Image

Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов

Правкомиссия по транспорту согласовала заявки аэропортов Магадана, Минвод, Улан-Удэ и Воронежа на повышение их тарифов: стоимость отдельных аэропортовых услуг вырастет в несколько раз. Отказ получил аэропорт Камчатки

Правительственная комиссия по транспорту в среду, 21 мая, отклонила предложения «Аэропортов регионов» о повышении тарифов в аэропорту Елизово (крупнейший на Камчатке), рассказали РБК два источника, знакомых с итогами заседания.

«Предложенные управляющей компанией параметры повышения тарифов отправлены на доработку. Не исключено, что проекту для сохранения сроков окупаемости будет оказана дополнительная господдержка», — рассказал один из собеседников РБК.

При этом предложения другого холдинга — «Новапорта» — о повышении тарифов в реконструированных аэропортах Улан-Удэ, Минеральных Вод, Воронежа комиссия согласовала. По словам источника, по тарифам аэропорта Магадана (входит в АБС, совместное предприятие «Новапорта» и «Аэропортов регионов») у правкомиссии «были вопросы», но предложения по нему были приняты.

Тарифы на отдельные аэропортовые услуги вырастут в несколько раз, из-за чего подорожание билетов составит до 9,5%, а в закрытый для полетов с начала 2022 года Воронеж — до 20% к 2027-му при перелетах из Москвы. Это следует из презентаций, направленных и.о. директора департамента транспорта правительства России Алексея Кайманова членам правкомиссии (есть у РБК).

Правкомиссия по транспорту рассматривает проекты по строительству и развитию объектов аэропортовой инфраструктуры и после одобрения ФАС устанавливает тарифы в этих аэропортах. В эту комиссию входят гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский, бенефициар «Новапорта» Роман Троценко, гендиректор «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский, представители Минтранса, Минпромторга и других компаний и ведомств. Возглавляет ее вице-премьер Виталий Савельев.

Камчатка
Новый пассажирский терминал аэропорта Елизово, которым управляет холдинг «Аэропорты регионов» (АР; ранее входил в «Ренову» Виктора Вексельберга), общей площадью 50,6 тыс. кв. м введен в эксплуатацию 31 марта 2025 года. Старый терминал площадью 8 тыс. кв. м, или менее 15 кв. м на пассажира в час пик, соответствовал категории Underprovided, самой низкой по классификации IATA. Новый же относится к категории Optimum (29–40 кв. м на пассажира в час пик, вторая категория после Over-Design) с показателем 34 кв. м на пассажира в час пик. Этот показатель соответствует аэропортам Владивостока (35 кв. м на пассажира в час пик), Таллина (33 кв. м на пассажира в час пик), Загреба (36 кв. м на пассажира в час пик) и превосходит аэропорты Ростова-на-Дону (29 кв. м на пассажира в час пик), Нового Уренгоя (22 кв. м на пассажира), Уфы (21 кв. м на пассажира).

Стоимость аэропорта по смете, согласованной с Главгосэкспертизой, составила 33,7 млрд руб. (вместе с проектированием, созданием инженерных сетей, привокзальной площадью и зданий служебно-технической территории), следует из презентации управляющей компании. Себестоимость 1 кв. м терминала одна из самых высоких в России — около 341 тыс. руб. (дороже только в аэропорту Магадана — 381 тыс. руб.). Для сравнения: 1 кв. м аэропорта Нового Уренгоя (введен в 2022 году) обошелся в 184 тыс. руб., Геленджика (также в 2022-м) — в 259 тыс. руб., а Оренбурга (2025 год) — в 284 тыс. руб.

Высокую себестоимость строительства в АР объяснили логистикой доставки строительных материалов и сейсмостойкостью здания. «Терминал построен с учетом десятибалльной сейсмики, что сделало строительство ресурсозатратным в части конструктива. На себестоимость повлияла и островная логистика Камчатки: все материалы и оборудование доставляются морем, а стоимость строительных работ существенно выше, чем в других частях страны», — сказал представитель компании. Он также подчеркнул, что все затраты в рамках строительства объекта подтверждены Главгосэкспертизой.

Гостиница, конгресс-пространство и зоны ретейла в составе пассажирского терминала окупаются за счет их коммерческой деятельности, но создание всех в едином комплексе позволило снизить затраты на строительство инженерных сетей и благоустройство территории, сказали в управляющей компании.

Представитель АР накануне заседания рассказывал РБК, что срок окупаемости инвестпроекта нового аэровокзала должен составить 21 год. Оператор ожидал повышения тарифов в 2025-м на 8% к действующим, в последующие два года — на 36% ежегодно, в 2028 и 2029 годах — на 5% ежегодно. Итоги заседания в АР комментировать отказались.

Из материалов к заседанию правкомиссии следует, что в случае согласования предложения инвестора тарифы в Елизово в 2025 году превысили бы ставки аэропортов Хабаровска (в 3,14 раза), Владивостока (четырехкратно), Новосибирска (в 2,5 раза), Южно-Сахалинска (в 1,7 раза), Анадыря (в 1,3 раза) и Мирного (в 1,24 раза).

ВЭБ.РФ предоставил на строительство кредит на 16,9 млрд руб., в том числе 5,45 млрд по льготной ставке 2%, что должно позволить инвестору сэкономить 6,5 млрд руб. на погашении кредита, говорится в материалах, направленных аппаратом правительства членам правкомиссии накануне заседания. В связи с ростом ключевой ставки инвестор для снижения влияния на регулируемые тарифы предложил ВЭБ.РФ дополнительно выдать 3 млрд руб. по льготной ставке 2% вместо определяемой по формуле «ключевая ставка плюс 3,74%» в рамках одного из траншей (предусмотрен кредитным соглашением с банком). Инициатива нашла поддержку в Минтрансе и находится на рассмотрении ВЭБ.РФ и Минвостокразвития, говорится в материалах.

В Минтрансе, ВЭБ.РФ и Минвостокразвития не ответили на запросы РБК на момент публикации.

По итогам 2024 года аэропорт обслужил более 900 тыс. пассажиров. Показатель будет умеренно расти каждый год и перевалит за 1 млн пассажиров только в 2031-м, когда достигнет 1,033 млн человек, из которых 927 тыс. придется на внутренние линии, считают авторы презентации. В 2035 году пассажиропоток дорастет до 1,2 млн пассажиров; из них 1,08 млн воспользуются рейсами на внутрироссийских направлениях.

Представитель вице-премьера Савельева подтвердил рассмотрение комиссией вопроса тарифов, но отказался комментировать результаты заседания.

«Аэрофлот» как основной перевозчик
Из 901 тыс. человек, обслуженных аэропортом в 2023 году, 50% пришлось на рейсы из Елизово в Москву, 18% — во Владивосток, 11% — в Новосибирск, 9% — в Хабаровск, говорится в документе.

Таким образом, половину пассажиров аэропорта обеспечивает «Аэрофлот», летающий из Москвы. Большинство билетов на эти рейсы продается по убыточному для авиакомпании так называемому плоскому тарифу — в отличие от тарифов, формируемых методами динамичного ценообразования, он не меняется в течение года и позволяет купить билет по одной цене вне зависимости от даты и времени вылета и заполняемости рейса. Этот тариф был введен «Аэрофлотом» как социальная мера поддержки авиаперевозок между столицей и городами Дальнего Востока: он не субсидируется государством, и убытки компенсируются за счет прибыли с других направлений.

Савельев до работы в правительстве возглавлял «Аэрофлот» с 2009 по 2020 год. Он неоднократно говорил, что плоские тарифы приносят национальному перевозчику убытки на дальневосточных направлениях.

В презентации АР говорится, что доля перелетов «Аэрофлота» между столицей и Елизово по плоскому тарифу составляет 60% (считается в пассажирах и тоннах для грузов, перевезенных с июля 2023 по июль 2024 года), остальное приходится на продажи билетов в бизнес-класс — 3%, на субсидируемые билеты — 25% и на прочие — 12%. Выручка «Аэрофлота» от продажи билетов по плоским тарифам за приведенный период составила 4,3 млрд руб., от билетов бизнес-класса — 1,4 млрд руб., от субсидируемых — 959,4 млн руб., от прочих — 1,3 млрд руб. Еще 1,2 млрд руб. «Аэрофлот» получил из бюджета в качестве субсидии за перевозку пассажиров по субсидируемым тарифам. За перевозку 6,5 тыс. т грузов на направлении национальный перевозчик заработал более 2 млрд руб. Суммарная его выручка на направлении с июля 2023 по июль 2024 года составила 11,4 млрд руб. Принесло ли это «Аэрофлоту» прибыль или убыток, в презентации не уточняется.

Рост тарифов в аэропортах «Новапорта» и АБС
Минеральные Воды — один крупных российских аэропортов, по итогам 2024 года занял девятое место по пассажиропотоку, обогнав воздушные гавани Калининграда, Уфы, Красноярска. За прошлый год обслужил 4,9 млн человек, что на 1,4% больше, чем годом ранее. Новый терминал площадью 28,5 тыс. кв. м и стоимостью 16,4 млрд руб. открыт 14 мая. С учетом согласованного повышения тарифа, по подсчетам «Новапорта» (представлены в материалах к заседанию комиссии), авиабилеты на рейсы из Минвод в Москву к 2028 году подорожают на 6,1% у «Аэрофлота» (с 24,6 тыс. до 26 тыс. руб. в обе стороны), на 5,5% — у S7 (с 27,5 тыс. до 29 тыс. руб.), на 5,8% — у «Уральских авиалиний» (с 25,8 тыс. до 27 тыс. руб.).

Аэропорт Магадана стоимостью 12,6 млрд руб. введен в эксплуатацию в декабре 2024 года. После подъема тарифов цены на билеты на рейсах в Москву (выполняет авиакомпания «Россия» на Boeing 777 по плоскому тарифу) к 2029 году вырастут на 9,5%, с 26,5 тыс. до 34 тыс. руб., в Новосибирск (выполняет S7 на Airbus A320) — на 5,3%, с 48 тыс. до 55,7 тыс. руб.

Терминал в Улан-Удэ стоимостью 3,88 млрд руб. введен в ноябре 2024 года. После увеличения тарифов билеты на рейсы в Москву (выполняет S7 на Boeing 737) подорожают к 2028 году на 2,6%, до 38,4 тыс. руб., в Новосибирск (S7 на Embraer E-170) — на 3,8%, до 27 тыс. руб.

Новый терминал аэропорта Воронежа, закрытого с началом специальной военной операции на Украине в феврале 2022 года, был достроен прошлым летом. Цены на билеты в Москву и обратно, по подсчетам «Новапорта», вырастут на 20%, с 14,5 тыс. до 17,4 тыс. руб. в 2027 году.

В «Новапорте» не ответили на запрос РБК.

Собеседник в одной из авиакомпаний говорит, что в связи с грядущими изменениями аэропортовые расходы на одного пассажира увеличатся с 3 тыс. до 10 тыс. руб. в Магадан и с 2 тыс. до 4 тыс. руб. в Минеральные Воды и Улан-Удэ. «Такой существенный рост себестоимости перевозок неминуемо приведет к сокращению количества рейсов», — утверждает он. Перевозчики, по словам источника, также обеспокоены ростом цен на авиакеросин, которые за пять месяцев текущего года выросли в среднем на 30% по отношению к тому же периоду 2024-го.

Источник: (Ссылка)

Image

Оборудование бренда EKF для комфортной и безопасной жизни в ЖК «Остров»

Модульное оборудование играет ключевую роль в защите электросетей и управлении освещением, поэтому его выбор требует особого...

Image

Круглый стол «Развитие транспортных коридоров. Тренды логистики – 2025»

17 июля 2025 года Russian Business Guide совместно с ассоциациями «Российско-Турецкий диалог» и «Российско-Азербайджанский диалог» при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Почётного...

Image

Экспертная деятельность Кузбасской ТПП за первое полугодие 2025 г.: анализ в рамках постановлений Правительства № 1875 и № 719

Как отметила начальник департамента экспертизы и сертификации Кузбасской ТПП Светлана Погорелова, в первом полугодии текущего года почти в три раза...

Image

Развитие электротранспорта в России обсудили в МАДИ

В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) состоялся круглый стол на тему «Проблемы и перспективы развития электротранспорта в России»....

Image

Приглашаем Вас принять участие в VIII Балтийском конгрессе по пластической хирургии и косметологии

Место проведения: г. Светлогорск, конгресс-центр "Янтарь-холл". Даты проведения: 12-13 сентября 2025...

Image

Кузбасская ТПП запустила новую услугу: подготовка технического отчета по работам, начатым до подачи извещения в стройнадзор

Новая услуга, разработанная и апробированная департаментом строительно-технической экспертизы Кузбасской ТПП, направлена на подготовку технического...

Image

В Чебоксарах обсудили роль навигационной безопасности в экономическом суверенитете России

В столице Чувашской Республики завершился первый форум «Навигационная безопасность», посвященный вопросам обеспечения технологического суверенитета и устойчивости навигационной инфраструктуры...

Image

В Кузбасской ТПП вручены удостоверения слушателям курсов по управлению интеллектуальной собственностью

7 июля в Кузбасской ТПП состоялось вручение удостоверений о повышении квалификации слушателям, которые успешно прошли обучение и выполнили итоговое тестирование по курсу...

Image

TREND GUIDE: новые горизонты для участников выставки «ИНТЕРТКАНЬ»

Общеотраслевая выставка текстильной и легкой промышленности «ИНТЕРТКАНЬ» делает шаг вперед в текстильной индустрии, представляя TREND GUIDE — продукт, разработанный в сотрудничестве с TRND lab & BRND buro....

Image

«Одно сердце, одна Родина, один флаг» — ЦС ТПП провела патриотическую акцию в Красноярске

6 июля в фан-парке «Бобровый лог» состоялась масштабная патриотическая акция «Одно сердце, одна Родина, один флаг». Главным символом события стал флаг России, который передаётся из города в...

Image

Бренд EKF и ГК ФСК делают жилье цифровым

Почти 2 тыс. умных реле бренда EKF установлены в ЖК «1-й Лермонтовский», который ГК ФСК реализует под брендом 1-й ДСК. Эта значимая сделка подчеркивает стратегическое партнерство между компанией «Электрорешения», официальным представителем бренда...

Image

Руководитель Национального агентства обозначил механизмы сближения НСК стран ЕАЭС

26 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко выступил на тематической сессии «Единый рынок труда: вызовы и перспективы» Евразийского экономического...

Image

Дипломы и ценные призы вручены победителям регионального этапа конкурса «Экономическое возрождение России»

20 июня на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось торжественное вручение дипломов и ценных призов победителям регионального этапа XXXI Всероссийского конкурса...

Image

Награды конкурса Национальной премии «Золотой Меркурий» по итогам 2024 года вручены Кузбасской ТПП

Эксперт Кузбасской ТПП Юлия Долганина и экспертное направление Кузбасской ТПП были отмечены наградами по спецноминации конкурса Национальной премии в области предпринимательской...

Image

Алексей Вовченко выступил на ПМЭФ — 2025

19 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко принял участие в работе сессии «Современный рынок труда: поиск ответов на глобальные вызовы», состоявшейся в рамках Петербургского международного...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.