Эксперты: северный завоз грузов нуждается в федеральной поддержке и логистических центрах
По мнению представителей руководства регионов, это поможет избежать проблем со срывами сроков доставки и позволит уменьшить стоимость продуктов.
По мнению представителей руководства регионов, это поможет избежать проблем со срывами сроков доставки и позволит уменьшить стоимость продуктов.
Организация северного завоза грузов на труднодоступные территории крайнего Севера нуждается в федеральном участии и создании единых логистических центров. Это позволит избежать проблем со срывами сроков доставки и снизить цены на продукты, считают представители руководства регионов, принимавших участие в среду в круглом столе в Совфеде на тему "Северный завоз: совершенствование механизмов государственной поддержки".
"В целях обеспечения продовольственной безопасности субъектов крайнего Севера и тех субъектов, куда осуществляется северный завоз, [необходимо] возобновить федеральную поддержку северного завоза. Создать на основе государственно-частного партнерства единый логистический центр или единого оператора или пул операторов, которые будут осуществлять северный завоз". - сказал замгубернатора Чукотского АО Виктор Бочкарев. Он также предложил проработать вопрос субсидирования затрат на покупку или строительство новых судов взамен сданных на утилизацию для участников северного завоза.
Северный завоз осуществляется в местностях с ограниченными сроками завоза грузов, расположенных на территории 25 регионов России. Основной объем завоза приходится на четыре региона - Якутию, Чукотку, Магаданскую область и Красноярский край. Ежегодно так обеспечивается снабжение около 3 млн человек.
Важную роль в доставке грузов во многих регионах с северным завозом играет морской и речной транспорт, несмотря на то, что период навигации на севере ограничен иногда двумя неделями. По словам Бочкарева, зачастую эта работа для частных транспортных кампаний становится побочной деятельностью в период, когда нет более выгодных коммерческих предложений. Так, Чукотка в этом году столкнулась с дефицитом морских судов для фрахта и нехваткой мощностей порта Владивостока.
"Коллеги приводят простые аргументы: "Открылся Китай, а нам туда ближе и короче". Для сравнения: доставка одного 20-футового контейнера на территорию Чукотки обходится порядка 250 тыс. рублей, а в Китай аналогичный контейнер - уже 850 тыс. рублей. И мы понимаем, где у нас все суда находятся", - сообщил замгубернатора Чукотки.
Зампредседателя государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виктор Губарев предложил возродить идею создания федерального фонда государственной поддержки завоза продуктов в районы крайнего Севера. Эти средства могли бы направлять на компенсации для малого и среднего бизнеса, который занимается межрайонной и внутрирайонной доставкой социально значимых товаров. Кроме того, субсидии на транспортные расходы могли бы получить предприятия, которые отвечают за обеспечение лекарствами и медизделиями.
"Сегодня обеспечение отдаленных районов продовольственными товарами осуществляется предпринимателями, централизованного завоза, конечно, как и у многих, нет, - рассказала врио зампредседателя правительства Камчатского края Юлия Морозова. - Фактически сегодня предприниматель самостоятельно должен договориться с судном, самостоятельно его заполнить, направить. Одна из первых проблем - это отсутствие регулярного сообщения. Мы вынуждены опираться на момент времени, когда судно наполнится, когда груза будет достаточно, чтобы оно выдвинулось", - сообщила она.
Пути снижения цен на продукты
По словам Морозовой, транспортные расходы сегодня составляют до 80% стоимости продуктов, которые привозят в рамках северного завоза. Одним из решений проблемы участники обсуждения считают строительство транспортно-логистических центров в Арктике. Положительный опыт здесь уже есть в одном из районов Якутии, где открылась первая подобная точка. Глава Нижнеколымского района республики Валерий Сентяков привел в пример разницу в ценах на овощи: если в райцентре килограмм картошки обходится в 700 рублей, то в появившейся новой торговой точке ее можно купить за 74 рубля.
"На следующий год торгово-логистические центры будут строиться в пяти арктических районах, в том числе и Нижнеколымском", - рассказал он.
Перспективы с доставки продуктов есть и у малой авиации, считает Сентяков. В этом году впервые за 30 лет овощи и фрукты были доставлены людям по воздуху. "Это сейчас выход и для почтовых грузов, и тундровых перевозок, и санрейсов. Это не затратно. Наш институт выпускает много авиаторов, поэтому я хотел бы, чтобы в нашем районе была самая сильная авиация", - добавил он.
На Камчатке добиться снижения цен удалось за счет субсидирования транспортных расходов предпринимателей. В отдаленных районах, где реализовывали пилотный проект, стоимость продуктов снизилась на треть. Эксперимент будет продолжен: отобрано 11 территорий, где через муниципалитеты бизнес получит поддержку, а в обмен установит цены, прописанные в договоре.
"Лучшие практики формируются, и мы их используем, но здесь необходим системный подход и выстраивание схожих, единых схем решения проблем для всех районов крайнего Севера. Здесь мы рассчитываем на развитие Северного морского пути и на роль Петропавловска-Камчатского как опорного порта в его развитии. Конечно, поддержим инициативу наших коллег по совершенствованию федерального законодательства", - сказала представитель камчатского руководства Юлия Морозова.
Источник : ( (Ссылка) )
11-12 декабря в Суздале на «Суздаль-Арене» прошел VI Владимирский инвестиционный конгресс. При поддержке Почетного представительства ТПП РФ в Азербайджанской Республике главное ежегодное деловое...
11 декабря в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему: «Ремесленная деятельность: от законодательства до рынка сбыта», в котором в смешанном формате приняли участие более...
Руководство Торгово-промышленной палаты Смоленской области приняло участие в заседании круглого стола Комиссии Общественной палаты региона по вопросам экономики,...
Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Союз журналистов России приглашают журналистов, редакции и редакционные коллективы средств массовой информации...
5 декабря состоялось торжественное награждение лауреатов и призеров IX Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система...
9 декабря на площадке Центра опережающей профессиональной подготовки Московской области состоялась конференция, посвященная внедрению стандартов и системного взаимодействия на...
7 декабря 2025 г. в Центральном Дворце культуры «Звезда» развернулась нешуточная творческая битва между танцорами из Москвы и разных уголков Подмосковья в рамках XIV Открытого фестиваля молодёжных танцевальных коллективов нового поколения "Step by step"....
9 декабря в рамках Всероссийской интерактивной акции, организованной ТПП России и приуроченной к Международному дню борьбы с коррупцией, более 350 предпринимателей, экспертов и студентов вузов и техникумов Кузбасса написали...
9 декабря в Правительстве Кузбасса состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Союзом «Кузбасская ТПП» и Министерством образования Кузбасса....
8 декабря в Московском доме книги на Новом Арбате Мария Суворовская и Russian Business Guide представили книгу «Дружественный диалог. Бизнес-дипломатия в новой экономической...
4 декабря 2025 года в пространстве «АКИ.лаб» были представлены результаты исследования развития креативных индустрий Подмосковья в постковидный период. За последние пять лет регион...
4 декабря в Кузбасской ТПП прошло заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Сотрудничество с зарубежными партнерами в бизнесе: актуальные проблемы ВЭД». В...
5 декабря в Кузбасской ТПП состоялось торжественное подведение итогов Марафона креативных идей — конкурса студенческих бизнес-идей, направленных на популяризацию культурного наследия и...
На прошедшем в Москве IV Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия» было поднято ряд важных тем, создающих основу для глобального сотрудничества. Форум традиционно стал важной...
Завершился уникальный спецкурс «Гастробизнес», организованный центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Предприниматели и рестораторы узнали...
Развитие своего дела в сфере народного художественного промысла – это не только возможность сохранить и передать вековые традиции молодому поколению, но и...
С 8 по 11 декабря 2025 г. состоится Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2025» (далее – Форум) – флагманский конгрессно-выставочный смотр в области медицины, охватывающий практически всю отрасль:...
В конце ноября Центр «Мой бизнес» Московской области стал организатором спецкурса «Мода и стиль», предназначенный для начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем, связанных с модой и пошивом...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.