусства для галереи ВЕЛЛУМ?

– Уникальное название галереи и его расшифровка ВЕЛЛУМ от лат. vellum – это одновременно и искусствоведческий термин, и отсылка к многовековой художественной традиции, и указание на некое особое пространство, в котором разворачивается священнодействие.

В первую очередь мы сейчас основываемся на тех запросах, которые исходят от людей, которые приходят к нам.

Это общие тенденции на шестидесятников. Они сейчас востребованы современными коллекционерами, а мы знаем, как правильно упаковать этот продукт. Мы, к сожалению, уже не можем купить себе большого Ларионова или большую метровую Гончарову, потому что время немножко упущено. Но благодаря дружбе Любови Леонидовны со многими интересными личностями и зная наследников этих художников, мы находим подлинные произведения без опаски, что нам принесут фальшивку.

На аукционе мы показываем современное искусство. Мы ориентируемся на ценителей возраста 35+ и говорим о создании нового контента. Только что была проведена роскошная выставка «Пальто Рогинского», которая прозвучала как одна из лучших выставок весны-лета этого года. Мы хорошо её монетизировали и будем продолжать выставляться с ней на аукционе. О ней расскажу далее чуть подробнее. А так у нас постоянно проходят показы кинофильмов, лекции, творческие вечера, авангардные концерты.

Следующий аукцион, который мы делаем на платформе нашего друга Александра Киселевского, будет частично состоять из выставки «Пальто Рогинского».

Вторая часть – это выставка современных художников, которая только что прошла в Музее декоративно-прикладного искусства (ДПИ), где были показаны ведущие современные художники. И таким образом мы их монетизируем и в очередной раз говорим о влиянии и взаимовлиянии современного и прошлого. И хотя Любовь Леонидовна против современных художественных процессов, я говорю о том, что эти процессы внедрять просто необходимо.

– Расскажите, пожалуйста, как проходят аукционы? И какие шедевры там периодически выставляются?

– Аукционы мы проводим только онлайн. Пока это один раз в месяц, но в ближайших планах – выйти на раз в две недели. За неделю до аукциона можно приехать в галерею и посмотреть работы вживую, ознакомиться с документами на них, а также познакомиться с нашей коллекцией в целом. На аукционе представлены работы, достойные музейных собраний: скульптура, живопись, рисунки, иллюстрации, графика (в том числе и архитектурная), наброски, целлулоиды. Говоря о направлениях: это, прежде всего, символизм (художники «Голубой розы», «Мирискусники»), русский модерн и авангард («Бубновый валет»), а также находящиеся сейчас на подъёме шестидесятники-нонконформисты – иными словами, «вторая» волна русского авангарда, работы выпускников ВХУТЕМАС.

Мы размещаем работы музейных авторов рубежа XIX-XX веков, таких как Константин Коровин, Сергей Судейкин, Алексей Саврасов, Ефим Волков, Николай Крымов, Борис Григорьев, Александра Экстер, Абрам Архипов, Константин Первухин, Пётр Уткин, Николай Дубовской. Художников середины XX века: Пётр Беленок, Давид Бурлюк, Николай Вечтомов, Борис Григорьев, Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Александр Лабас, Татьяна Маврина, Владимир Немухин, Оскар Рабин, Михаил Рогинский, Борис Свешников, Вадим Сидур, Василий Ситников, Олег Целков, Эдуард Штейнберг, Александр Шевченко, Владимир Яковлев и многие другие.

– Как вы считаете, какова роль ВЕЛЛУМ на рынке искусства?

– Являясь галереей с традициями и историей, существуя на арт-рынке уже почти 25 лет, пережив несколько финансовых кризисов, мы заработали репутацию фундаментальной, солидной институции, во многом задающей тон и формирующей арт-рынок: на языке биржевиков мы являемся маркетмейкерами.

Любовь Агафонова:

– Какие перспективы вы видите в своей нише и как планируете развиваться?

– Аукцион – прежде всего, площадка для привлечения новых клиентов. Удивительно, но именно с торгов к нам пришли коллекционеры, которые были увлечены искусством именно нашего направления, покупали его через дилеров, но о нас ничего не знали! Выставки видели, в музее меня слушали, а что мы зарабатываем на искусстве – не имели представления. Александр Попов:

– Какие гарантии вы можете дать, чтобы покупатель мог убедиться в подлинности того или другого произведения искусства?

– Провенанс! Это первое. (Провенанс – история владения художественным произведением, предметом антиквариата, его происхождение. – Ред.).

Экспертизу мы проводим сами с помощью коллег из топовых музейных и экспертных институций, очень внимательно относясь к исследованию произведений искусства. Многие работы сразу выставляются с экспертизами известных искусствоведов и экспертных институций. Я предпочитаю государственные.

Мы всегда предоставляем сертификат о подлинности и аутентичности, при необходимости проводя рентгенологические, химические и прочие экспертизы в соответствующих структурах. Более того, за годы работы у нас сложились прочные связи с наследниками, близкими художников, которых мы представляем (некоторых, кстати, эксклюзивно), а также именитыми коллекционерами. Они помогают нам проследить жизненный путь произведения – часто с момента его «рождения» – через руки владельцев: родственников, коллекционеров, фондов, аукционных домов (включая международные); а потом мы помогаем этим шедеврам возвратиться на их историческую родину. И достаточно часто они попадают на площадку нашего аукциона.

– Александр, расскажите, пожалуйста, о вашей команде.

– С удовольствием! Галерея – это не один человек. Это большая машина. И здесь каждый отвечает за свою часть. Я занимаюсь текущими операционными вопросами, Любовь Леонидовна пишет тексты, научные исследования, участвует в создании докфильмов об искусстве – да вообще, она играется! (смеётся).

С Антоном Каретниковым, директором Фонда Николая Каретникова, совместными усилиями мы продюсируем и развиваем ставший за три года известным и любимым проект музыки «второго авангарда» ARS SACRA NOVA.

Связями с общественностью и ведением социальных сетей у нас заведует Валерия Галлай, внучка легендарного лётчика Марка Галлая, который научил Юрия Гагарина говорить: «Поехали!», одна из ведущих журналистов России.

Вообще, наша уникальность в том, что у нас звёздный состав. И дочь Любови Леонидовны, Серафима Агафонова, тоже уже вошла в эту когорту. Хотел бы также отметить работу Анны Липницкой, дочери известного музыканта и коллекционера Александра Липницкого, Ирины Щербаковой, Юлии Поляковой. Вообще, аукцион – это непростое дело. Но в слаженной и профессиональной команде мы видим результат нашего многолетнего труда.

Говоря о нашей галерее, хочется остановиться вот ещё на чём. Мы возвращаем обратно в Россию имена тех личностей, которые во времена «второго авангарда» ушли в диссидентство, уехали за границу. Взаимодействуя с наследниками, с фондами, мы даём ценителям возможность прикоснуться к прекрасному, купив их работы через аукцион. Мы ведь выставляем разный спектр работ: от недорогих рисунков и произведений до очень ценных полотен.

Некоторые приходят к нам просто потому, что им понравился рисунок. Часто не знают даже ничего о художнике. Мы показываем разные работы не только одного мастера, но и других художников этого круга. И человек начинает расти, собирать коллекцию с маленьких рисунков и чертежей, тем самым он развивается и пополняет коллекцию. Ну и желание обладать шедеврами играет огромную роль, поэтому наше аукционное направление развивается довольно успешно. Это, конечно, требует огромных усилий. Но я уверен: все вместе мы справимся.

Любовь Агафонова:

– В антикварном мире считается редкостью, когда успешный коллекционер регулярно проводит проекты, издавая книги, снимая документальные фильмы. Любовь Леонидовна, когда вы всё это успеваете и как вам это удаётся? Что вас мотивирует?

– Я не антикварный человек! (смеётся) Меня мотивирует то, что каждый коллекционер имеет какой-то бизнес, чтобы заработать. Просто так получилось, что я не продаю нефть или медицинское оборудование, например, а продаю картины.

Бизнес – отдельно, а любовь – отдельно. Если говорить про нашу галерею, то у нас на счету уже более сотни выставок в музейных пространствах Москвы, Санкт-Петербурга, Мурома, Суздаля, Владимира, Переславля, Торжка, Липецка, Севастополя. Впереди ещё много интересного. Я, как идеолог проектов, декларирую следующее: «Я меняю деньги на счастье!» Обладание шедевром – огромная эне ргия. Продвижение наших лотов – источник получения средств для проведения всей этой невероятно увлекательной жизни в арт-мире. За этим и существует наш аукцион. Приглашаем приобщиться к тонким материям большого искусства. А начинающим коллекционерам хочу пожелать удачи и приятных приобретений.

Беседовала Екатерина Иванова

Image

«Академия шитья» – все тонкости мастерства от профессионала

В конце августа завершился спецкурс «Академия шитья» для самозанятых из Московской области. Его организатором выступил центр «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство»,...

Image

Форум для самозанятых Московской области «Мой бизнес. Самозанятые. Путь к успеху»

Мероприятие пройдет 11 сентября в Москве, в Яровит Холле на ул. Большая Якиманка, 26. Начало – в 14.00

Image

На «Технопроме» обсудили кадровый дефицит на региональных рынках

В рамках XI Международного форума технологического развития прошло расширенное заседание комитета по кадрам Ассоциации инновационных регионов России. В мероприятии принял участие генеральный директор Национального...

Image

Менторская гостиная на выставке «ИНТЕРТКАНЬ-2024.Осень»: получить набор рекомендаций и найти бизнес-наставника

10 сентября, с 14:30 до 18:00, на выставке «ИНТЕРТКАНЬ-2024.Осень» будет работать Менторская гостиная, организованная совместно с Клубом менторов (mentorclub.ru)....

Image

Состоялось заочное заседание Национального совета

Прошло 83-е, заочное, заседание Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Нацсовет одобрил проекты новых и актуализируемых профстандартов, отнес к ведению советов по профессиональным квалификациям (СПК) виды...

Image

Важные темы для экспортеров Свердловской области разберут эксперты РЭЦ, «СКОЛКОВО» и студии Артемия Лебедева

Одно из самых ожидаемых событий для экспортеров в Свердловской области пройдет 12 сентября 2024 года. Ежегодный форум «Экспортный марафон» состоится в креативном...

Image

Профессионально, организованно и позитивно

Именно такие отзывы оставили участники спецкурса «Школа кондитера», прошедшего на прошлой неделе в Москве.

Image

Приглашаем самозанятых Московской области на спецкурс «Бьюти индустрия»

Самозанятых Московской области приглашают на уникальный спецкурс, который продлиться всего два дня, 3 и 4 сентября. Он будет интересен предпринимателям из числа самозанятых, связавшим свое дело с бьюти и модной...

Image

РСХБ проанализировал рынок хмелеводства и потребления пива

10-17 августа 2024 года в Чебоксарах при поддержке Россельхозбанка проходит Всероссийский фестиваль «Зеленое Золото России». Как отмечают аналитики РСХБ, за год валовый сбор хмеля в целом по России вырос на 35%, при чем большую...

Image

РСХБ: за 2024 год российские пчеловоды соберут 64 тыс. тонн мёда

Сегодня «правильные» пчелы делают не только «правильный» мед, но и являются ключевым звеном для экосистемы. Взаимодействие пчеловодов с овощеводами на рынке контрактного опыления может принести первым дополнительно до 20%...

Image

РСХБ зафиксировал рост спроса на памятные монеты

В 2024 году РСХБ зафиксировал рост интереса россиян к памятным монетам. С начала года было продано монет на 39 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Самыми популярными стали серебряные монеты Банка России серии «Спорт» и...

Image

В Подмосковье стартовала «Школа Фермера»

31 июля начался прием заявок в образовательный проект Россельхозбанка «Школа фермера» по следующим направлениям: «Плодово-ягодное растениеводство», «Переработка продукции животноводства»....

Image

Сыровары и где они обитают: РСХБ определил портрет и географию фермеров-сыроделов

4 августа при поддержке Россельхозбанка и Минсельхоза РФ на Истринской сыроварне Олега Сироты состоялся Сырный чемпионат России, в котором приняли участие сыровары со всей России. В преддверии...

Image

РСХБ: варенье и джемы возглавляют спрос на фермерские сладости

Россияне все чаще выбирают фермерские сладости из натуральных и полезных ингредиентов. Как выяснили аналитики Россельхозбанка на основе данных маркетплейса Своё Родное, за январь - июнь 2024 года количество заказов...

Image

Лидеры продаж на Своём Родном зарабатывают более трех миллионов рублей в год

По данным маркетплейса фермерских продуктов Своё Родное, 60% фермеров, подключившихся к цифровой платформе, увеличивают общую выручку хозяйства, а продажи наиболее активных предпринимателей на...

Image

Сельская ипотека: РСХБ выдал более 48 млрд рублей с начала года, а с момента действия программы – 275 млрд рублей

Более 9 тысяч семей смогли улучшить свои жилищные условия в первом полугодии 2024 года, воспользовавшись льготной программой сельской ипотеки. Об этом рассказали...

Image

РСХБ открывает прием заявок на получение именной стипендии

В 2024-2025 году Россельхозбанк вновь открывает конкурс на получение именной стипендии. Программа рассчитана на студентов IT и других технических специальностей, обучающихся в ведущих вузах страны. Прием заявок будет...

Актуальные комментарии