Косметология: риски настоящие и мнимые
Несмотря на огромное количество информации о косметологических услугах, в этой теме немало «белых пятен».
Несмотря на огромное количество информации о косметологических услугах, в этой теме немало «белых пятен».
Приходится разбираться в потоке рекламных обещаний и пытаться вычислить долю правды в «страшилках» из интернета. Однако ответы на сложные вопросы нужно искать у профессионалов, а не ориентироваться на слухи. Наш гость – кандидат медицинских наук, врач-дерматокосметолог с 30-летним стажем, преподаватель Цикла повышения квалификации врачей-косметологов Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии Оксана Волкова.
«Косметолога на дом вызывали?»
– Оксана Владимировна, на ваш взгляд, какую проблему следует назвать ключевой, если мы говорим о качестве косметологических услуг?
– На самом деле следует говорить о целом комплексе проблем. Это и уровень компетентности специалистов, и использование нелицензированных препаратов, и серьёзные осложнения после инвазивных процедур. Но начать наш разговор я предлагаю с такой беды, как «кухонная косметология», хотя бы потому, что человек, рискнувший обратиться к «косметологу-домушнику», наверняка столкнётся со всеми этими проблемами. Поэтому нужно просто запомнить правило: нельзя пользоваться услугами специалистов, которые работают у себя дома либо арендуют кабинет в салоне красоты. Врачебные процедуры в таких условиях – пример не только недобросовестной конкуренции в сфере эстетической медицины, но прежде всего – высоких рисков для самого пациента. Недавно на приёме у меня была пациентка с тяжелейшими осложнениями после некоего «японского филлера». Женщине отказали в нескольких клиниках: трудно помочь, когда даже не знаешь, с чем имеешь дело. Ко мне она пришла уже в состоянии отчаяния. Я с огромным трудом удалила из-под кожи какую-то перламутровую жидкость. Впереди – долгий восстановительный процесс. А «косметолог», вколовшая это непонятное вещество в лицо пациентке, увидев последствия, от всех претензий отмахнулась: само пройдёт. Что ж, если не брать в расчёт врачебную ответственность и порядочность, лжекосметолог действительно может не волноваться: она всегда может сказать, что впервые видит пациентку, и жертва ничего не докажет – нет ни договора, ни чека, и уж тем более информированное согласие никто не подписывал. Позже мы выяснили, что препарат, который она использовала, не прошёл лицензирование в России, не имеет сертификатов, не проверен на безопасность.
– Но часто такого «домашнего доктора» рекомендуют друзья, которые уже давно пользуются его услугами.
– Действительно, со стороны всё кажется весьма безобидным. Врача-косметолога (если это действительно врач) вы знаете (или вам рекомендовали подружки), возможно, услуга обойдётся дешевле, чем в клинике, да и время можно сэкономить: специалист может даже сам приехать к вам. Правда, этот «специалист» не скажет, что по-настоящему соблюсти требования асептики и антисептики реально лишь в медицинском учреждении, а нарушение условий хранения препаратов снижает их эффективность. Он не объяснит и то, почему продаёт свою работу по таким низким ценам. На первый взгляд, логично: ему не приходится платить аренду и налоги, зарплату администраторам и директору, но на самом деле снизить стоимость инъекционных услуг в два раза, по сравнению со среднегородскими ценами, невозможно, если, конечно, косметолог не готов трудиться себе в убыток. Так откуда такой демпинг? Единственный способ: использовать не оригинальный препарат, который прошёл все необходимые испытания, доказал безопасность и эффективность, получил сертификаты, а его дешёвый аналог. Подделку, иными словами. Неужели не очевидно, что этому врачу ничто не помешает вколоть вам фальсификат, если он уже нарушает закон, делая инъекции не в медицинском кабинете? Фальсификаты вместо оригинальных инъекционных средств не просто не приносят ожидаемого и обещанного результата – они способны нанести огромный вред здоровью. А сейчас ещё стали использоваться незарегистрированные в России дешёвые аппараты: например, для SMAS-лифтинга. Восстановление после таких сомнительных и опасных процедур может оказаться долгим и очень сложным.
– Оксана Владимировна, но и в медицинском центре никто не застрахован от осложнений.
– Да, однако если процедура проводится в клинике, то в случае негативного эффекта у пациента всегда есть возможность рассчитывать на помощь и право обратиться в суд, чтобы компенсировать физический и моральный ущерб. Цепочка поставки легальных, сертифицированных средств совершенно прозрачна: при покупке у официальных дистрибьюторов всегда можно обратиться к поставщику с рекламациями. А в случае с «надомниками» доказать, что врач вводил именно данный препарат, невозможно. И когда начинаются проблемы, то предъявить претензии просто некому. Знаете, я никогда не отказываю в помощи людям, попавшим в такую беду, но искренне не понимаю, как может умный, образованный человек так рисковать своим здоровьем?! Есть ситуации, когда проблему удаётся решить полностью, однако порой мы можем лишь улучшить внешний вид, минимизировать последствия, но не устранить их окончательно. Мы ведь нередко имеем дело с осложнениями, причина которых нам неизвестна. И каждый раз ищем выход, буквально изобретаем его. Разжижаем плотные филлеры специальными коктейлями, которые способствуют рассасыванию этих уплотнений, разминаем образовавшиеся под кожей комочки с помощью аппаратной косметологии. Однажды к нам обратилась девушка после контурной пластики губ: в морозную погоду под кожей у неё начинали образовываться шарики. И мы придумали разогревать их коагулятором: они таяли и вытекали. Потом этот пластик даже за свой счёт отправили на гистологию: было интересно, что же за материал вкололи в губы! Мнимая экономия нередко оборачивается немалыми затратами на последующее лечение, не говоря уже об огромных эмоциональных и моральных издержках. При этом подобные случаи становятся мощной антирекламой всей отрасли эстетической медицины.
– Что может изменить эту ситуацию?
– Власти должны ужесточить меры борьбы с косметологами-надомниками и с поставщиками, продающими нелегальные препараты. Важно, чтобы СМИ вели разъяснительную работу, объясняя, чем опасен теневой рынок косметологии. Но прежде всего – люди должны взять на себя ответственность за своё здоровье.
Если у «кухонных косметологов» не будет клиентов, им придётся «выйти из тени». Но далеко не все из них смогут работать официально, так как не у каждого такого «косметолога» есть не только высшее медицинское образование, но и необходимые сертификаты. Несмотря на огромное количество информации о косметологических услугах, в этой теме немало «белых пятен». Приходится разбираться в потоке рекламных обещаний и пытаться вычислить долю правды в «страшилках» из интернета. Однако ответы на сложные вопросы нужно искать у профессионалов, а не ориентироваться на слухи.
«В косметологи пойду, пусть меня научат!»
– Оксана Владимировна, вы упомянули в перечне проблем уровень компетентности специалистов. Как вы оцениваете качество современного образования врачей-дерматокосметологов?
– Многоплановость работы врача-косметолога требует фундаментального образования, клинического мышления и безупречного знания не только анатомии, физиологии, биохимии, фармакологии, но и других отраслей медицины. Однако многие видят в косметологии, прежде всего, лёгкий способ зарабатывания денег и в гораздо меньшей степени думают о том, насколько это серьёзная, сложная и ответственная область медицины. Косметолог должен обладать хорошим клиническим мышлением, чтобы подбирать каждому пациенту полноценный лечебный курс с хорошими отдалёнными перспективами, а не предлагать только модные дорогостоящие процедуры. Однако профессия косметолога приобрела массовый характер. Представьте, в Петербурге не менее 200 человек ежегодно получает сертификаты косметолога. Немало образовательных учреждений теперь имеет право на обучение косметологии и выдачу сертификатов, но, к сожалению, уровень знаний выпускников оставляет желать лучшего.
Мы обсуждали эту проблему с коллегами: у всех складывается впечатление, что в косметологию идут одни двоечники. Их главная цель – получить диплом, не погружаясь в процесс обучения, они надеются «добрать» необходимые знания в процессе работы.
Таким образом, пациент становится подопытным кроликом в руках такого «специалиста». Как человек, искренне влюблённый в своё дело, я не могу оставаться равнодушной к подобной ситуации. И это стало одной из причин, почему я начала преподавать: мне очень хочется не только передать знания, но и научить будущих косметологов уважению к своей профессии, убедить в недопустимости поверхностного отношения к ней.
– По вашему опыту, как нужно готовить врача-дерматокосметолога?
– Как хорошего врача. Я даже на собеседовании при приёме на работу спрашиваю: «Вы, когда поступали в медицинский, кем хотели быть?» К тем, кто мечтал стать хирургом, гинекологом, эндокринологом, доверия у меня больше: они серьёзнее относились к учёбе. А те, кто сразу выбрал для себя косметологию, к сожалению, меньше обращают внимание на образовательный процесс, считая, что им это не понадобится.
Я сама мечтала стать детским эндокринологом. Мы первые три курса учились, не поднимая головы, потому что были убеждены: врач должен знать всё! К сожалению, сегодня к фундаментальным знаниям относятся довольно поверхностно. Студенты начинают работать уже во время учёбы, и им «идут навстречу», потому что надо же как-то жить. И молодые врачи мне говорят, что эту тему не прошли, потому что работали или потому что преподаватель болел... И всё-таки в последние пару лет у меня появился робкий оптимизм.
Если несколько лет назад студенты не стеснялись говорить: «А зачем нам столько знать?», то новое поколение врачей уже более осознанно выбирает профессию. Но проблема в том, что предыдущее поколение, которое не имело знаний, но успешно освоило приёмы маркетинга, активно создаёт свои школы, работает тренерами на курсах для врачей-косметологов. Я бы рекомендовала, как бы старомодно это ни звучало, по-прежнему доверять печатному слову, а не интернету. Запастись учебниками и атласами по анатомии и биохимии – кстати, эти книги всегда должны быть под рукой у косметолога. И ещё необходимо стремление развиваться интеллектуально, быть разносторонней личностью.
Посещение театров, музеев – наша прямая профессиональная обязанность! Ведь только наблюдение, изучение разнообразия красоты, гармонии, пропорций, воспитание эстетического чувства создают настоящего профессионала индустрии красоты.
Врачи в России всегда были интеллектуальной элитой. И хотя принято считать, что косметология у нас зародилась лишь в 90-х гг., на самом деле в Советском Союзе были великолепные научные школы – Московский, Ленинградский, Киевский институты красоты, – давали прочную профессиональную базу и вырастили немало знаменитых специалистов.
Если рекомендации врача вызывают сомнения
– Оксана Владимировна, а как быть, если возникает ощущение, что тебе навязывают дорогостоящие косметологические услуги? Например, пациент хочет убрать конкретную морщину, а ему предлагают целый комплекс омолаживающих процедур. Или для решения не очень сложной, на первый взгляд, проблемы составляют план стоимостью в полмиллиона рублей… Как понять, когда вас «раскручивают», а когда нужно обязательно прислушаться к тому, что советует врач?
– Ситуация, когда пациент уже сам «назначил» себе процедуры, очень знакома: подруга сделала лазерную шлифовку, контурную пластику или биоревитализацию, и у неё прекрасные результаты. Однако это не значит, что и вам необходимы те же манипуляции. Даже если у вас одни и те же проблемы – пигментация, морщины или птоз, – то решения могут быть совершенно разными, так как зависят от типа кожи, особенностей старения. Поэтому, если косметолог не бежит послушно исполнять пожелания, а предлагает совсем другие процедуры, не стоит сразу подозревать его в намерении увеличить средний чек.
Другое дело, что врач должен подробно и понятно объяснить, что, почему и в какой последовательности он предлагает сделать, какие задачи решит каждая процедура. И ещё один важный момент: хороший специалист предложит разные варианты. Такой подход говорит и о широком профессиональном кругозоре врача, и о широком ассортименте услуг центра или клиники, в которую вы обратились. А вот если вам предлагают «единственный способ», то это должно насторожить. Например, если цель – выглядеть моложе, то достичь её можно быстро и дорого, а можно потратить значительно больше времени, но сэкономить средства, то есть что является большей ценностью для пациента – время или деньги. Поэтому вопрос, каким временем вы располагаете, должен быть одним из ключевых на консультации. Ведь кто-то решил заняться собой, потому что появился ещё один выходной на неделе, а кому-то нужно срочно привести себя в порядок перед юбилеем или встречей с одноклассниками.
– Оксана Владимировна, а если врач предлагает методику, которую пациент считает опасной? Либо кажутся высокими риски при проведении процедуры, либо пугают отдалённые последствия. Что делать – отказаться или всё-таки доверять врачу, раз профессионал здесь он?
– Конечно, доверие необходимо. Но если какая-то процедура вызывает неприятие, почему не сказать об этом своему косметологу? Сегодня существует так много очевидно безопасных технологий, что предложить другие варианты совсем не сложно. А для результата очень важно, с каким настроением пациент идёт на процедуры.
По информации официального регионального сетевого ресурса «Электронный бюллетень», 9 октября 2025 г. было издано Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса №...
По приглашению ТПП Томской области четыре семейные компании из Кузбасса приняли участие в межрегиональном форуме «Бизнес по-семейному», который прошел 9 октября в Томске....
9 октября состоялось заседание Комитета Кузбасской ТПП по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Кибербезопасность и защита данных». В заседании, организованном в смешанном формате, приняли...
8 октября члены Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК: президент Одинцовской ТПП...
Главное экономическое событие года – Неделя промышленности Ярославской области – завершила свою работу 3 октября в КЗЦ «Миллениум». Впервые в этом году мероприятие проходило в таком формате – по инициативе...
7 октября на расширенном заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось избрание делегатов на IX съезд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, который намечен в период с 10 по 16 ноября 2025 года в...
7 октября на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось вручение членских билетов компаниям и организациям, которые вошли в союз «Кузбасская ТПП»....
7 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Совета Кузбасской ТПП по обсуждению Национальной модели целевых условий ведения бизнеса до 2030 года, которое прошло на двух площадках палаты ...
В Москве в рамках II Международного симпозиума «Создавая будущее» прошла панельная дискуссия «Образ совместного будущего России и Глобального Юга в мега-проектах», где представители науки, бизнеса и международных организаций...
Впервые на черноморском побережье пройдет Конгресс Русской научной школы - ключевое событие VIII Черноморского конгресса....
25 сентября 2025 года в самом сердце западной столицы России, г. Калининграде состоялся масштабный Инвест-Форум "Технологии и Возможности" организованный EVENT CORP AYA & ОРШИ – Продакшн, под руководством Анны...
8 сентября в Московской области стартовала программа наставничества, реализуемая Центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство»....
«Открытая школа в глобальном мире: формируя навыки будущего»
Компания ООО «Электрорешения», представляющая бренд EKF в России, победила в международной коммуникационной премии PROBA Awards 2025 в номинации «Инфлюенс-маркетинг» с...
Россия и Африка работают над созданием безбарьерной среды и расширением экономического взаимодействия. Об этом заявил директор Департамента развития двустороннего сотрудничества Минэкономразвития России Павел Калмычек на...
Приглашаем вас на самое значимое ежегодное событие в сфере командного коучинга в русскоязычном пространстве! С 2019 года мы собираем лучших экспертов и практиков, чтобы поделиться с вами передовым опытом и эффективными...
29-30 сентября в Нижнем Новгороде состоялся Конгресс по нефтепереработке и нефтехимии: Синтезис 2025.
1 октября в Москве состоялось деловое мероприятие Группы транспортных компаний «Русмарин» под названием «Китайский дракон: как приручить импорт или как Китай заменяет...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.