Image

Наталья Кравченко: «Отношения между частным и государственным образованием должны выстраиваться на основе равноправного партнёрства»

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко в интервью нашему изданию рассказала о тенденциях развития частного образования в России.

– Наталья Васильевна, какова, на ваш взгляд, роль частного образования в системе образования России?
– Я бы здесь провела аналогию с частным сектором в медицине. Сегодня никого не удивляет то, что одновременно с государственной медициной работают и весьма успешно развиваются частные клиники, стационары, лаборатории. Существование частной медицины не отменяет требований к государственному сектору. Более того, есть много случаев, когда эти две системы отлично дополняют друг друга и способствуют развитию частного сектора. Так и в образовании: возможность получить качественное бесплатное образование, как основное, так и дополнительное, должна быть у любого ребёнка, у любого человека в стране. Задача государства – обеспечить «золотой стандарт» образования. Приятно, что высота этой планки из года в год повышается. И вместе с тем у государства нет и не должно быть задачи удовлетворить абсолютно все образовательные запросы: на это, во-первых, не хватит ресурсов, а во-вторых – они бывают самые разные. Их зачастую и удовлетворяет сегмент качественного частного образования, будь то частный сад, который реализует авторские программы, центр дополнительного образования, частная школа или вуз. Часто на этих площадках апробируются и внедряются новые методики и форматы, самые успешные из которых, подтвердившие свою эффективность, могут внедряться в массовой школе. Вообще, доля частных организаций от общего числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность, невелика: всего около 2%. Более половины образовательных организаций негоссектора – это те, кто оказывает услуги в сфере углублённого изучения предметов. Это особый сегмент, который успешно справляется в своей нише с конкретной задачей. По программам допобразования этот сегмент намного выше – как ответ на подвижность спроса на разнообразные форматы дополнительного образования.

– Можно ли сегодня говорить о том, что ценность негосударственного сектора образования признана на федеральном уровне, или в этом направлении предстоит ещё много работы?

– Ценность негосударственного сектора образования признаётся на государственном уровне. Очень здорово, что государственные органы власти уже не рассматривают частную школу как конкурента. В ряде регионов с высокой демографической нагрузкой, таких как Москва и область, Урал, Краснодарский край, Петербург и города-миллионники, существование частных садов и школ вообще насущная необходимость, позволяющая разгрузить государственную систему. Количество обучающихся растёт быстрее, чем количество школ – как государственных, так и частных. Максимальный рост рождаемости в стране приходился на 2015 и 2016 годы. Следовательно, в ближайшие два-три года можно ожидать увеличения спроса на поступление в первые классы. Многие семьи выберут государственные школы, но будут и те, кого заинтересует другой вариант. Мы в общественной палате в прошлом году проводили круглый стол по проблематике частного образования в России, и там была озвучена статистика, согласно которой в Яндексе растёт количество поисковых запросов «частная школа» и «альтернативная школа». По данным Yandex. Wordstat, в течение 2020-2021 учебного года общее количество запросов «частная школа» увеличилось на 28% по сравнению с прошлым учебным годом. Количество запросов «альтернативная школа» тоже выросло – на 38%.

Поэтому не признавать важность частного образования государство просто не может. Однако на уровне отдельных субъектов РФ складывается достаточно удручающая картина: есть большие регионы, где фактически ни один частный детский сад, ни одна школа не могут нормально работать, в частности лицензировать свою деятельность, из-за «незаинтересованности» со стороны региональных и местных органов контроля и надзора в образовании.

В результате они вынуждены «прятаться» под вывесками групп присмотра и ухода, домашнего обучения и пр. Такого быть не должно. Если в регионе наблюдается серьёзная диспропорция по количеству лицензированных частных образовательных организаций, это должно вызывать прямые вопросы к региональным и местным властям со стороны министерства просвещения. Обращаюсь к владельцам и администрациям частных образовательных организаций: если вы столкнулись с незаконными требованиями местных контролёров, обращайтесь к нам в общественную палату по электронной почте info@oprf.ru.

– В одной из бесед вы отмечали, что очень много интересных практик и решений в системе частного образования. Берутся ли они на вооружение государственными учреждениями? Как, на ваш взгляд, должны развиваться взаимоотношения между частным и государственным образованием?

– Позвольте, я начну с ответа на вторую часть вашего вопроса. Отношения между частным и государственным образованием должны выстраиваться на основе равноправного партнёрства. И государственное, и частное образование работает на достижение личностного развития и благополучие человека. Как я уже говорила, частные образовательные решения – это своеобразный полигон для развития образования. То, что доказало эффективность и может быть тиражировано в массовую школу, уходит в государственную систему. А какие-то уникальные практики остаются в частном секторе образования и тоже имеют свою нишу и свой спрос. Лучшие практики частного образования достаточно широко известны. Я, наверное, не буду здесь называть конкретные школы, детские сады или программы допобразования, но фамилии Михаила Мокринского, Кирилла Медведева или Алексея Половинкина являются гарантом качества образования детей.

Ежегодно проводится конкурс для учителей частных школ «Вклад учителя». Поинтересуйтесь, в каких школах работают победители конкурса, какие методики они используют. Поверьте, это очень и очень интересно! Ещё один важный момент, который я хотела бы отметить, – образование не может быть обезличенным. Когда у нас что-то болит, мы пытаемся попасть к хорошему доктору, просим рекомендации у друзей и знакомых. Хорошее образование тоже строится на доверии к профессионализму педагога и личности директора. Частное образование тоньше чувствует родительский запрос и лучше умеет с ним работать. Хотя и в государственном образовании не меньше по-настоящему талантливых педагогов и руководителей – блестящих профессионалов!

К сожалению, умению работать с брендом – как организации, так и её педагогов – многим госучреждениям ещё предстоит научиться. Наконец, важнейшей составляющей качественного образования является дружелюбная и развивающая образовательная среда. С этого года в нашей стране по инициативе Президента Российской Федерации реализуется беспрецедентная по масштабу программа капитального ремонта школ.

До конца 2026 года будет отремонтировано 7300 школ по всей стране. Я возглавляю Федеральный штаб общественного контроля за капремонтом школ, много езжу по стране и вижу совершенно разные примеры государственных школ после проведённого капитального ремонта. Сейчас очевидно, что лучше всего получилось там, где с самого начала в разработке проекта модернизации школы участвовали профессионалы – архитекторы современных образовательных пространств. Поэтому мы с коллегами решили запустить просветительский проект «Школа мечты», который позволит привлечь к реализации госпрограммы по капремонтам школ молодых талантливых дизайнеров, создать банк лучших решений, которыми при желании могут вдохновиться школы, вошедшие в программу. Уже в октябре стартует практико-ориентированный интенсив для молодых дизайнеров и архитекторов – студентов ведущих профильных российских вузов. Они в сопровождении практикующих специалистов в этой области поедут в лучшие школы страны, многие из которых частные, чтобы получить уникальный опыт создания современных образовательных пространств и впоследствии применить его на практике при создании дизайн-проектов государственных школ по всей стране. Вот один из примеров взаимодействия государственного и частного образования. Проект реализуется в рамках программы «Открываем Россию заново» НИУ «Высшая школа экономики» при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» и Минобрнауки России и при участии Общественной палаты РФ.

– Сегодня, когда многое изменилось в стране и в мире, как, с вашей точки зрения, должна трансформироваться образовательная стратегия?

– Перед страной и обществом сегодня остро стоит задача обеспечить технологический и кадровый суверенитет, создать все условия, в том числе через систему социальных лифтов, для подготовки поколения технологического прорыва и воспитания ответственного и деятельного гражданина. Я видела любопытную статистику: оказывается, в экономическом росте доля финансового, ресурсного и инфраструктурного капитала – менее 40%, а доля человеческого капитала – более 60%. А что такое человеческий капитал? Это образование, социально-культурная составляющая, здоровье и среда. Вот это и должно стать основой образовательной стратегии на уровне государства: дать современные знания, навыки и востребованные компетенции, воспитать деятельного и ответственного гражданина, научить его заботиться о своём здоровье и создать условия для его жизни и развития в пространстве вокруг него – в пространстве «умного города», школы, вуза, большого перечня социальных активностей, всего того, что делает нашу жизнь интересной и полноценной. Это не самая простая задача. Например, мы все хотим развивать технологии и производство. Особенно в новых условиях. Но вакансий технологов-инженеров и IT-специалистов на 120 тыс. больше, чем выпускников вузов по этим направлениям. IT, технологии – в топе востребованных программ профпереподготовки для 30-летних. А в вузы на инженерные направления выпускники школ не идут, физику и информатику на ЕГЭ выбирают в четыре раза реже, чем обществознание; программы дополнительного образования по направлению «техническое творчество» в пять раз менее популярны, чем программы по искусству и спорту. Почему так – тоже во многом понятно.

Поколение родителей нынешних школьников – в основном гуманитарии. Мы, те кто поступал в вузы в 90-е и нулевые, смотрели на своих родителей-инженеров, видели неработающие заводы и НИИ и шли поступать на те направления, где была перспектива трудоустройства: становились экономистами, юристами и менеджерами…

В результате, если принципиально ничего не изменится в самое ближайшее время, в стране некому будет проектировать и строить корабли и самолёты, развивать высокотехнологичное производство. В стране сейчас бум государственного внимания к технологическому образованию. Создаются кванториумы и IT-кубы, «точки роста» в сельских школах, проводится Национальная технологическая олимпиада, но для того, чтобы дети массово пошли в сферу технологий, необходимо уделить внимание просвещению родителей, создать моду на инженерию. Тогда у нас появится шанс через несколько лет получить другое качество экономики!

– Правительство утвердило Концепцию дополнительного образования детей до 2030 года. Какие, на ваш взгляд, основные моменты можно в ней выделить?

– Во-первых, очень хорошо, что правительство эту концепцию утвердило! Это система долгосрочного государственного целеполагания, показывающая, какие государственные приоритеты в дополнительном образовании получат внимание и поддержку. В концепции заложены обновление инфраструктуры дополнительного образования детей, в том числе путём предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета, и развитие системы персофинансирования, когда каждый ребёнок и его родители получают сертификат, который они могут потратить на ту или иную программу допобразования. Не везде, правда, этот процесс идёт гладко, и номиналы таких сертификатов варьируются от территории к территории, но принцип того, что за качество образования голосуют ногами, делает среду дополнительного образования более конкурентной.

Второй важный принцип в концепции – распространение эффективных моделей интеграции общего и дополнительного образования на базе школ по модели «школа полного дня», в том числе через совместные сетевые программы с организациями дополнительного образования. Кстати, дети получат возможность зачёта своих спортивных результатов, программ музыкальной школы, программ в кванториумах или на станциях юных техников в школьной программе. Это позволит избежать дилеммы: школа или внешкольная программа.

Важнейшая задача в рамках концепции – вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, возможность знакомиться с современными профессиями и профессиями будущего, поддержка профессионального самоопределения. Планируется создание 20 тыс. инженерно-технологических кружков на базе школ. Особое внимание уделено наставничеству, в том числе привлечению кадров с производства и из науки в наши общеобразовательные школы.

Вообще, этот год в России – Год педагога и наставника. Компетенции ребёнка, доказано во всех образовательных системах мира, – это компетенции педагога и наставника! Я бы даже сказала, что благополучие наших детей – это производная от уверенности, вовлечённости и благополучия наших учителей! Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с Днём учителя и пожелать здоровья, неиссякаемой энергии и горящих детских глаз! Верю, что наша общая задача – вырастить поколение созидателей, способных решить самые сложные задачи развития государства и при этом быть счастливыми и успешными!

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по теме электронного документооборота в бизнесе

23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....

Image

Кузбасская ТПП провела профессионально-общественную аккредитацию программы колледжа «Ветеринария»

23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл круглый стол по вопросам экологического сбора и ответственности производителей за утилизацию

22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...

Image

С любовью и нежностью к своим клиентам

Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....

Image

Как поддержать устойчивое развитие рынка автоиндустрии Евразии

В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...

Image

III Конференция «ИИ и цифровизация для устойчивости бизнеса»: Лидеры бизнес-сообщества обсудили, как извлечь реальную выгоду из технологий будущего

Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...

Image

Генеральный директор «Электрорешения» (бренд EKF) Дмитрий Кучеров принял участие в Happy Boss Forum 2025

Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...

Image

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет представителей городов и регионов со всего мира

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...

Image

К цветочным клумбам с секундомером

Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...

Image

FWD. Woman Summit 2025. FCongress

30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.

Image

В Кузбасской ТПП действует услуга по обследованию жилых домов, приобретаемых за счет материнского капитала

Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...

Image

Состоялся новый выпуск слушателей Программы наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области

16 октября в Арт Холле «Музосфера» в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Программы наставничества потока 2025...

Image

Открыта регистрация на XI Форум НСК

В Санкт-Петербурге 29 и 30 октября пройдёт XI Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России». Организаторами мероприятия выступают Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Министерство труда и...

Image

В Общественной палате Российской Федерации обсудили формирование единого пространства частного и государственного образования

10 октября в Общественной палате Российской Федерации состоялся III Ежегодный Всероссийский Форум Общественного Негосударственного Образования,...

Image

В Кузбасской ТПП прошла дискуссия о возможности включения медицинских услуг в региональный материнский капитал

15 октября в Кузбасской ТПП в рамках заседания Комитета по предпринимательству в сфере здравоохранения была организована дискуссия на тему включения медицинских услуг...

Image

Геленджик, 24-25 апреля 2026 года. Ждем революцию в эстетической медицине!

Впервые на черноморском побережье пройдет Конгресс Русской научной школы - ключевое событие VIII Черноморского конгресса....

Image

19 февраля в рамках церемонии открытия мероприятия состоится вручение премии “Инновация 2026”

Приглашаем Вас принять участие в международной VIII Инновационной школе эстетической медицины - уникальном мероприятии, которое откроет эксклюзивный доступ к главным инновациям 2026 года!...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.