Image

Доходность перевозчиков угля рухнула на фоне кризиса у его добытчиков

Доходность оперирования полувагонами, которые используются для перевозки угля, сократилась не менее чем в два раза на фоне кризиса в угольной отрасли. Участники рынка не ожидают улучшения ситуации в среднесрочной перспективе

Доходность оперирования полувагонами в июне 2025 года обвалилась в 2–2,5 раза по отношению к началу 2024 года, следует из данных Центра ценовых индексов (ЦЦИ). Текущая доходность позволяет окупать лишь парк, приобретенный до 2018 года.

В июне ставки предоставления продолжили снижаться из-за негативной конъюнктуры на угольном рынке: например, в июне на маршруте Кузбасс — порты Дальнего Востока они сократились на 16% месяц к месяцу, до 105 тыс. руб., за рейс для типовых полувагонов и на 13%, до 132 тыс. руб., для инновационных (повышенной грузоподъемности). Аналогично на западных направлениях — цена предоставления под поставки продукции в адрес портов Северо-Запада и Юга снизилась на 11–13%, до 85–115 тыс. руб., и на 7–11%, до 85–120 тыс. руб., за рейс соответственно в зависимости от типа вагона.

Спотовые и долгосрочные ставки аренды упали в прошлом месяце до минимума с начала года и обновили минимум сентября 2021 года, по состоянию на июнь они были на уровне 1,6 тыс. руб. (-16% в сравнении с маем) и 1,4 тыс. руб. (-24%) за типовой полувагон соответственно.

Данные ЦЦИ подтвердили несколько источников РБК среди крупных операторов, пояснив, что ставки на перевозку угля снизились «кратно» из-за падения угольных котировок (в начале января 2024 года они были на уровне $104 за тонну в дальневосточных портах отгрузки, $72 — в северо-западных, $57 — южных; по итогам июня текущего года стоимость тонны энергетического угля на базисе российских портов оценивается в $82 на Востоке, $63 на Северо-Западе и $68 на Юге) и укрепления курса национальной валюты. В январе ставки на типовой вагон направлением на восток были на уровне 160 тыс. руб., в июле — 88 тыс. руб., уточняет один из собеседников. По словам представителя Информационного центра операторов (ИЦО), такой уровень стоимости операторских услуг не позволяет окупить новые вагоны, купленные за последние годы по высокой цене — в среднем 5,7 млн руб. для типового полувагона в 2024 году и 6,9 млн руб. для инновационного.

Ставки за рейс операторы согласуют с грузоотправителями, в первую очередь угольными компаниями, поясняет Александр Котов, партнер NEFT Research по консалтингу. «Ухудшение экономики угольщиков на фоне падения цен на уголь и роста тарифов РЖД (последняя индексация в декабре 2024 года составила 13,8%), безусловно, отражается и на их расходах на привлечение парка», — говорит эксперт. Ситуацию обостряет профицит вагонов (сейчас количество парка на инфраструктуре РЖД достигает 1,4 млн т, перевозчик с октября 2024 года ведет работу по его снижению, к началу июля это позволило отставить от движения 211 тыс. вагонов) из-за ухудшения погрузки: операторы активно вступают в «ценовую конкуренцию», снижая стоимость за рейс.

Что поможет стабилизировать ситуацию
По оценке ЦЦИ, фактическая доходность вагонного парка оператора может быть выше за счет ранее заключенных сервисных контрактов, увеличения попутной погрузки стройматериалов (их перевозки, согласно данным РЖД, сократились в первом полугодии на 19,5%, до 46,5 млн т) или контейнеров после выгрузки угля, а также при работе на более доходных маршрутах (при перевозках руды или черных металлов).

Ситуацию помогла бы стабилизировать «технологическая кооперация» — исключение встречных порожних вагонопотоков и маршрутизация вагонов при их перемещении в порожнем состоянии, считает собеседник РБК в одном из операторов. Это позволит сократить издержки на порожние железнодорожные тарифы и ускорить оборачиваемость вагонов (этот показатель характеризует среднее время производственного цикла вагонов — от погрузки вагона до следующей погрузки. — РБК). «Дополнительно нужно ожидать конъюнктуры на товарных рынках, что позволит вернуть и увеличить спрос на вагоны», — говорит источник.

Снижение доходности приводит к тому, что операторы перестают ремонтировать вагоны и отправляют парк в отстой, объясняет другой собеседник РБК в операторской компании. «В перспективе это может привести к существенным потерям: при изменении конъюнктуры на угольном рынке и необходимости грузить уголь вагонов может просто не хватить. Поднять парк и провести плановый ремонт оперативно не получится, — рассказывает он. — Это приведет к локальному дефициту вагонов, срыву сроков вывоза груза и в конечном счете негативно отразится на экономике в целом».

По мнению участника рынка, необходимо «уже сейчас» на государственном уровне обеспечить поддержку экспортно ориентированных отраслей, в том числе за счет корректировки курса валюты. «Иначе в обозримом будущем компании-экспортеры утратят конкурентоспособность на мировых экспортных рынках, что повлечет за собой снижение прибыли и, соответственно, налоговых выплат», — заключил он.

Какие прогнозы
Дальнейшая динамика ставок на полувагоны будет зависеть от объема предъявления грузов, полагают в ИЦО. По данным аналитиков, мировые цены уже «пошли вверх» по сравнению с весенними минимумами. Ослабление рубля и рост внутренних перевозок угля в осенне-зимний сезон поддержат угольную погрузку. В первом полугодии погрузка угля сократилась на 3,6% к аналогичному периоду предыдущего года, до 163,1 млн т, следует из статистики РЖД. При этом в компании отметили рост перевозок твердого топлива в экспортном направлении на восток в размере 2,3%.

При этом, как следует из последнего заявления РЖД, «недогруз» из-за непредъявления грузов его собственниками по ранее согласованным заявкам составил 22,4 млн т, из них — 4,8 млн т приходится на уголь.

Операторы ожидают, что на фоне проблем на угольном рынке сегмент грузоперевозок в перспективе третьего и четвертого кварталов будет стагнировать — падение ставок продолжится, но его темпы будут менее резкими, чем в первом полугодии. «Рынок испытывает серьезное давление на фоне операционных сложностей на сети и профицита вагонов. Усиливает негативный эффект значительное снижение грузооборота и погрузки из-за неблагоприятной конъюнктуры на внешних и внутреннем рынках (общее снижение погрузки за шесть месяцев 2025 года составило 7,6%, до 554,5 млн т, во многом из-за сокращения объемов перевозок стройматериалов, черных металлов и металлолома, нефтяных грузов в связи со «сжатием спроса на внутреннем рынке» и ремонтами НПЗ), укрепления курса рубля, высокой закредитованности предприятий», — сетует источник в операторской компании.

При этом, подчеркивает он, затраты операторов постоянно растут — за счет увеличения стоимости ремонтов (уже в январе цены ремонтов достигли трехлетнего максимума) и запчастей и роста регулируемых тарифов на перевозку порожних вагонов (с 1 января 2025 года тарифы на порожний пробег были проиндексированы на 10%).

Стимулировать рост ставок могло бы увеличение перевозок угля, однако ожидать, что он будет резким, «не приходится», заключают в ИЦО. Ставки вернутся к уровню окупаемости инвестиций при условии долгосрочного положительного тренда в показателях погрузки и отказа операторов от стратегии наращивания парка.

Источник: (Ссылка)


Image

TREND GUIDE: новые горизонты для участников выставки «ИНТЕРТКАНЬ»

Общеотраслевая выставка текстильной и легкой промышленности «ИНТЕРТКАНЬ» делает шаг вперед в текстильной индустрии, представляя TREND GUIDE — продукт, разработанный в сотрудничестве с TRND lab & BRND buro....

Image

«Одно сердце, одна Родина, один флаг» — ЦС ТПП провела патриотическую акцию в Красноярске

6 июля в фан-парке «Бобровый лог» состоялась масштабная патриотическая акция «Одно сердце, одна Родина, один флаг». Главным символом события стал флаг России, который передаётся из города в...

Image

Бренд EKF и ГК ФСК делают жилье цифровым

Почти 2 тыс. умных реле бренда EKF установлены в ЖК «1-й Лермонтовский», который ГК ФСК реализует под брендом 1-й ДСК. Эта значимая сделка подчеркивает стратегическое партнерство между компанией «Электрорешения», официальным представителем бренда...

Image

Руководитель Национального агентства обозначил механизмы сближения НСК стран ЕАЭС

26 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко выступил на тематической сессии «Единый рынок труда: вызовы и перспективы» Евразийского экономического...

Image

Дипломы и ценные призы вручены победителям регионального этапа конкурса «Экономическое возрождение России»

20 июня на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось торжественное вручение дипломов и ценных призов победителям регионального этапа XXXI Всероссийского конкурса...

Image

Награды конкурса Национальной премии «Золотой Меркурий» по итогам 2024 года вручены Кузбасской ТПП

Эксперт Кузбасской ТПП Юлия Долганина и экспертное направление Кузбасской ТПП были отмечены наградами по спецноминации конкурса Национальной премии в области предпринимательской...

Image

Алексей Вовченко выступил на ПМЭФ — 2025

19 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко принял участие в работе сессии «Современный рынок труда: поиск ответов на глобальные вызовы», состоявшейся в рамках Петербургского международного...

Image

Издательско-коммуникационная группа «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА представляет авторский медиа-коммуникационный проект «ПРАВОЕ ДЕЛО со Светланой Ерховой»

Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...

Image

20 мая в Красногорске прошли "Дорожные вопросы" для коммерческой недвижимости

Мероприятие посетило больше 40 человек: владельцы коммерческой недвижимости, застройщики и архитекторы.

Image

Work-Life Balance в управленческой карьере: цена амбиций и поиск компромиссов

15 мая в рамках IPWK CLUB прошла дискуссия, посвященная важной теме: «Возможен ли баланс между работой и личной жизнью в управленческой карьере?»...

Image

Развитие международного направления: Мариллион принял участие в мероприятиях в Китае

Группа компаний «Мариллион» принимает активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление сотрудничества между российскими и китайскими компаниями, а также на развитие китайского...

Image

Уникальный автопробег в честь 80-летия Победы объединит Москву и Горно-Алтайск

С 3 по 12 июня состоится автопробег «Москва-Алтай» в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проект реализуется при поддержке Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере...

Image

Бизнес Омской области посетил Азербайджан

Сегодня Почетное представительство ТПП РФ в Азербайджане принимает делегацию от ТПП Омской области. В составе делегации ГК «Титан», «АРТОМ», «МеталлСнаб-М», "Учебный центр Сибирский"....

Image

V ЮБИЛЕЙНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «РОССИЯ–ТУРЦИЯ: ИНВЕСТИЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

28 мая 2025 года Ассоциация «Российско-Турецкий диалог» при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российско-Турецкой рабочей группы при РСПП и информационной поддержке журнала Russian...

Image

В Кузбасской ТПП прошла презентация методических рекомендаций «Основы безопасности предпринимательской деятельности»

27 мая в Кузбасской ТПП состоялась презентация методических рекомендаций «Основы безопасности предпринимательской деятельности», разработанных в Комитете...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.