Image

Роль права, безопасности и GR в повышении устойчивости и развитии бизнеса

Екатерина Авдеева, первый вице-президент Союза Интернет-торговли, член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной Палаты РФ рассказывает, какие инструменты в области права, безопасности, GR и PR важны для развития и сохранения бизнеса на каждом из этапов жизненного цикла компании.

- Что такое право и безопасность для бизнеса?
- Это правовой каркас бизнеса. Достаточно прочная, основательная правовая база даёт собственнику или управляющему дополнительную защиту, уверенность в надёжности своих процессов, их управляемости, гибкости и позволяет выдерживать внешние угрозы и отвечать на риски. Это базовая конструкция, без которой представить успешное развитие бизнеса крайне сложно. Конечная цель: достижение такого состояния бизнеса, при котором защищены жизненно-важные интересы бизнеса от внутренних и внешних угроз, а действие внутренних и внешних факторов не приводит к негативным процессам.
Есть чек-лист признаков, по которым можно определить, с какими рисками неизбежно столкнётся бизнес в ближайшее время. Это отсутствие чёткой фиксации договоренностей, отсутствие регламентов и стандартов договорной работы, игнорирование требований законодательства, отсутствие стратегии налоговой политики внутри компании/группы компаний, несоблюдение обязательных требований, отсутствие службы безопасности, противоправные действия сотрудников, уголовно-правовые риски и т.д.
Ключевое правило: заблаговременно позаботится о правовой конструкции, юридическом сопровождении и безопасности. И здесь важно понимать, что и в какой последовательности создавать и выстраивать.

- Расскажите подробнее об этих стадиях. Какой должна быть стратегия маленького бизнеса на начальной стадии?
- На начальной стадии бизнес такой маленький, что ему нет необходимости даже думать о том, что к нему придут налоговые органы. У налоговых органов есть свой KPI, и к «малышам» они не ходят. Более того, для вновь созданных компаний существует трёхлетний мораторий на проверки.
Но при этом небольшому бизнесу важно правильно выстроить взаимоотношения с партнёрами, с контрагентами, чтобы его не обманули. Его максимум - нанять юриста, который выстроит хотя бы договорную базу, чтобы бизнес в ключевых договорах не ошибся и всё зафиксировал. Часто этим пренебрегают, но потом, на более поздних стадиях, это может аукнуться.
По мере роста у маленького бизнеса появляются конкуренты. Здесь важна уже и проверка контрагентов потому, что с учётом налоговой оговорки могут прийти именно к вам, а мошенников как раз не тронуть.
Я рекомендую собственный авторский курс, который пользуется популярностью на программах MBA, DBA, например, в ИБДА РАНХИГС. По нему бизнесмены по циклу Ицхака Адизеса понимают, на какой стадии в данный момент находятся и какие инструменты им необходимы. По отзывам предпринимателей, этот курс значительно упрощает их понимание потребностей и помогает определиться с дальнейшими действиями.

- Как меняется среда для компании, которая становится крупной?
- Могут проявиться внутренние течения и риски, из-за того, что в компании нет службы безопасности. Известно много компаний, которые уходили с рынка не только из-за управленческих ошибок, но и из-за того, что команда подтачивала изнутри. В бизнесе не были созданы или не работали системы сдержек и противовесов. Например, в сговор с конкурентами вступали директор и юрист. В результате заключали сделки, которые приводили к краху компании. Или начиналось воровство.
На этой стадии также уже появляются госконтракты. При их выполнении часто малейшая невнимательность, отсутствие подушки безопасности могут обернуться тем, что кто-то из контрагентов не выполнил или нарушил обязательства, а с претензиями придут к вам. Причём, претензия может быть как в рамках гражданско-правовых отношений, так и уголовных. Здесь надо понимать, что бизнес уже на виду, и все ошибки будут замечены и будут иметь свои последствия.
По мере дальнейшего роста внимание бизнеса к деталям должно только увеличиваться. Чем выше на кривой жизненного цикла находится бизнес, тем более он заметен, тем больше конкурентов хочет его поглотить. А это означает уже попытки рейдерских захватов, различные уловки и неурегулированности. Многие игнорируют, например, регистрацию интеллектуальной собственности. Её надо регистрировать, пока бизнес ещё маленький. Потому что на более зрелой стадии уже, возможно, будет компания, которая давно зарегистрировала ваш товарный знак. Или бизнес не пресекал использование товарного знака, а там уже целый рой подобных.

- Есть ли какие-то общие рекомендации для компаний?
- Важно быть крайне осторожным на каждом этапе. Необходимо понимать, что есть гражданско-правовые риски, которые могут привести к банкротству. Это означает: своевременные судебные претензии, переговоры. Уже можно говорить о рисках уголовно-правового характера. Здесь следует понимать, что ваши неправильные действия, которые вы, может быть, даже не оцениваете таковыми, могут привести в конечном итоге к краху компании. Потому что когда возникают уголовно-правовые риски, когда собственник где-то там в СИЗО уже находится, то, к сожалению, компания зачастую терпит крах. Для нивелирования этих рисков нужно выстроить очень чёткие регламенты – кто и за что отвечает, какой функционал у сотрудников. Это, кстати, обезопасит вас и от лишних штрафов в административной плоскости. Когда вся ответственность чётко определена и расписана, то даже в случае выявления нарушения штрафы оплачиваются за должностное лицо, а не на компанию, то есть в десятки раз меньше.

- А в чем роль PR и GR?
- Наступает стадия, когда надёжной правовой основы уже достаточно для удержания позиций, а для роста нужны дополнительные инструменты. Здесь в помощь бизнесу и приходят механизмы GR и PR.
Когда компания уже вырастает, у неё появляются другие задачи, речь идёт о неких грантах, субсидиях, контрактах, государственных контрактах и здесь как раз важно узнать новые веяния и позицию изнутри. Позиция снаружи, со стороны коммерческих компаний, воспринимается иначе, что приводит к тому, что компании не достигают результата. Бизнес не замечает своих мелких ошибок, которые и приводят к невозможности получить гранты, госконтракты и так далее. Компании для представления её интересов в органах власти нужны люди из этой сферы, потому что чужой всегда останется чужим. GR - это всё-таки конструктивный диалог, который может помочь и в частных вопросах, и в более глобальных. Когда компания растет, то GR для неё - это возможность выйти на новый уровень, обрасти контактами. Участвуя в каких-то мероприятиях, например, с органами государственной власти, можно «подсветить» свою компанию, представить ее в выгодном свете. На этих мероприятиях можно найти единомышленников, интересных людей, клиентов, партнеров.
Когда компания подходит к некоему расцвету, то для нее GR- это ещё и возможность на законодательном уровне повлиять на целые отрасли и, в том числе, устранить конкурента. Вы можете быть в авангарде, вы можете диктовать тренды. Как раз здесь PR тоже очень поможет - видя слабое регулирование в своей отрасли, вы понимаете, что идёте по самому высокому стандарту, в отличие от других. И чтобы отсечь конкурентов, нужно создать новые правила.
И вот, когда вы уже на вершине, в расцвете, то здесь встаёт вопрос о завоевании новых долей рынка. Без GR, без взаимодействия с органами государственной власти сделать это невозможно. Это и контакты новых уровней, это и участие в законодательных инициативах, в законотворчестве, в регулировании, в отстаивании правил, даже где-то в формировании этих правил.

- По Вашим словам все кажется очень простым, а на деле компании часто буксуют из-за любой мелочи...
- Легко говорить, когда ты просто советуешь. Юристы очень часто зацикливаются на том, что «нельзя», и не отвечают на вопрос «как». Талантливые юристы слышат и понимают собственника бизнеса, топ-менеджмент и предлагают решения в соответствии с поставленными задачами. Здесь помогает мой управленческий опыт, executive MBA и PhD по экономике и праву за плечами. Я стараюсь учить юристов работать с ориентацией на бизнес, и наша команда экспертно-аналитического альянса «Дежурного по бизнесу» действует по принципу «как правильно достичь цели», а не просто всё запретить. Таких специалистов крайне мало, потому что они должны знать и право, и бизнес, и много других отраслей юриспруденции.

Image

«Академия шитья» – все тонкости мастерства от профессионала

В конце августа завершился спецкурс «Академия шитья» для самозанятых из Московской области. Его организатором выступил центр «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство»,...

Image

Форум для самозанятых Московской области «Мой бизнес. Самозанятые. Путь к успеху»

Мероприятие пройдет 11 сентября в Москве, в Яровит Холле на ул. Большая Якиманка, 26. Начало – в 14.00

Image

На «Технопроме» обсудили кадровый дефицит на региональных рынках

В рамках XI Международного форума технологического развития прошло расширенное заседание комитета по кадрам Ассоциации инновационных регионов России. В мероприятии принял участие генеральный директор Национального...

Image

Менторская гостиная на выставке «ИНТЕРТКАНЬ-2024.Осень»: получить набор рекомендаций и найти бизнес-наставника

10 сентября, с 14:30 до 18:00, на выставке «ИНТЕРТКАНЬ-2024.Осень» будет работать Менторская гостиная, организованная совместно с Клубом менторов (mentorclub.ru)....

Image

Состоялось заочное заседание Национального совета

Прошло 83-е, заочное, заседание Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Нацсовет одобрил проекты новых и актуализируемых профстандартов, отнес к ведению советов по профессиональным квалификациям (СПК) виды...

Image

Важные темы для экспортеров Свердловской области разберут эксперты РЭЦ, «СКОЛКОВО» и студии Артемия Лебедева

Одно из самых ожидаемых событий для экспортеров в Свердловской области пройдет 12 сентября 2024 года. Ежегодный форум «Экспортный марафон» состоится в креативном...

Image

Профессионально, организованно и позитивно

Именно такие отзывы оставили участники спецкурса «Школа кондитера», прошедшего на прошлой неделе в Москве.

Image

Приглашаем самозанятых Московской области на спецкурс «Бьюти индустрия»

Самозанятых Московской области приглашают на уникальный спецкурс, который продлиться всего два дня, 3 и 4 сентября. Он будет интересен предпринимателям из числа самозанятых, связавшим свое дело с бьюти и модной...

Image

РСХБ проанализировал рынок хмелеводства и потребления пива

10-17 августа 2024 года в Чебоксарах при поддержке Россельхозбанка проходит Всероссийский фестиваль «Зеленое Золото России». Как отмечают аналитики РСХБ, за год валовый сбор хмеля в целом по России вырос на 35%, при чем большую...

Image

РСХБ: за 2024 год российские пчеловоды соберут 64 тыс. тонн мёда

Сегодня «правильные» пчелы делают не только «правильный» мед, но и являются ключевым звеном для экосистемы. Взаимодействие пчеловодов с овощеводами на рынке контрактного опыления может принести первым дополнительно до 20%...

Image

РСХБ зафиксировал рост спроса на памятные монеты

В 2024 году РСХБ зафиксировал рост интереса россиян к памятным монетам. С начала года было продано монет на 39 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Самыми популярными стали серебряные монеты Банка России серии «Спорт» и...

Image

В Подмосковье стартовала «Школа Фермера»

31 июля начался прием заявок в образовательный проект Россельхозбанка «Школа фермера» по следующим направлениям: «Плодово-ягодное растениеводство», «Переработка продукции животноводства»....

Image

Сыровары и где они обитают: РСХБ определил портрет и географию фермеров-сыроделов

4 августа при поддержке Россельхозбанка и Минсельхоза РФ на Истринской сыроварне Олега Сироты состоялся Сырный чемпионат России, в котором приняли участие сыровары со всей России. В преддверии...

Image

РСХБ: варенье и джемы возглавляют спрос на фермерские сладости

Россияне все чаще выбирают фермерские сладости из натуральных и полезных ингредиентов. Как выяснили аналитики Россельхозбанка на основе данных маркетплейса Своё Родное, за январь - июнь 2024 года количество заказов...

Image

Лидеры продаж на Своём Родном зарабатывают более трех миллионов рублей в год

По данным маркетплейса фермерских продуктов Своё Родное, 60% фермеров, подключившихся к цифровой платформе, увеличивают общую выручку хозяйства, а продажи наиболее активных предпринимателей на...

Image

Сельская ипотека: РСХБ выдал более 48 млрд рублей с начала года, а с момента действия программы – 275 млрд рублей

Более 9 тысяч семей смогли улучшить свои жилищные условия в первом полугодии 2024 года, воспользовавшись льготной программой сельской ипотеки. Об этом рассказали...

Image

РСХБ открывает прием заявок на получение именной стипендии

В 2024-2025 году Россельхозбанк вновь открывает конкурс на получение именной стипендии. Программа рассчитана на студентов IT и других технических специальностей, обучающихся в ведущих вузах страны. Прием заявок будет...

Актуальные комментарии