Государство отрегулирует работу маркетплейсов. Зачем это нужно
Государство отрегулирует платформенную экономику, в том числе работу маркетплейсов, которые стали играть важную роль в жизни россиян.
Государство отрегулирует платформенную экономику, в том числе работу маркетплейсов, которые стали играть важную роль в жизни россиян.
Как создать в отрасли "доверенную среду", но при этом соблюсти интересы всех участников рынка и не затормозить развитие технологий, вице-премьер - глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко обсудил с председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной и экспертами на конференции Data Fusion.
В феврале 2025 года Минэкономразвития внесло законопроект "О платформенной экономике" в правительство. Сейчас документ находится на финальной стадии разработки. По словам Григоренко, в законопроект было внесено более 200 предложений и поправок.
Чиновник отметил, что россияне уже живут в платформенной экономике, хотят они этого или нет. Платформы меняют все вокруг, в том числе и государство, задают тренд на получение товаров и услуг. При этом правила, по которым работают платформы, уже существуют. Задача государства - сделать эти правила едиными, понятными и прозрачными.
"Наивно полагать, что если государство не установит правила, то рынок будет работать без них. Правила будут. Здесь вопрос в том, кто устанавливает правила, государство или кто-то другой", - отметил Григоренко. Любая технология, по его словам, рождается вне регулирования. Задача государства - появиться с регулированием в нужное время. "Появишься раньше - остановишь развитие, появишься позже - будет неактуально", - добавил он.
Эксперты отмечают, что сегодня платформы уничтожили посредников. Люди не хотят задумываться о составляющих процесса или о том, кто стоит за получением результата. "99% клиентов не нужна банковская услуга (при покупке кофе), им нужно купить кофе, миновав все посреднические операции", - пояснил Григоренко. В той же логике сейчас развивается и портал "Госуслуги" - идет систематизация услуг по "жизненным ситуациям". Так пользователям будет удобнее разобраться, а не выбирать нужную услугу среди 1600 предложенных государственной платформой.
Правительство и Центробанк не станут ограничивать развитие маркетплейсов, но установят на рынке прозрачные правила в интересах всех россиян
Отсутствие правил приводит к негативным последствиям, в том числе утечкам и злоупотреблениям персональными данными простых людей, обратила внимание Эльвира Набиуллина. ЦБ обеспокоен жалобами россиян на участившиеся случаи навязывания услуг из-за того, что клиенты вынуждены постоянно раскрывать информацию о себе платформам.
Обладание данными клиентов позволяет маркетплейсам и другим платформам персонифицировать свои продукты и сервисы, но людей беспокоит возможность утечки данных и их использования так, чтобы навязывать разного рода услуги, рассказала Эльвира Набиуллина.
"Например, человек позвонил по объявлению купить пылесос, а уже завтра ему начинают звонить и предлагать купить машину, сделать ремонт в квартире и так далее. В банковской системе это была очень большая проблема, сейчас ситуация стала лучше, но мы видим, что такой же риск может существовать в целом в платформах", - предупредила она.
Глава ЦБ назвала две причины, по которым людям звонят и навязывают услуги после того, как они позвонили по объявлению в интернете. "Первая - человек часто вынужден соглашаться на то, что его данные попадут не только тому, кому он дает разрешения, но и разным частям общей экосистемы. Сами экосистемы исходят из того, что много данных не бывает, они собирают все и раздают всем у себя. Может быть, дальше они анализируют эти данные и придумывают новые продукты. Получается, что человек соглашается на почти публичное распространение данных о себе, подписывая все эти соглашения, иначе он рискует не получить какие-то товары и услуги. Нужно помнить о риске дискриминации людей, которые не хотят делиться своими данными", - пояснила она.
Вторая причина навязчивых звонков заключается в непрозрачных правилах обмена персональными данными клиентов между участниками экосистемы платформ. "Эти правила очень разные. Надзор за ними, мне кажется, недостаточно жесткий. Наша позиция: правила должны быть едиными. И должна быть ответственность за соблюдение этих правил, соразмерная тем рискам, которые возникают при недобросовестном или неосторожном использовании большого объема данных", - отметила Эльвира Набиуллина.
Задача государства — не ограничить инновации, а, наоборот, создать условия для добросовестной конкуренции между платформами
В качестве решения этой проблемы ЦБ совместно с правительством работает над созданием единой платформы коммерческих согласий на "Госуслугах". Новинка позволит россиянам управлять согласиями на передачу данных и при желании отзывать их.
В дальнейшем платформенную экономику в России следует развивать как доверенную среду, предложила глава ЦБ. Для этого маркетплейсам нужно в том числе уделять больше внимания защите данных клиентов и финансовой отчетности, перейти на отечественное программное обеспечение и начать принимать небанковские платежи.
"Задача не в том, чтобы как-то ограничить инновации, а, наоборот, создать условия для добросовестной конкуренции, для прозрачных правил, для клиентов, для поставщиков, защиты прав потребителей. Это создание доверенной среды. И это как раз и есть условия для развития", - пояснила Эльвира Набиуллина.
По словам генерального директора Wildberries Татьяны Ким, ежедневно только на этом маркетплейсе совершается около 20 миллионов покупок. Это колоссальные потоки денег и товаров, так что и бизнесу, и государству, и потребителям нужны четкие и прозрачные правила. В первую очередь речь идет о регулировании работы платформ с данными. Причем, по словам экспертов, речь здесь может идти как о передаче данных государству, так и о получении данных от пользователей, и, на что обратила внимание Набиуллина, об обороте данных внутри платформ.
Мотив бизнеса прост - получение большого количества данных о пользователях для персонализации. Однако, по словам Дмитрия Григоренко, бизнесу важны не "просто данные", а именно те данные, которые могут оказаться полезными, в удобном формате. "Бизнес должен понимать, какие категории данных он хочет получить, а государство - отрегулировать, как и в каком формате дать эти данные", - подчеркнул вице-премьер.
Источник: (Ссылка)
4 декабря 2025 года в пространстве «АКИ.лаб» были представлены результаты исследования развития креативных индустрий Подмосковья в постковидный период. За последние пять лет регион...
4 декабря в Кузбасской ТПП прошло заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Сотрудничество с зарубежными партнерами в бизнесе: актуальные проблемы ВЭД». В...
5 декабря в Кузбасской ТПП состоялось торжественное подведение итогов Марафона креативных идей — конкурса студенческих бизнес-идей, направленных на популяризацию культурного наследия и...
На прошедшем в Москве IV Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия» было поднято ряд важных тем, создающих основу для глобального сотрудничества. Форум традиционно стал важной...
Завершился уникальный спецкурс «Гастробизнес», организованный центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Предприниматели и рестораторы узнали...
Развитие своего дела в сфере народного художественного промысла – это не только возможность сохранить и передать вековые традиции молодому поколению, но и...
С 8 по 11 декабря 2025 г. состоится Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2025» (далее – Форум) – флагманский конгрессно-выставочный смотр в области медицины, охватывающий практически всю отрасль:...
В конце ноября Центр «Мой бизнес» Московской области стал организатором спецкурса «Мода и стиль», предназначенный для начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем, связанных с модой и пошивом...
27 ноября в Кемерове, в Государственной библиотеке Кузбасса для детей и молодежи, Кузбасская ТПП в партнерстве с названным учреждением культуры и региональным филиалом Клуба лидеров России «Эльбрус» организовала «Семейный день с...
Мероприятие организовано центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Занятия пройдут в оффлайн формате с 1 по 3...
Департамент оценки Кузбасской ТПП развивает направление по оценке, экспертизе и консультированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), что позволит повысить прозрачность взаимодействия...
28 ноября 2025 года в Торгово-промышленной палате РФ состоялось награждение седьмой ежегодной женской премией «Business women. Life....
Семинар для владельцев бизнеса, руководителей, начальников юридических департаментов, руководителей служб...
Мероприятие пройдет 11 декабря 2025 г. Начало – в 16.00 (мск.), продолжительность – 1,5 часа Место проведения: БЦ ПОЛЛАРС, Дербеневская набережная 11, офис В1203, конференц-зал АБ ’Юрлов и Партнеры’". Участие –...
Сейчас в Санкт-Петербурге российская вода «Ветлуга» выходит на международный...
20 ноября стартовал «Марафон креативных идей», организованный Комитетом Кузбасской ТПП по развитию креативных индустрий, в рамках которого студенты СПО региона разрабатывают свои бизнес-идеи...
25 ноября в Кузбасской ТПП прошел семинар «Актуальная информация для специалистов по таможенным операциям: новое в таможенном законодательстве», адресованный руководителям компаний, специалистам по...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.