Image

Наталья Кравченко: «Отношения между частным и государственным образованием должны выстраиваться на основе равноправного партнёрства»

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко в интервью нашему изданию рассказала о тенденциях развития частного образования в России.

– Наталья Васильевна, какова, на ваш взгляд, роль частного образования в системе образования России?
– Я бы здесь провела аналогию с частным сектором в медицине. Сегодня никого не удивляет то, что одновременно с государственной медициной работают и весьма успешно развиваются частные клиники, стационары, лаборатории. Существование частной медицины не отменяет требований к государственному сектору. Более того, есть много случаев, когда эти две системы отлично дополняют друг друга и способствуют развитию частного сектора. Так и в образовании: возможность получить качественное бесплатное образование, как основное, так и дополнительное, должна быть у любого ребёнка, у любого человека в стране. Задача государства – обеспечить «золотой стандарт» образования. Приятно, что высота этой планки из года в год повышается. И вместе с тем у государства нет и не должно быть задачи удовлетворить абсолютно все образовательные запросы: на это, во-первых, не хватит ресурсов, а во-вторых – они бывают самые разные. Их зачастую и удовлетворяет сегмент качественного частного образования, будь то частный сад, который реализует авторские программы, центр дополнительного образования, частная школа или вуз. Часто на этих площадках апробируются и внедряются новые методики и форматы, самые успешные из которых, подтвердившие свою эффективность, могут внедряться в массовой школе. Вообще, доля частных организаций от общего числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность, невелика: всего около 2%. Более половины образовательных организаций негоссектора – это те, кто оказывает услуги в сфере углублённого изучения предметов. Это особый сегмент, который успешно справляется в своей нише с конкретной задачей. По программам допобразования этот сегмент намного выше – как ответ на подвижность спроса на разнообразные форматы дополнительного образования.

– Можно ли сегодня говорить о том, что ценность негосударственного сектора образования признана на федеральном уровне, или в этом направлении предстоит ещё много работы?

– Ценность негосударственного сектора образования признаётся на государственном уровне. Очень здорово, что государственные органы власти уже не рассматривают частную школу как конкурента. В ряде регионов с высокой демографической нагрузкой, таких как Москва и область, Урал, Краснодарский край, Петербург и города-миллионники, существование частных садов и школ вообще насущная необходимость, позволяющая разгрузить государственную систему. Количество обучающихся растёт быстрее, чем количество школ – как государственных, так и частных. Максимальный рост рождаемости в стране приходился на 2015 и 2016 годы. Следовательно, в ближайшие два-три года можно ожидать увеличения спроса на поступление в первые классы. Многие семьи выберут государственные школы, но будут и те, кого заинтересует другой вариант. Мы в общественной палате в прошлом году проводили круглый стол по проблематике частного образования в России, и там была озвучена статистика, согласно которой в Яндексе растёт количество поисковых запросов «частная школа» и «альтернативная школа». По данным Yandex. Wordstat, в течение 2020-2021 учебного года общее количество запросов «частная школа» увеличилось на 28% по сравнению с прошлым учебным годом. Количество запросов «альтернативная школа» тоже выросло – на 38%.

Поэтому не признавать важность частного образования государство просто не может. Однако на уровне отдельных субъектов РФ складывается достаточно удручающая картина: есть большие регионы, где фактически ни один частный детский сад, ни одна школа не могут нормально работать, в частности лицензировать свою деятельность, из-за «незаинтересованности» со стороны региональных и местных органов контроля и надзора в образовании.

В результате они вынуждены «прятаться» под вывесками групп присмотра и ухода, домашнего обучения и пр. Такого быть не должно. Если в регионе наблюдается серьёзная диспропорция по количеству лицензированных частных образовательных организаций, это должно вызывать прямые вопросы к региональным и местным властям со стороны министерства просвещения. Обращаюсь к владельцам и администрациям частных образовательных организаций: если вы столкнулись с незаконными требованиями местных контролёров, обращайтесь к нам в общественную палату по электронной почте info@oprf.ru.

– В одной из бесед вы отмечали, что очень много интересных практик и решений в системе частного образования. Берутся ли они на вооружение государственными учреждениями? Как, на ваш взгляд, должны развиваться взаимоотношения между частным и государственным образованием?

– Позвольте, я начну с ответа на вторую часть вашего вопроса. Отношения между частным и государственным образованием должны выстраиваться на основе равноправного партнёрства. И государственное, и частное образование работает на достижение личностного развития и благополучие человека. Как я уже говорила, частные образовательные решения – это своеобразный полигон для развития образования. То, что доказало эффективность и может быть тиражировано в массовую школу, уходит в государственную систему. А какие-то уникальные практики остаются в частном секторе образования и тоже имеют свою нишу и свой спрос. Лучшие практики частного образования достаточно широко известны. Я, наверное, не буду здесь называть конкретные школы, детские сады или программы допобразования, но фамилии Михаила Мокринского, Кирилла Медведева или Алексея Половинкина являются гарантом качества образования детей.

Ежегодно проводится конкурс для учителей частных школ «Вклад учителя». Поинтересуйтесь, в каких школах работают победители конкурса, какие методики они используют. Поверьте, это очень и очень интересно! Ещё один важный момент, который я хотела бы отметить, – образование не может быть обезличенным. Когда у нас что-то болит, мы пытаемся попасть к хорошему доктору, просим рекомендации у друзей и знакомых. Хорошее образование тоже строится на доверии к профессионализму педагога и личности директора. Частное образование тоньше чувствует родительский запрос и лучше умеет с ним работать. Хотя и в государственном образовании не меньше по-настоящему талантливых педагогов и руководителей – блестящих профессионалов!

К сожалению, умению работать с брендом – как организации, так и её педагогов – многим госучреждениям ещё предстоит научиться. Наконец, важнейшей составляющей качественного образования является дружелюбная и развивающая образовательная среда. С этого года в нашей стране по инициативе Президента Российской Федерации реализуется беспрецедентная по масштабу программа капитального ремонта школ.

До конца 2026 года будет отремонтировано 7300 школ по всей стране. Я возглавляю Федеральный штаб общественного контроля за капремонтом школ, много езжу по стране и вижу совершенно разные примеры государственных школ после проведённого капитального ремонта. Сейчас очевидно, что лучше всего получилось там, где с самого начала в разработке проекта модернизации школы участвовали профессионалы – архитекторы современных образовательных пространств. Поэтому мы с коллегами решили запустить просветительский проект «Школа мечты», который позволит привлечь к реализации госпрограммы по капремонтам школ молодых талантливых дизайнеров, создать банк лучших решений, которыми при желании могут вдохновиться школы, вошедшие в программу. Уже в октябре стартует практико-ориентированный интенсив для молодых дизайнеров и архитекторов – студентов ведущих профильных российских вузов. Они в сопровождении практикующих специалистов в этой области поедут в лучшие школы страны, многие из которых частные, чтобы получить уникальный опыт создания современных образовательных пространств и впоследствии применить его на практике при создании дизайн-проектов государственных школ по всей стране. Вот один из примеров взаимодействия государственного и частного образования. Проект реализуется в рамках программы «Открываем Россию заново» НИУ «Высшая школа экономики» при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» и Минобрнауки России и при участии Общественной палаты РФ.

– Сегодня, когда многое изменилось в стране и в мире, как, с вашей точки зрения, должна трансформироваться образовательная стратегия?

– Перед страной и обществом сегодня остро стоит задача обеспечить технологический и кадровый суверенитет, создать все условия, в том числе через систему социальных лифтов, для подготовки поколения технологического прорыва и воспитания ответственного и деятельного гражданина. Я видела любопытную статистику: оказывается, в экономическом росте доля финансового, ресурсного и инфраструктурного капитала – менее 40%, а доля человеческого капитала – более 60%. А что такое человеческий капитал? Это образование, социально-культурная составляющая, здоровье и среда. Вот это и должно стать основой образовательной стратегии на уровне государства: дать современные знания, навыки и востребованные компетенции, воспитать деятельного и ответственного гражданина, научить его заботиться о своём здоровье и создать условия для его жизни и развития в пространстве вокруг него – в пространстве «умного города», школы, вуза, большого перечня социальных активностей, всего того, что делает нашу жизнь интересной и полноценной. Это не самая простая задача. Например, мы все хотим развивать технологии и производство. Особенно в новых условиях. Но вакансий технологов-инженеров и IT-специалистов на 120 тыс. больше, чем выпускников вузов по этим направлениям. IT, технологии – в топе востребованных программ профпереподготовки для 30-летних. А в вузы на инженерные направления выпускники школ не идут, физику и информатику на ЕГЭ выбирают в четыре раза реже, чем обществознание; программы дополнительного образования по направлению «техническое творчество» в пять раз менее популярны, чем программы по искусству и спорту. Почему так – тоже во многом понятно.

Поколение родителей нынешних школьников – в основном гуманитарии. Мы, те кто поступал в вузы в 90-е и нулевые, смотрели на своих родителей-инженеров, видели неработающие заводы и НИИ и шли поступать на те направления, где была перспектива трудоустройства: становились экономистами, юристами и менеджерами…

В результате, если принципиально ничего не изменится в самое ближайшее время, в стране некому будет проектировать и строить корабли и самолёты, развивать высокотехнологичное производство. В стране сейчас бум государственного внимания к технологическому образованию. Создаются кванториумы и IT-кубы, «точки роста» в сельских школах, проводится Национальная технологическая олимпиада, но для того, чтобы дети массово пошли в сферу технологий, необходимо уделить внимание просвещению родителей, создать моду на инженерию. Тогда у нас появится шанс через несколько лет получить другое качество экономики!

– Правительство утвердило Концепцию дополнительного образования детей до 2030 года. Какие, на ваш взгляд, основные моменты можно в ней выделить?

– Во-первых, очень хорошо, что правительство эту концепцию утвердило! Это система долгосрочного государственного целеполагания, показывающая, какие государственные приоритеты в дополнительном образовании получат внимание и поддержку. В концепции заложены обновление инфраструктуры дополнительного образования детей, в том числе путём предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета, и развитие системы персофинансирования, когда каждый ребёнок и его родители получают сертификат, который они могут потратить на ту или иную программу допобразования. Не везде, правда, этот процесс идёт гладко, и номиналы таких сертификатов варьируются от территории к территории, но принцип того, что за качество образования голосуют ногами, делает среду дополнительного образования более конкурентной.

Второй важный принцип в концепции – распространение эффективных моделей интеграции общего и дополнительного образования на базе школ по модели «школа полного дня», в том числе через совместные сетевые программы с организациями дополнительного образования. Кстати, дети получат возможность зачёта своих спортивных результатов, программ музыкальной школы, программ в кванториумах или на станциях юных техников в школьной программе. Это позволит избежать дилеммы: школа или внешкольная программа.

Важнейшая задача в рамках концепции – вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, возможность знакомиться с современными профессиями и профессиями будущего, поддержка профессионального самоопределения. Планируется создание 20 тыс. инженерно-технологических кружков на базе школ. Особое внимание уделено наставничеству, в том числе привлечению кадров с производства и из науки в наши общеобразовательные школы.

Вообще, этот год в России – Год педагога и наставника. Компетенции ребёнка, доказано во всех образовательных системах мира, – это компетенции педагога и наставника! Я бы даже сказала, что благополучие наших детей – это производная от уверенности, вовлечённости и благополучия наших учителей! Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с Днём учителя и пожелать здоровья, неиссякаемой энергии и горящих детских глаз! Верю, что наша общая задача – вырастить поколение созидателей, способных решить самые сложные задачи развития государства и при этом быть счастливыми и успешными!

Image

ЮУТПП помогает челябинскому бизнесу выходить на экспорт

В Челябинске прошел VI форум для экспортно ориентированных компаний региона «Стираем границы для экспорта». О ключевых изменениях внешнеэкономической деятельности в новых реалиях, их влиянии на экономику региона говорили...

Image

В ЦС ТПП представили инновационного сельскохозяйственного робота

2 декабря в Центрально-Сибирская торгово-промышленная палатае состоялась рабочая встреча генерального директора IT-компания «УРАБИ» Александра Григоренко с директором по вопросам территориального развития и управления...

Image

ЦС ТПП приглашает предпринимателей принять участие в новогоднем заседании клуба «Меркурий»

Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» приглашает предпринимателей к участию в новогоднем заседании Клуба «Меркурий», которое состоится 27 декабря в банкетном зале...

Image

Проведение Международных корпоративных игр и форума предпринимательниц среди стран БРИКС обсудили в Центрально-Сибирской ТПП

6 декабря президент ЦС ТПП, руководитель представительства Некоммерческого партнерства содействия развитию международного экономического...

Image

Карельские предприниматели заинтересованы в реализации проектов в Самарской области и высоко оценивают инвестиционную привлекательность региона

6 декабря 2022 года на площадке ТПП Самарской области состоялась межрегиональная бизнес-миссия субъектов малого и среднего...

Image

Более 2000 человек приняли участие в первом Всероссийском форуме стартап-студий

В Москве завершился первый Всероссийский форум стартап-студий федерального проекта «Платформа университетского технологического...

Image

Резиденты ОЭЗ «Дубна» знакомят с передовой отечественной медицинской продукцией

Резиденты биомедицинского кластера ОЭЗ «Дубна» традиционно становятся самыми активными участниками Российской недели здравоохранения....

Image

До конца года «Фабрика РТТ» выпустит 30-й линейный ускоритель Halcyon

С момента запуска производства ускорителя Halcyon® на заводе «Фабрики РТТ» в конце 2021 года предприятие выпустило более 25 аппаратов данной модели для поставок в рамках федерального проекта «Борьба с...

Image

ЦС ТПП и региональная прокуратура провели круглый стол для предпринимателей на тему антикоррупционной политики

8 декабря состоялся круглый стол «Защита бизнеса в современных условиях», организованный Союзом «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» и прокуратурой...

Image

Центрально-Сибирская ТПП провела экспертную сессию «Социальный предприниматель 2022»

На минувшей неделе в офисе Всероссийского общества инвалидов по Центральному району Красноярска состоялась экспертная сессия «Социальный предприниматель 2022», организованная Центрально-Сибирской...

Image

Геннадий Артюхин: «Полвека «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ стоит на страже качества оборудования для стратегически значимых объектов в России и за рубежом»

В этом году исполняется 50 лет со дня образования Департамента инспекционных и экспертных услуг АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП...

Image

Участники строительной конференции встретятся на… ринге

В рамках мероприятий проекта Минстроя России «Умный город» 14 декабря состоится Строительный Батл «Строители VS Подрядчики&Поставщики: Новая эра» – конференция в революционном формате и беспрецедентное событие в сфере делового...

Image

Передовые разработки отечественных стартапов были показаны на стенде Платформы на Конгрессе молодых ученых

Стенд Платформы университетского технологического предпринимательства стал точкой притяжения для участников II Конгресса молодых ученых, который прошел в Сочи с 1 по 3...

Image

"Даже в таких условиях, как сейчас, можно развиваться"

Интервью президента ТПП Тольятти Деловой газете "Понедельник"

Image

Креативный продукт будет гораздо ярче, когда за ним стоит коллаборация

В рамках форума «Российская креативная неделя – Сибирь» прошла сессия «Российский креативный продукт: что это по сути, кто это покупает, какой у него потенциал», на которой в формате экспертной дискуссии были...

Image

Международная междисциплинарная конференция «Тайные смыслы и шифры в культуре» в РАНХиГС

С 7 по 9 декабря в РАНХиГС пройдёт международная междисциплинарная конференция «Тайные смыслы и шифры в культуре», организованная отделением продюсирования и культурой политики Института...

Image

На Международном энергетическом Форуме «Инновации. Инфраструктура. Безопасность» обсудят стратегии развития в условиях энергоперехода

21 декабря 2022 года накануне Дня энергетика в ГК «Президент-отель» состоится XIV Международный энергетический Форум «Инновации....

Актуальные комментарии