Image

Транспортно-экспедиторской отрасли России 100 лет

История создания системы транспортно-экспедиторского обслуживания внешнеторговых и других грузов начинается с создания Первого акционерного транспортного общества "ТРАНСПОРТ".

Транспортно-экспедиторская деятельность развивалась в деловом мире как одна из отраслей экономики, способствующая перемещению товара от продавца к покупателю. Важность деятельности экспедитора заключается в том, что от качества экспедиторских услуг зависит не только своевременное и сохранное перемещение десятков миллионов тонн грузов, дающих значительную часть поступлений в бюджеты государств, но и судьба и благополучие многих тысяч компаний грузовладельцев и самих экспедиторов.
Образование и развитие системы транспортно-экспедиторского обслуживания в России по времени совпадает с началом подъема промышленности и сельского хозяйства после окончания Гражданской войны. История создания системы транспортно-экспедиторского обслуживания внешнеторговых и других грузов начинается с создания Первого акционерного транспортного общества "ТРАНСПОРТ", устав которого был утвержден Советом Труда и Обороны РСФСР 17 ноября 1922 года. (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства за 1922 г. № 12, ст. 42, отд. 11).
Первое акционерное транспортное общество "ТРАНСПОРТ" было одним из крупнейших акционерных обществ с разветвленной сетью транспортно-экспедиторских предприятий на всей территории России и за её границами. Оно также стало учредителем транспортно-экспедиторских предприятий за границей:
- в Германии - «Дерутра», германо-русское транспортное и складское акционерное общество, Гамбург; в Персии - «Бюроперс», бюро персидского транспорта, Тегеран. АО «Транспорт» успешно работало до 1930 года. 23 февраля 1930 года постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) «Об образовании всесоюзного объединения складского и транспортно-экспедиционного дела» было образовано Всесоюзное объединение «Совфрахттранспорт» в системе Наркомата внутренней и внешней торговли СССР. Пунктом 2 постановления вновь созданному объединению были переданы «на ходу по всем активам и пассивам по балансам на 1 октября 1929 года с поправками на день передачи» предприятия и имущество АО «Транспорт».
В функции ВО «Совфрахттранспорт» входило транспортно-экспедиторское обслуживание заграничного грузооборота Союза ССР, агентирование морских судов и проведение складских и страховых операций за границей, организация и наблюдение за правильным документооборотом по внешнеторговым перевозкам, фрахтование иностранного тоннажа, а также планирование и регулирование внешнеторговых перевозок в Союзе ССР и за границей.
В течение последующих лет в связи с дальнейшим развитием транспортно-экспедиторской деятельности по обслуживанию внешнеторговых предприятий происходило и совершенствование деятельности основного транспортно-экспедиторского предприятия, обсуживающего внешнюю торговлю, что было отражено в решениях государственных органов. В результате многих преобразований этого предприятия приказом по НКВТ СССР № 61 от 28 января 1935 года в развитие постановления СНК СССР № 109 от 19 января того же года было ликвидировано ВО «Внешторгтранс» и образованы следующие транспортно-экспедиторские конторы:
- «Ленвнештранс» в Ленинграде; «Южвнештранс» в Одессе; «Инотранс» в Москве;
- «Дальвнештранс» во Владивостоке. Образованные в 1935 году транспортно-экспедиторские конторы осуществляли свою деятельность по транспортно-экспедиторскому обслуживанию внешнеторговых грузов до 1951 года. Затем распоряжением Совета Министров СССР № 9342 от 12 июня 1951 года (закрытое) они были реорганизованы в одно Всесоюзное объединение по транспортно-экспедиторскому обслуживанию грузов внешнеторгового грузооборота «Союзвнештранс». Приказом по МВТ СССР № 315 от 6 октября 1962 года был утвержден новый устав объединения. В соответствии с этим уставом ВО «Союзвнештранс» осуществляло транспортно-экспедиторское обслуживание внешнеторговых объединений и организацию перевозок внешнеторговых грузов всеми видами транспорта по их поручениям. В том же 1962 году, 20 сентября, приказом по МВТ СССР № 299 все экспедиторские конторы и отделения были переданы в ведение ВО «Союзвнештранс».
В 1980 году было принято решение о выделении операций по транзиту иностранных грузов через территорию СССР в отдельную деятельность. В этой связи из ВО «Союзвнештранс» в качестве самостоятельной организации было выделено ВО «Союзтранзит». Это изменение в структуре ВО «Союзвнештранс» было закреплено приказом по МВТ СССР № 49 от 28 января 1980 года, утвердившим новый устав ВО «Союзвнештранс».
Кардинальные изменения в деятельности ВО «Союзвнештранс» произошли в 1987 году. В целях дальнейшего развития хозяйственной самостоятельности объединения и во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию управления внешнеторговыми связями» № 991 от 19 августа 1986 года Всесоюзное внешнеторговое объединение «Союзвнештранс» было переведено на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с 1 апреля 1987 года. Решение о переводе «Союзвнешранса» на полный хозрасчет было принято Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма при Совете Министров СССР (Протокол № 60 от 31 марта 1987 года). Решение Комиссии было подтверждено приказом по МВТ СССР № 213 от 8 мая 1987 года.
В соответствии с упомянутыми правительственными документами ВВО «Союзвнештранс» перестало финансироваться за счет государственного бюджета. Одновременно ВВО «Союзвнештранс» перешло на договорные отношения с участниками внешнеэкономических связей. В связи с переходом ВВО «Союзвнештранс» на договорные отношения с грузовладельцами, был подготовлен и согласован с Госарбитражем СССР договор транспортной экспедиции, ставший впоследствии образцом для составления договоров транспортного экспедирования для большинства экспедиторских компаний страны.
24 июля 1990 года предприятия системы «Союзвнештранса» подписали договор о создании совместного предприятия «Концерн «Союзвнештранс», одновременно был подготовлен и утвержден собранием учредителей устав совместного предприятия «Концерн «Союзвнештранс».
Это решение было утверждено распоряжением Совета Министров СССР № 2129р от 19 декабря 1990 года, которым было решено преобразовать ВВО «Союзвнештранс» в концерн по транспортно-экспедиторскому обслуживанию перевозок внешнеторговых и других грузов («Концерн «Союзвнештранс») и вывести концерн «Союзвнештранс» из-под непосредственного подчинения Министерству внешних экономических связей СССР. При этом распоряжением было предусмотрено, что в собственность трудового коллектива концерна «Союзвнештранс» передается имущество ВВО «Союзвнештранс», при этом учитывалось, что в 1987 году объединение было переведено на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
Созданное на основе этих документов совместное предприятие было зарегистрировано в Министерстве финансов СССР 28 декабря 1990 года (№ 05-06-01, реестровый номер 2950).
В этом разделе описана история развития практически одного предприятия, но в нашей стране так сложилось, что транспортно-экспедиторское дело развивалось в основном на базе именно этого предприятия, и связано это было с тем, что «Союзвнештранс» действовал как экспедитор, обеспечивающий внешнеторговый грузооборот, и был независим от транспортных ведомств. После того как в России стали складываться рыночные отношения, транспортно-экспедиторская деятельность стала распространяться по всей стране, но основа этой деятельности так или иначе связана с первым транспортно-экспедиторским предприятием «Союзвнештранс».
В нашей стране, в сороковые - шестидесятые годы сложилась отличная от мировой практики и от прежнего опыта система транспортно-экспедиторского обслуживания. В большинстве случаев экспедиторами были предприятия, входившие в системы транспортных ведомств, т.е. роль экспедитора в основном выполняли перевозчики. В частности, каждое транспортное ведомство СССР имело в своем составе экспедиторские конторы, в МПС - транспортно-экспедиционные конторы на пограничных и внутренних железнодорожных станциях, в Министерстве морского флота - транспортно-экспедиторские конторы морских портов, в Министерстве автомобильного транспорта РСФСР - транспортно-экспедиторские предприятия, входившие в состав автотранспортных предприятий. Все эти конторы и предприятия осуществляли только одну из экспедиторских функций - экспедиция по отправлению или экспедиция по приему груза, т.е. они осуществляли только оформление документов для перевозки груза, а всем другим комплексом экспедиторских услуг не занимались.
Особое место в этом ряду занимало В/О «Техвнештранс» Государственного Комитета по экономическому сотрудничеству, выполнявшее большой объем транспортно-экспедиторских операций, связанных с военно-техническим сотрудничеством.
Такая система существенно ограничивала права грузовладельца, поскольку принадлежность экспедитора к ведомству перевозчика предполагает защиту интересов перевозчика, а не грузовладельца, и перевозчик/экспедитор в этом случае не может обеспечить защиту прав грузовладельца. Кроме того, экспедитор, осуществляющий свою деятельность в рамках одного транспортного ведомства, не в состоянии обеспечить грузовладельца полным транспортно-экспедиторским обслуживанием «от двери до двери», что является наиболее экономически эффективной формой экспедиторского обслуживания.
В основном это связано с тем, что плановая экономика нашей страны не предполагала коммерческой деятельности предприятий транспорта, практически все перевозки грузов оплачивались из бюджета страны, и руководителей предприятий не интересовала проблема стоимости перевозки груза, соответственно не было нужды в разработке наиболее дешевых транспортных схем.
В нашей стране вопросы транспортно-экспедиторского обслуживания предприятий и организаций при осуществлении внутренних перевозок грузов начали регулироваться в 60 - 70-х годах двадцатого века. Это началось с реформы управления автомобильным транспортом. В эти годы было упразднено Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР, а его функции были переданы республиканским министерствам автомобильного транспорта. В РСФСР Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог было реорганизовано в 1969 году в Министерство автомобильного транспорта РСФСР и Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР. В системах министерств автомобильного транспорта стали создаваться транспортно-экспедиторские предприятия и организации, и постепенно транспортно-экспедиторские услуги стали сосредотачиваться в этих министерствах. В соответствии с Положением о Министерстве автомобильного транспорта РСФСР на это министерство была возложена задача организации комплексного транспортно-экспедиторского обслуживания предприятий, организаций, учреждений и населения.
Наряду с самостоятельными (хозрасчетными) транспортно-экспедиторскими предприятиями и организациями в структурах автотранспортных предприятий появились специальные подразделения – транспортно-экспедиторские отделы и службы. Это привело к тому, что постановлением Совета Министров СССР от 19 ноября 1979 года № 1025 «О мерах по улучшению транспортно-экспедиционного обслуживания в РСФСР» было установлено, что на территории РСФСР автотранспортные предприятия и организации общего пользования осуществляют транспортно-экспедиторское обслуживание грузоотправителей и грузополучателей при перевозке грузов как в прямом автомобильном сообщении, так и в смешанном автомобильно-железнодорожном, автомобильно-водном, автомобильно-воздушном сообщении. В 1980 году Министерством автомобильного транспорта РСФСР по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР были утверждены "Правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР", которые были призваны урегулировать порядок транспортно-экспедиторского обслуживания грузовладельцев предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования. При этом целью транспортно-экспедиторского обслуживания провозглашалось выполнение для грузоотправителей и грузополучателей операций и услуг, связанных с перевозкой грузов.
Правила транспортно-экспедиционного обслуживания не могут рассматриваться в качестве нормативного акта, регулирующего договор транспортной экспедиции, ими обеспечивается регламентация некоторых операций и услуг, выполняемых автоперевозчиками в качестве дополнительных к перевозке при осуществлении как обычных, так и централизованных перевозок грузов.
Для этих правоотношений характерна сложная структура договорных связей. Автоперевозчики, осуществляющие централизованную перевозку грузов на железнодорожные станции, в морские и речные порты и аэропорты, должны были заключать договоры с соответствующими транспортными организациями на централизованный завоз грузов, а затем оформлять договорные отношения с клиентами, заключая с ними отдельные договоры на централизованную перевозку грузов. Причем условия такого договора с клиентом были предопределены договорами на централизованный завоз (вывоз) грузов, заключаемыми автоперевозчиками с предприятиями соответствующих видов транспорта. Ведомственный характер нормотворчества в области правового регулирования деятельности транспорта, имевший место в советский период, не позволял учитывать в полной мере интересы грузовладельцев, но предопределил заведомые преимущества в отношении транспортных организаций.
Как уже отмечалось, система транспортно-экспедиторского обслуживания существует в России с 17 ноября 1922 года, но законодательство СССР не рассматривало договор транспортной экспедиции как отдельный вид гражданских правоотношений. Договор экспедиции был предусмотрен только в гражданских кодексах Узбекской, Молдавской, Казахской и Азербайджанской ССР.
Впервые договор транспортной экспедиции был включён в гражданское законодательство 31 мая 1991 года, когда были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР. В этот документ была включена статья 105 «Договор транспортной экспедиции». До этого экспедирование регулировалось различными ведомственными актами транспортных министерств. Это было связано с тем, что экспедирование, за исключением внешней торговли, осуществлялось самими перевозчиками. Такое положение в области перевозок грузов являлось достаточно ущербным и с правовой, и с экономической точек зрения, поскольку перевозчик в таких условиях мог только оформить транспортные документы, но больше никаких экспедиторских функций выполнить не мог. В правовом смысле грузовладелец лишался права выбора наиболее выгодного способа перевозки, а перевозчик мог диктовать грузовладельцу свои условия, пользуясь своим монопольным положением. В экономическом смысле грузовладелец не мог влиять на транспортную составляющую в цене товара за счет выбора наиболее экономичных путей перевозки.
Дальнейшее развитие нормативной базы транспортно-экспедиторской деятельности получило с включением в Гражданский кодекс Российской Федерации главы 41 "Транспортная экспедиция" (1996г.) (ст. 801-806), которая определяет договор транспортной экспедиции как взаимоотношения сторон при организации и осуществлении перевозки груза любыми видами транспорта. В соответствии со ст. 801 ГК договором транспортной экспедиции является такой договор, по которому "одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза". Пунктом 3 статьи 801 предусмотрено, что "условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами".
В развитие этого пункта 30 июня 2003 г. принят Федеральный закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Принятый закон явился результатом длительной работы и стал своего рода балансом интересов экспедиторов, грузовладельцев и перевозчиков. Подготовка закона была обусловлена также рядом факторов, связанных с интеграцией российских экспедиторов в мировой транспортный рынок И необходимостью установления правил работы экспедиторов при организации перевозок грузов как по территории Российской Федерации, так и за границей
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 87-ФЗ от 30 июня 2003 года «О транспортно-экспедиционной деятельности» постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. № 554 утверждены «Правила транспортно-экспедиционной деятельности».
Правила конкретизируют порядок деятельности экспедиторов, их взаимоотношения с грузовладельцами, описывают основные экспедиторские документы и дают основные требования, предъявляемые к качеству транспортно-экспедиторских услуг, оказываемых экспедитором.
Во исполнение пункта 7 Правил Минтранс России 11.02. 2008г. издал приказ № 23 "Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов", которым введены в хозяйственный оборот следующие экспедиторские документы: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка.
Кроме того, пунктом 19 Правил установлено, что качество оказываемых экспедитором транспортно-экспедиторских услуг должно отвечать требованиям национальных стандартов Российской Федерации, что означает соответствие услуг, оказываемых экспедитором, национальным стандартам: ГОСТ Р 52297-2004, ГОСТ Р 52298-2004.

Российская ассоциация экспедиторских и логистических организаций
Юрисконсульт АРЭ В.В. Третьяков

Публикация подготовлена в системе Public.RBGmedia

Image

Кузбасская ТПП запустила новую услугу: подготовка технического отчета по работам, начатым до подачи извещения в стройнадзор

Новая услуга, разработанная и апробированная департаментом строительно-технической экспертизы Кузбасской ТПП, направлена на подготовку технического...

Image

В Чебоксарах обсудили роль навигационной безопасности в экономическом суверенитете России

В столице Чувашской Республики завершился первый форум «Навигационная безопасность», посвященный вопросам обеспечения технологического суверенитета и устойчивости навигационной инфраструктуры...

Image

В Кузбасской ТПП вручены удостоверения слушателям курсов по управлению интеллектуальной собственностью

7 июля в Кузбасской ТПП состоялось вручение удостоверений о повышении квалификации слушателям, которые успешно прошли обучение и выполнили итоговое тестирование по курсу...

Image

TREND GUIDE: новые горизонты для участников выставки «ИНТЕРТКАНЬ»

Общеотраслевая выставка текстильной и легкой промышленности «ИНТЕРТКАНЬ» делает шаг вперед в текстильной индустрии, представляя TREND GUIDE — продукт, разработанный в сотрудничестве с TRND lab & BRND buro....

Image

«Одно сердце, одна Родина, один флаг» — ЦС ТПП провела патриотическую акцию в Красноярске

6 июля в фан-парке «Бобровый лог» состоялась масштабная патриотическая акция «Одно сердце, одна Родина, один флаг». Главным символом события стал флаг России, который передаётся из города в...

Image

Бренд EKF и ГК ФСК делают жилье цифровым

Почти 2 тыс. умных реле бренда EKF установлены в ЖК «1-й Лермонтовский», который ГК ФСК реализует под брендом 1-й ДСК. Эта значимая сделка подчеркивает стратегическое партнерство между компанией «Электрорешения», официальным представителем бренда...

Image

Руководитель Национального агентства обозначил механизмы сближения НСК стран ЕАЭС

26 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко выступил на тематической сессии «Единый рынок труда: вызовы и перспективы» Евразийского экономического...

Image

Дипломы и ценные призы вручены победителям регионального этапа конкурса «Экономическое возрождение России»

20 июня на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось торжественное вручение дипломов и ценных призов победителям регионального этапа XXXI Всероссийского конкурса...

Image

Награды конкурса Национальной премии «Золотой Меркурий» по итогам 2024 года вручены Кузбасской ТПП

Эксперт Кузбасской ТПП Юлия Долганина и экспертное направление Кузбасской ТПП были отмечены наградами по спецноминации конкурса Национальной премии в области предпринимательской...

Image

Алексей Вовченко выступил на ПМЭФ — 2025

19 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко принял участие в работе сессии «Современный рынок труда: поиск ответов на глобальные вызовы», состоявшейся в рамках Петербургского международного...

Image

Издательско-коммуникационная группа «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА представляет авторский медиа-коммуникационный проект «ПРАВОЕ ДЕЛО со Светланой Ерховой»

Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...

Image

20 мая в Красногорске прошли "Дорожные вопросы" для коммерческой недвижимости

Мероприятие посетило больше 40 человек: владельцы коммерческой недвижимости, застройщики и архитекторы.

Image

Work-Life Balance в управленческой карьере: цена амбиций и поиск компромиссов

15 мая в рамках IPWK CLUB прошла дискуссия, посвященная важной теме: «Возможен ли баланс между работой и личной жизнью в управленческой карьере?»...

Image

Развитие международного направления: Мариллион принял участие в мероприятиях в Китае

Группа компаний «Мариллион» принимает активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление сотрудничества между российскими и китайскими компаниями, а также на развитие китайского...

Image

Уникальный автопробег в честь 80-летия Победы объединит Москву и Горно-Алтайск

С 3 по 12 июня состоится автопробег «Москва-Алтай» в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проект реализуется при поддержке Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.