Image

Андрей Цай: «Выживание бизнеса в период любого кризиса – это в первую очередь оптимизация издержек»

«Хостелы Рус» – лидер рынка хостелов в России, имеющий 29 хостелов в Москве и 20 – в регионах. Компания управляет собственными объектами и развивает сеть по франшизе с 2012 года. За счёт своевременных и продуманных действий в кризисный год сети удалось сохранить 97% своих объектов и подготовиться к открытию новых. Сегодня мы поговорили с Андреем Цаем, генеральным директором и совладельцем сети «Хостелы Рус», сопредседателем Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья.

– Гостиничная отрасль относится к категории отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. Раскройте секрет, каковы масштабы бедствия? Какие прогнозы у вас есть на восстановление?
– Наверное, нет такой отрасли, которая не почувствовала и не прочувствовала на себе влияние пандемии. Осознание ситуации прошло в несколько этапов: начиная с февральского шока, когда спрос на проживание уменьшился в разы, через летний оптимизм, когда все правильно управляемые хостелы вышли в прибыль, и до осенней депрессии с пониманием, что всё это может затянуться.
Мы видим, что в 2020 году закрылось до 30% хостелов в Москве. Причины – как рухнувшая на фоне пандемии экономика бизнеса, так и контрольные мероприятия государственных органов по выполнению закона о запрете ведения гостиничного бизнеса в жилых домах. В целом кризисный год показал, что устойчивость сетевого бизнеса намного выше, чем у индивидуального, в первую очередь за счёт быстрого обмена лучшим опытом противостояния вызовам и возможности эффективно работать с государственными органами для защиты своих интересов на уровне руководства сети.
Сегодня мы фиксируем быстрые темпы восстановления спроса на услуги размещения в объектах бюджетного размещения. Так, в среднем по сети выручка хостела за февраль 2021 года на 35,4% выше выручки за февраль 2020-го. Мы ожидаем выхода на устойчивую операционную прибыль уже к лету этого года, а возвращение рентабельности на уровень 2019-го (25-30%) – к весне следующего. Выделяем три основных драйвера:
– восстановление туристского потока при поддержке правительственной программы по развитию внутреннего туризма и снижению заболеваемости COVID-19 за счёт массовой вакцинации;
– возвращение масштабов трудовой миграции к докризисному уровню;
– законодательные инициативы, направленные на вывод из тени туристического жилья всех видов, в результате принятия которого «легальные» хостелы, работающие по всем правилам, получат конкурентное преимущество.

– Какие предпринятые действия вы можете выделить как эффективные в период кризиса, которые дали самый большой результат, позволили вашим франчайзи сохранить бизнес?
– Это прежде всего оптимизация издержек. Для хостельного бизнеса краеугольный камень – аренда. Мы буквально с первых звоночков кризиса начали ориентировать наших франчайзи на изменение условий договоров с арендодателями, оказывали им поддержку как в переговорах, так и юридическую, что позволило снизить арендные платежи в острые периоды в среднем на 50%, впоследствии – на 25-30%. Также мы помогаем в сокращении других статей затрат. То, что общий бизнес сети довольно значительный, нам помогает быстро узнавать о новых инновационных технологиях и получать от партнёров наиболее выгодные предложения. Переход от эквайринга на приём оплаты по QR-кодам позволил сократить банковские комиссии с 2-2,5 до 0,7%. Это небольшая экономия по каждой статье, но в совокупности такие меры дают приличную выгоду.
Вторая область, которая претерпела большие изменения, – маркетинговые и тарифные планы. Букинговые площадки в какой-то момент просто перестали приносить брони. Совсем. Переориентация с туристического сегмента на сегмент долгосрочного проживания, обучение хитростям работы на площадках «ЦИАН», «АВИТО» и в B2B-области позволили увеличить долю гостей, проживающих в хостелах постоянно, с 15% до пандемии до 75-80%. Своевременная аналитика по рынку позволила нашим партнёрам не терять гостей из-за чрезмерно высоких цен и не проигрывать, предлагая слишком низкие. Помогло обеспечить поток гостей и заключение на уровне сети партнёрских соглашений со спортивными ассоциациями. Акция «Путешествуй дома», запущенная нами весной прошлого года в соцсетях, когда наши гости отмечались и копили баллы, которыми потом частично расплачивались за проживание, также принесла новые бронирования.
Важную роль в выживании сыграла и господдержка. Обращения от имени сети в сложных ситуациях помогали оперативно разрешать сложные вопросы. Нужно отметить, что госорганы к нам прислушивались и всячески помогали.
Также, чтобы уменьшить финансовую нагрузку на наших партнёров, мы нашли возможность уменьшить платежи по роялти в два раза.

– Какие вы можете выделить основные ошибки хостельеров, допущенные в период пандемии, которые принесли максимальный ущерб?
– Самая большая ошибка – это вести бизнес как раньше. Например, позиция «мы ориентированы на иностранцев и поэтому ничего не меняем, ждём, когда откроют границы» просто фатальна. Многие объекты закрылись, даже не попытавшись что-то сделать для своего спасения.
Обратная сторона медали – падать в сегмент общежитий, сдавая место по цене 150-200 рублей в сутки. Это другой бизнес и совсем другая аудитория. Мы видим, что такие хостелы тоже закрылись.
Увольнение квалифицированного персонала – ещё одна распространённая ошибка. Проблему сильно прочувствовали гости курортных регионов нашей страны. Это псевдоэкономия. Мы смогли сохранить 90% персонала, проводя переговоры об изменении оплаты труда и пользуясь правом некоторых категорий сотрудников взять больничный.
Не использовать меры господдержки – тоже большая ошибка.

– Большое число франшиз хостелов фактически перестало существовать в пандемию. Сайты ваших, так сказать, конкурентов теперь не работают, количество объектов в сетях сократилось в разы. Почему вы решили остаться в этом бизнесе? Внесла ли пандемия корректировки в саму франшизу и перечень услуг, которые вы предоставляете?
– Мы верим в рынок гостеприимства. Согласно исследованиям возможностей для бизнеса, в связи с реализацией целей устойчивого развития ООН (ESG), к 2030 году глобальный туристский рынок увеличится в два раза – до 1,8 трлн долларов. Меры по развитию внутреннего туризма, принимаемые правительством, будут способствовать развитию объектов бюджетного размещения. Мы уже сейчас получаем много запросов на различного вида коллаборации из туристических регионов. Россия становится всё более привлекательным направлением для западных туристов. Об этом свидетельствует и приход гида «Мишлен» в Москву, и признание Россией знака Safe Travels, который сейчас активно получают хостелы нашей сети. Границы когда-нибудь откроются, а сейчас надо готовиться. В рамках подготовки мы запустили несколько новых продуктов. Например, курс «Как открыть хостел». Сейчас он доступен и в классическом офлайн-формате. В начале апреля мы запустим онлайн-обучение в коллаборации со Skillbox. Также у нас есть курсы английского языка для администраторов хостелов и отелей.
Мы делаем аудит по запросу владельца хостела и вырабатываем рекомендации по улучшению маркетинга, продаж, по управлению персоналом и издержками. С прошлого года управляем хостелами в двух форматах: берём на себя управление или продажами, или объектом полностью. Даже только контроль продаж позволяет увеличить загрузку на 15-20% в моменте. Мы управляем не только объектами в сети, но и сторонними хостелами.
В 2020 году рынок слияний и поглощений на рынке хостелов оказался достаточно активным. Мы открыли направление M&A. Был проведён ряд успешных сделок с нашим участием.
Мы также запускаем новый сайт, где особое внимание уделяем совершенствованию клиентского пути для всех гостей и партнёров. Весь кризисный год мы работали над тем, чтобы стать лучше. Признанием наших усилий стало получение флагманским хостелом сети «Хостелы Рус – Чистые пруды» премии «Лучший хостел – 2020».

– Может ли хостельный бизнес быть прибыльным сейчас? Когда время инвестировать в этот бизнес?
– Конечно, может. Приведу пример: мы помогли нашим партнёрам купить в июне маленький хостел (32 места) в спальном районе Москвы за 300 тыс. руб., фактически по остаточной цене мебели. Предыдущим владельцам он приносил убытки, хотя потенциально объект перспективный. Вложили ещё 50 тыс. руб. в косметический ремонт, поменяли и обучили персонал, настроили рекламную кампанию, нацеленную на привлечение гостей для долгосрочного пребывания, получили скидку на аренду в 20% – и хостел задышал. У них прибыль 120 тыс. руб. в месяц, и это в разгар осенне-зимней вспышки COVID-19!
Что касается времени для инвестиций, то инвестировать надо сейчас!
Сейчас порог для входа на рынок опустился и может быть от миллиона рублей. В «допандемические» времена для открытия хостела нужно было инвестировать 3,5-4 млн руб. Уже к маю удачное окно для входа закроется и размер первоначальных вложений значительно вырастет.

– Какой совет вы можете дать тем, кто думает об открытии хостела или уже им владеет?
– Кризис – хорошее время для инвестиций в себя. Я всем советую в первую очередь инвестировать в свои навыки, умения. Приходите к нам, открывайте для себя новые горизонты в профессии хостельера, становитесь успешными!

Image

«Юридический бизнес-форум: лидеры и новая реальность» состоится в Москве 30 августа 2022 года

Программа Форума будет интересна представителям юридического консалтинга: партнерам, адвокатам, юристам, менеджерам и директорам по Маркетингу, PR, BD, HR, а также частнопрактикующим...

Image

Российские видеосервисы Webinar помогут вести бизнес

В связи с уходом некоторых иностранных компаний с российского рынка, бизнес замещает привычные цифровые сервисы, в том числе, для проведения видеоконференций, переговоров, обучения и контроля персонала, российскими аналогами....

Image

В Ульяновской области открыли Центр компетенций «Технологии композитов»

Церемония открытия прошла 5 августа с участием Губернатора Ульяновской области Алексея Русских и первого заместителя генерального директора АО «Юматекс» Алексея Дремучева. Центр разместился на территории Института...

Image

Время перемен: Что после Zoom? Какие российские сервисы для бизнеса замещают зарубежные аналоги

Московский бизнес активно перестраивается в условиях санкций и ищет отечественные аналоги цифровых сервисов для бизнеса....

Image

В Ульяновской области обсудили развитие композитной отрасли

5 августа в рамках открытия учебного Центра компетенций компании «Юматекс» и Ульяновского технического университета состоялся круглый стол «Развитие композитной отрасли». Организатором выступила Корпорация развития региона....

Image

В ЦС ТПП обсудили возможности сотрудничества с южнокорейской некоммерческой организации KOTRA

Состоялась встреча президента Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Рафаэля Шагеева и директора Центра делового сотрудничества палаты Виктора Кана с представителями...

Image

А про вашу компанию пишут гадости в интернете?

Если пишут и вы хотите научиться не принимать это близко к сердцу, а правильно отвечать и реагировать, находить нужные слова, отбивать эмоциональные атаки и защищаться от троллей – приходите на открытый трехдневный тренинг Тимура Асланова...

Image

В ТК «Невский Центр» открылся магазин ORMATEK

На четвертом этаже торгового комплекса «Невский Центр» открылся магазин сети ORMATEK. Здесь можно приобрести анатомические матрасы и подушки, аксессуары для сна, а также мягкую мебель для...

Image

Пять приборов резидента ОЭЗ «Дубна» получили европейскую маркировку СЕ

Пять медицинских автоматов окраски микропрепаратов собственной разработки и производства компании МЛТ зарегистрированы в ЕС как медицинские изделия....

Image

На пути к технологической независимости: самарские инжиниринговые компании активно занимают освободившиеся ниши

Резидент технопарка «Жигулевская долина» – ООО «Вектор» освоил изготовление зажимных механизмов и готов расширять свои мощности, постепенно замещая импортных...

Image

Модернизация по плану: костромские комбинаты «Свезы» выполняют инвестпрограмму

Филиалы компании «Свеза» в Костромской области за первое полугодие 2022 года инвестировали в развитие производства более 125 млн рублей. Проекты направлены на модернизацию оборудования и на внедрение новых...

Image

Увидеть Петербург с крыши ТК «Невский центр» теперь может каждый

Жители и гости Петербурга получат уникальную возможность насладиться панорамой города с крыши торгового комплекса «Невский Центр». ТК запускает серию бесплатных экскурсий для своих посетителей. Билеты на мероприятие...

Image

«Промышленную ипотеку» планируют ввести в Свердловской области

В Екатеринбурге прошло очередное заседание Экспертного Клуба Свердловской области. Во время дискуссии, экспертами были затронуты важные аспекты развития области и страны, в контексте введения нового пакета санкций со стороны...

Image

Первый семейный фестиваль классической музыки и современного искусства «МузАртФест» в Троицке

20 августа по инициативе главы города Троицк Владимира Дудочкина на территории парка «Усадьбы Троицкое» впервые пройдёт многожанровый масштабный фестиваль...

Актуальные комментарии