Image

У российского бизнеса вырос спрос на коммерческие помещения в подвалах домов

Спрос на коммерческие помещения в подвалах домов вырос за последние пять лет в 3-4 раза. Бизнесу не хватает помещений выше уровня земли.

Такие лоты активно арендуют сервисы доставки, пункты самовывоза, разнообразные мастерские, оказывающие бытовые услуги населению, говорит заместитель гендиректора агентства Invest 7 Евгений Абрамычев. Инвесторы же могут приобрести подвальные помещения с небольшим бюджетом и получать 12-15% годовых от сдачи их в аренду.

С точки зрения инвестиций интересны не все подвальные помещения, а только те, которые выделены в отдельный кадастр, имеют статус нежилого объекта и не являются местами общего пользования, отмечает эксперт. Чаще всего они являются помещениями свободного назначения. При этом могут находиться не только в жилых домах, но и в коммерческих объектах - например, в районных торговых центрах. В столице таких объектов очень много, отмечает Абрамычев. В 1990-х и начале 2000-х годов такие объекты массово организовывались по всему городу, инвесторы их выкупали с прицелом на будущее, но долгое время они пустовали, так как не пользовались спросом. Арендаторы заполняли в первую очередь помещения на первых этажах жилых домов.

За пять лет спрос на подвалы вырос в 3-4 раза, их активно арендуют пункты самовывоза, мастерские, сервисы доставки
Зачастую коммерсанты выкупали квартиры на первых этажах и переводили их в статус нежилых помещений. Однако в 2014 году было уточнено законодательство, что сделало такую схему практически невозможной. В итоге прирост нового предложения коммерческих помещений сократился, тогда как при активном развитии ретейла, общепита и сферы услуг спрос на такие площади только увеличивался. И при отсутствии других вариантов арендаторы начали активно заезжать в подвалы.

Особенный бум спроса начался после бурного роста онлайн-торговли и доставки в пандемию. Сейчас такие помещения дают невообразимую доходность, отмечает Абрамычев. Хороший ликвидный объект в Москве площадью до 100 кв. м в интересной локации можно приобрести за 10-15 млн руб. (и это дешевле аналогов на первом этаже на 30-50%) и, сдавая в аренду, получать 10-12% годовых. Если же такие объекты продаются в формате готового арендного бизнеса с арендатором в виде пункта выдачи заказов, то прибыль вырастает до 17% годовых, а срок окупаемости снижается до 6-8 лет. Величина арендной ставки зависит от профиля арендатора. Например, алкомаркеты готовы платить примерно рыночную ставку, а пункты выдачи заказов - на 30-50% выше, если нет альтернативных помещений и сильной конкуренции с другими пунктами. Впрочем, если за последние пять лет спрос на подвалы со стороны инвесторов вырос в 3-4 раза, за последний год он, напротив, упал на 20-30%. Это связано с тем, что инвесторы с небольшими бюджетами перенаправили часть капитала на банковские вклады.

В июне нынешнего года объем предложения помещений на цокольных и подвальных этажах вырос по сравнению с июнем 2023 года на 13% в сегменте продажи и на 9% в сегменте аренды, говорит руководитель категории коммерческой недвижимости на "Авито" Олег Изотов. Больше всего выросло количество объявлений о продаже таких помещений в Казани (на 34%), Санкт-Петербурге (27%), Москве (26%) и Челябинске (25%). Снизилось предложение в Перми (на 2%).

В сегменте аренды предложение сильнее всего расширилось в Уфе (на 32%), Нижнем Новгороде (23%) и Самаре (20%). Спрос на покупку таких помещений, по данным "Авито Недвижимости", за последний год не изменился, а на аренду - вырос на 7%. Заметно больше интересоваться покупкой подвалами стали в Новосибирске (рост на 55%), Москве (48%) и Красноярске (43%), их арендой - в Перми (увеличение на 31%), Нижнем Новгороде (+29%), Уфе (+21%) и Москве (+20%).

Спрос на площади в подвальных помещениях действительно растет, и для этого есть несколько факторов, пояснила член "Деловой России" Екатерина Никитина. "Стоимость квадратного метра в таких площадях значительно ниже, чем аналогичные предложения на других уровнях здания", - отметила она. Второй фактор, по мнению эксперта, это территориальная доступность: многие покупатели и арендаторы предпочитают приобретать помещения рядом с местом своего проживания. Это позволяет оперативнее решать возникающие вопросы.

"Совокупность этих факторов позволяет прогнозировать дальнейший рост спроса на цокольные и подвальные помещения разной конфигурации - от небольших кладовых для личного пользования до складских помещений коммерческих организаций", - резюмировала Никитина.

Источник: (Ссылка)

Image

Тренды и тенденции бьюти индустрии

Двухдневный спецкурс «Бьюти индустрия» прошел в начале сентября. Мастер-классы и тренинги проходили на двух площадках – в Москве и в Подмосковье, в г....

Image

Положительные эмоции и вдохновительный заряд

Центр «Мой бизнес» Московской области стал организатором проведения серии спецкурсов для предпринимателей, зарегистрированных в качестве самозанятых и осуществляющих свою деятельность на территории подмосковного...

Image

Работа на станке – это волшебство

Так считает одна из участниц спецкурса «Столярное дело», прошедшего в конце августа в Москве и организованного центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент...

Image

«Академия шитья» – все тонкости мастерства от профессионала

В конце августа завершился спецкурс «Академия шитья» для самозанятых из Московской области. Его организатором выступил центр «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство»,...

Image

Форум для самозанятых Московской области «Мой бизнес. Самозанятые. Путь к успеху»

Мероприятие пройдет 11 сентября в Москве, в Яровит Холле на ул. Большая Якиманка, 26. Начало – в 14.00

Image

На «Технопроме» обсудили кадровый дефицит на региональных рынках

В рамках XI Международного форума технологического развития прошло расширенное заседание комитета по кадрам Ассоциации инновационных регионов России. В мероприятии принял участие генеральный директор Национального...

Image

Состоялось заочное заседание Национального совета

Прошло 83-е, заочное, заседание Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Нацсовет одобрил проекты новых и актуализируемых профстандартов, отнес к ведению советов по профессиональным квалификациям (СПК) виды...

Image

Важные темы для экспортеров Свердловской области разберут эксперты РЭЦ, «СКОЛКОВО» и студии Артемия Лебедева

Одно из самых ожидаемых событий для экспортеров в Свердловской области пройдет 12 сентября 2024 года. Ежегодный форум «Экспортный марафон» состоится в креативном...

Image

Профессионально, организованно и позитивно

Именно такие отзывы оставили участники спецкурса «Школа кондитера», прошедшего на прошлой неделе в Москве.

Image

Приглашаем самозанятых Московской области на спецкурс «Бьюти индустрия»

Самозанятых Московской области приглашают на уникальный спецкурс, который продлиться всего два дня, 3 и 4 сентября. Он будет интересен предпринимателям из числа самозанятых, связавшим свое дело с бьюти и модной...

Image

РСХБ проанализировал рынок хмелеводства и потребления пива

10-17 августа 2024 года в Чебоксарах при поддержке Россельхозбанка проходит Всероссийский фестиваль «Зеленое Золото России». Как отмечают аналитики РСХБ, за год валовый сбор хмеля в целом по России вырос на 35%, при чем большую...

Image

РСХБ: за 2024 год российские пчеловоды соберут 64 тыс. тонн мёда

Сегодня «правильные» пчелы делают не только «правильный» мед, но и являются ключевым звеном для экосистемы. Взаимодействие пчеловодов с овощеводами на рынке контрактного опыления может принести первым дополнительно до 20%...

Image

РСХБ зафиксировал рост спроса на памятные монеты

В 2024 году РСХБ зафиксировал рост интереса россиян к памятным монетам. С начала года было продано монет на 39 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Самыми популярными стали серебряные монеты Банка России серии «Спорт» и...

Image

В Подмосковье стартовала «Школа Фермера»

31 июля начался прием заявок в образовательный проект Россельхозбанка «Школа фермера» по следующим направлениям: «Плодово-ягодное растениеводство», «Переработка продукции животноводства»....

Image

Сыровары и где они обитают: РСХБ определил портрет и географию фермеров-сыроделов

4 августа при поддержке Россельхозбанка и Минсельхоза РФ на Истринской сыроварне Олега Сироты состоялся Сырный чемпионат России, в котором приняли участие сыровары со всей России. В преддверии...

Image

РСХБ: варенье и джемы возглавляют спрос на фермерские сладости

Россияне все чаще выбирают фермерские сладости из натуральных и полезных ингредиентов. Как выяснили аналитики Россельхозбанка на основе данных маркетплейса Своё Родное, за январь - июнь 2024 года количество заказов...

Актуальные комментарии