Мария Федотова: «Вопрос защищённости бизнеса – это вопрос не только законодательства, но и осмотрительности и доскональности»
Мария Федотова – частнопрактикующий юрист в Красноярске.
Мария Федотова – частнопрактикующий юрист в Красноярске.
За её плечами более 12 лет практики, тысячи консультаций, сотни выигранных судебных дел. За разрешением споров к ней обращаются как физические, так и юридические лица. Мария убеждена: чем на более ранней стадии конфликта юрист включится в работу, тем больше будет шансов удачно разрешить ситуацию. Зачастую своевременное обращение к профессионалу помогает спасти бизнес. Мы побеседовали с МАРИЕЙ ФЕДОТОВОЙ о том, какими качествами должен обладать современный юрист и как компаниям грамотно защищать свои интересы.
– Мария Александровна, как появилось желание стать юристом?
– Решение стать юристом пришло ещё в детстве. Мне было лет пять, и после просмотра какого-то кинофильма я всем говорила, что хочу стать «аблокатом» (я ещё не знала, как это правильно называется, но что придётся делать – это интуитивно понимала уже очень чётко). Хотелось помогать людям решать самые сложные проблемы. Выбор пал на юриспруденцию по морально-этическим соображениям: защита прав и интересов граждан, восстановление справедливости и законности – дело благородное.
– Какие качества, на ваш взгляд, важны для юриста?
– Возможно, это мой личный стереотип, не имеющий отношения к действительности, но думаю, что изначально в эту профессию идут люди с уже имеющимся базовым набором личных качеств, и он примерно плюс-минус идентичен: наличие амбиций, потребность заявить о себе как о человеке сильном духом, эрудированном, дипломатичном. Важными качествами являются, прежде всего, осторожность и внимание к мелочам, ведь в ходе оказания юридической помощи нужно не навредить доверителю. Если смотреть шире, безусловно, не помешают аналитический способ мышления, адекватное восприятие любой ситуации и высокий уровень понятийного мышления.
– Часто говорят, что работу нужно оставлять за порогом дома. Вам это удаётся? Как вы отдыхаете?
– Оставлять работу за порогом дома, думаю, мало кому из коллег удаётся. Голова работает непрерывно по вопросам, требующим разрешения здесь и сейчас. Это вопрос ответственности за судьбы доверителей – не могу позволить себе оставить на завтра то, что оставлять на завтра крайне нежелательно. Конечно, помимо работы, в моей жизни есть и увлечения. Мне нравятся водные виды спорта, вейкборд, водные лыжи; да и в целом просто отдохнуть в кругу семьи тоже очень приветствую. Однако далеко не всегда плотная занятость позволяет заниматься этим на постоянной основе даже в летний период.
– Вы уже 12 лет занимаетесь судебной практикой. В вашей практике – дела из самых разных отраслей права. А если говорить про бизнесменов и предпринимателей, то с чем к вам чаще всего обращаются? Какие запросы от бизнеса наиболее актуальны?
– Достаточно трудно систематизировать, обобщить и свести к актуальности какие-то отдельные запросы доверителей из сферы бизнеса. Есть определённая «классика»: мне часто достаются вопросы о нарушении прав в сфере монополии, при этом речь идёт именно о нарушении прав моих доверителей монополизирующими игроками рынка. В настоящее время частота таких обращений увеличилась. Думаю, увеличение подобного рода обращений со стороны хозяйствующих субъектов связана, прежде всего, с нарушением логистических цепочек на фоне санкционного давления. В результате монополизирующие игроки сталкиваются с тем, что должны выполнять свои обязательства по тем условиям, которые возникли до того, как к нашей стране были применены санкции. А в нынешних условиях это крайне непросто сделать в оговорённые в контрактах сроки. Это порождает нарушение прав последующего сегмента цепи обязательств (в частности, моих доверителей). После таких запросов и их разрешения доверители остаются под моей защитой уже по иным судебным вопросам, и они абсолютно разные, в том числе это судебные споры с контрагентами и госорганами.
– Насколько сегодня бизнес защищён с правовой точки зрения? Очень много разговоров о рисках, о возможностях различным образом трактовать положения законов, чем могут воспользоваться конкуренты и т. п.
– Риски есть всегда. Определение предпринимательской деятельности уже содержит в себе данные о рисках – это деятельность, осуществляемая на свой риск. Другое дело, что вопрос защищённости – это всё-таки вопрос не только законодательства, но и осмотрительности и доскональности. Если компания соблюдает права в сфере интеллектуальной собственности, избегает подозрительных сделок, подпадающих под статью 61.2 Закона о банкротстве, следует нормам трудового и налогового законодательства, если в компании досконально проработана документация, регулирующая взаимодействие учредителей между собой, хозяйственные договоры в идеальной редакции и пр. – рисков меньше. С другой стороны, законы пишутся «кровью», и то законодательство, которое мы имеем сейчас, соответствует бизнесу и его потребностям на сегодняшний день – здесь развитие бизнеса и законотворчества, на мой взгляд, гармонично. Но, безусловно, бизнесмен, не обладающий юридическим образованием, может иметь некоторые сложности с тем, чтобы разобраться во всех нюансах законов, поэтому я всегда рекомендую не изобретать велосипед и обращаться за помощью к профессионалам.
– Что, на ваш взгляд, предпочтительнее: иметь юриста в штате компании или пользоваться его услугами на аутсорсинге?
– Думаю, это вопрос приоритетов. Аутсорсинг, конечно, достаточно удобный с точки зрения отсутствия трудовых отношений и необходимости наличия фонда оплаты труда, что, в свою очередь, для среднего и малого бизнеса является зачастую катализатором принятия решения в пользу аутсорсинга в нынешних условиях рынка. Отношения, вытекающие из абонентского обслуживания, достаточно «лёгкие». Компания в любой момент может выбрать иную юридическую контору для сотрудничества в случае, если оказываемые услуги не соответствуют запросу. С другой стороны, у штатного юриста гораздо лучше познания именно внутренних дел и документооборота компании, но мотивация к расширению компетенции, профессионального роста и амбиций с течением времени практически сходит на нет. Работа же юристов на аутсорсинге – это своего рода уже творчество. На мой взгляд, всё же лучше совмещение штатного юриста и аутсорсинга: корпоративный юрист – для текущей юридической работы, а по отдельно возникающим спорам – безусловно, привлечённые со стороны профессионалы, специализирующиеся на спорном вопросе.
– На какой стадии следуют привлекать юриста, если возник конфликт интересов с бизнес-партнёрами, контрагентами и т. п.?
– Привлекать юриста надо до возникновения конфликтной ситуации для того, чтобы в случае её возникновения компания уже была готова к защите своих интересов. Но если исходить из реалий, то, как бы это ни было печально, случается, что к юристам/адвокатам компания обращается на стадии апелляционной инстанции, когда дело уже проиграно. Так делать не нужно. Так что самое подходящее время для обращения к юристу – это, конечно же, начало возникновения разногласий.
– Могли бы вы дать некоторые базовые советы предпринимателям? На что обращать внимание при открытии своей фирмы, при заключении сделок, договоров?
– Прежде всего, безусловно, необходим не формальный подход к изготовлению учредительных документов, а доскональный. Я бы посоветовала очень внимательно отнестись к моментам, определяющим формирование уставного капитала, порядку оформления крупных сделок и переходу долей. Также было бы не лишним оформить опцион: данный правовой инструмент способен решить достаточно существенный спектр задач бизнеса. Безусловно, необходимо очень внимательно прорабатывать хозяйственные договоры, обеспечивать их проверку компетентными юристами и хранить всю документацию, связанную с ведением деятельности. Ну и кроме того, мы живём в стране, в которой существует своя уникальная система права, и апофеозом здравого смысла будет неукоснительно соблюдать закон и оплачивать налоги.
4 декабря 2025 года в пространстве «АКИ.лаб» были представлены результаты исследования развития креативных индустрий Подмосковья в постковидный период. За последние пять лет регион...
4 декабря в Кузбасской ТПП прошло заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Сотрудничество с зарубежными партнерами в бизнесе: актуальные проблемы ВЭД». В...
5 декабря в Кузбасской ТПП состоялось торжественное подведение итогов Марафона креативных идей — конкурса студенческих бизнес-идей, направленных на популяризацию культурного наследия и...
На прошедшем в Москве IV Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия» было поднято ряд важных тем, создающих основу для глобального сотрудничества. Форум традиционно стал важной...
Завершился уникальный спецкурс «Гастробизнес», организованный центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Предприниматели и рестораторы узнали...
Развитие своего дела в сфере народного художественного промысла – это не только возможность сохранить и передать вековые традиции молодому поколению, но и...
С 8 по 11 декабря 2025 г. состоится Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2025» (далее – Форум) – флагманский конгрессно-выставочный смотр в области медицины, охватывающий практически всю отрасль:...
В конце ноября Центр «Мой бизнес» Московской области стал организатором спецкурса «Мода и стиль», предназначенный для начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем, связанных с модой и пошивом...
27 ноября в Кемерове, в Государственной библиотеке Кузбасса для детей и молодежи, Кузбасская ТПП в партнерстве с названным учреждением культуры и региональным филиалом Клуба лидеров России «Эльбрус» организовала «Семейный день с...
Мероприятие организовано центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Занятия пройдут в оффлайн формате с 1 по 3...
Департамент оценки Кузбасской ТПП развивает направление по оценке, экспертизе и консультированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), что позволит повысить прозрачность взаимодействия...
28 ноября 2025 года в Торгово-промышленной палате РФ состоялось награждение седьмой ежегодной женской премией «Business women. Life....
Семинар для владельцев бизнеса, руководителей, начальников юридических департаментов, руководителей служб...
Мероприятие пройдет 11 декабря 2025 г. Начало – в 16.00 (мск.), продолжительность – 1,5 часа Место проведения: БЦ ПОЛЛАРС, Дербеневская набережная 11, офис В1203, конференц-зал АБ ’Юрлов и Партнеры’". Участие –...
Сейчас в Санкт-Петербурге российская вода «Ветлуга» выходит на международный...
20 ноября стартовал «Марафон креативных идей», организованный Комитетом Кузбасской ТПП по развитию креативных индустрий, в рамках которого студенты СПО региона разрабатывают свои бизнес-идеи...
25 ноября в Кузбасской ТПП прошел семинар «Актуальная информация для специалистов по таможенным операциям: новое в таможенном законодательстве», адресованный руководителям компаний, специалистам по...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.