Image

Наталья Кравченко: «Отношения между частным и государственным образованием должны выстраиваться на основе равноправного партнёрства»

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко в интервью нашему изданию рассказала о тенденциях развития частного образования в России.

– Наталья Васильевна, какова, на ваш взгляд, роль частного образования в системе образования России?
– Я бы здесь провела аналогию с частным сектором в медицине. Сегодня никого не удивляет то, что одновременно с государственной медициной работают и весьма успешно развиваются частные клиники, стационары, лаборатории. Существование частной медицины не отменяет требований к государственному сектору. Более того, есть много случаев, когда эти две системы отлично дополняют друг друга и способствуют развитию частного сектора. Так и в образовании: возможность получить качественное бесплатное образование, как основное, так и дополнительное, должна быть у любого ребёнка, у любого человека в стране. Задача государства – обеспечить «золотой стандарт» образования. Приятно, что высота этой планки из года в год повышается. И вместе с тем у государства нет и не должно быть задачи удовлетворить абсолютно все образовательные запросы: на это, во-первых, не хватит ресурсов, а во-вторых – они бывают самые разные. Их зачастую и удовлетворяет сегмент качественного частного образования, будь то частный сад, который реализует авторские программы, центр дополнительного образования, частная школа или вуз. Часто на этих площадках апробируются и внедряются новые методики и форматы, самые успешные из которых, подтвердившие свою эффективность, могут внедряться в массовой школе. Вообще, доля частных организаций от общего числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность, невелика: всего около 2%. Более половины образовательных организаций негоссектора – это те, кто оказывает услуги в сфере углублённого изучения предметов. Это особый сегмент, который успешно справляется в своей нише с конкретной задачей. По программам допобразования этот сегмент намного выше – как ответ на подвижность спроса на разнообразные форматы дополнительного образования.

– Можно ли сегодня говорить о том, что ценность негосударственного сектора образования признана на федеральном уровне, или в этом направлении предстоит ещё много работы?

– Ценность негосударственного сектора образования признаётся на государственном уровне. Очень здорово, что государственные органы власти уже не рассматривают частную школу как конкурента. В ряде регионов с высокой демографической нагрузкой, таких как Москва и область, Урал, Краснодарский край, Петербург и города-миллионники, существование частных садов и школ вообще насущная необходимость, позволяющая разгрузить государственную систему. Количество обучающихся растёт быстрее, чем количество школ – как государственных, так и частных. Максимальный рост рождаемости в стране приходился на 2015 и 2016 годы. Следовательно, в ближайшие два-три года можно ожидать увеличения спроса на поступление в первые классы. Многие семьи выберут государственные школы, но будут и те, кого заинтересует другой вариант. Мы в общественной палате в прошлом году проводили круглый стол по проблематике частного образования в России, и там была озвучена статистика, согласно которой в Яндексе растёт количество поисковых запросов «частная школа» и «альтернативная школа». По данным Yandex. Wordstat, в течение 2020-2021 учебного года общее количество запросов «частная школа» увеличилось на 28% по сравнению с прошлым учебным годом. Количество запросов «альтернативная школа» тоже выросло – на 38%.

Поэтому не признавать важность частного образования государство просто не может. Однако на уровне отдельных субъектов РФ складывается достаточно удручающая картина: есть большие регионы, где фактически ни один частный детский сад, ни одна школа не могут нормально работать, в частности лицензировать свою деятельность, из-за «незаинтересованности» со стороны региональных и местных органов контроля и надзора в образовании.

В результате они вынуждены «прятаться» под вывесками групп присмотра и ухода, домашнего обучения и пр. Такого быть не должно. Если в регионе наблюдается серьёзная диспропорция по количеству лицензированных частных образовательных организаций, это должно вызывать прямые вопросы к региональным и местным властям со стороны министерства просвещения. Обращаюсь к владельцам и администрациям частных образовательных организаций: если вы столкнулись с незаконными требованиями местных контролёров, обращайтесь к нам в общественную палату по электронной почте info@oprf.ru.

– В одной из бесед вы отмечали, что очень много интересных практик и решений в системе частного образования. Берутся ли они на вооружение государственными учреждениями? Как, на ваш взгляд, должны развиваться взаимоотношения между частным и государственным образованием?

– Позвольте, я начну с ответа на вторую часть вашего вопроса. Отношения между частным и государственным образованием должны выстраиваться на основе равноправного партнёрства. И государственное, и частное образование работает на достижение личностного развития и благополучие человека. Как я уже говорила, частные образовательные решения – это своеобразный полигон для развития образования. То, что доказало эффективность и может быть тиражировано в массовую школу, уходит в государственную систему. А какие-то уникальные практики остаются в частном секторе образования и тоже имеют свою нишу и свой спрос. Лучшие практики частного образования достаточно широко известны. Я, наверное, не буду здесь называть конкретные школы, детские сады или программы допобразования, но фамилии Михаила Мокринского, Кирилла Медведева или Алексея Половинкина являются гарантом качества образования детей.

Ежегодно проводится конкурс для учителей частных школ «Вклад учителя». Поинтересуйтесь, в каких школах работают победители конкурса, какие методики они используют. Поверьте, это очень и очень интересно! Ещё один важный момент, который я хотела бы отметить, – образование не может быть обезличенным. Когда у нас что-то болит, мы пытаемся попасть к хорошему доктору, просим рекомендации у друзей и знакомых. Хорошее образование тоже строится на доверии к профессионализму педагога и личности директора. Частное образование тоньше чувствует родительский запрос и лучше умеет с ним работать. Хотя и в государственном образовании не меньше по-настоящему талантливых педагогов и руководителей – блестящих профессионалов!

К сожалению, умению работать с брендом – как организации, так и её педагогов – многим госучреждениям ещё предстоит научиться. Наконец, важнейшей составляющей качественного образования является дружелюбная и развивающая образовательная среда. С этого года в нашей стране по инициативе Президента Российской Федерации реализуется беспрецедентная по масштабу программа капитального ремонта школ.

До конца 2026 года будет отремонтировано 7300 школ по всей стране. Я возглавляю Федеральный штаб общественного контроля за капремонтом школ, много езжу по стране и вижу совершенно разные примеры государственных школ после проведённого капитального ремонта. Сейчас очевидно, что лучше всего получилось там, где с самого начала в разработке проекта модернизации школы участвовали профессионалы – архитекторы современных образовательных пространств. Поэтому мы с коллегами решили запустить просветительский проект «Школа мечты», который позволит привлечь к реализации госпрограммы по капремонтам школ молодых талантливых дизайнеров, создать банк лучших решений, которыми при желании могут вдохновиться школы, вошедшие в программу. Уже в октябре стартует практико-ориентированный интенсив для молодых дизайнеров и архитекторов – студентов ведущих профильных российских вузов. Они в сопровождении практикующих специалистов в этой области поедут в лучшие школы страны, многие из которых частные, чтобы получить уникальный опыт создания современных образовательных пространств и впоследствии применить его на практике при создании дизайн-проектов государственных школ по всей стране. Вот один из примеров взаимодействия государственного и частного образования. Проект реализуется в рамках программы «Открываем Россию заново» НИУ «Высшая школа экономики» при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» и Минобрнауки России и при участии Общественной палаты РФ.

– Сегодня, когда многое изменилось в стране и в мире, как, с вашей точки зрения, должна трансформироваться образовательная стратегия?

– Перед страной и обществом сегодня остро стоит задача обеспечить технологический и кадровый суверенитет, создать все условия, в том числе через систему социальных лифтов, для подготовки поколения технологического прорыва и воспитания ответственного и деятельного гражданина. Я видела любопытную статистику: оказывается, в экономическом росте доля финансового, ресурсного и инфраструктурного капитала – менее 40%, а доля человеческого капитала – более 60%. А что такое человеческий капитал? Это образование, социально-культурная составляющая, здоровье и среда. Вот это и должно стать основой образовательной стратегии на уровне государства: дать современные знания, навыки и востребованные компетенции, воспитать деятельного и ответственного гражданина, научить его заботиться о своём здоровье и создать условия для его жизни и развития в пространстве вокруг него – в пространстве «умного города», школы, вуза, большого перечня социальных активностей, всего того, что делает нашу жизнь интересной и полноценной. Это не самая простая задача. Например, мы все хотим развивать технологии и производство. Особенно в новых условиях. Но вакансий технологов-инженеров и IT-специалистов на 120 тыс. больше, чем выпускников вузов по этим направлениям. IT, технологии – в топе востребованных программ профпереподготовки для 30-летних. А в вузы на инженерные направления выпускники школ не идут, физику и информатику на ЕГЭ выбирают в четыре раза реже, чем обществознание; программы дополнительного образования по направлению «техническое творчество» в пять раз менее популярны, чем программы по искусству и спорту. Почему так – тоже во многом понятно.

Поколение родителей нынешних школьников – в основном гуманитарии. Мы, те кто поступал в вузы в 90-е и нулевые, смотрели на своих родителей-инженеров, видели неработающие заводы и НИИ и шли поступать на те направления, где была перспектива трудоустройства: становились экономистами, юристами и менеджерами…

В результате, если принципиально ничего не изменится в самое ближайшее время, в стране некому будет проектировать и строить корабли и самолёты, развивать высокотехнологичное производство. В стране сейчас бум государственного внимания к технологическому образованию. Создаются кванториумы и IT-кубы, «точки роста» в сельских школах, проводится Национальная технологическая олимпиада, но для того, чтобы дети массово пошли в сферу технологий, необходимо уделить внимание просвещению родителей, создать моду на инженерию. Тогда у нас появится шанс через несколько лет получить другое качество экономики!

– Правительство утвердило Концепцию дополнительного образования детей до 2030 года. Какие, на ваш взгляд, основные моменты можно в ней выделить?

– Во-первых, очень хорошо, что правительство эту концепцию утвердило! Это система долгосрочного государственного целеполагания, показывающая, какие государственные приоритеты в дополнительном образовании получат внимание и поддержку. В концепции заложены обновление инфраструктуры дополнительного образования детей, в том числе путём предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета, и развитие системы персофинансирования, когда каждый ребёнок и его родители получают сертификат, который они могут потратить на ту или иную программу допобразования. Не везде, правда, этот процесс идёт гладко, и номиналы таких сертификатов варьируются от территории к территории, но принцип того, что за качество образования голосуют ногами, делает среду дополнительного образования более конкурентной.

Второй важный принцип в концепции – распространение эффективных моделей интеграции общего и дополнительного образования на базе школ по модели «школа полного дня», в том числе через совместные сетевые программы с организациями дополнительного образования. Кстати, дети получат возможность зачёта своих спортивных результатов, программ музыкальной школы, программ в кванториумах или на станциях юных техников в школьной программе. Это позволит избежать дилеммы: школа или внешкольная программа.

Важнейшая задача в рамках концепции – вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, возможность знакомиться с современными профессиями и профессиями будущего, поддержка профессионального самоопределения. Планируется создание 20 тыс. инженерно-технологических кружков на базе школ. Особое внимание уделено наставничеству, в том числе привлечению кадров с производства и из науки в наши общеобразовательные школы.

Вообще, этот год в России – Год педагога и наставника. Компетенции ребёнка, доказано во всех образовательных системах мира, – это компетенции педагога и наставника! Я бы даже сказала, что благополучие наших детей – это производная от уверенности, вовлечённости и благополучия наших учителей! Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с Днём учителя и пожелать здоровья, неиссякаемой энергии и горящих детских глаз! Верю, что наша общая задача – вырастить поколение созидателей, способных решить самые сложные задачи развития государства и при этом быть счастливыми и успешными!

Image

Международная выставка «Сварка/Welding – 2025»: инновации, технологии и международное сотрудничество

С 9 по 11 апреля в Санкт-Петербурге в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» состоялась 22-я Международная выставка...

Image

В Московской области прошел Региональный этап Ежегодного Федерального Форума «Частное образование»

25 апреля 2025 года в Российском Университете Кооперации (г. Мытищи) состоялся Региональный этап Ежегодного Федерального Форума Общественного Негосударственного Образования (ФОНО),...

Image

Уральская ТПП собрала бизнес и власть на квартирник, посвященный 80-летию Великой Победы

Без малого сто представителей бизнеса, власти, общественности приняли участие в музыкально-поэтическом вечере «А значит, нам нужна одна Победа», организованном Уральской торгово-промышленной...

Image

Россия и Узбекистан подписали меморандум о сотрудничестве в целях развития НСК

29 апреля в Ташкенте генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин и директор Института развития национальной системы квалификаций при Проектном офисе «Центр проектов в...

Image

В Кузбасской ТПП прошел традиционный турнир по быстрым шахматам среди работников СМИ и предпринимателей

23 апреля в Кемерове, в зале Штаба общественной поддержки ЕР, состоялся традиционный весенний турнир среди работников СМИ и предпринимателей по быстрым шахматам на Кубок...

Image

РМЭФ-2025: инновации и ключевые решения для энергетической отрасли

С 9 по 11 апреля в Санкт-Петербурге на площадке конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» при поддержке Министерства энергетики Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга состоялся Российский международный...

Image

ПМЮФ-2025 пройдет под девизом: «Право: уроки прошлого для мира будущего»

XIII Петербургский международный юридический форум (ПМЮФ-2025) пройдет под девизом: «Право: уроки прошлого для мира будущего»....

Image

Президент Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева: «Партнерские связи с Национальной ТПП Монголии укрепляют экономические связи »

На минувшей неделе Кузбасс с официальным визитом посетила генеральный консул Монголии в Иркутске Батсух Ичинхорлоо. Наряду с официальными встречами в...

Image

Проект Уральской ТПП «Урал: Родины щит и меч», посвященный 80-летию Великой Победы, стартовал в резиденции губернатора Свердловской области

17 апреля 2025 года дан официальный старт большому юбилейному проекту «Урал: Родины щит и меч», разработанному Уральской...

Image

Практический вебинар по участию в международных выставках на территории Азербайджанской Республики

Торговое представительство Российской Федерации в Азербайджанской Республике информирует о проведении 23 апреля 2025 года в 10:00 (по московскому времени), пройдет вебинар по...

Image

Вопросы эффективного составления договоров обсудили в Комитете Кузбасской ТПП по безопасности предпринимательской деятельности

10 апреля состоялось заседание Комитета Кузбасской ТПП по безопасности предпринимательской деятельности на тему «Договор как панацея от налоговых...

Image

Татарстан входит в первую тройку регионов по количеству вузов –участников проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства»

Сегодня в проекте участвуют 18 университетов Татарстана, в созданные ими акселерационные программы обучения в 2024 году...

Image

Президент ЦС ТПП выступил с лекцией по экономике перед красноярскими школьниками

8 апреля президент Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Рафаэль Шагеев выступил с лекцией перед учащимися 10 класса красноярского лицея...

Image

Стартовал конкурс СМИ — 2025

Открыт прием заявок на ежегодный Конкурс для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система квалификаций» Конкурс проводят Национальное агентство развития квалификаций и Союз журналистов России. Федеральное агентство по делам Содружества...

Image

25 марта 2025 года состоялось торжественное открытие ежегодного форума «ПРО#ПРОФТЕХ»

Мероприятие прошло в рамках XV Петербургского международного образовательного форума на площадке DAA EXPO.

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.