Image

Александр Мараховский: «Оптика – это высокомаржинальный бизнес»

Глаза – это не только зеркало души, но и проблемная зона большей части современных людей. По данным статистики ВОЗ, проблемы со зрением имеют не менее 2,2 млрд. человек во всём мире. Поэтому очки и контактные линзы на сегодняшний день являются для значительного числа людей товаром первой необходимости. Подбирать подходящие очки лучше у врача-офтальмолога или оптометриста с медицинским образованием, ведь от этого будет зависеть качество вашего зрения. О современных тенденциях развития отрасли, а также о том, как открыть салон под брендом «Оптимист Оптика», рассказал Генеральный директор сети Александр Мараховский.

– Рынок оптики, как и экономика в целом, за последний год пережил сложные времена. Однако ситуация показала, что данный товар, несмотря ни на что, остается востребованным. Как бы вы оценили ситуацию?
– В начале пандемии, конечно, все мы находились в напряжении, некоторые проекты затормозились. Оптики, в числе многих других организаций, закрыли, но продлилось это недолго. Вскоре Оптическая ассоциация вышла с предложением открыть салоны, т.к. очки это – товары, можно сказать, первой необходимости. Поэтому спустя 2 недели мы снова получили возможность работать. Доходы, разумеется, упали на половину в апреле-мае, но с июня по сентябрь сработал отложенный спрос, и наша выручка была больше, чем когда-либо.
Осенью активировались те партнёры, которые делали паузу на период пандемии, и к концу прошлого – в начале этого года у нас была серия открытий новых салонов.
.
– Ваша компания – одна из старейших на рынке российской оптики. Расскажите немного об истории компании и к какой точке развития вы пришли сейчас?
– Юридическое лицо мы зарегистрировали в 1998 году. Начали мы с рынков и павильонов, а в 2001 году открыли первый магазин в центре Москвы: это была небольшая оптика со своим кабинетов врача. В этом же году родилось и наше название – «Оптимист Оптика». Все три учредителя поначалу работали продавцами в своем первом салоне.
Мы решили продавать именно очки, потому что оптика – это высокомаржинальный бизнес и риски здесь минимальны. Достаточно переступить точку безубыточности, а дальше уже идут хорошие прибыли. И потом, это довольно своеобразный бизнес на стыке здоровья и красоты, где ты получаешь благодарность от своих клиентов за помощь. Постоянно появляются какие-то новые технологии, которые нужно отслеживать, меняется мода. Поэтому заниматься оптикой не скучно.
Сегодня у нас чётко выстроенная стратегия по закупкам, в наших салонах представлены как известные бренды, так и наши частные марки очков, контактных линз и средств для ухода. Дизайн очков мы разрабатываем сами. Могу с полной уверенностью сказать, что наша собственная продукция по качеству не уступает брендовой.

– В сфере оптических товаров и услуг представлены ряд франчайзинговых компаний. Какие ваши конкурентные преимущества вы могли бы назвать?
– Первый салон в рамках франчайзинга открылся в 2010 году, когда один из наших поставщиков попросил помочь ему открыть салон оптики. Мы предложили открыться под нашей торговой маркой. Получив опыт открытия партнерского салона, мы решили продвигать франчайзинг. В 2016 году мы провели ребрендинг и начали более активно развивать это направление. Подготовили предложение для партнёров по торговому оборудованию так, чтобы это было недорого и красиво. Развитие франчайзинга подстегнуло развитие собственной розницы, появились оборотные средства, которые мы смогли вкладывать в развитие своих салонов. в результате , с 2016 года мы «выросли» примерно в 3 раза.
Сегодня мы взяли курс на оптимизацию. мы решили больше вкладывать в медицинскую часть, в персонал, в обучение, в развитие IT-инфраструктуры, маркетинг . На своём сайте мы создали платформу, на которой могут обучаться сотрудники. Ведь успешность нашего бизнеса очень зависит от персонала, нужно постоянно заниматься обучением, тестированием сотрудников.
Если говорить о преимуществах, то их у нас достаточно много. Например, в нашем договоре прописано, что мы продаём всё по цене дистрибьютера, что гарантирует сопоставимую с другими игроками маржинальность. В наших салонах много брендовой продукции, которая в последнее время пользуется особым спросом.
Можно продавать пакетные варианты типа «Всё по 5 тысяч», это довольно просто, но при этом нет индивидуального подхода к клиенту. Мы выбрали более сложную модель, направленную на тщательное выяснение потребностей клиента, в том числе и при помощи качественного медицинского сервиса. Мы демонстрируем клиенту при помощи специального программного обеспечения свойства высокотехнологичных линз. Зачастую клиент не ориентируется в современных тенденциях и приходит заказать простые очки. Наша цель – переориентировать его на премиальную оптическую продукцию. Для этого продавцу нужно уверенно себя чувствовать, обладать глубокими знаниями. Такая схема ориентирована не на количество, а на качество. Поэтому в нашей сети достаточно высокий средний чек. Средняя стоимость заказа в Москве и МО 14500 руб, в остальных регионах 8000 руб. Но это не значит, что у нас нет эконом-предложения. Стандартные очки можно заказать в Оптимист Оптике от 1000 до 5000 руб.
Одно из преимуществ – создание своей марки контактных линз. Это путь традиционного развития европейских салонов оптики, по которому пошли и мы, создав частную марку контактных линз и средств по уходу под брендом Free Eyes. Сегодня оптики часто используют для того, чтобы прийти и подобрать контактные линзы, а потом приобрести их в интернет-магазине. Частная марка линз позволяет нам удержать клиента: он приходит именно за нашим продуктом, который по качеству превосходит многие популярные марки. Для продвижения частной марки разработана так называемая программа медицинского маркетинга, когда оптику начинают воспринимать как центр медицинского сервиса.
Также мы последние 10 лет активно развиваем направление ортокератология – ночные линзы. Наши партнёры по франшизе также могут открыть кабинет ортокератологии у себя, если у них будет такое желание. Сейчас в наших салонах появилась услуга по подбору специальных детских контактных линз, позволяющих остановить развитие миопии.
Ещё одно из преимуществ состоит в том, что мы используем салоны партнёров как самовывоз интернет-магазина, и это даёт дополнительный приток клиентов. Также нашим партнёрам мы предлагаем бесплатно на нашем сайте организовать собственный интернет-магазин.
Часто под наш бренд переходят салоны из других франшиз. А это говорит о том, что наши условия более интересны, чем у конкурентов.

– На каких условиях вы продаете франшизу и какова её стоимость?
– У нас есть серьёзный отдел поддержки, который берет на себя весь процесс открытия. По каждому проекту работает порядка двадцати менеджеров. Прежде чем подписать договор франшизы с партнёром мы подыскиваем подходящее место для салона. Первоначально оплата составляет 80 тысяч рублей, куда входит работа дизайнера, лицензия на нашу программу и другие расходы по программному обеспечению. Дальше мы уже составляем дизайн-проект, считаем стоимость и согласовываем проект с партнёрами. У нас есть подробный бренд-бук, где прописано всё: от правил расположения товаров до цветов краски, которые используются при оформлении. Наш инженер по сопровождению всегда на связи. В общем могу сказать, что у компании очень скрупулёзный и детальный подход к открытию салонов под нашим брендом.
В последнее время мы больше себя относим к среднему ценовому сегменту. Открытие салона обойдётся в 2,3 млн. рублей, без учёта затрат на ремонт и аренду. И это будет салон с качественным медицинским оборудованием, с хорошей выкладкой известных брендов.
Сейчас мы ещё больше усилили поддержку салонов, например, ведём видеонаблюдение, что позволяет выявить какие-то отклонения в работе персонала. Хотя такой контроль не всегда нравится партнёрам, но он служит для поддержания высокого качества работы.
Мы следим, чтобы в наших салонах работали только дипломированные медицинские специалисты. По моему мнению, скоро многие предложения по оптике уйдут в интернет, и ценность таких салонов будет в услугах. У нас есть главный врач собственной розницы и главный врач по франшизе, который следит за медицинскими специалистами и направляет их вовремя на обучение, проводит мастер-классы.

– Очки и контактные линзы – товар, который нужен в любой точке страны и мира. Каков ареал присутствия вашей компании и собираетесь ли вы и дальше его расширять?
– Сейчас у нас более 70 салонов, примерно 40 из них сконцентрированы в Москве и области. Мы регулярно участвуем в профильных выставках, на которых заинтересованность в нас выражают люди из Казахстана, Белоруси, Узбекистана. Пока мы еще не работаем в этих странах, но в наших планах есть выход на эти рынки.
Сеть наших салонов входит в десятку крупнейших сетей салонов оптики в России. Я считаю, что это хороший результат с учётом того, что франчайзинг мы стали полноценно развивать только с 2016 года.

Image

Возможности эффективного сотрудничества бизнеса и науки обсудили в ЮУТПП

Комитет по развитию предпринимательства, работе с предприятиями малого и среднего бизнеса пригласил за круглый стол представителей регионального минобра, вузовской науки, бизнес-сообщества. Тема встречи –...

Image

Bonava ввела в эксплуатацию жилой дом восьмой очереди ЖК Gröna Lund

Шведский девелопер Bonava ввел в эксплуатацию этап 8.3 жилого комплекса комфорт-класса Gröna Lund во Всеволожске.

Image

Кто и как может проверять бизнес – вопросы и ответы

Предпринимателям Челябинской области рассказали об изменениях в контрольно-надзорной деятельности, произошедших в 2022 году. Онлайн-встречу с представителем Роспотребнадзора организовал комитет Южно-Уральской торгово-промышленной палаты...

Image

Обучение проективной технике в работе с персоналом провели в ЮУТПП

В Южно-Уральской торгово-промышленной палате прошел мастер-класс для руководителей компаний и HR-специалистов. Организатором выступил комитет по правовой поддержке...

Image

Дмитрий Богданов: «Мы разрабатываем новые инструменты поддержки в диалоге с бизнес-сообществом»

В четверг, 1 декабря, в Самарской области начал свою работу итоговый предпринимательский форум «Мой бизнес...

Image

ОЭЗ «Дубна» представила свою концепцию устойчивого развития на ESG-форуме

Первый Всероссийский ESG-форум «СО.ЗНАНИЕ» проходит в столице Приволжья Нижнем Новгороде с 1 по 3 декабря.

Image

"ЕЛАНПЛАСТ" примет участие в 26-й Международной выставке "Безопасность и охрана труда"

С 6 по 9 декабре в московском ЦВК "Экспоцентр" пройдет 26-я Международная специализированная выставка и Форум "Безопасность и охрана...

Image

«ВестМедГрупп» представит собственные уникальные разработки на «Российской неделе здравоохранения»

Самая масштабная выставка медицинского оборудования и технологий «Здравоохранение-2022» пройдет в центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» с 5 по 9...

Image

В Самарской области объявили победителей регионального этапа Национальной премии «Бизнес-Успех»

В четверг, 1 декабря, на площадке итогового предпринимательского форума «Мой бизнес 63.

Image

Образование сегодня – перспективы завтра: 13 декабря пройдет ежегодный Форум «Эффективное образование»

VI Премия и Форум «Эффективное образование» состоятся 13 декабря в Москве в арт-центре Exposed.

Image

Объем импорта в строительной отрасли сократился до 9% — эксперт ГК «А101»

На рынке жилья комфорт-класса в Москве и Санкт-Петербурге доля поставок строительных материалов и оборудования из-за рубежа составляет порядка 7-9% в зависимости от особенностей проекта. При этом поставки из...

Image

Правительство Челябинской области и Роскачество подписали соглашение о взаимодействии

Подписание документа состоялось во время встречи губернатора региона Алексея Текслера с руководителем Роскачества Максимом Протасовым. Стороны обсудили возможности сотрудничества по продвижению...

Image

Женский «Союз успеха» получил прописку в ЮУТПП

На площадке Южно-Уральской торгово-промышленной палаты прошла первая встреча актива региональной организации женщин-предпринимателей. Бизнесвумен приняли решение продолжать совместную работу в составе комитета ЮУТПП по женскому и семейному...

Image

Спрос на первичном рынке Ленобласти смещается к комплексным проектам – эксперт ГК «А101»

За последние девять лет 59% проданного многоквартирного жилья на первичном рынке Ленинградской области приходилось на точечные проекты площадью до 60 тыс. кв. метров и только оставшийся 41% -...

Image

Реализация в ОЭЗ «Дубна» проекта новой компании ускорит проектирование газопроводов

Согласован по упрощенной схеме - без прохождения Экспертного совета бизнес-план компании «ИНТЕХЭНЕРГО», который направлен на создание собственной технологии автоматизации проектирования газопроводов....

Image

Как ЦМТ Москвы отметил свой день рождения

28 ноября Центр международной торговли Москвы отметил свой 43 -й день рождения, устроив настоящий праздник для всех гостей, арендаторов и сотрудников...

Image

ЦС ТПП выдала свидетельство о присвоении категории «Четыре звезды» красноярской гостинице

30 ноября президент Центрально-Сибирской ТПП Рафаэль Шагеев вручил управляющей гостиницы «Исторический квартал» Ксении Тиханович свидетельство о присвоении категории «Четыре...

Актуальные комментарии