Image

«АРГУМЕНТ» – школа, где учат думать по-новому

В частной семейной школе «Аргумент» создана уникальная образовательная среда. Здесь в одном пространстве находится место советским учебникам и инновационным подходам к обучению, передовым методам и лучшим практикам прошлого. В «Аргументе» царит атмосфера, где каждый ученик способен реализовать свои таланты, получить высококачественное образование и вырасти в уверенную в себе личность. О современных подходах к образованию и воспитанию мы побеседовали с идеологом и основателем школы Александрой Асейкиной, директором школы Валерией Гетте и психологом Еленой Денисюк.

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ СИСТЕМ

– Александра, вы по образованию – архитектор, но, как вы написали о себе в своём дзен-канале, по призванию – преподаватель. Как вы пришли к тому, что учить – это ваше?
– Мне всегда нравилось разбираться буквально во всём. Задавать много вопросов о том, как что-то устроено и работает. А потом я не могла не делиться новой информацией в уже переработанном и разложенном по полочкам виде с другими.

Думаю и предпринимательство, тем более в сфере образовательных услуг, с его новыми задачами и вызовами, – это закрытие своей потребности познать самой и передать опыт дальше. В чём только не пришлось разбираться по ходу: ведь к диплому архитектора я позже повышала квалификацию в сфере педагогики и психологии, а параллельно проходила обучение в области бизнеса, менеджмента, маркетинга и даже ораторского мастерства, не считая экспертного обучения в своей, художественной, области.

Я всегда воспринимала образование и самообразование как некий социальный лифт. И на своей семье увидела, как от поколения к поколению выбор путей для развития становится шире.
Конечно, и время сейчас другое: другие социальные условия, технические средства… Но в том числе этот рост связан с работой со своим мышлением, с его расширением, разрешениями себе.
Я рада, что благодаря этой работе над собой в поставленных целях уже могу выйти из решения базовых вопросов выживания и позволить себе идти в область смыслов и миссии, а также запуска позитивных изменений не только для себя или своей семьи, но и в обществе присоединяющихся единомышленников.

И понятие «учить» здесь становится гораздо шире, чем просто передача знаний. Здесь преподавание становится многосторонним процессом, в котором задействованы все элементы системы: учитель–ученик–родитель–руководитель–сотрудник. Но самое интересное, что это двусторонние процессы. Мы все учим друг друга: например, полученная обратная связь становится поводом для корректировки подхода или методики, запуска положительных изменений в себе, идущих на пользу всей системе.

Так что сейчас я бы сформулировала свою фразу про призвание уже немного по-другому. Я – не архитектор и не преподаватель, я – строитель новых систем, где моя главная задача – показать пример, как можно привлечь единомышленников и создать условия для развития. А дальше – помочь построенному сообществу самообучаться и расти, привлекая на свой посыл новых сторонников со схожими запросами.

– На ваш взгляд, что в современном образовании должно быть главным: академические знания или социальные навыки, развитие эмоционального интеллекта или лидерских качеств?
– Мне было тяжко учиться в школе. Учителя чаще всего не умели справляться, пугались моей неуёмной энергии и пытливого ума, большинство из них пытались загнать меня в удобные для них самих рамки.

И хотя информацию я схватывала моментально и именно учиться в классическом понимании мне было легко, во взрослую жизнь я вышла с выстроенной вокруг клеткой убеждений о себе, мешающих идти вперёд, и до сих пор справляюсь с последствиями этого.

Главная задача преподавателя в образовательном процессе наравне с тем, чтобы давать знания, воспитание (в том числе в первую очередь себя как хорошего примера).

Потому что можно быть бесконечно умным, но бояться этим пользоваться. Прятаться, в глубине души осуждая свои сильные стороны. Не знать, как компенсировать слабые. Бояться пробовать новое. Запрещать себе проявляться, не считать себя достойным и стесняться вообще чего-то хотеть.
Для каждого ученика (на месте которого в течение образовательного процесса так или иначе окажется каждый – и ребёнок, и родитель, и учитель), ответ на вопрос о расстановке приоритетов будет индивидуальным. Мы же не можем утверждать, например, что технарём быть предпочтительнее, чем гуманитарием. Не каждому нужно, хочется или по силам быть лидером (несмотря на современные гонки и пропаганду «успешного успеха» из каждого утюга).
Мне видится, что главная задача образовательного процесса – помочь ребёнку понять себя, научить его управлять состоянием, чувствовать свои потребности вне контекста ожиданий взрослых или общепринятых норм. Направить и помочь реализовать конкретно его потенциал.
А дальше – специалист, который горит своим делом, в любой области будет нарасхват.

– У вас уже более 10 лет действует проект «Школа рисунка и черчения Александры Асейкиной», где вы готовите к поступлению в архитектурные вузы по собственной методике. А что лежит в её основе?

– Начала я преподавать так же, как в своё время учили меня: ученик приходит на занятие, я ему объясняю материал, даю домашнее задание.

Вскоре я увидела неохваченную территорию: иногородних ребят, которые хотели поступать в Москву, но не имели возможности приезжать на занятия. Так начала преподавать творческие дисциплины онлайн задолго до ковидных времён и даже до расцвета онлайн-обучения и специальных платформ.

Потом поняла, что у меня есть другие возможности, нежели были у моих преподавателей: например, теоретические объяснения можно записать на видео. Это не только сократило мои временные затраты и материальные затраты ученика, но и повысило качество понимания материала.

Позже, объясняя материал ученикам из разной социальной среды и с абсолютно разными способностями, я стала многое менять в подходе, изобретать новые последовательности и способы донесения информации.

А когда расширила свои компетенции и стала задумываться о роли психологии в обучающих процессах, начала внедрять некоторые инструменты из этой области тоже.

В обучении творческим дисциплинам обычно все делают ставку на способности или количество практики. Я же подхожу к вопросу со многих сторон: инструменты, знания, практика и насмотренность, работа с мышлением. Это даёт возможность через выбор и опору на понятные конкретному ученику способы получить результат практически каждому, да ещё и намного быстрее.

Всё это выросло в методологию, где уже я фактически преподаю не столько сам предмет, а учу думать по-новому.

Наверное, поэтому она и работает. Технические навыки – преходящее, они заменяются роботами, а развитое мышление, способность учиться новому и адаптироваться к изменениям всегда в тренде.

– В 2023 году была создана частная семейная школа «Аргумент». Что стало мотивацией к её открытию? И как пригодился опыт Школы рисунка?
– Мотивом было желание дать своим детям больше возможностей: как предприниматель я увидела, что обычная общеобразовательная школа с её достаточно сложной многоуровневой структурой не может быстро адаптироваться к современным изменениям и сформированным ими запросами. В частности, таким, как индивидуальный подход и учёт особенностей личности ребёнка.

В самом деле, как учителю в условиях регламентов и отчётов, а также классов в 30 человек искать подход к высокочувствительным детям, которые буквально мыслят по-другому?

Как в рамках программы и KPI развить познавательный интерес ребёнка и при этом не отбить у него любовь к самому предмету и к учёбе вообще. Не говоря уже о свежих идеях, разработке своей методологии и новаторстве: в больших устоявшихся системах с этим тяжело даже тем учителям, у кого есть на это ресурсы.

Частная школа здесь становится не антагонистом, а скорее «третьей ногой» для табуретки, чем-то средним между государственной школой и семейным образованием.

Мне нравится, что у меня есть возможность дать такую альтернативу своим детям и другим семьям. Нравится, что, оказывается, можно совсем по-другому: где ребёнок идёт в школу с удовольствием, где нет войны за домашнюю работу по вечерам (наши дети делают её в школе на продлёнке под присмотром тьюторов), где родитель – активный участник процесса.

Это всё – не про построение школы, а тем более бизнеса. Это про построение новых моделей в обществе, где через 10–20–30 лет эти вложения окупятся более экологичным подходом к своей работе, коммуникации и даже к семейным отношениям.

Опыт создания Школы рисунка, конечно, был неоценим. Скорее всего, без этого невозможно было бы в такие краткие сроки поднимать новый проект и находить своё место в этой нише.
Самое главное, наверное, что я уже прошла стадию, когда страшно брать ответственность и ввязываться в важное дело, где успешный исход не гарантирован, и могу в этом поддержать тех, для кого это пока ново.

Уже не стесняюсь быть белой вороной, создавая предложение вперёд спроса, и задавать в этом тренды.

И самое важное: осознание того, что иногда для построения чего-то большего надо отпускать напряжение, контроль и свои иллюзии о том, что лучше меня никто не сделает. Как показали чутьё и опыт нашего директора-руководителя Валерии, это оказалось выигрышной стратегией. Поэтому передаю слово ей.

ШКОЛА, ГДЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ТРАДИЦИИ И БУДУЩЕЕ

– Валерия, на каких основных принципах основана школа «Аргумент»?
– В основе «Аргумента» лежит триединство: уважение к личности ребёнка, опора на лучшее из отечественной педагогики и тесное сотрудничество с семьёй.

Мы убеждены, что школа должна быть не фабрикой знаний, а живой средой, где ребёнок растёт не только умственно, но и духовно, нравственно, эмоционально. Для нас важны добрые отношения, ясные цели, дисциплина без давления и поддержка без потакания.

– Как вам удаётся объединить советскую классическую педагогику и современные подходы? Разве они не конфликтуют?
– На первый взгляд может показаться, что советская школа с её системностью и строгой дисциплиной противоречит современным идеям свободы выбора и индивидуального подхода, но на деле это два крыла одной птицы.

Из советской педагогики мы берём фундаментальность, ясные учебные программы, проверенные временем учебники, дисциплину труда. Из современной школы – личностно-ориентированный подход, проектные работы, развитие soft skills, цифровые инструменты.
Они не конфликтуют, если помнить, что главное – это не методика сама по себе, а ребёнок и его развитие.

– В вашем арсенале есть место советским учебникам. Чем они хороши и для изучения каких предметов используются?
– Советские учебники ценны своей структурностью, научной точностью, ясностью языка и воспитательным содержанием. Они не просто дают знания, но и формируют мировоззрение.
Мы используем их по русскому языку и литературе (как образец ясного языка и глубины содержания), по математике (фундаментальные подходы, система упражнений), по истории, географии и окружающему миру (как пример цельного взгляда на развитие общества и страны).
При этом мы дополняем их современными материалами, чтобы дети ориентировались и в сегодняшнем мире тоже.

Мы всё время учим команду подбирать методически верные материалы, а методики используем советские, потому как именно такой подход, как в советской педагогике, позволяет грамотно выстроить любую образовательную работу.

– Почему в «Аргументе» так много внимания уделяется личностному развитию ребёнка?
– Без внутреннего стержня, умения общаться, саморегуляции и понимания себя даже самые блестящие знания остаются вещью в себе.
Наша цель – не только учить предметам, но и воспитывать личность, которая умеет быть ответственной, самостоятельной и доброжелательной. Тогда знания становятся не набором фактов, а инструментами для плодотворной жизни.

– Александра упомянула, что родители – активные участники процесса образования. Как они в нём участвуют?
– Мы понимаем, что у современных родителей мало свободного времени. Поэтому предлагаем разумные и посильные формы участия: совместные семейные проекты (ребёнок + родитель), родительские клубы и лектории, участие в школьных праздниках, экскурсиях, творческих мероприятиях.

Эта история не про контроль или дополнительную нагрузку, мы выстраиваем сотрудничество и живое присутствие родителей в школьной жизни.

– Можно ли привить любовь к учёбе любому ребёнку?
– Да, если создать атмосферу уважения и интереса. Любопытство заложено в каждом ребёнке с рождения, но оно часто гаснет под давлением формализма.

Наш опыт показывает: когда ребёнку демонстрируют смысл и красоту знаний, а не только требуют результат, любовь к учёбе просыпается даже у тех, кто раньше считал себя неспособным. Потому что с такими детьми, важно подсвечивать их таланты и расставлять акценты на той искре, которая заложена в них, – за этим подтягивается учёба, пусть и не в самых любимых предметах.

– В школе создана обширная система дополнительных занятий. Чему можно научиться в «Аргументе»?
– Образование – это не только уроки по основным предметам. Настоящее развитие ребёнка происходит в том случае, когда у него есть возможность пробовать себя в самых разных сферах: в творчестве, спорте, науке, ремёслах. Поэтому наша система дополнительных занятий помогает раскрыть способности каждого ребёнка.

Сегодня мы предлагаем семьям различные занятия и направления, такие как:
– академические занятия – английский язык, каллиграфия, олимпиадная математика, подготовка к школе, репетиторские курсы;
– творчество и искусство – изобразительное искусство, арт-студия, скетчинг, лепка («Играем в глину»), рукоделие, моделирование и проектирование;
– спорт и здоровье – общая физическая подготовка, рукопашный бой;
– практические навыки – столярное дело, прикладные ремёсла.

Кроме того, мы регулярно организуем экскурсии и походы – это помогает детям узнавать мир не только в классе, но и за его пределами, а также воспитывает уважение к окружающей среде.
Такой спектр направлений позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе. Главное, что все эти занятия становятся не нагрузкой, а радостью, что они дают ребёнку уверенность в собственных силах.

Занятия ведут не просто педагоги или учителя – это люди, вдохновляющие детей на творчество и открытия, они искренне увлечены своим делом и стремятся донести красоту Творца до детей.

– Как можно поступить в вашу школу?
– Поступление к нам в школу – это всегда живой диалог и процесс. Мы стараемся отойти от формализма с бесконечными этапами собеседований родителей и детей, многочасовыми и многоуровневыми вступительными испытаниями. Мы проводим встречу с родителями, обсуждаем их ожидания от школы, ориентируемся в совпадении ценностей, далее следует знакомство с ребёнком, где ему будет предложена одна комплексная работа или задания. Это не для оценивания ребёнка, это для того, чтобы увидеть точку «А», понять наши возможности как школы что-то дать этому ребёнку либо же помочь родителям и наметить лучший для них образовательный путь. Если в первую встречу мы приходим к конструктиву, предлагается пробная неделя в школе. По её итогам мы вместе с семьёй принимаем решение о дальнейшем сотрудничестве.

Нам важно, чтобы семьи разделяли наши ценности: доверие, уважение к ребёнку, готовность к сотрудничеству.

– Школа ещё молода. Каким вы видите её развитие?
– Мы строим не просто школу, мы строим образовательное сообщество.
В ближайшие годы хотим развить собственный методический центр, возможно, создать профильные направления для старших классов (гуманитарное, естественно-научное, технологическое), расширить сеть партнёрств (музеи, театры, вузы, интересные образовательные и культурные проекты).

Наша цель – школа, где традиции и будущее встречаются во имя развития личности.

В АТМОСФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ И ДОВЕРИЯ

– Елена, ещё не так давно психолог в школе был редкостью. Сейчас ситуация радикально изменилась. Почему так важна работа психолога в школе?
– Раньше психолога воспринимали как специалиста для проблемных детей, сегодня психологический контент присутствует повсюду, но он часто обесценивается. Важно, чтобы в школе был свой специалист, который работает системно. Психолог нужен не только детям, но и взрослым: именно родители и педагоги создают для ребёнка атмосферу опоры. Когда коллектив стабилен, когда есть пространство для поддержки, легче и учить, и учиться. Роль школьного психолога – не «чинить» ребёнка, а формировать культуру психологического здоровья у всех участников процесса.

– Как вы помогаете ребёнку пройти первичную адаптацию?
– Адаптация зависит от многих факторов: от темперамента ребёнка, семейной атмосферы, прошлого опыта, даже от отношения родителей к школе. Важно, чтобы ребёнка тепло встретили, дали ему время и пространство. Иногда это просто посидеть рядом, пока он готовится войти в класс.

У нас дети и взрослые умеют поддержать новичка – приглашают его в игру, разговор, предлагают помощь без давления. Школа – это, вообще, про адаптацию к жизни: к нагрузкам, границам, коммуникации.

– В чём важность развития эмоционального интеллекта и как проходят уроки по его развитию в «Аргументе»?
– Эмоциональный интеллект сегодня важен так же, как IQ. Это умение понимать свои и чужие чувства, управлять состоянием. EQ помогает строить отношения, быть стрессоустойчивым, концентрироваться и сохранять мотивацию. Например, раньше дети в конфликте могли сразу толкаться или обзываться, а теперь они учатся говорить: «Мне неприятно, я злюсь». И этого достаточно, чтобы другой ребёнок извинился. Маленький шаг, который меняет всё.

По поводу уроков – здесь всё зависит от возраста. С малышами мы рисуем эмоции, читаем сказки, обсуждаем мультики, добавляем упражнения на движение и нейройогу. Движение помогает детям становиться внимательнее и спокойнее. С подростками важна искренность: мы разбираем реальные истории, учимся выражать чувства без агрессии, искать слова, которые помогают, а не ранят. Подростки начинают использовать «Я-сообщения», дышат в стрессовых ситуациях, учатся уважать чужие границы и экологично заявлять о себе.

– Насколько детям помогает общение с психологом в учёбе?
– Очень помогает. Когда ребёнок справляется с тревогой и чувствует поддержку, у него появляется энергия для учёбы. Самый главный помощник в этом процессе – интерес. Если ребёнку интересно, он будет учиться. У нас была девочка, которая боялась выйти к доске и говорила так тихо, что её почти не слышали. Через доверие и поддержку она раскрылась, начала задавать вопросы и с интересом учиться. Иногда с подростками сложнее: у них уже формируются установки, которые им мешают. Поэтому мы планируем школу для родителей, где будем вместе разбирать такие случаи. Но самое важное – вернуть детям естественную любознательность и радость от процесса обучения.

Image

Хотите вывести свою команду на новый уровень?

Приглашаем вас на самое значимое ежегодное событие в сфере командного коучинга в русскоязычном пространстве! С 2019 года мы собираем лучших экспертов и практиков, чтобы поделиться с вами передовым опытом и эффективными...

Image

Синтезис 2025: ключевые итоги Конгресса по нефтепереработке и нефтехимии в Нижнем Новгороде

29-30 сентября в Нижнем Новгороде состоялся Конгресс по нефтепереработке и нефтехимии: Синтезис 2025.

Image

Как прошёл Бизнес-завтрак 01.10.25 Novotel Moscow City

1 октября в Москве состоялось деловое мероприятие Группы транспортных компаний «Русмарин» под названием «Китайский дракон: как приручить импорт или как Китай заменяет...

Image

4 октября отмечает свой День Рожденья Анна Могутнова, руководитель «Наро-Фоминского Агентства Недвижимости»

Дорогая Анна Владимировна! Издательско-коммуникационная группа "Бизнес-Диалог Медиа" от всей души поздравляет Вас с Днем...

Image

25 сентября 2025 года прошел Инвест-Форум "Технологии и Возможности"

25 сентября 2025 года в самом сердце западной столицы России, г. Калининграде состоялся масштабный Инвест-Форум "Технологии и Возможности" организованный EVENT CORP AYA & ОРШИ – Продакшн, под руководством Анны...

Image

Форум лидеров: вместе определяем будущее промышленного развития!

С 29 по 31 октября 2025 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» состоится XXIХ Международный форум-выставка «Российский промышленник», который является федеральной площадкой, объединяющей руководителей...

Image

Круглый стол о парковках на дорогах общего пользования прошел в новокузнецком представительстве Кузбасской ТПП

2 октября в представительстве Кузбасской ТПП в Новокузнецке состоялся круглый стол на тему: «Создание и использование парковок (парковочных мест), расположенных на...

Image

В Кузбасской ТПП состоялась встреча представителей бизнеса с генеральным директором Шанхайской компании Manya

1 октября в Кузбасской ТПП состоялась деловая встреча представителей компаний региона с госпожой Майей Мань, генеральным директором компании SHANGHAI MANYA INDUSTRY...

Image

ГТК «Русмарин» проведёт эксклюзивный бизнес-завтрак по импорту из Китая

1 октября в Москве состоится деловое мероприятие Группы транспортных компаний «Русмарин» под названием «Китайский дракон: как приручить импорт или как Китай заменяет Европу». Об уникальной программе события и его...

Image

Новый выпуск облигаций компании «Электрорешения»

Компания «Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, объявляет о начале сбора заявок на выпуск 2-летних облигаций серии 001Р02 объемом 1 млрд рублей. Сбор заявок стартует 2 октября 2025 года с 11 до 16 часов (мск)....

Image

В РСПП обсудили возможности развития кадрового потенциала в России и зарубежом

Состоялось заседание Подкомитета по развитию международного кадрового потенциала в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), что стало значимым шагом в разработке государственной...

Image

Подводим первые итоги Пятого фестиваля рабочих профессий в автомобилестроении ВОЛИН ФЕСТ 2025!

Несколько месяцев тщательной подготовки команды профессионалов и вот он – результат совместной работы – Фестиваль ВОЛИН ФЕСТ...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили вопросы маркировки товаров групп автоиндустрии

25 сентября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, на обсуждение которого были вынесены вопросы обязательной маркировки смазочных...

Image

InRussia 2025: Международная платформа для развития промышленного партнерства

Ключевые представители российского и зарубежного бизнеса вновь соберутся на Международном форуме-выставке «InRussia 2025», ключевой платформе для знакомства мирового сообщества с потенциалом...

Image

Катырин: в России планируется расширение сети отделений Морской арбитражной комиссии

В России обсуждается создание новых отделений Морской арбитражной комиссии (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ, в том числе в Новороссийске. Об этом сообщил на пресс-конференции в ТАСС...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили потенциал гастрономии как сферы бизнеса креативных индустрий в регионе

23 сентября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему: «Гастрономия Кузбасса: от местных традиций к креативной индустрии будущего», в...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.