Как использовать транспортно-логистический потенциал для решения глобальных задач
Сотрудничество с приграничными странами является одним из важнейших приоритетов Казахстана и имеет значительный потенциал для углубления торгово-экономических связей.
Сотрудничество с приграничными странами является одним из важнейших приоритетов Казахстана и имеет значительный потенциал для углубления торгово-экономических связей.
Чтобы в полной мере реализовать возможности всех участников торговой экосистемы, необходимо выстроить эффективную систему трансграничных хабов и разработать оптимальный процесс взаимодействия органов управления.
Сегодня Казахстан наладил товарооборот и экспортирует продукцию в Россию, Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Иран, Азербайджан, Туркменистан. Эти направления экспорта объясняются географическим расположением стран. Российская Федерация выступает одним из главных стратегических торговых партнеров Казахстана.
Почти треть всего своего импорта Казахстан закупает у России, а экспортирует в соседнюю страну порядка 60% товаров. По итогам 9 месяцев 2022 года торговля между нашими странами составила $18,4 млрд, что на 5% выше аналогичного периода предыдущего года (17,5 млрд долл. США).
Экспорт из Казахстана в Россию вырос на 15,1% и достиг $5,9 млрд. Рост экспорта связан, прежде всего, с увеличением поставок металлургической продукции: урана, оксидов и гидроксидов алюминия, цинка необработанного, ферросплавов.
Вместе с тем, с начала года произошло перенаправление торговых потоков, что привело к нарушению маршрутов традиционных поставок. Так, сократились поставки проката плоского всех видов на 32,7%, руды - на 49,1%, меди - на 56,4%.
Новая реальность, с которой столкнулись за последние полгода практически все страны, диктует новые правила торговли на мировом рынке. Сбои в логистике, рост цен на грузоперевозки сократили торговые потоки и транзит товаров не только между Россией и Европой, но и между Европой и Азией.
Как и Россия, Казахстан находится в поиске альтернативных логистических маршрутов для организации экспортных поставок. В этой ситуации всё большую роль приобретает развитие международных транспортных коридоров, способных обеспечить устойчивый экспорт и капитализировать транзитный потенциал.
В Казахстане сформированы и функционируют
5 международных железнодорожных и 8 автомобильных транзитных коридоров. Из них 3 железнодорожных и 6 автокоридоров синхронизированы с коридорами, проходящими по территории Российской Федерации.
В этом году произошло существенное увеличение транзитных перевозок через территорию Казахстана по направлению КНР - Россия. Контейнерные поставки между Китаем и Россией через Казахстан возросли в четыре раза. По данным китайской статистики, взаимная торговля между РФ и КНР за 10 месяцев 2022 года уже превысила $150 млрд, увеличившись на 33%.
Для дальнейшего наращивания транзитного грузопотока прорабатывается вопрос открытия третьего железнодорожного перехода между Казахстаном и Китаем. Проект предусматривает строительство новой железнодорожной линии «Аягоз-Бахты» и терминала пограничного перехода, его реализация позволит увеличить пропускную способность в китайском направлении до 20 млн тонн.
Отдельное внимание Казахстан уделяет развитию приграничного взаимодействия. Сейчас разрабатывается Единая стратегия развития сети трансграничных хабов, которая включает в себя пять приграничных центров торговли, транспортировки, логистики и промышленной кооперации. К примеру, в Западно-Казахстанской области планируется построить центр трансграничной торговли «Евразия». На его базе будет создана инвестиционно-привлекательная площадка для проектов с ориентиром на рынки РФ, Центральной и Южной Азии. Реализация проекта позволит увеличить транзитный товаропоток, а также нарастить мощности терминально-складской инфраструктуры.
Для развития экономики регионов Казахстана и горного Алтая, а также для обеспечения выхода на Монголию видится перспективным строительство автодорог через территорию Российской Федерации.
Строительство маршрута по направлению Усть-Каменогорск – Риддер – Туэкта – граница Монголии позволит сократить расстояние на 873 км, что существенно сэкономит время перевозки грузов.
В существующих реалиях решающее значение для социально-экономического развития приграничных областей Казахстана и России имеет промышленная кооперация. За последние года в результате совместных действий реализовано 13 крупных кооперационных проектов на $437,8 млн, создано более 3,5 тыс. рабочих мест. Еще 9 проектов на сумму $3 млрд находятся в стадии реализации, после ввода объектов в эксплуатацию здесь смогут трудоустроиться свыше 3,4 тыс. человек.
Приложение усилий для расширения транспортно-логистического потенциала Казахстана и России принесет обоюдную выгоду нашим странам. Речь идет не только о развитии экономики близлежащих регионов, но и о решении глобальных задач, таких как обеспечение продовольственной безопасности, выходе на новые альтернативные рынки, стабильности экспортно-импортных поставок.
Материал предоставлен Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан
На сайте Кузбасской ТПП в рамках проекта «История войны в моей семье» размещены семейные истории о защитниках Отечества и тружениках тыла, а также детские рисунки, посвященные 80-летию Великой...
Мероприятие объединило одних из лучших специалистов в области красоты и здоровья, чтобы поделиться своими знаниями и опытом, узнать о самых передовых методиках,...
В преддверии 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне глава ТПП РФ Сергей Катырин, и сотрудники Палаты, а также представители дочерних структур - ПАО <ЦМТ>, АО <Экспоцентр>, АНО...
Молодежный международный юридический форум состоится 21 мая 2025 года в КВЦ «Экспофорум» традиционно в рамках Петербургского международного юридического форума....
Международная специализированная выставка и конференция в сфере недвижимости, девелопмента, архитектуры и дизайна International Property Market (IPM) пройдет в этом году c 14 по...
На территории спортивного комплекса "Новая Лига" собрались ведущие спортсмены из различных регионов страны, а также гости из трех зарубежных государств....
С 9 по 11 апреля в Санкт-Петербурге в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» состоялась 22-я Международная выставка...
25 апреля 2025 года в Российском Университете Кооперации (г. Мытищи) состоялся Региональный этап Ежегодного Федерального Форума Общественного Негосударственного Образования (ФОНО),...
Без малого сто представителей бизнеса, власти, общественности приняли участие в музыкально-поэтическом вечере «А значит, нам нужна одна Победа», организованном Уральской торгово-промышленной...
29 апреля в Ташкенте генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин и директор Института развития национальной системы квалификаций при Проектном офисе «Центр проектов в...
23 апреля в Кемерове, в зале Штаба общественной поддержки ЕР, состоялся традиционный весенний турнир среди работников СМИ и предпринимателей по быстрым шахматам на Кубок...
С 9 по 11 апреля в Санкт-Петербурге на площадке конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» при поддержке Министерства энергетики Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга состоялся Российский международный...
Девиз XIII Петербургского международного юридического форума — «Право: уроки прошлого для мира будущего».
XIII Петербургский международный юридический форум (ПМЮФ-2025) пройдет под девизом: «Право: уроки прошлого для мира будущего»....
На минувшей неделе Кузбасс с официальным визитом посетила генеральный консул Монголии в Иркутске Батсух Ичинхорлоо. Наряду с официальными встречами в...
17 апреля 2025 года дан официальный старт большому юбилейному проекту «Урал: Родины щит и меч», разработанному Уральской...
Торговое представительство Российской Федерации в Азербайджанской Республике информирует о проведении 23 апреля 2025 года в 10:00 (по московскому времени), пройдет вебинар по...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.