Сертификация – инструмент повышения качества и развития культуры осознанности
Сертифицированный продукт подсознательно ассоциируется с безопасностью и качеством.
Сертифицированный продукт подсознательно ассоциируется с безопасностью и качеством.
Это полностью обосновано: несертифицированный товар никогда не попадёт на полки магазинов. А добровольная сертификация вроде «эко» и «био» и вовсе повышает его шанс оказаться в корзине покупателя.
Скоро Всемирный день качества, который ежегодно отмечают во второй четверг ноября. Поэтому мы решили поговорить с экспертами по сертификации продукции компании «Серконс»: за многолетний опыт работы в индустрии им действительно есть что рассказать.
Разбираемся в основах
Сертификация – это процедура, в ходе которой независимой третьей стороной подтверждается соответствие товаров и услуг нормативным требованиям и стандартам. На сертификации завязано всё: от производственного процесса до торговли; она напрямую гарантирует безопасность продукта для потребителей и для окружающей среды.
Кто проводит сертификацию
Сертификацию могут проводить только аккредитованные органы по сертификации – они и выступают третьей стороной в этом процессе. Деятельность таких компаний регулируется и координируется Федеральной службой по аккредитации. Сертификационная компания должна обладать определёнными ресурсами. Например, к ГК «Серконс» относится ряд независимых испытательных лабораторий, где ежегодно тестируется более 60 000 образцов продукции. Они составляют крупнейшее в СНГ сообщество испытательных центров с уникальным оборудованием, наряду с органами по сертификации и инженерными департаментами.
Виды сертификации
Сертификация может быть обязательной и добровольной, причём вторая никогда не может заменить первую. Сертифицировать продукцию для ввоза в Россию с последующей реализацией нужно в обязательном порядке. Также эта процедура понадобится для производства и реализации товаров, представляющих опасность для жизни в определённых условиях: например, детского питания, промышленного оборудования, бытовых приборов и т. д. Добровольная же сертификация может послужить дополнительным средством подтверждения соответствия продукции нормативной документации и эффективным маркетинговым инструментом.
Выпуская товар на рынок, производитель должен предоставить разрешительный документ, подтверждающий его соответствие техническим регламентам: декларацию о соответствии, сертификат, свидетельство о государственной регистрации или другой разрешительный документ. Его отсутствие может обернуться проблемами как для производителя, так и для потребителя, принести репутационные, финансовые потери, а также риски для жизни и здоровья людей. Расходы на сертификацию рекомендуется учитывать уже на этапе планирования производства.
Ранее в статье мы упомянули декларацию. Юридически и процессуально декларирование практически не отличается от сертификации, самое большое отличие – ответственность за декларирование всегда несёт исключительно сам заявитель. В случае с сертификацией ответственность несёт в первую очередь орган по сертификации, оформивший сертификат соответствия.
Заявителю проще получить декларацию, чем сертификат. Конечно, понадобится протокол лабораторных испытаний, но дальнейшая процедура полностью автоматизирована: декларант самостоятельно регистрирует ДС через Федеральную службу аккредитации (Росаккредитацию), заполняя декларацию, загружая необходимые технические документы (указанные в нормативной документации) на портал и подписывая декларацию электронно-цифровой подписью.
В ряде технических регламентов можно найти перечень продукции, которая подпадает под их действие, а также форму подтверждения соответствия. Причём один вид продукции может подпадать сразу под несколько технических регламентов и подлежать более чем одной форме оценки. Если продукции нет ни в одном перечне и техническом регламенте, можно пройти добровольную сертификацию.
Получаем сертификат
Сертификат – это результат сложного процесса испытаний с использованием различных систем оценки в зависимости от категории продукции. Заявитель выбирает орган по сертификации, предварительно подготовив пакет документов, включающих в себя заявление о сертификации, копии учредительных документов, подтверждающих право на производство и реализацию продукции, техническую и эксплуатационную документацию на продукт, информацию о производственном процессе и т. д.
В лаборатории образцы товаров тестируются на соответствие по физическим параметрам, механическим свойствам, консистенции, составу и другим показателям – в зависимости от продукции. В арсенале лабораторий «Серконс» имеется оборудование для испытаний широкого ряда продукции, включая транспорт и сельскохозяйственную технику, компоненты автомобилей, товары для обеспечения пожарной безопасности, спортивное оборудование, средства индивидуальной защиты, детские товары, бытовую химию, продукты питания и прочие товары народного потребления. По результатам протоколов лабораторных исследований выдаётся сертификат соответствия, действующий на всей территории Евразийского экономического союза (Таможенного союза).
Если продукция не прошла испытания на соответствие, у заявителя есть возможность исправить недочёты и заново подать документы на сертификацию. Эксперты компании «Серконс» изучают отчётную документацию, чтобы определить, какие параметры в результате выявили несоответствия стандартам. Для их исправления могут корректироваться процесс производства, состав или конструкционные характеристики продукции.
Сертификация для потребителя
Простые потребители товаров и услуг, как правило, не разбираются в значениях сложной аббревиатуры на маркировке товара. Наиболее узнаваемым для покупателя является знак ГОСТ, ассоциирующийся с качеством. Ещё в 1992 году этот знак, обозначающий государственный стандарт, заменили на ГОСТ Р (государственный стандарт РФ). Последующая корректировка стандартов, продиктованная изменениями к требованиям и новым реалиям, привела к принятию в Таможенном союзе своего технического регламента (ТР ТС), которому уступили место национальные стандарты. Знак ГОСТ Р стал менее распространённым.
Сегодня продукты, произведённые в соответствии с техническими условиями, но не отмеченные знаком ГОСТ, не уступают им по качеству. Технические условия разрабатываются в случаях, когда ГОСТ не предусмотрен или недостаточен, и часто содержат больше требований для соответствия.
Если на этикетке товара присутствует знак СТР, это означает, что он соответствует обязательным национальным требованиям. Наличие знака ЕАС говорит о том, что товар соответствует техническому регламенту Таможенного союза.
В современных реалиях, когда оригинальные товары соседствуют с фальсифицированными, этикетка также поможет обезопасить покупателя от подделки. У подлинных товаров на этикетку нанесены чёткие и разборчивые надписи, часто присутствуют защитные коды и голограммы. Покупателя также может насторожить заниженная стоимость, не соответствующая рыночным ценам.
Эксперты «Серконс» рекомендуют проверить информацию о производителе и убедиться, что по указанному адресу действительно функционирует завод или другой производственный объект. Кроме того, можно использовать специальные приложения для считывания штрихкода на упаковке и почитать отзывы о товаре. В надёжном магазине есть необходимая документация, подтверждающая подлинность, качество и безопасность товара, он может и должен по требованию потребителя предоставить сертификаты, декларации и лицензии.
Культура осознанного потребления
Сертификация играет ключевую роль в формировании культуры осознанного потребления. Производителя она стимулирует к повышению качества продукции, а потребителю даёт понимание о том, что он покупает безопасный товар. Компания «Серконс» выступает за популяризацию культуры осознанности: это касается разумного подхода не только к приобретению вещей, продуктов, но и к рациональному использованию ресурсов и производственных мощностей.
Когда производители стремятся улучшить качество своих товаров, они обращают внимание на экологические аспекты и социальную ответственность. Это может включать в себя использование экологически чистых материалов, сокращение отходов и улучшение условий труда. Такие инициативы делают продукцию более привлекательной для потребителей.
Потребители же, в свою очередь, могут активно влиять на процессы сертификации и повышения качества, выбирая сертифицированные продукты, поддерживая компании, которые придерживаются высоких стандартов, и меняя свои потребительские привычки. Они могут высказывать предпочтения и требования через отзывы, опросы, социальные сети и соответствующие органы контроля за качеством. Это создаёт обратную связь для производителей и может подтолкнуть их к улучшению качества и внедрению новых стандартов, изменению методов производства и поставок.
Сертификация и повышение качества продукции не только способствуют формированию культуры осознанного потребления, но и создают платформу для активного взаимодействия между производителями и потребителями. В этом контексте каждый из нас может стать агентом изменений, выбирая осознанно и поддерживая ответственные практики в производстве.
Общеотраслевая выставка текстильной и легкой промышленности «ИНТЕРТКАНЬ» делает шаг вперед в текстильной индустрии, представляя TREND GUIDE — продукт, разработанный в сотрудничестве с TRND lab & BRND buro....
6 июля в фан-парке «Бобровый лог» состоялась масштабная патриотическая акция «Одно сердце, одна Родина, один флаг». Главным символом события стал флаг России, который передаётся из города в...
1 июля 2025 года в Иркутске состоялось заседание Ассоциации торгово-промышленных палат Сибирского...
Почти 2 тыс. умных реле бренда EKF установлены в ЖК «1-й Лермонтовский», который ГК ФСК реализует под брендом 1-й ДСК. Эта значимая сделка подчеркивает стратегическое партнерство между компанией «Электрорешения», официальным представителем бренда...
26 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко выступил на тематической сессии «Единый рынок труда: вызовы и перспективы» Евразийского экономического...
Семейная встреча под открытым небом
20 июня на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось торжественное вручение дипломов и ценных призов победителям регионального этапа XXXI Всероссийского конкурса...
Экипажи проехали в одну сторону более 4000 км и посетили 8 городов страны: Нижний Новгород – Казань – Уфа –...
Эксперт Кузбасской ТПП Юлия Долганина и экспертное направление Кузбасской ТПП были отмечены наградами по спецноминации конкурса Национальной премии в области предпринимательской...
19 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко принял участие в работе сессии «Современный рынок труда: поиск ответов на глобальные вызовы», состоявшейся в рамках Петербургского международного...
Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...
Мероприятие посетило больше 40 человек: владельцы коммерческой недвижимости, застройщики и архитекторы.
15 мая в рамках IPWK CLUB прошла дискуссия, посвященная важной теме: «Возможен ли баланс между работой и личной жизнью в управленческой карьере?»...
Группа компаний «Мариллион» принимает активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление сотрудничества между российскими и китайскими компаниями, а также на развитие китайского...
С 3 по 12 июня состоится автопробег «Москва-Алтай» в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проект реализуется при поддержке Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере...
Сегодня Почетное представительство ТПП РФ в Азербайджане принимает делегацию от ТПП Омской области. В составе делегации ГК «Титан», «АРТОМ», «МеталлСнаб-М», "Учебный центр Сибирский"....
28 мая 2025 года Ассоциация «Российско-Турецкий диалог» при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российско-Турецкой рабочей группы при РСПП и информационной поддержке журнала Russian...
27 мая в Кузбасской ТПП состоялась презентация методических рекомендаций «Основы безопасности предпринимательской деятельности», разработанных в Комитете...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.