Image

Наталья Кравченко: «Отношения между частным и государственным образованием должны выстраиваться на основе равноправного партнёрства»

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко в интервью нашему изданию рассказала о тенденциях развития частного образования в России.

– Наталья Васильевна, какова, на ваш взгляд, роль частного образования в системе образования России?
– Я бы здесь провела аналогию с частным сектором в медицине. Сегодня никого не удивляет то, что одновременно с государственной медициной работают и весьма успешно развиваются частные клиники, стационары, лаборатории. Существование частной медицины не отменяет требований к государственному сектору. Более того, есть много случаев, когда эти две системы отлично дополняют друг друга и способствуют развитию частного сектора. Так и в образовании: возможность получить качественное бесплатное образование, как основное, так и дополнительное, должна быть у любого ребёнка, у любого человека в стране. Задача государства – обеспечить «золотой стандарт» образования. Приятно, что высота этой планки из года в год повышается. И вместе с тем у государства нет и не должно быть задачи удовлетворить абсолютно все образовательные запросы: на это, во-первых, не хватит ресурсов, а во-вторых – они бывают самые разные. Их зачастую и удовлетворяет сегмент качественного частного образования, будь то частный сад, который реализует авторские программы, центр дополнительного образования, частная школа или вуз. Часто на этих площадках апробируются и внедряются новые методики и форматы, самые успешные из которых, подтвердившие свою эффективность, могут внедряться в массовой школе. Вообще, доля частных организаций от общего числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность, невелика: всего около 2%. Более половины образовательных организаций негоссектора – это те, кто оказывает услуги в сфере углублённого изучения предметов. Это особый сегмент, который успешно справляется в своей нише с конкретной задачей. По программам допобразования этот сегмент намного выше – как ответ на подвижность спроса на разнообразные форматы дополнительного образования.

– Можно ли сегодня говорить о том, что ценность негосударственного сектора образования признана на федеральном уровне, или в этом направлении предстоит ещё много работы?

– Ценность негосударственного сектора образования признаётся на государственном уровне. Очень здорово, что государственные органы власти уже не рассматривают частную школу как конкурента. В ряде регионов с высокой демографической нагрузкой, таких как Москва и область, Урал, Краснодарский край, Петербург и города-миллионники, существование частных садов и школ вообще насущная необходимость, позволяющая разгрузить государственную систему. Количество обучающихся растёт быстрее, чем количество школ – как государственных, так и частных. Максимальный рост рождаемости в стране приходился на 2015 и 2016 годы. Следовательно, в ближайшие два-три года можно ожидать увеличения спроса на поступление в первые классы. Многие семьи выберут государственные школы, но будут и те, кого заинтересует другой вариант. Мы в общественной палате в прошлом году проводили круглый стол по проблематике частного образования в России, и там была озвучена статистика, согласно которой в Яндексе растёт количество поисковых запросов «частная школа» и «альтернативная школа». По данным Yandex. Wordstat, в течение 2020-2021 учебного года общее количество запросов «частная школа» увеличилось на 28% по сравнению с прошлым учебным годом. Количество запросов «альтернативная школа» тоже выросло – на 38%.

Поэтому не признавать важность частного образования государство просто не может. Однако на уровне отдельных субъектов РФ складывается достаточно удручающая картина: есть большие регионы, где фактически ни один частный детский сад, ни одна школа не могут нормально работать, в частности лицензировать свою деятельность, из-за «незаинтересованности» со стороны региональных и местных органов контроля и надзора в образовании.

В результате они вынуждены «прятаться» под вывесками групп присмотра и ухода, домашнего обучения и пр. Такого быть не должно. Если в регионе наблюдается серьёзная диспропорция по количеству лицензированных частных образовательных организаций, это должно вызывать прямые вопросы к региональным и местным властям со стороны министерства просвещения. Обращаюсь к владельцам и администрациям частных образовательных организаций: если вы столкнулись с незаконными требованиями местных контролёров, обращайтесь к нам в общественную палату по электронной почте info@oprf.ru.

– В одной из бесед вы отмечали, что очень много интересных практик и решений в системе частного образования. Берутся ли они на вооружение государственными учреждениями? Как, на ваш взгляд, должны развиваться взаимоотношения между частным и государственным образованием?

– Позвольте, я начну с ответа на вторую часть вашего вопроса. Отношения между частным и государственным образованием должны выстраиваться на основе равноправного партнёрства. И государственное, и частное образование работает на достижение личностного развития и благополучие человека. Как я уже говорила, частные образовательные решения – это своеобразный полигон для развития образования. То, что доказало эффективность и может быть тиражировано в массовую школу, уходит в государственную систему. А какие-то уникальные практики остаются в частном секторе образования и тоже имеют свою нишу и свой спрос. Лучшие практики частного образования достаточно широко известны. Я, наверное, не буду здесь называть конкретные школы, детские сады или программы допобразования, но фамилии Михаила Мокринского, Кирилла Медведева или Алексея Половинкина являются гарантом качества образования детей.

Ежегодно проводится конкурс для учителей частных школ «Вклад учителя». Поинтересуйтесь, в каких школах работают победители конкурса, какие методики они используют. Поверьте, это очень и очень интересно! Ещё один важный момент, который я хотела бы отметить, – образование не может быть обезличенным. Когда у нас что-то болит, мы пытаемся попасть к хорошему доктору, просим рекомендации у друзей и знакомых. Хорошее образование тоже строится на доверии к профессионализму педагога и личности директора. Частное образование тоньше чувствует родительский запрос и лучше умеет с ним работать. Хотя и в государственном образовании не меньше по-настоящему талантливых педагогов и руководителей – блестящих профессионалов!

К сожалению, умению работать с брендом – как организации, так и её педагогов – многим госучреждениям ещё предстоит научиться. Наконец, важнейшей составляющей качественного образования является дружелюбная и развивающая образовательная среда. С этого года в нашей стране по инициативе Президента Российской Федерации реализуется беспрецедентная по масштабу программа капитального ремонта школ.

До конца 2026 года будет отремонтировано 7300 школ по всей стране. Я возглавляю Федеральный штаб общественного контроля за капремонтом школ, много езжу по стране и вижу совершенно разные примеры государственных школ после проведённого капитального ремонта. Сейчас очевидно, что лучше всего получилось там, где с самого начала в разработке проекта модернизации школы участвовали профессионалы – архитекторы современных образовательных пространств. Поэтому мы с коллегами решили запустить просветительский проект «Школа мечты», который позволит привлечь к реализации госпрограммы по капремонтам школ молодых талантливых дизайнеров, создать банк лучших решений, которыми при желании могут вдохновиться школы, вошедшие в программу. Уже в октябре стартует практико-ориентированный интенсив для молодых дизайнеров и архитекторов – студентов ведущих профильных российских вузов. Они в сопровождении практикующих специалистов в этой области поедут в лучшие школы страны, многие из которых частные, чтобы получить уникальный опыт создания современных образовательных пространств и впоследствии применить его на практике при создании дизайн-проектов государственных школ по всей стране. Вот один из примеров взаимодействия государственного и частного образования. Проект реализуется в рамках программы «Открываем Россию заново» НИУ «Высшая школа экономики» при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» и Минобрнауки России и при участии Общественной палаты РФ.

– Сегодня, когда многое изменилось в стране и в мире, как, с вашей точки зрения, должна трансформироваться образовательная стратегия?

– Перед страной и обществом сегодня остро стоит задача обеспечить технологический и кадровый суверенитет, создать все условия, в том числе через систему социальных лифтов, для подготовки поколения технологического прорыва и воспитания ответственного и деятельного гражданина. Я видела любопытную статистику: оказывается, в экономическом росте доля финансового, ресурсного и инфраструктурного капитала – менее 40%, а доля человеческого капитала – более 60%. А что такое человеческий капитал? Это образование, социально-культурная составляющая, здоровье и среда. Вот это и должно стать основой образовательной стратегии на уровне государства: дать современные знания, навыки и востребованные компетенции, воспитать деятельного и ответственного гражданина, научить его заботиться о своём здоровье и создать условия для его жизни и развития в пространстве вокруг него – в пространстве «умного города», школы, вуза, большого перечня социальных активностей, всего того, что делает нашу жизнь интересной и полноценной. Это не самая простая задача. Например, мы все хотим развивать технологии и производство. Особенно в новых условиях. Но вакансий технологов-инженеров и IT-специалистов на 120 тыс. больше, чем выпускников вузов по этим направлениям. IT, технологии – в топе востребованных программ профпереподготовки для 30-летних. А в вузы на инженерные направления выпускники школ не идут, физику и информатику на ЕГЭ выбирают в четыре раза реже, чем обществознание; программы дополнительного образования по направлению «техническое творчество» в пять раз менее популярны, чем программы по искусству и спорту. Почему так – тоже во многом понятно.

Поколение родителей нынешних школьников – в основном гуманитарии. Мы, те кто поступал в вузы в 90-е и нулевые, смотрели на своих родителей-инженеров, видели неработающие заводы и НИИ и шли поступать на те направления, где была перспектива трудоустройства: становились экономистами, юристами и менеджерами…

В результате, если принципиально ничего не изменится в самое ближайшее время, в стране некому будет проектировать и строить корабли и самолёты, развивать высокотехнологичное производство. В стране сейчас бум государственного внимания к технологическому образованию. Создаются кванториумы и IT-кубы, «точки роста» в сельских школах, проводится Национальная технологическая олимпиада, но для того, чтобы дети массово пошли в сферу технологий, необходимо уделить внимание просвещению родителей, создать моду на инженерию. Тогда у нас появится шанс через несколько лет получить другое качество экономики!

– Правительство утвердило Концепцию дополнительного образования детей до 2030 года. Какие, на ваш взгляд, основные моменты можно в ней выделить?

– Во-первых, очень хорошо, что правительство эту концепцию утвердило! Это система долгосрочного государственного целеполагания, показывающая, какие государственные приоритеты в дополнительном образовании получат внимание и поддержку. В концепции заложены обновление инфраструктуры дополнительного образования детей, в том числе путём предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета, и развитие системы персофинансирования, когда каждый ребёнок и его родители получают сертификат, который они могут потратить на ту или иную программу допобразования. Не везде, правда, этот процесс идёт гладко, и номиналы таких сертификатов варьируются от территории к территории, но принцип того, что за качество образования голосуют ногами, делает среду дополнительного образования более конкурентной.

Второй важный принцип в концепции – распространение эффективных моделей интеграции общего и дополнительного образования на базе школ по модели «школа полного дня», в том числе через совместные сетевые программы с организациями дополнительного образования. Кстати, дети получат возможность зачёта своих спортивных результатов, программ музыкальной школы, программ в кванториумах или на станциях юных техников в школьной программе. Это позволит избежать дилеммы: школа или внешкольная программа.

Важнейшая задача в рамках концепции – вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, возможность знакомиться с современными профессиями и профессиями будущего, поддержка профессионального самоопределения. Планируется создание 20 тыс. инженерно-технологических кружков на базе школ. Особое внимание уделено наставничеству, в том числе привлечению кадров с производства и из науки в наши общеобразовательные школы.

Вообще, этот год в России – Год педагога и наставника. Компетенции ребёнка, доказано во всех образовательных системах мира, – это компетенции педагога и наставника! Я бы даже сказала, что благополучие наших детей – это производная от уверенности, вовлечённости и благополучия наших учителей! Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с Днём учителя и пожелать здоровья, неиссякаемой энергии и горящих детских глаз! Верю, что наша общая задача – вырастить поколение созидателей, способных решить самые сложные задачи развития государства и при этом быть счастливыми и успешными!

Image

Челябинская область официально приглашена на Российско-Китайское ЭКСПО

Пригласительные письма руководству региона передал представитель Южно-Уральской торгово-промышленной палаты в Харбине во время деловой поездки в...

Image

Юристы-третьекурсники побывали на экскурсии в ЮУТПП

Ознакомительное мероприятие для студентов Южно-Уральского госуниверситета прошло по инициативе преподавателей вуза. Будущие юристы познакомились с деятельностью одного из крупнейших бизнес-объединений Челябинской области и расширили...

Image

Южно-Уральская ТПП провела проектную сессию РЖД

Южно-Уральская железная дорога поделилась спецификой организации инновационной деятельности в компании и пригласила предпринимателей стать поставщиками корпорации. В свою очередь, предприниматели представили крупному бизнесу собственные...

Image

Представители Южно-Уральской ТПП побывали в Государственном ракетном центре

Уникальная возможность побывать на экскурсии в «ГРЦ имени Макеева» представилась руководителям подразделений, профильных комитетов и партнерам Палаты. Предприятие является одним из градообразующих для города...

Image

В Ташкенте прошло совместное заседание деловых советов России и Узбекистана

9-е совместное заседание Российско-Узбекского и Узбекско-Российского деловых советов состоялось в рамках мероприятий международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия». Ключевая тема обсуждения –...

Image

Студенты получают шанс стать бизнес-представителями России на мировых рынках

На площадке Московской ТПП с весны 2024 года заработала Школа предпринимательства для иностранных студентов московских вузов «Начни свой бизнес с Москвой»....

Image

Почти две тысячи человек пожелали стать волонтерами KazanForum 2024

1 837 человек подали заявки для участия в волонтерской программе Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum». Юбилейный XV KazanForum состоится в столице Татарстана 14-19 мая 2024...

Image

15 мая в Казани откроется крупнейшая в стране выставка Russia Halal Expo

Russia Halal Expo в рамках Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» развернется на площади 30 тыс. м². Экспозиция проходит с 2017 года, став за это время одной из самых крупных...

Image

Сотрудничество предприятий агропромышленного комплекса РФ с Азербайджаном

22 апреля Почётное представительство ТПП РФ в Азербайджанской Республике совместно с ТПП РФ, при поддержке Торгового представительства Российской Федерации в Азербайджанской Республике, Ассоциации...

Image

Межрегиональная отраслевая премия профессионалов предприятий городского хозяйства, 2021-2024 г.г.

Межрегиональная отраслевая Премия профессионалов предприятий городского хозяйства учреждена при участии Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ...

Image

Национальной системе квалификаций исполнилось 10 лет

Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета...

Image

На Форуме информационных технологий INFOSPACE обсудили трансформацию бизнеса в эпоху AI

2 апреля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Форум информационных технологий INFOSPACE.

Image

На форуме «Открытые инновации» обсудили настоящее и будущее технологического развития России и мира

11 апреля в технопарке «Сколково» завершился Международный форум «Открытые инновации», который собрал более 4 тыс. участников....

Image

TransRussia | SkladTech 2024 посетило более 30 000 специалистов – новый рекорд выставки

28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, склад-ского оборудования и технологий TransRussia и 3-я экспозиция складского оборудования SkladTech прошли с новыми рекордными...

Image

Руководитель пресс-службы ЦС ТПП Ксения Сафронова признана лучшим специалистом по работе со СМИ в системе ТПП

10 апреля в пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного XXX Всероссийского...

Image

Более 80 стран примут участие в KazanForum-2024

Участие в KazanForum, который пройдет в столице Татарстана с 14 по 19 мая, подтвердили представители более 80 стран, в том числе ОАЭ, Королевства Бахрейн, Малайзии, Турецкой Республики, Исламской Республики Ирана, Ливии, а также других,...

Image

EKF расширяет возможности умного дома

В бета-версии приложения умного дома EKF Connect Home появился навык для виртуального ассистента Алиса.

Image

Президенты Ассоциации женщин Африки и Международного форума БРИКС примут участие женском треке KazanForum 2024

Трек «Женский взгляд» на ХV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» соберет на своей площадке известных зарубежных спикеров из почти 80...

Актуальные комментарии