Image

Николай Подлеснов: «Грибоводство – перспективный бизнес, но, как и любой другой, он требует денежных вливаний»

Выращивание грибов на продажу сегодня перспективный и динамично развивающийся вид бизнеса. Наибольшей популярностью среди грибоводов пользуются вешенки, благодаря несложной технологии их выращивания. Сбор урожая каждый день, небольшие капиталовложения и высокий спрос на продукцию - все это позволяет выйти на достаточно быструю окупаемость. Однако, предприниматель может столкнуться и с недостатками, среди которых небольшой срок хранения и хрупкость продукта, организация транспортировки и т.д. Субстрат для вешенок можно изготовить самим, а можно приобрести уже готовый. О перспективах развития грибоводства мы поговорили с генеральным директором ООО «Мир сладостей» Николаем Подлесновым.

– Николай Меркурьевич, сначала хочется спросить: почему вы называетесь «Мир сладостей» и при этом занимаетесь другими видами бизнеса, основным из которых сегодня является грибоводство?
– Предпринимательской деятельностью я начал заниматься еще с 1994 года. ООО «Мир сладостей» мы зарегистрировали в 2011 году по инициативе главного бухгалтера Шахнозы Юнусовны Сарваровой, которая и является вдохновителем концепции формирования бизнеса. Компания активно развивалась, и для повышения эффективности технологических решений стало необходимо отдельно выделить деятельность по производству выпечки и кондитерских изделий, от которой по ряду причин скоро пришлось отказаться. При этом название компании мы решили сохранить, потому что рассчитываем в будущем расширить деятельность и вернуться к бизнесу производства хлебобулочных изделий и сладостей.
– Когда и почему вы перешли на грибоводство и каких результатов удалось достичь на сегодняшний день?
– Выращиванием грибов мы начали заниматься плотно в 2019 году. Мысль об этом давно меня посещала: родители были работниками сельского хозяйства в советское время, и представление об этом виде деятельности я имел. Но непосредственно заняться грибным производством меня вдохновил наш, на тот момент будущий, инженер-технолог Михаил Анзорович Барканов, с которым я волей случая познакомился несколько лет назад и который оказался настоящим мастером своего дела. Он смог убедить меня, что производство грибов – простой, доходный и малозатратный бизнес, не требующий особых технологий. Но на деле все оказалось не так просто: требовалось изучать не столько процесс выращивания грибов, сколько рынок сбыта. Столкнувшись с различными проблемами, мы обратились к руководителю Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства - филиала ФГБНУ «Федеральный научный центр овощеводства», доктору экономических наук, академику общероссийской академии нетрадиционных и редких растений Анатолию Федоровичу Разину. Сотрудничество с Институтом обеспечило научную основу для нашего бизнеса и придало уверенности. А благодаря консультационному участию доктора сельскохозяйственных наук, главного специалиста отдела защищенного грунта Натальи Леонидовны Девочкиной, мы, в конечном итоге, остановились на выращивании вешенок. Штаммы были выбраны самые простые — НК-35 и П-80, они дают хороший урожай, неприхотливы, не требуют больших технических вложений, практичные по сравнению с другими видами (сортами) грибного царства. Помощь и информационная поддержка таких крупных специалистов способствует большей продуктивности нашего бизнеса.
– У каждого грибовода свои условия выращивания грибов. Расскажите, в каких условиях располагаются именно ваши грибницы?
– Помещение у нас большое, 1300 кв. м. Это бывшее советское овощехранилище, полузаглубленное в землю. Помещение, можно сказать, специализированное – это не коровник и не сарай. Оно поделено на камеры, которые оборудованы своим приточно-вытяжным комплексом и системой освещения. По объему каждая камера планируется согласно производительности вентиляционных установок. Вообще при выращивании грибов самое важное – это определенная влажность и температура. Для поддержания необходимых параметров в помещении стоят приборы, которые регулируют подачу теплого и охлажденного воздуха, а также температуру и освещение. Сбор грибов происходит почти круглосуточно. Готовый субстрат мы закупаем у компании «Саратовских грибных технологий». В субстрате мицелий уже прорастает, но находится в спящем состоянии. Когда устанавливаются благоприятные условия, грибы начинают расти. С момента, когда мы устанавливаем новый субстрат в камере до момента сбора первого урожая проходит около недели. При этом с одной партии мы собираем 3 урожая. Первый — самый богатый, второй — уже меньше, третий — довольно скудный.
– Спрос рождает предложение, а спрос на грибы сегодня довольно высокий. Кто является вашим заказчиком? Сотрудничаете ли вы с розничными сетями и ресторанами?

– Наши основные покупатели — это посредники, которые, в свою очередь, продают наши грибы в рестораны и розничные сети. Работать напрямую с сетями пока мы не можем: для этого нужно наладить доставку, а у нас на данный момент сложности с транспортом. Так как доставка продукции ведет к ее значительному удорожанию, мы перешли на самовывоз. Сейчас с нами работает три фирмы-посредника, и на данный момент мы полностью реализуем свой объем продукции. Надо сказать, что летом спрос на грибы ниже, т.к. рынок ими насыщен. А зимой, напротив, на рынке ощущается нехватка грибов, особенно спрос возрастает во время христианских постов.
– А что было весной, в период локдауна? Был спад спроса на грибы?
– Да, этой весной в связи с пандемией товар было очень сложно реализовать. Мы понесли убытки, потому что никто не знал, как долго это продлится, все хотели переждать сложный момент. У нас такой товар, который ждать не может, ведь для продажи в сети грибы должны четко соответствовать требованиям ГОСТа: определенный размер, толщина ножки, цвет.
Продажи затормозились, временами случалось, что мы больше продукции выбрасывали, чем продавали. Стараясь как-то выходить из положения, мы отдавали часть грибов на переработку. Вся эта ситуация кого-то ввела в апатию, кого-то привела к банкротству, а нас, например, она заставила больше думать и больше работать. Еще одним последствием стало то, что люди стали менее расточительны и теперь стараются экономить на всем, в том числе и на продуктах. И наша прибыль в этом году, если сравнивать со статистикой прошлого года, сократилась в 2 раза. Но на данный момент все пришло в норму: сегодня наша производительность составляет до 700 кг грибов в день, и весь этот объем реализуется. И это не предел: есть технические условия и перспективы для повышения качественного и количественного расширения производства.
– Понимаю, что этот год не располагает к строительству долгосрочных планов, но, наверное, вы предполагаете, как дальше будете развивать свое производство?
– Грибоводство – перспективный бизнес, но, как и любой другой, он требует денежных вливаний. Мы планируем перейти на новое оборудование, автоматизировать кондиционирование и вентиляцию. Так мы сможем постепенно выйти на необходимые объемы и сотрудничать непосредственно с сетями. Сети, прежде чем заключить договор на поставку, приезжают, осматривают, оценивают технические возможности, они должны убедиться, что мы сможем поставлять требуемый объем.
Еще в наших планах расширение ассортимента выращиваемых грибов, возможно, возьмемся за шампиньоны. Также хотелось бы перейти и к производству продукции из переработанных грибов – тех, которые не проходят по ГОСТу сетей.
Испытываем мы некоторые сложности и с поиском персонала. Мне бы хотелось, чтобы на производстве работали люди, которые имеют опыт в сельском хозяйстве, но таких найти бывает непросто. Специалистов высоко класса компания не может себе позволить из материальных соображений, а заниматься самообразованием хотят не все. Но мы уже привыкли преодолевать трудности и не пасовать перед сложными ситуациями, поэтому я уверен, что все планы нам постепенно удастся реализовать.

Image

Челябинских предпринимателей учат работать с маркетплейсами

В ЮУТПП прошел семинар для предпринимателей – новичков торговых онлайн-платформ. Организатором обучающего мероприятия выступил комитет по информации и...

Image

В рамках Всемирного дня защиты прав потребителей в ЮУТПП прошел семинар для предпринимателей

Специалисты Роспотребнадзора рассказали обо всем, что касается контрольно-надзорных мероприятий, а ведущие эксперты палаты провели обзоры судебной практики и последних изменений в...

Image

Общественная палата Челябинской области выдвинула инициативы ЮУТПП по экономическому развитию региона

В Челябинске состоялось пленарное заседание региональной Общественной палаты с участием губернатора Алексея Текслера и председателя Заксобрания Александра Лазарева. Ключевой...

Image

Президент ЮУТПП принял участие во встрече глав деловых советов в ТПП РФ

Совещание с руководителями деловых советов, содействующих развитию сотрудничества деловых кругов России и зарубежных стран, провел президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. Его участники обсудили...

Image

ГК «А101» и банк «Уралсиб» запустили ипотечные программы с отсрочкой первоначального взноса на 6 месяцев

ГК «А101» и банк «Уралсиб» запустили ипотечные программы для покупки квартир в жилом районе «А101 Лаголово», первом проекте Группы в Ленинградской...

Image

ГК «А101» запускает программы рассрочек с гибким графиком платежей

ГК «А101» запустила специальные программы рассрочек для покупки квартир в «А101 Лаголово» — первом проекте Группы в Ленинградской области. Они будут доступны покупателям до 31 марта 2023...

Image

«Хороший проект, сложный, но интересный» - полпред Президента РФ в ПФО Игорь Комаров оценил проект межвузовского кампуса в Самаре

В четверг, 16 марта, в Самарской области с рабочим визитом находится полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе Игорь...

Image

19 марта свой профессиональный праздник отметили работники бытового обслуживания и ЖКХ

Издательско-коммуникационная группа "Бизнес-Диалог Медиа" от всей души поздравляет Вас с профессиональным...

Image

В ЮУТПП обсудили вопросы по размещению нестационарных торговых объектов

Семинар для предпринимателей подготовил комитет по развитию потребительского рынка. В мероприятии приняли участие представители администрации и прокуратуры города...

Image

«Хороший проект, сложный, но интересный» - полпред Президента РФ в ПФО Игорь Комаров оценил проект межвузовского кампуса в Самаре

В четверг, 16 марта, в Самарской области с рабочим визитом находится полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе Игорь...

Image

Самарские предприниматели в сфере бьюти услуг развивают бизнес с господдержкой

Предприниматели Самарской области обращаются за инструментами господдержки, чтобы выходить на новый уровень развития своего...

Image

ЮУТПП признана одной из наиболее активных палат по взаимодействию с региональными ФРП

Опытом работы палаты с промышленными инвестиционными проектами на рабочем совещании в ТПП РФ поделился вице-президент ЮУТПП Владимир Ковыляев. Совещание с региональными торгово-промышленными...

Image

В Павловском Посаде запустят текстильное производство на земле за 1 рубль

Компания «ЛентаБел» создаст в подмосковном г.о. Павловский Посад текстильное производство.

Image

ГК «А101» и Банк «Санкт-Петербург» запустили ипотечные программы для покупки квартир в жилых проектах Группы в Ленинградской области

Банк «Санкт-Петербург» аккредитовал объекты ГК «А101» и запустил ипотечные программы для покупки квартир в проектах Группы в Ленинградской...

Image

Что такое агропиар и зачем всё это нужно?

Предприятия агропромышленного комплекса нуждаются в эффективном пиаре не меньше, чем IT-компании или финансовые холдинги.

Image

Президент ЦС ТПП Рафаэль Шагеев принял участие в совещании по внедрению системы поддержки инвестиционных проектов

13 марта президент Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Рафаэль Шагеев принял участие в рабочем совещании, посвящённом исполнению методических...

Image

Как пиарить IT-компанию, IT-продукт, IT-стартап?

IT-компаний появилось очень много. Конкуренция растет. А у очень многих людей до сих пор нет нормального понимания, чем вообще занимаются в IT, что скрывается за этими двумя буквами и как это всё влияет на нашу жизнь. ...

Image

На Форуме информационных технологий InfoSpace обсудят стратегию технологического суверенитета России

5 апреля 2023 года на площадке Центра событий РБК состоится XIV Форум информационных технологий «InfoSpaсe». ...

Актуальные комментарии