Image

В Совфеде обсудили регулирование рынка интернет-торговли

Саморегулированием на рынке интернет-торговли уже не обойтись, поэтому необходимо законодательно оформить все аспекты деятельности маркетплейсов - посредников между продавцом и покупателем, считают в Совете Федерации. Проблему обсудили в понедельник на круглом столе в верхней палате парламента.

В прошлом году объем интернет-торговли в России достиг 6,4 триллионов рублей, причем львиная доля приходится на троих основных игроков. В 2022 году Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет создали общую информационную систему со сведениями о продавцах контрафакта, но с наступлением санкций Запада "серый" рынок только вырос.

Член Комитета Совфеда по регламенту и организации парламентской деятельности Виктор Зобнев напомнил, что на рассмотрении в Госдуме находится сразу два проекта с поправками в закон "О защите прав потребителей", которые затрагивают маркетплейсы. Первый устанавливает правила списания периодических платежей и денежных средств потребителей при расчетах в интернете. Второй обязывает продавцов и владельцев агрегаторов указывать в описании товара ссылку на реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии продукции.

Также звучат предложения ввести механизм регулирования деятельности исследовательских подразделений этих компаний, которые по сути занимаются маркетингом, а также запретить продажу собственных товаров маркетплейсов с оборотом более 150 миллиардов рублей в России, если имеется аналогичный товар. Еще одна инициатива - установить ограничение по числу пунктов выдачи заказов.

Жалобы потребителей в сфере торговли впервые превысили соответствующие показатели в сегменте услуг, сообщил начальник управления федерального госнадзора в области защиты прав потребителей Роспротребнадзора Олег Прусаков. Причем значительная их часть касается как раз интернет-торговли, дистанционной торговли, жалоб на владельцев агрегаторов и маркетплейсы, добавил он.

Роспотребнадзор недавно дал разъяснения Торгово-промышленной палате о том, как стоит разграничивать ответственность между продавцами и владельцами агрегаторов. В федеральной службе надеются, что это тоже поможет сформировать правовое поле без массовых системных правонарушений на потребительском рынке.

Доводы представителей маркетплейсов, что они всего лишь посредники и не отвечают за продавцов, не разделяют и в Министерстве промышленности и торговли.

"Формально продавцом выступает независимый продавец на площадке, но потребитель покупает товар на площадке, рассчитывается он через площадку, предоставляет информацию, все остальное ему площадка, и 99,9 процентов потребителей не интересуется, кто конкретно юридически продавец", - отметил глава департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов.

По его мнению, маркетплейс должен нести ответственность как за товар, так и за продавца.

"Маркетплейсы - очень важный сегмент торговли, и наша задача, конечно, не остановить их развитие каким-то образом, а ввести в такие рамки, чтобы это действовало в интересах общего блага. Поэтому воспринимать это нужно не как попытки там зарегулировать, а лишь привести в соответствие", - заверил чиновник.

"Подрезать крылья" никому не надо, согласился Виктор Зобнев. Он добавил, что при этом все же стоит законодательно прописать правила игры. "Маркетплейсы предлагают не только товары, они уже предлагают и более серьезные продажи, где должен закладываться пласт сервисного обслуживания. Автомобили, вертолеты продаются, думаю, что скоро и за самолетами дело не станет", - заметил сенатор.

Представитель Центробанка Алексей Чирков обратил внимание на то, что платежи могут проходить как за счет собственных средств, так и кредитных. По его словам, один из ключевых вопросов, который пока окончательно так и не решен - так называемые подписки с регулярными платежами. В предложенных инициативах нет полноценного механизма информирования о том, какая сумма и в каком порядке будет списываться, на что именно дается согласие.

Чирков также отметил, что получилось законодательно отрегулировать дополнительные услуги - навязать их теперь намного сложнее, а потребителю стало проще отказаться от ненужных ему товаров, услуг и работ, которые могли быть проданы вместе с кредитом.

"Можно получить товар сегодня и платить за него частями в течение нескольких месяцев. Это действительно может быть удобно, интересно потребителю, позволяет сократить его издержки, но крайне важно, чтобы такое удобство не приводило ни к какому ущемлению прав гражданина", - обозначил проблему представитель ЦБ.

В свою очередь представитель ФАС Яна Склярова констатировала, что предстоит найти такие решения, которые будут с одной стороны эффективными, с другой - актуальными применительно именно к среде онлайн-торговли, а не пытаться приравнять ее к чему-то, что было 10, 50 или 100 лет назад. По ее мнению, некорректно ставить знак равенства между маркетплейсами и торговыми сетями.

"Антимонопольная служба никогда не поддерживала позицию приравнивания маркетплейса к продавцу по статусу, который сегодня существует в нашем законодательстве", - подчеркнула Склярова. Если механически приравнять электронную цифровую площадку к продавцу, то это приведет к отсутствию таких площадок, предупредила она.

Источник: (Ссылка)

Image

Подмосковье усиливает позиции в креативной экономике: итоги исследования и программы акселерации

4 декабря 2025 года в пространстве «АКИ.лаб» были представлены результаты исследования развития креативных индустрий Подмосковья в постковидный период. За последние пять лет регион...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили вопросы безопасности бизнеса во внешнеэкономической деятельности

4 декабря в Кузбасской ТПП прошло заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Сотрудничество с зарубежными партнерами в бизнесе: актуальные проблемы ВЭД». В...

Image

В Кузбасской ТПП подведены итоги Марафона креативных идей, организованного среди студентов СПО

5 декабря в Кузбасской ТПП состоялось торжественное подведение итогов Марафона креативных идей — конкурса студенческих бизнес-идей, направленных на популяризацию культурного наследия и...

Image

На прошлой неделе в Москве состоялся V Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия»

На прошедшем в Москве IV Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия» было поднято ряд важных тем, создающих основу для глобального сотрудничества. Форум традиционно стал важной...

Image

Центр «Мой бизнес» провел спецкурс «Гастробизнес» для предпринимателей Подмосковья

Завершился уникальный спецкурс «Гастробизнес», организованный центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Предприниматели и рестораторы узнали...

Image

Центр «Мой бизнес» Московской области помог ремесленникам Подмосковья превратить увлечение в прибыльный бизнес

Развитие своего дела в сфере народного художественного промысла – это не только возможность сохранить и передать вековые традиции молодому поколению, но и...

Image

«Российская неделя здравоохранения-2025»: ПРЕСС-РЕЛИЗ

С 8 по 11 декабря 2025 г. состоится Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2025» (далее – Форум) – флагманский конгрессно-выставочный смотр в области медицины, охватывающий практически всю отрасль:...

Image

Предприниматели Подмосковья постигали секреты успеха на спецкурсе «Мода и стиль»

В конце ноября Центр «Мой бизнес» Московской области стал организатором спецкурса «Мода и стиль», предназначенный для начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем, связанных с модой и пошивом...

Image

Кузбасская ТПП организовала Семейный день для бизнеса

27 ноября в Кемерове, в Государственной библиотеке Кузбасса для детей и молодежи, Кузбасская ТПП в партнерстве с названным учреждением культуры и региональным филиалом Клуба лидеров России «Эльбрус» организовала «Семейный день с...

Image

НЕЖНЫЙ ГРАНТ – 2025

МЫ НЕ СЛЕДУЕМ ТРЕНДАМ В БИЗНЕСЕ. МЫ ИХ СОЗДАЁМ!

Image

Спецкурс «Народные художественные промыслы и ремесла» ждет предпринимателей подмосковного региона

Мероприятие организовано центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Занятия пройдут в оффлайн формате с 1 по 3...

Image

Департамент оценки Кузбасской ТПП развивает услуги по оценке и экспертизе в сфере ЖКХ

Департамент оценки Кузбасской ТПП развивает направление по оценке, экспертизе и консультированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), что позволит повысить прозрачность взаимодействия...

Image

«Миссия женщин-предпринимателей. Ценности в бизнесе и семье». Названы победительницы премии «BUSINESS WOMEN. LIFE. FAMILY»

28 ноября 2025 года в Торгово-промышленной палате РФ состоялось награждение седьмой ежегодной женской премией «Business women. Life....

Image

Бизнес-семинар "Уголовно-правовые риски бизнеса в сфере госзаказа и гособоронзаказа. Виды и способы защиты от них"

Семинар для владельцев бизнеса, руководителей, начальников юридических департаментов, руководителей служб...

Image

Бизнес-семинар «Субсидиарная ответственность по долгам компании»

Мероприятие пройдет 11 декабря 2025 г. Начало – в 16.00 (мск.), продолжительность – 1,5 часа Место проведения: БЦ ПОЛЛАРС, Дербеневская набережная 11, офис В1203, конференц-зал АБ ’Юрлов и Партнеры’". Участие –...

Image

Кузбасская ТПП проводит «Марафон креативных идей»: студенты СПО разрабатывают бизнес-идеи

20 ноября стартовал «Марафон креативных идей», организованный Комитетом Кузбасской ТПП по развитию креативных индустрий, в рамках которого студенты СПО региона разрабатывают свои бизнес-идеи...

Image

В Кузбассе проводятся семинары по ВЭД с участием спикеров из Санкт-Петербурга

25 ноября в Кузбасской ТПП прошел семинар «Актуальная информация для специалистов по таможенным операциям: новое в таможенном законодательстве», адресованный руководителям компаний, специалистам по...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.