Защита интеллектуальной собственности – важнейший аспект любого бизнеса
В нашу жизнь прочно вошли интернет и социальные сети.
В нашу жизнь прочно вошли интернет и социальные сети.
Присутствие в них информации о бизнесе, его товарах, продуктах и услугах – обязательное условие для развития любой предпринимательской идеи. Маркетологи, рекламщики и специалисты по продажам активно развивают контент и дизайн сайтов, для создания которых привлекаются веб-дизайнеры и разработчики. Вместе с тем в ходе такой деятельности начинающие предприниматели, особенно из сектора малого бизнеса, иногда совершают ошибки, ведущие к негативным правовым последствиям. АНДРЕЙ САВИЧЕВ, владелец студии веб-дизайна Belka.one, и СЕРГЕЙ ГОВОРОВ, генеральный директор юридической компании MGPcenter, рассказали о некоторых наиболее частых из них.
А.С.: – Мы занимаемся разработкой сайтов больше 15 лет, и я могу точно сказать, что правовые нюансы разработки логотипов, фирменных слоганов, корпоративного стиля малые и средние компании в подавляющем большинстве случаев не принимают в расчёт, а вот у представителей крупного бизнеса данные вопросы урегулированы надлежащим образом. Пожалуй, за всю историю нашего «сайтостроения» могу назвать буквально пять случаев, когда заказчик, начинающий бизнес, пришёл к нам с уже защищённым собственным средством индивидуализации бизнеса или попросил проконсультировать и посоветовать специалиста по этому вопросу.
С.Г.: – Действительно, чаще всего в сегментах МСП внимание интеллектуальному праву, как правило, уделяется в последнюю очередь. Корпоративные и договорные аспекты, налоговые нормы, несомненно, выходят на первый план. При этом правовые и экономические последствия такого пренебрежения могут быть катастрофическими: например, запрет от правообладателя бренда на продолжение начатого бизнеса с аналогичным наименованием и немалые штрафы за нарушение в том числе законодательства о конкуренции. «Рецепт» превентивных мер один: проверить выбранное наименование компании, знак, товарный знак и прочую фирменную атрибутику на уникальность по открытым реестрам Федерального института промышленной собственности. Данные доступны любому пользователю, но важно и правильно построить поиск аналогов, и корректно юридически интерпретировать результаты, а для этого необходимы всё же профессионалы, чтобы исключить риски неполного поиска, неверного вывода о легитимности проверяемого словесного знака либо изображения. Или, напротив, неправильность заключения о невозможности получить собственные права на понравившийся проект будущего объекта интеллектуальной собственности.
А. С.: – Большинство предпринимателей стараются максимально избегать ситуаций, связанных с авторским правом, но бывают и такие, кто сознательно выбирает стратегию подражания известным компаниям, товарным знакам и брендам. Они выбирают схожее по написанию или произношению название «неоригинального» продукта или производителя, используют фирменную стилистику на своих сайтах, создают похожие доменные имена сайтов.
С.Г.: – Обычно такие «создатели» условных копий товаров работают до момента запрета своей деятельности непосредственно правообладателем, судом, правоохранительными органами. В сфере выросшей за последние два года на волне пандемии COVID-19 интернет-торговли важно знать, что за распространение товаров отвечает не только лицо, которое разместило предложение о покупке, по сути, контрафактного товара, но и владелец сайта. А при грамотном подходе возможно и предъявить определённые требования провайдерам домена с недобросовестной офертой, нарушающим права законного владельца товарного знака, промышленного образца, изобретения. Интересно, что порой юристам приходится защищать нарушителей прав на чужую интеллектуальную собственность от её собственников, злоупотребляющих своими правами, а иногда и выстраивающих околозаконную схему по личному обогащению. В моей практике был пример рекламного агентства, получившего от третьего лица заказ на производство устройства для размещения рекламной информации, которое, как оказалось впоследствии, является запатентованной полезной моделью. Формально, как только рекламная компания согласилась произвести заказчику требуемую вещь, защищённую чужим патентом, уже возможно говорить о правонарушении. После получения письменной претензии с предложением заплатить некую сумму стало очевидно, что заказчик, правообладатель патента и представляющие их юристы были знакомы друг с другом. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, мы рекомендуем включать в контракты статьи об ответственности за направление заказа, который нарушает чьи-то интеллектуальные права.
А. С.: – Многие владельцы сайтов берут тематические фотографии из поисковой выдачи для оформления статей на своём сайте, но они не подозревают, что масса этих работ принадлежит пользователям контентных сервисов, большая часть этого контента лицензирована. Однажды в адрес нашего клиента поступила претензия от представителя фотографа такой площадки о неправомерном использовании контента на сайте. В обращении было предложено урегулировать допущенное нарушение выплатой авторского вознаграждения за использование его работ. После консультаций с юридическими партнёрами MGPcenter мы посоветовали урегулировать данную ситуацию в досудебном порядке.
С.Г.: – Изображения, фотоработы, рисунки – это всё объекты авторского права, которые не каталогизированы Роспатентом. В связи с этим действительно присутствует определённый риск использовать чужое произведение. Обращайтесь к фотобанкам или, если автор известен, получайте официальное право на использование непосредственно у создателя. Мы настоятельно советуем не упускать интеллектуально-правовой аспект из поля зрения при принятии соответствующих бизнес-решений, а если возникают вопросы – обращаться к профильным специалистам.
Подготовила Эльвина Аптреева
Новая услуга, разработанная и апробированная департаментом строительно-технической экспертизы Кузбасской ТПП, направлена на подготовку технического...
В столице Чувашской Республики завершился первый форум «Навигационная безопасность», посвященный вопросам обеспечения технологического суверенитета и устойчивости навигационной инфраструктуры...
7 июля в Кузбасской ТПП состоялось вручение удостоверений о повышении квалификации слушателям, которые успешно прошли обучение и выполнили итоговое тестирование по курсу...
Общеотраслевая выставка текстильной и легкой промышленности «ИНТЕРТКАНЬ» делает шаг вперед в текстильной индустрии, представляя TREND GUIDE — продукт, разработанный в сотрудничестве с TRND lab & BRND buro....
6 июля в фан-парке «Бобровый лог» состоялась масштабная патриотическая акция «Одно сердце, одна Родина, один флаг». Главным символом события стал флаг России, который передаётся из города в...
1 июля 2025 года в Иркутске состоялось заседание Ассоциации торгово-промышленных палат Сибирского...
Почти 2 тыс. умных реле бренда EKF установлены в ЖК «1-й Лермонтовский», который ГК ФСК реализует под брендом 1-й ДСК. Эта значимая сделка подчеркивает стратегическое партнерство между компанией «Электрорешения», официальным представителем бренда...
26 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко выступил на тематической сессии «Единый рынок труда: вызовы и перспективы» Евразийского экономического...
Семейная встреча под открытым небом
20 июня на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось торжественное вручение дипломов и ценных призов победителям регионального этапа XXXI Всероссийского конкурса...
Экипажи проехали в одну сторону более 4000 км и посетили 8 городов страны: Нижний Новгород – Казань – Уфа –...
Эксперт Кузбасской ТПП Юлия Долганина и экспертное направление Кузбасской ТПП были отмечены наградами по спецноминации конкурса Национальной премии в области предпринимательской...
19 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко принял участие в работе сессии «Современный рынок труда: поиск ответов на глобальные вызовы», состоявшейся в рамках Петербургского международного...
Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...
Мероприятие посетило больше 40 человек: владельцы коммерческой недвижимости, застройщики и архитекторы.
15 мая в рамках IPWK CLUB прошла дискуссия, посвященная важной теме: «Возможен ли баланс между работой и личной жизнью в управленческой карьере?»...
Группа компаний «Мариллион» принимает активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление сотрудничества между российскими и китайскими компаниями, а также на развитие китайского...
С 3 по 12 июня состоится автопробег «Москва-Алтай» в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проект реализуется при поддержке Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.