Image

Иван Утенков: «цветочный бизнес заставляет нас быть быстрыми»

«Цветочный ряд» – первая федеральная сеть цветочных супермаркетов, доказавшая работоспособность своей бизнесмодели, став самым крупным импортёром цветочной продукции на территорию России.

Сегодня компания продолжает активно развиваться, открывая как собственные, так и франчайзинговые магазины. От чего зависит успех в цветочном бизнесе, рассказал основатель группы компаний «Цветочный ряд» ИВАН УТЕНКОВ.

– Иван, в чём особенности вашей бизнес-модели франчайзинга на цветочном рынке?

– «Цветочный ряд» отличается выстроенной моделью бизнеса и чёткой позицией на рынке. Российский цветочный рынок плохо структурирован, здесь огромное число мелких игроков. Мы выбрали концепцию цветочных супермаркетов, и у сети сегодня самый большой цветочный ассортимент в России, а площади магазинов значительно больше, чем у других игроков. Широкий ассортимент цветов и сопутствующих товаров позволяет удовлетворить запросы более широкой аудитории, что, в свою очередь, увеличивает трафик в наши магазины. Франшиза «Цветочный ряд» построена вокруг экспертизы управления ассортиментом и ценами. Мы одни из немногих розничных игроков, кто с первого дня начал закупать цветы напрямую у плантаций, как зарубежных, так и российских, а также на голландских аукционах, и по-прежнему придерживаемся этой стратегии. Такой подход позволяет контролировать цену и качество цветов, а общение с производителем помогает нам предугадывать тренды и следить за профицитом и дефицитом на рынке. Работая напрямую, мы можем добиваться от поставщиков лучших цен в течение всего года и, что немаловажно, в высокий сезон. Второй ключевой фактор – управление букетной витриной. Более 40% продаж составляют продажи букетов. Не секрет, что букеты имеют более высокую маржинальность, чем отдельные цветы. Этим опытом мы делимся с нашими партнёрами, обеспечивая их магазины ассортиментом, помогаем с поиском локаций, сопровождаем на этапе открытия и поддерживаем в операционной работе.

– Ранее в модели франчайзинга «Цветочного ряда» не было паушального взноса и роялти, сегодня они включены в условия. Что привело к изменению формата?

– Первые наши шаги в направления франшизы были продиктованы скорее извне, нежели изнутри. Один из наших партнёров фактически уговорил нас открыть партнёрский магазин «Цветочный ряд». Мы увидели в нём человека, который смотрел на бизнес так же, как и мы, его принципы и подходы были близки и понятны нам. И мы договорились о том, как будем вести бизнес в партнёрстве. Это не классическая модель франчайзинга, и её трудно повторить. Однако этот опыт заставил нас задуматься о возможности развития нашей сети в партнёрстве с другими предпринимателями. И тогда мы пришли к решению открыть направление франчайзинга, которое полноценно развиваем с 2020 года. Была выбрана классическая франчайзинговая модель.

– Если говорить о Москве, где сегодня в основном расположены магазины сети, то здесь очень много цветочных магазинов. За счёт чего можно «взять» этот рынок?

– Москва – не самый высококонкурентный рынок, есть города с большей плотностью цветочных магазинов. Чтобы быть заметным на московском рынке, мало иметь большое количество магазинов, важно быть заметным и построить свой бренд. Много ли вы вспомните названий цветочных магазинов? Большинство покупателей идентифицирует цветочный магазин как «магазин по дороге» без оглядки на название и бренд. Второй важный фактор – быть сфокусированным на определённой целевой аудитории и стараться удовлетворить её потребности, предлагая правильный ассортимент по честным ценам с хорошим сервисом. Это ключевые задачи, которые мы сейчас ставим перед собой.

– Сколько сейчас в сети франчайзинговых и собственных магазинов? – На сегодняшний день в сети 80 магазинов, из них 19 франчайзинговых. И мы продолжаем развиваться, открывая новые магазины. В планах компании на 2022 год – открыть 20-30 собственных магазинов и столько же франчайзинговых. Мы нацелены на развитие в регионах, так как видим, что модель нашего магазина хорошо работает и там. Уже открыты магазины в Саранске, Пензе. Нельзя быть федеральной компанией без присутствия как минимум в половине регионах страны. Цветочный рынок России очень большой, и значительная часть его находится в регионах. В каждом своя специфика. И её лучше всего знают местные предприниматели. А мы готовы дать им выгодные условия. «Цветочный ряд» заметнее конкурентов за счёт широкого ассортимента и грамотного управления ценами. В регионах ставки аренды заметнее ниже московских, что позволяет нашим партнёрам зарабатывать хорошую прибыль. Однако для развития в регионах есть ограничение – это стоимость логистики до магазина. По этой причине мы в первую очередь рассматриваем города и области близкие к Москве. Это не означает, что мы не готовы развиваться в других городах, всё зависит от стоимости логистики, каждый город «считаем» индивидуально. Дальнейшую экспансию мы видим через создание региональных центров со своими складами, так мы снизим стоимость последней мили.

– Какие форматы франшизы в цветочном ретейле сегодня наиболее востребованы?

– На рынке множество предложений на тему «Как начать цветочный бизнес»: начиная от работы на дому и продаж через социальные сети, заканчивая магазином. Среди множества предложений вряд ли можно найти чётко сформулированное в контексте формата. Что мы, как франчайзер, подразумеваем под термином «формат»? Во-первых, это целевая аудитория, на которую нацелен наш магазин, ассортимент, который должен быть представлен, чтобы удовлетворить потребности этой аудитории. Во-вторых, персонал: сколько сотрудников должно быть в магазине, какой квалификацией они должны обладать, чёткие стандарты обслуживания. В-третьих, локация: где должен быть расположен магазин, какая ставка аренды, какие требования к помещению. В-четвёртых, как и где должен рекламироваться магазин, чтобы целевая аудитория в него пришла. И ещё с десяток параметров, на которые мы ориентируемся при открытии магазина. Мы предлагаем пока два формата магазина: магазин на высоком трафике, как правило, в точках максимального скопления ЦА, и супермаркет у дома. Эти форматы отличаются площадью, ассортиментом, ценами, количеством сотрудников. В среднем инвестиции в один проект составляют от 1,7 млн рублей, ежемесячный доход – более 17% от выручки, срок окупаемости – от восьми месяцев.

– Какие требования вы предъявляете к своим партнёрам и насколько жёстко их контролируете?

– Наши требования к франчайзи вполне стандарты, как у большинства успешных франшиз. Это соблюдение стандартов работы магазина, поддержание ассортиментной матрицы, следование нашим рекомендациям в ценообразовании, обучение своих сотрудников. Для нас гораздо важнее, чтобы наши партнёры хотели погрузиться в цветочный бизнес, принимали активное участие в операционной работе и были смелыми предпринимателями. Именно об этом мы говорим с желающими стать нашими франчайзи до подписания договора. На бумагу не положишь амбиции предпринимателя.

– Рост продаж в вашем интернет-магазине в 2020 году составил 280%. Насколько перспективен формат онлайнпродаж для цветочного бизнеса?

– По нашим оценкам, доля продаж цветов в онлайне составит 4-6% от общего объёма рынка. В 98 из 100 случаев заказывает один человек, а получает другой, букет доставляется не по адресу нахождения заказчика. Цветы – это не просто товар, покупатель с помощью цветов хочет передать свои эмоции и чувства. Лозунг нашей компании: «Мы помогаем сердцам общаться без слов». И почти каждый заказ мы согласовываем с покупателем в онлайне, отправляем ему фото сделанного букета, и иногда приходится переделывать букет по просьбе покупателя. Такая особенность является ограничением в развитии онлайн-продаж. Здесь важно доверие к бренду, чем оно выше, тем больше будет онлайн-заказов. И повышение доверия к бренду «Цветочный ряд» – одна из ключевых задач компании.

– Что необходимо, чтобы стать успешным в цветочном ретейле и какие у сети планы по развитию на этот год?

– В цветочном бизнесе высокая маржа и оборачиваемость, в этом его привлекательность. Но у медали есть вторая сторона: мы работаем со скоропортящимся товаром, и это заставляет нас быть быстрыми. Мы должны быстро доставить цветы до магазинов, в магазинах быстро и правильно подготовить цветы к продаже, правильно настроить ассортиментную матрицу, что позволяет удовлетворить потребности большинства покупателей и сократить потери, а управление ценами требует реакции пилота «Формулы-1». Несмотря на все трудности, мы считаем цветочный бизнес самым интересным и перспективным направлением развития бизнеса.

Image

Расширена география участников инвестиционной премии «Вершина»

На Кавказском инвестиционном форуме впервые проводится Инвестиционная премия «Вершина».

Image

Хедлайнеры добра: объявлены лауреаты XII Программы «Лучшие социальные проекты России»

13 июня в Radisson Resort, Zavidovo были подведены итоги XII Программы «Лучшие социальные проекты России».

Image

На Саммите деловых кругов «Сильная Россия» обсудят инфраструктурное развитие России

3 июля 2024 года в Центре событий РБК состоится Саммит деловых кругов «Сильная Россия» - главная дискуссионная площадка для обсуждения актуальных вопросов инфраструктурного развития страны,...

Image

В тренде – детское образование

В Московской области активно идет строительство, регулярно возводятся новые жилые комплексы. В каждом таком ЖК в числе первых открываются детские развивающие центры....

Image

Ушёл из жизни бизнесмен, коллекционер, галерист Феликс Комаров

Издательско-коммуникационная группа "Бизнес-Диалог Медиа" выражает глубокие соболезнования родным и близким Феликса Романовича...

Image

Прием работ на VIII Конкурс для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система квалификаций» продолжается!

Вы – журналист или блогер, интересуетесь вопросами профессионального образования, развития карьеры и рынка труда? Ваше СМИ освещает эту проблематику?...

Image

ЮУТПП провела День открытых дверей

В торжественной обстановке новым членам палаты вручили членские билеты, а также чествовали победителей и участников конкурсов, проведенных в этом году в палате и при участии ЮУТПП. На площадке работали консультационные пункты и выставочные стенды партнерских...

Image

ЮУТПП системно работает над популяризацией МКАС

Об этом президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты заявил на совещании с руководителями региональных ТПП, на территориях деятельности которых образованы отделения Международного коммерческого арбитражного суда. Совещание провел...

Image

Президент ЮУТПП выступил на Совете руководителей ТПП

Заседание Совета провел президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. Как исполнительный директор Российско-Узбекского делового совета, Федор Дегтярев поделился опытом и предложениями по организации взаимодействия со...

Image

Теория маленьких шагов для семимильного роста

В конце мая самозанятые Московской области, которые только встают на «рельсы бизнеса», начали занятия в Программе наставничества.

Image

Всероссийская ярмарка трудоустройства пройдет в Одинцово

Одинцово станет одной из основных площадок Всероссийской ярмарки трудоустройства, которая пройдёт по всей стране 28 июня.

Image

В Кемерове подведены итоги конкурса «Бренд Кузбасса»

11 июня в Кемерове, в Белом зале Правительства Кузбасса, прошло торжественное подведение итогов регионального конкурса «Бренд Кузбасса»....

Image

Педагоги смогут рассчитывать на льготную ипотеку

Представители Ассоциации негосударственного образования предлагают расширить программу льготной ипотеки для педагогов частных и государственных образовательных организаций. Об этом сообщила руководитель представительства организации в...

Image

Ассоциация негосударственного образования: росту числа иностранных студентов помогут частные вузы

Задачу Президента РФ по увеличению числа студентов-иностранцев до 500 тысяч человек могут решить частные вузы, считают в Ассоциации негосударственного...

Image

Педагогам частных школ и вузов предлагают засчитывать трудовой стаж для досрочного выхода на пенсию

Педагогический стаж работников частных образовательных организаций до сих пор не учитывается при подсчете стажа для досрочного выхода на пенсию. Ситуацию необходимо исправлять,...

Актуальные комментарии