Image

Счетная палата выявила недостатки исполнения бюджета в сфере транспорта

Счетная палата нашла нарушения при исполнении бюджета в сфере транспорта в 2023 году.

В частности, на воздушном и морском транспорте достроены были не все объекты. Но в целом исполнение бюджета высокое, считают аудиторы.

Счетная палата (СП) выявила ряд нарушений при исполнении бюджета в 2023 году транспортными агентствами Минтранса — Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор), Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) и Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот). РБК ознакомился с заключениями СП.

Указанные федеральные агентства являются главными администраторами бюджетных средств в сфере транспортной политики. По итогам 2023 года, как сообщили в пресс-службе палаты, проверенные ведомства показали высокий уровень исполнения расходов бюджета: 99,9% — у Росавиации, 99,7% — у Росморречфлота и Росжелдора.

«В целом мы отмечаем ряд положительных тенденций в развитии транспортной отрасли. Так, пассажирооборот вырос по сравнению с 2022 годом на всех видах транспорта, особенно в сфере воздушных перевозок — на 16,1% и в сфере железнодорожных перевозок — на 6,6%. По грузообороту отмечается положительная динамика на автомобильном и морском транспорте», — отметил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов. В 2023 году был обеспечен рост индекса качества транспортной инфраструктуры и транспортной подвижности населения.

РБК обратился за комментарием в Минтранс.

Нарушения в Росавиации
В 2023 году не были введены в эксплуатацию запланированные объекты аэродромной инфраструктуры в аэропортовом комплексе Соловки в Архангельской области, следует из заключения. Росавиация в октябре попросила правительство перенести завершение строительства на Соловках на 2024 год.

При этом объемы незавершенного строительства по проектам Росавиации в течение прошлого года снизились (с 45,7 млрд до 32,5 млрд руб.). Всего в прошлом году была завершена реконструкция в пяти аэропортах— в Домодедово, Шереметьево, Зее (Амурская область), Нерюнгри (Якутия) и Чаре (Забайкалье).

«По состоянию на 1 января 2024 года общее количество «брошенных объектов» составило 14 единиц. Вместе с тем Росавиацией в 2023 году не запрашивалось финансирование на реализацию мероприятий по обеспечению консервации объектов, работы на которых не ведутся (приостановлены в период 1996–2023 годов)», говорится также в заключении. Их незаконсервированность влечет риски утраты объектов, а также дополнительные расходы бюджета на возобновление строительно‐монтажных работ, предупреждают аудиторы.

Среди таких объектов: строительство аэропорта Сыктывкар (Соколовка), реконструкция аэродрома в Нарьян-Маре, реконструкция 2-ой очереди аэропорта «Большое Савино» в Перми, восстановление аэропорта Грозного, строительство нового аэропорта в Омске и другие.

Кроме этого, СП выявила, что за Росавиацией числятся расходы на разработку проектной документации по 12 объектам строек на общую сумму 409,5 млн руб., которая остается невостребованной. 11 из этих 12 объектов подлежат списанию, но реализация их не запланирована. «Данные факты свидетельствуют о неэффективном использовании имущества, приобретенного за счет средств федерального бюджета, а также о низком качестве планирования инвестиционных программ и проектов», отметили аудиторы.

Выявлены и новые нарушения и при распределении субсидий российским авиакомпаниям. Так, субсидии на выполнение межрегиональных рейсов (постановление № 1242) выделены авиакомпаниям S7 Airlines и «Ямал» (142 млн рублей) на выполнение 340 рейсов, при этом тарифы, по которым на них продавались билеты, превышали размер спецтарифа, установленного постановлением. Также выделялись субсидии авиакомпаниям S7 и «Уральские авиалинии» (по постановлению № 215) на сумму 2,2 млн рублей, но установленный перевозчиками тариф также превышал уровень спецтарифа «на сумму до 25,4 тыс. рублей», говорится в отчете. В прошлом году СП уже находила нарушения при распределении субсидия для дальневосточной «Авроры».

Не было достигнуто в 2023 году значение показателя «количество пассажиров, перевезенных на субсидируемых рейсах по социально значимым маршрутам Дальневосточного федерального округа»: при плановом значении 440 тыс. человек фактически перевезено 418,8 тыс. человек, отчиталась палата. А достижение показателя по авиационной подвижности населения (0,72 ед. в 2023 году) «обеспечено корректировкой его планового значения — снижено с 0,89 до 0,7 единицы», заключили аудиторы. В 2022 году авиационная подвижность составила 0,65 единицы.

Представитель Росавиации сообщил РБК, что по результатам проверки палаты разработан план мероприятий, включающий в том числе проверки S7 («Сибирь») и «Уральские авиалинии» на предмет соблюдения правил предоставления субсидий. «До окончания указанных проверок делать выводы о нарушении преждевременно», отметил представитель. Завершить проверки планируется до сентября.

Показатель по перевозкам в ДФО не достигнут в связи с уменьшением объема финансирования и спадом пассажирского спроса на некоторых маршрутах, добавил представитель Росавиации.

Нарушения в Росморречфлоте
Росморречфлот по итогам 2023 года не исполнил расходные обязательства на 219,7 млн руб., говорится в заключении по этому агентству. Из этой суммы на ФАИП (федеральная адресная инвестиционная̆ программа) не исполнено 202,1 млн руб.

Общий объем бюджетных ассигнований ведомства на 2023 год составил 74,6 млрд руб. На ФАИП из этой суммы было заложено 20,6 млрд руб. На 2024 и 2025 годы запланировано снижение общего объема расходов до 65,6 млрд руб. и 47,3 млрд руб. соответственно, следует из заключения.

Наибольшие суммы расходов по ФАИП не освоены в 2023 году на реконструкцию станций приема и обработки информации Международной спутниковой системы поиска и спасания (44,8 млн руб. из заложенных 50,3 млн руб) и на реконструкцию гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна (157,3 млн руб. из заложенных 699,9 млн руб). Обязательства не исполнены в основном из-за «отсутствия альтернативных решений на поставку оборудования иностранного производства и соответствующей корректировки проектной документации».

В 2023 году из резервного фонда правительства Росморречфлот получил 5,9 млрд руб. Из них наибольшие суммы были направлены на субсидирование работы крымского ФГУП «НИКИМП» (Научно-исследовательский и конструкторский институт испытательных машин, приборов и средств измерения масс) и на докапитализацию Онежского судостроительно-судоремонтного завода в Приозерске (контролируется Росморпортом). На субсидии из резервного фонда было направлено 3,8 млрд руб., на увеличение уставного капитала завода — 579,9 млн руб.

В документе говорится, что агентство в 2023 году не обеспечило ввод в эксплуатацию нескольких объектов, профинансированных по ФАИП. В частности, Окской судоверфью (до декабря 2023 года принадлежала Волжскому пароходству Владимира Лисина, продана бывшему совладельцу «Совфрахта» Александру Иванову) не достроены заказанные ФГБУ «Морспасслужба» (подведомственно Росморречфлоту) пять буксиров ледового класса Arc4 проекта NE025. Завод должен был сдать серию стоимостью 2,5 млрд руб. в декабре 2023 года. Из-за задержек поставок импортного оборудования готовность судов сейчас составляет от 63,7% до 88,1%.

Также не сдана серия из восьми промерных судов проекта RDB 66.62 за 1,2 млрд руб., заказанных ФКУ «Речводпуть» (контролируется Росморречфлотом) у ЗАО «Нефтефлот». Серия должна была быть передана заказчику к 31 октября 2023 года, но техническая готовность второго судна серии на момент проверки составляла только 86,1% при почти стопроцентном освоении бюджетных ассигнований.

К 1 ноября 2023 года не завершены работы по реконструкции Волго-Донского судоходного канала. Контракт на 1,5 млрд руб. заключен между ФБУ «Волго-Дон» и ООО «Специальные сварные металлоконструкции». На момент проверки объект был полностью готов, велась работа по документальному подтверждению завершения строительства.

РБК обратился за комментарием в Росморречфлот.

Нарушения в Росжелдоре
Росжелдор в 2023 году исполнил доходные обязательства на 53,4 млрд руб., что превышает прогнозный показатель (220,3 млн рублей) в 242,4 раза, следует из заключения. Расхождение объясняется поступлением межбюджетных трансфертов из бюджета Москвы для развития инфраструктуры Центрального транспортного узла (ЦТУ, сеть скоростных электричек) и возвратом «излишне перечисленных» в 2022 году субсидий организациям железнодорожного транспорта.

Кассовые расходы Росжелдора по итогам прошлого года составили 177,5 млрд рублей (99,7% бюджета). Неиспользованный объем средств — 474,4 млн рублей, из которых 108,5 млн руб. — это средства на возмещение расходов при перевозке граждан с пострадавших территорий России, говорится в заключении СП. Аудиторы указали на отсутствие нормативного правового акта правительства, который регламентировал бы порядок предоставления этой субсидии. Еще 358 млн руб. неизрасходованных средств — это субсидии ФГУП «КЖД» (Крымские железные дороги): разрыв возник «в связи с экономией средств по заключенным государственным контрактам при развитии и восстановлении железнодорожной инфраструктуры».

По оценке Счетной палаты, все шесть показателей федерального проекта «Обеспечение доступности услуг железнодорожного транспорта» (относится к госпрограмме «Развитие транспортной системы») достигнуты в 2023 году. Предоставленные субсидии позволили обеспечить выполнение плановых показателей по пассажирским и грузовым перевозкам на территории Крыма, по предоставлению гражданам льготного проезда в пригородных электричках, а также рост по сравнению с 2022 годом объемов пассажироперевозок в поездах дальнего следования.

РБК направил запрос в пресс-службу Росжелдора.

Источник: (Ссылка)

Image

Новый этап развития НСК: формирование кадрового суверенитета

30 октября пленарным заседанием открылась очная программа XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ключевой темой дискуссии стала роль Национальной системы квалификации (НСК) в решении проблем...

Image

Президент Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева сообщила, что принят областной закон о семейном предпринимательстве

29 октября на заседании Законодательного собрания Кузбасса принят закон, вносящий изменения в областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» в...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики

28 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему «Развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл семинар-форум «Новые медиа: изменение формата взаимодействия с аудиторией»

29 октября в Кузбасской ТПП в рамках деятельности Комитета по развитию медиакоммуникаций состоялся семинар-форум, посвящённый новым медиа и их влиянию на коммуникацию бизнеса с...

Image

В Кузбасской ТПП прошла закрытая встреча на тему краудлендинга как альтернативы банковскому кредитованию

24 октября в Подкомитете по инвестициям Кузбасской ТПП состоялась закрытая встреча на тему: «Краудлендинг: альтернатива банкам для быстрого роста бизнеса и пассивного дохода...

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по теме электронного документооборота в бизнесе

23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....

Image

Кузбасская ТПП провела профессионально-общественную аккредитацию программы колледжа «Ветеринария»

23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл круглый стол по вопросам экологического сбора и ответственности производителей за утилизацию

22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...

Image

С любовью и нежностью к своим клиентам

Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....

Image

Как поддержать устойчивое развитие рынка автоиндустрии Евразии

В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...

Image

III Конференция «ИИ и цифровизация для устойчивости бизнеса»: Лидеры бизнес-сообщества обсудили, как извлечь реальную выгоду из технологий будущего

Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...

Image

Генеральный директор «Электрорешения» (бренд EKF) Дмитрий Кучеров принял участие в Happy Boss Forum 2025

Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...

Image

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет представителей городов и регионов со всего мира

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...

Image

К цветочным клумбам с секундомером

Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...

Image

FWD. Woman Summit 2025. FCongress

30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.

Image

В Кузбасской ТПП действует услуга по обследованию жилых домов, приобретаемых за счет материнского капитала

Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...

Image

Состоялся новый выпуск слушателей Программы наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области

16 октября в Арт Холле «Музосфера» в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Программы наставничества потока 2025...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.