Эксперт рассказал, как университетским стартапам избежать отказа в венчурном финансировании
Отказ в венчурном финансировании – один из главных страхов начинающего предпринимателя.
Отказ в венчурном финансировании – один из главных страхов начинающего предпринимателя.
Однако скепсис инвестора не всегда означает провал гипотезы — порой причина в том, что стартапер просто не смог объяснить ценность своего продукта. Какие еще могут быть причины для отказа в финансировании и как владельцу стартапа с ними работать рассказал консультант федерального проекта Минобрнауки России “Платформы университетского технологического предпринимательства”, инвестиционный менеджер Kama Flow Алексей Павлюченко.
Одна из самых частых ошибок, которые допускают стартаперы, — некорректное представление продукта. Некоторые начинающие предприниматели не могут объяснить и доказать инвестору ценность своего продукта. Здесь помогает ориентация на профильный рынок и понятная трактовка доходной части проекта.
– Лучше всего работать с соответствующими примерами профильного рынка, которые хорошо зарабатывают на видимом продукте. Такой пример показывают и сделки M&A, и IPO аналогичных компаний на родном рынке. При этом доход стартапа должен быть однозначно интерпретирован как доход от обработанного продукта. Если же у вас нет профильной подтвержденной вендорской выручки, необходимо собрать LOI, письма заинтересованности, анализ затрат компаний-клиентов на аналогичные решения, – советует Алексей Павлюченко.
Причиной отказа также может стать мнение инвестора об отсутствии перспектив для роста. Чтобы не попасть в такую ситуацию, стоит просчитывать емкость профильного рынка с самого начала работы над проектом.
- Еще на этапе анализа продукта нужно сразу обращать внимание на рынок, на котором компания будет расти. Если совокупная выручка по аналогичным решениям условно составит 1 млрд рублей на рынке России — к сожалению, перспективы создать на таком рынке игрока с выручкой даже 500 млн руб. очень низкие. Для крупных компаний и высоких объемов работ нужны большие ставки, — отмечает эксперт.
Ошибки встречаются и в бизнес-модели компании: зачастую она не позволяет кратно масштабировать проект после инвест-раунда. Например, компания планирует зарабатывать на сервисе или услугах, оказываемых с помощью своего продукта. Или планирует вести проектную деятельность, в которой каждый клиент подразумевает отдельный особенный кейс внедрения с высокой степенью доработок продукта. В этих случаях компания будет расти со скоростью найма новых сотрудников, потому что для удвоения роста, нужно нанять в 2 раза больше сотрудников.
– Инвесторов интересует потенциал мультипликативного роста. Это значит, что компаниям нужно переформатироваться с сервисной модели на вендорскую или лицензионную. Только так можно получить кратный рост без аналогичного увеличения размеров компании, — поясняет Алексей Павлюченко.
Еще одной причиной для отказа в венчурном финансировании может стать отсутствие конкурентных преимуществ продукта, если тот не уникален, или форы на рынке.
— Для продукта необходим барьер, позволяющий быстрее конкурентов масштабировать свой продукт. Это могут быть ключевая технология, особенные бизнес-процессы и тд. Если компания ничем не отличается от тысяч аналогичных, и любой желающий может через месяц запустить аналогичный продукт — скорее всего инвестор откажется от участия в раунде, — подчеркивает инвестменеджер.
При этом стараясь сосредоточиться на выборе конкурентного преимущества за счет уникальности продукта важно не столкнуться с «олигопсонией» — ситуацией, когда на рынке с ограниченным числом потребителей работает множество продавцов и производителей. Чем ниже число клиентов — тем выше риски неуспешного кейса.
Эксперт советует фокусироваться на тех рынках, где существует как можно больше независимых игроков.
Одна из частых, но не самая неочевидная ошибка — отсутствие или недостаточное количество продажников в команде. Классическая ситуация в российских стартапах: на 10 разработчиков приходится один продавец.
— Это одна из самых распространенных и значительных ошибок. В результате продукт не опирается на обратную связь с рынком плюс не будет выручки, потому что НИОКР не умеет работать в продажах, — констатирует Алексей Павлюченко.
Как этого избежать?
— Нужно показать инвестору, что есть команда с профильным опытом, которая будет заниматься именно бизнесом и продажами. Ну и, безусловно, сформировать такую команду, — добавляет эксперт.
Помочь проработать недочеты и исправить ошибки начинающему стартаперу из вузовской среды призваны инструменты Платформы университетского технологического предпринимательства.
Студенты, аспиранты, выпускники и сотрудники университетов, которые готовят к запуску свой стартап, могут получить поддержку через сети Университетских стартап-студий, которые уже открылись во многих регионах РФ. Также каждый вузовский техпредприниматель может пройти тренинги и акселераторы в Точках кипения. О других вариантах и способах поддержки можно узнать на информационных ресурсах федпроекта.
Подать свой проект в университетские венчурные фонды можно на сайте (Ссылка)
Реклама. Рекламодатель ООО БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА ИНН 5041203961. Erid: 2VSb5wDBUcx
11 декабря в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему: «Ремесленная деятельность: от законодательства до рынка сбыта», в котором в смешанном формате приняли участие более...
Руководство Торгово-промышленной палаты Смоленской области приняло участие в заседании круглого стола Комиссии Общественной палаты региона по вопросам экономики,...
Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Союз журналистов России приглашают журналистов, редакции и редакционные коллективы средств массовой информации...
5 декабря состоялось торжественное награждение лауреатов и призеров IX Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система...
9 декабря на площадке Центра опережающей профессиональной подготовки Московской области состоялась конференция, посвященная внедрению стандартов и системного взаимодействия на...
7 декабря 2025 г. в Центральном Дворце культуры «Звезда» развернулась нешуточная творческая битва между танцорами из Москвы и разных уголков Подмосковья в рамках XIV Открытого фестиваля молодёжных танцевальных коллективов нового поколения "Step by step"....
9 декабря в рамках Всероссийской интерактивной акции, организованной ТПП России и приуроченной к Международному дню борьбы с коррупцией, более 350 предпринимателей, экспертов и студентов вузов и техникумов Кузбасса написали...
9 декабря в Правительстве Кузбасса состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Союзом «Кузбасская ТПП» и Министерством образования Кузбасса....
8 декабря в Московском доме книги на Новом Арбате Мария Суворовская и Russian Business Guide представили книгу «Дружественный диалог. Бизнес-дипломатия в новой экономической...
4 декабря 2025 года в пространстве «АКИ.лаб» были представлены результаты исследования развития креативных индустрий Подмосковья в постковидный период. За последние пять лет регион...
4 декабря в Кузбасской ТПП прошло заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Сотрудничество с зарубежными партнерами в бизнесе: актуальные проблемы ВЭД». В...
5 декабря в Кузбасской ТПП состоялось торжественное подведение итогов Марафона креативных идей — конкурса студенческих бизнес-идей, направленных на популяризацию культурного наследия и...
На прошедшем в Москве IV Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия» было поднято ряд важных тем, создающих основу для глобального сотрудничества. Форум традиционно стал важной...
Завершился уникальный спецкурс «Гастробизнес», организованный центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Предприниматели и рестораторы узнали...
Развитие своего дела в сфере народного художественного промысла – это не только возможность сохранить и передать вековые традиции молодому поколению, но и...
С 8 по 11 декабря 2025 г. состоится Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2025» (далее – Форум) – флагманский конгрессно-выставочный смотр в области медицины, охватывающий практически всю отрасль:...
В конце ноября Центр «Мой бизнес» Московской области стал организатором спецкурса «Мода и стиль», предназначенный для начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем, связанных с модой и пошивом...
27 ноября в Кемерове, в Государственной библиотеке Кузбасса для детей и молодежи, Кузбасская ТПП в партнерстве с названным учреждением культуры и региональным филиалом Клуба лидеров России «Эльбрус» организовала «Семейный день с...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.