Светлана Пивоварова: «Штатный бухгалтер – это неэффективно»
Компания «Бизнес-аналитика» предоставляет своим клиентам бухгалтерские услуги, бухгалтерское сопровождение, а также всё, что касается цифрового сопровождения бизнеса.
Компания «Бизнес-аналитика» предоставляет своим клиентам бухгалтерские услуги, бухгалтерское сопровождение, а также всё, что касается цифрового сопровождения бизнеса.
Но её основатель и генеральный директор Светлана Пивоварова активно занимается не только коммерческой, но и общественной, просветительской деятельностью. В торгово-промышленной палате она возглавляет комитет по бухгалтерскому аутсорсингу, вместе с другими экспертами помогает представителям бизнеса в столь непростые времена справляться и со сложностями налоговой системы, и с другими вопросами. На различных встречах, бизнес-завтраках, вебинарах, конференциях она рассказывает, как правильно вести бизнес, каких ошибок стоит избегать. С одной такой ошибки мы и начнём разговор...
Реализм как жанр управленческой отчётности
– Светлана Владимировна, иногда от собственников какого-либо бизнеса можно услышать: «Я ничего не понимаю в бухгалтерии, в налогах, меня это не волнует и не должно волновать…»
– Я с такой позицией крайне не согласна. Согласиться могу лишь с тем, что каждый должен заниматься своим делом: бухгалтерская компания – вести бухгалтерский учёт, юридическая компания – юридическое сопровождение... А бизнесмен должен развивать свою компанию, масштабировать её, зарабатывать для неё деньги.
Каждый собственник, предприниматель обязан понимать и представлять, что такое его налоги. Вне зависимости от того, малый это бизнес или огромная компания. Он должен иметь представление о том, что он делает, сколько зарабатывает сегодня и к чему его действия приведут завтра, что будет делать его компания через пять, десять лет и т. д.
За последние два года стало очень много запросов на функцию «управленческая отчётность», и я очень много думала над тем, как людям в этом отношении помочь. Я ведь не только бухгалтер, но и управленец, а в прошлом – ещё и финансовый директор. Понимая, что это совершенно разные направления, я решала вопрос, как их объединить воедино. В итоге мне пришла в голову мысль запустить услугу «финансовый директор». И я не ошиблась, чему очень рада.
Управленческая отчётность – это реальная картина бизнеса. Картина, которая даёт собственнику полное видение того, что происходит: сколько у него средств заёмных и сколько собственных, сколько средств «в кармане» и сколько на складе. Всё раскладывается по полочкам, все моменты бизнеса. В работе с бухгалтерской и налоговой отчётностью мы применяем различные законные методы: оптимизацию и т. д. Мы платим налоги, считаем их. А в управленческом отчёте всё совершенно по-другому: все налоговые обязательства, все доходы, все расходные статьи...
Управленческая отчётность предполагает несколько этапов. Вначале финансовый директор подготавливает отчёт по движению денежных средств: что запланировано и что получается по факту, каков процент отклонения после истечения расчётного месяца. Следующий отчёт – управленческий баланс, где мы видим поэтапно все статьи доходов и расходов, видим прибыль валовую, чистую, видим рентабельность. И отчёты о прибылях и убытках, соответственно. В результате мы понимаем, находится ли организация в плюсе либо она работает в минус. То есть, учитываются все денежные потоки, всё, что остаётся после оплаты налогов, выдачи заработной платы и выплаты дивидендов собственникам.
Если организация торговая, в управленческой отчётности очень хорошо виден весь капитал, резервы, то есть дебиторско-кредиторская задолженность, товары на складе, товары, отгруженные на маркетплейсы, и т. д.
Все эти отчёты показывают абсолютно реальную картину бизнеса. Без каких-либо пропусков или мечтаний. Ведь некоторые собственники только думают, что они зарабатывают много, а по факту их бизнес держится лишь за счёт полученных со своих покупателей авансов и за счёт набранных кредитов, то есть заёмных средств. В итоге они попадают в финансовый разрыв после того, как не смогли выполнить и отработать полученный аванс. Ведь авансы прибылью компании не являются.
Очень важно понимать, что управленческая отчётность и финансовый директор не могут работать в отрыве от главного бухгалтера. Управленческая отчётность строится на базе налоговой и бухгалтерской отчётности, но к ней добавляются все финансовые инструменты, которые только возможны и применимы в бизнесе. Так и получается общая реальная картина бизнеса.
Оптимизация – дело хорошее. И законное!
– Бухгалтер, как считается, нужен для достижения двух главных целей: первая – отчитаться перед налоговой, чтобы не было никаких проблем; вторая – так построить работу, чтобы она была экономически выгодной для предприятия. Вы работаете во всех этих и других направлениях. Какое из них пользуется наибольшим спросом у ваших клиентов?
– Да, конечно, мы работаем во всех возможных направлениях, которые есть у предприятий, то есть наша компания гарантирует профессиональный и бухгалтерский, и управленческий учёт. Плюс к этому мы всегда говорим клиенту о том, где и что он делает неправильно: где применяет неправильную систему налогообложения, где может нажить себе проблемы с налоговой инспекцией или с какими-то другими структурами. То есть если мы видим, что такие проблемы могут возникнуть, никогда не промолчим.
Мы всегда экономим деньги клиента на налогах. Если это, конечно, возможно и для этого есть основания. Мы всегда запросим документы у поставщика клиента. Ведь иногда налог бывает большим просто потому, что документы от поставщиков не были получены в срок. Соответственно, висит дебиторская задолженность. Казалось бы, все говорят про налоговую оптимизацию, про то, что нужно платить меньше налогов. Но как это возможно? А глобальная оптимизация начинается вот с таких элементарных вещей.
Налоговую нагрузку нужно планировать, нужно рассчитывать её заранее. Финансовое планирование, налоговое планирование – это залог успешного бизнеса и долгосрочно развивающейся компании.
– То есть оптимизация – это не всегда нарушение закона?
– Это всегда не нарушение закона. Других каких-то моментов я не знаю и знать не хочу. Это всегда только то, что есть в Налоговом кодексе. Оптимизация – просто красивое слово, на самом деле всё это элементарная финансовая грамотность собственника бизнеса и его сотрудников – тех, кто имеет право на перечисление денежных средств. С чего начинаются неприятности? С той самой злополучной корпоративной карты, которой многие сначала расплачиваются, а потом удивляются, почему у них большие налоги. А самая простая оптимизация начинается с соблюдения элементарных правил: бизнес – ООО или ИП – не создан для того, чтобы вся выручка была в чьём-то кармане, это абсолютно не так. Бизнес нужно развивать, вкладывать в него деньги, душу и т. д. Тогда он ответит тем же.
«Бухгалтерия закрыта. Все ушли на аутсорсинг»
– Теперь немножко о другом значении слова «оптимизация». Раньше обязательно на каждом предприятии была или целая бухгалтерия, или хотя бы один бухгалтер. Сейчас нередки случаи, когда бухгалтерию «оптимизируют», то есть сокращают, а её функции выполняет по договору «человек со стороны». Ваша компания такие услуги также предлагает?
– Сокращать никого никогда не надо, я всегда против этого. Если бухгалтерия работает в нормальном режиме, то ничего не нужно ломать. Но при этом многие бухгалтерские процессы, функции можно автоматизировать, то же распознавание кассовых чеков: просто наводится камера телефона – и всё загружается в «1С». Это элементарные вещи, которые помогают экономить рабочую силу или направлять её на другие задачи: на акты сверки, например, на переход на электронный документооборот, на архивацию бумажного архива и т. д.: избавить людей от тяжёлой рутинной работы. Есть много СРМ-систем, которые сегодня внедряются на предприятиях. Процессы, на которые раньше уходили дни, теперь благодаря автоматизации занимают минуты.
Мы тоже этим занимаемся: когда появляется спрос на такую услугу «автоматизировать процессы», мы подключаемся, разрабатываем должностные инструкции действующим бухгалтерам, меняя их в корне. А высвобождающиеся единицы можно направлять на какое-то другое, благое для предприятия дело. То есть если в штате есть бухгалтеры, то это не значит, что аутсорсингу там нечего делать. Нет. Мы можем контролировать, можем обучать, можем направлять и можем сдавать отчётность, закрывая периоды. Всё делает бухгалтер клиента, а мы берём на себя функцию «главный бухгалтер», то есть оставляем себе проверяющую функцию, и это очень хорошо работает, когда, например, у компании есть свой штат бухгалтерии.
Но в целом, я считаю, штатный бухгалтер – это уже пройденная история, это неэффективно. Приведу пример: у нас длительный срок обслуживался один клиент, а год назад он решил, что ему всё-таки нужен свой бухгалтер. В штате, чтобы был рядом. Ему казалось, что так будет спокойнее. Мы, естественно, сдали полугодовую отчётность, расторгли договор, и клиент нас покинул. Ушёл к штатному бухгалтеру. А через год он обратился к нам опять с подозрением, что с учётом у него происходит что-то неладное... Когда он дал нам обратный доступ в «1С», мы были просто поражены тому, как всего за год можно настолько искорёжить учёт.
Штатная бухгалтерия абсолютно не лучше аутсорсинга. Аутсорсинг надёжнее и эффективнее, потому что есть договор, есть сроки, есть обязательства, нет никакой лирики, каких-то личных моментов. Есть два юридических лица: один – заказчик, другой – подрядчик; один заказывает услугу, другой её исполняет.
Но, естественно, всё зависит от качества аутсорсинговой компании. Самое главное – это обращать внимание на договор и на то, как это всё работает. Не нужно стесняться и спросить у аутсорсинговой компании доступ в «1С», и лишний раз проверять, смотреть и вникать. Потому что ничего сложного там нет, каждый собственник может зайти и посмотреть, что там происходит. Так будет безопаснее.
Объяснять всё это, помогать бизнесу – эта и есть та работа, которой я занимаюсь в комитете по бухгалтерскому аутсорсингу торгово-промышленной палаты.
Подготовил Алексей Сокольский
Беспилотник, способный перевозить до 500 кг различных грузов и работающий при температурном режиме от -55 до +40, будет представлен на выставке в рамках Промышленно-энергетического форума TNF 2024 в Тюмени 16-19 сентября. Макет...
Третий год подряд главы правовых департаментов, CEO корпораций, партнеры юридических и консалтинговых компаний, директора по...
Всего через два месяца «ИНТЕРТКАНЬ-2024.Осень» откроет свои двери, и уже сейчас мы открыли регистрацию для посетителей по ссылке: https://intertkan.ru/posetitelyam/poluchit-elektronnyy-bilet/ на...
Все участники Программы наставничество в той или иной мере эксперты.
Алёна Пристинская не смогла подняться на сцену на подведении итогов седьмого потока Программы наставничества, где заняла почетное второе место....
15 июля 2024 года в Совете Федерации состоялась торжественная церемония открытия фотовыставки «Семейные бизнес-династии регионов России», посвященная Дню семьи, любви и верности....
На официальном сайте Кавказского инвестиционного форума, который состоится с 15 по 17 июля в городе Грозном, опубликована деловая программа мероприятия с актуальными темами встреч, лекций, круглых столов и...
Опубликована расширенная деловая программа Кавказского инвестиционного форума, который состоится 15 – 17 июля в столице Чеченской Республики – городе Грозном. Программа КИФ-2024...
В г. Грозный, в резиденции главы Чеченской Республики и на площадке выставочного центра «Павильон «Стройкар» (ЭКСПО) стартовал Кавказский инвестиционный форум....
Кавказский инвестиционный форум-2024 (КИФ-2024) проходит с 15 по 17 июля в Грозном.
В столице Чеченской Республике городе Грозном начал свою работу Кавказский инвестиционный форум....
9 июня в Красноярск прибыл президент Торгово-промышленной палаты Республики Киргизия Темир Сариев.
10 июля в Центрально-Сибирской торгово-промышленной палате состоялась встреча президента Центрально-Сибирской ТПП Рафаэля Шагеева и представителей компаний — членов палаты с делегацией из Кыргызстана....
20-21 июля в «Три вокзала. Депо» на Новорязанской улице пройдет яркое событие солнечного сезона – семейный фестиваль «Вкус лета»....
Спортивная программа Кавказского инвестиционного форума объединит скачки с участием ведущих жокеев, вечер ММА, а также встречи прославленных спортсменов с молодежью...
В Грозном состоялось совещание по вопросу организации и проведения Кавказского инвестиционного форума под председательством Министра экономического развития Российской Федерации Максима...
3 июля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Саммит деловых кругов «Сильная Россия» - главная дискуссионная площадка для обсуждения актуальных вопросов инфраструктурного развития страны,...
Десять региональных стендов будут работать на площадке Кавказского инвестиционного форума, который пройдет 15–17 июля в столице Чеченской Республики Грозном. Экспозиции площадок презентуют инвестиционный и экономический...
«Росатом» опубликовал экологическую отчетность группы предприятий госкорпорации
25 июля в городе Грязи Липецкой области пройдёт саммит, на котором участники обсудят реальные кейсы, технологии и вызовы, стоящие перед территориями и бизнесом.
«Титановая долина» вошла в число самых эффективных по оценке Минэкономразвития РФ. Сводный показатель эффективности функционирования особой экономической зоны (ОЭЗ) за 2023 год составил 93%, а накопленным итогом за период с начала функционирования достиг 97%.
Какие перспективы открывает исследование мира арктических и антарктических микроорганизмов
Патрушев: на ремонт гидроузлов и расчистку рек выделено 6,5 млрд рублей
Сегодня Кабмин Чувашии принял критерии проектов устойчивого развития республики, следует из распоряжения, подписанного председателем кабинета министров республики, Олегом Николаевым.
С каждым годом потребность бизнеса в осознанности и устойчивом развитии растет. 13 июня в Radisson Resort, Zavidovo были названы имена победителей Программы «Лучшие ESG проекты России».
Для правильной утилизации мусора за последние 4 года построили 65 новых объектов инфраструктуры – благодаря этому доля отходов, которые отправляют на захоронение, снизилась до 80,5%.