Image

Импортозамещение по расчету: кто заменит тягачи западных компаний

Российские производители осваивают выпуск новых большегрузов

В последние годы на российском рынке большегрузных автомобилей происходит драматический передел. После ухода ряда западных компаний в этом сегменте, как и во многих других секторах экономики, встал вопрос: кто сможет предложить покупателям достойную альтернативу привычным европейским моделям. Перед производителями грузовой техники открылись грандиозные перспективы, но удалось ли российским компаниям воспользоваться выпавшей возможностью и заполнить поредевший сегмент? О том, что сейчас происходит на рынке грузовиков — в материале «Газеты.Ru».
Если аналитики грузового сегмента авторынка назвали 2022 год «непростым», то 2023-й удостоился формулировки «весьма сложный». И это очень сдержанные оценки, ведь прогнозы по рынку диаметрально различаются.

Судите сами — по данным агентства «Автостат», за 2022 год в России было куплено всего 84,2 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 15,6% меньше, чем годом ранее. Однако при этом у китайских производителей, вроде Shacman, FAW, Howo, JAC и т.д. образовался заметный рост продаж, превысивший 100%, а той же упомянутой компании Shacman даже удалось увеличить свою долю на российском рынке в четыре раза — до 11,5%.

В 2023 году для китайских импортеров ситуация продолжила развиваться в положительном ключе, причем по нарастающей — за 11 месяцев грузовой рынок в России вырос на 77,9% до 131,6 тыс. автомобилей, а доля китайских марок на нем составила 66%. При этом доля популярных европейских марок сократилась до 3,7% от рынка, говорится в исследовании «Автостат Инфо».

Тот же «Автостат Инфо» замечает, что ключевые отечественные игроки «были в значительной степени заняты работой по заказам силовых ведомств и занимались локализацией компонентов, поэтому не могли уделять максимального внимания гражданскому рынку, на котором произошел буквально бум продаж, прежде всего, китайской грузовой техники».

Впрочем, существует мнение, что в 2024 году увеличение продаж новых грузовых авто продолжится, но основной прирост обеспечат уже отечественные бренды, причем не только «зубры», но и перспективные новички, которые только-только выходят на рынок. О ком конкретно здесь может идти речь?

С волжских берегов
Пожалуй, одним из показательных примеров можно считать новые большегрузы «Валдай», производство которых началось в Нижнем Новгороде в прошлом году. На профильную осеннюю выставку COMTRANS нижегородский производитель привез сразу несколько своих новинок, вроде самосвала «Валдай 33» или шасси «Валдай 18».

Продажи этих моделей еще не запущены, зато флагман модельного ряда — седельный тягач «Валдай 45» — поступил в открытую продажу уже в начале декабря.
Если рассмотреть модель подробнее, то перед нами — классический бескапотный тягач, предназначенный для перевозки больших партий грузов по междугородным магистралям. Его конструкция обладает некоторыми интересными технологическими решениями, которые обеспечивают высокую функциональность машин и их приспособленность к работе в российских климатических условиях. Что же предлагает производитель?

Самая важная часть любого автомобиля — его «сердце», проще говоря, силовая установка. В случае с «Валдаем» речь идет о 470-сильном дизельном двигателе в паре с 12 ступенчатой роботизированной коробкой передач. Крутящий момент в 2200 Нм достигается уже на 1000-1100 об/мин. Любопытно, что аналогичные значения имели лишь около 50% грузовиков ушедших брендов, остальная половина была или заметно слабее, или немного мощнее, причем первых было больше — в примерном соотношении 40% и 10%.

Благодаря таким характеристикам Валдай способен работать в составе автопоезда полной массой до 45 тонн (именно это значение отражено в названии; в зависимости от типа полуприцепа чистого груза выходит до 26-27 т.) в любых топографических условиях — даже в горной местности.

К слову, силовая установка получилась не только мощной, но и экономичной — за счет современной системы впрыска топлива под высоким давлением и интеллектуального программного обеспечения роботизированной трансмиссии, которое формирует оптимальную стратегию переключения передач, исходя из рельефа местности.

Например, при передвижении по холмистым районам чаще задействуется движение накатом на спусках (на нейтральной передаче). Все вышеперечисленное позволяет добиться оптимальных значений по расходу топлива, причем дополнительной экономии способствует и сама конструкция машины, а именно — продуманный аэродинамический обвес.

Коэффициент лобового сопротивления на «Валдае 45» очень низкий — всего 0,564. Что касается условий эксплуатации, то тягач можно использовать с любыми типовыми полуприцепами, поскольку его геометрия выполнена по стандарту ISO 1726 (около 90% полуприцепов на рынке удовлетворяют данному стандарту). Такая конфигурация в сочетании с низкой снаряженной массой наделяет автомобиль высокой грузоподъемностью без риска перегруза на ведущей оси, что крайне актуально в свете ужесточения со стороны регулирующих органов контроля за перегрузом.

Продуманность аспектов
Если обычная легковая машина — это средство передвижения, то грузовой автомобиль в первую очередь является рабочим инструментом, и требования к нему очень высоки.

Взять, к примеру, комфорт водителя: для него большегруз зачастую становится едва ли не домом, а значит, в дороге придется обустраивать быт.

У «Валдая 45» в этой области все в порядке: внутренняя высота кабины составляет 190 сантиметров, что позволяет передвигаться по ней в полный рост. Есть два полноценных спальных места, продуманная система хранения из ящиков и боксов, а также климат-контроль и автономная система отопления.

Для бизнеса же важен режим именно эксплуатации машины, и здесь даже речь идет не про сам грузовик, а про условия по тому же техническому обслуживанию, которые предлагаются автопроизводителем. Ведь любые простои машины для компании-эксплуатанта являются финансовой потерей.

В случае с «Валдаем» переживать по этому поводу не придется, так как сток запчастей присутствует и дефицита не предвидится, да и условия гарантии здесь можно назвать привлекательными — три года без ограничения пробега.

Далеко не все одноклассники могут похвастать подобным, чего уж говорить о многочисленных фирмах, которые завозят в Россию китайские грузовики лишь с целью продажи, не уделяя должного внимания вопросам ТО.

Судя по всему, «Валдай 45» появился вовремя. И внимание к нему проявляется активное, что показала недавняя логистическая выставка «TransRussia» — новым тягачом заинтересовались крупные логистические, торговые и курьерские компании из России и стран ближнего зарубежья. Разумеется, сбудутся ли прогнозы аналитиков по выходу российских производителей грузовиков на рынок, как и станет ли «Валдай 45» новым хитом продаж — покажет лишь время, однако, шансы на положительный исход в обоих случаях присутствуют.

Источник: (Ссылка)

Image

Ремесленников Кузбасса освободили от необходимости маркировки продукции по нескольким товарным группам

По информации официального регионального сетевого ресурса «Электронный бюллетень», 9 октября 2025 г. было издано Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса №...

Image

Делегация семейных компаний Кузбасса приняла участие в форуме «Бизнес по-семейному» в Томске

По приглашению ТПП Томской области четыре семейные компании из Кузбасса приняли участие в межрегиональном форуме «Бизнес по-семейному», который прошел 9 октября в Томске....

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по вопросам кибербезопасности бизнеса

9 октября состоялось заседание Комитета Кузбасской ТПП по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Кибербезопасность и защита данных». В заседании, организованном в смешанном формате, приняли...

Image

Неделю промышленности Ярославской области посетили более 25.000 человек

Главное экономическое событие года – Неделя промышленности Ярославской области – завершила свою работу 3 октября в КЗЦ «Миллениум». Впервые в этом году мероприятие проходило в таком формате – по инициативе...

Image

В Кузбасской ТПП избрали делегатов на очередной IX съезд ТПП России

7 октября на расширенном заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось избрание делегатов на IX съезд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, который намечен в период с 10 по 16 ноября 2025 года в...

Image

15 компаний региона присоединились к Союзу «Кузбасская ТПП»

7 октября на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось вручение членских билетов компаниям и организациям, которые вошли в союз «Кузбасская ТПП»....

Image

В Кузбасской ТПП обсудили Национальную модель целевых условий ведения бизнеса до 2030 года

7 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Совета Кузбасской ТПП по обсуждению Национальной модели целевых условий ведения бизнеса до 2030 года, которое прошло на двух площадках палаты ...

Image

Россия и Глобальный Юг формируют общее технологическое будущее

В Москве в рамках II Международного симпозиума «Создавая будущее» прошла панельная дискуссия «Образ совместного будущего России и Глобального Юга в мега-проектах», где представители науки, бизнеса и международных организаций...

Image

Геленджик, 24-25 апреля 2026 года. Ждем революцию в эстетической медицине!

Впервые на черноморском побережье пройдет Конгресс Русской научной школы - ключевое событие VIII Черноморского конгресса....

Image

25 сентября 2025 года прошел Инвест-Форум "Технологии и Возможности"

25 сентября 2025 года в самом сердце западной столицы России, г. Калининграде состоялся масштабный Инвест-Форум "Технологии и Возможности" организованный EVENT CORP AYA & ОРШИ – Продакшн, под руководством Анны...

Image

Новый вектор областной программы наставничества – еще больше конкретики и реального бизнес-опыта

8 сентября в Московской области стартовала программа наставничества, реализуемая Центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство»....

Image

IV международная педагогическая конференция школы «НИКА»

«Открытая школа в глобальном мире: формируя навыки будущего»

Image

Компания «Электрорешения» (бренд EKF) победила в международной коммуникационной премии PROBA Awards 2025

Компания ООО «Электрорешения», представляющая бренд EKF в России, победила в международной коммуникационной премии PROBA Awards 2025 в номинации «Инфлюенс-маркетинг» с...

Image

Россия и Африка движутся к созданию безбарьерной торговой среды

Россия и Африка работают над созданием безбарьерной среды и расширением экономического взаимодействия. Об этом заявил директор Департамента развития двустороннего сотрудничества Минэкономразвития России Павел Калмычек на...

Image

Хотите вывести свою команду на новый уровень?

Приглашаем вас на самое значимое ежегодное событие в сфере командного коучинга в русскоязычном пространстве! С 2019 года мы собираем лучших экспертов и практиков, чтобы поделиться с вами передовым опытом и эффективными...

Image

Синтезис 2025: ключевые итоги Конгресса по нефтепереработке и нефтехимии в Нижнем Новгороде

29-30 сентября в Нижнем Новгороде состоялся Конгресс по нефтепереработке и нефтехимии: Синтезис 2025.

Image

Как прошёл Бизнес-завтрак 01.10.25 Novotel Moscow City

1 октября в Москве состоялось деловое мероприятие Группы транспортных компаний «Русмарин» под названием «Китайский дракон: как приручить импорт или как Китай заменяет...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.