Image

Денис Бикбаев: «благодаря комплексному подходу к образованию мы воспитываем разностороннюю и целеустремлённую личность»

Современная жизнь стремительно меняется, предъявляя к образовательным учреждениям всё более сложные и разнообразные требования.

Традиционные подходы и методы работы, которые раньше были эффективны, сегодня уже не позволяют в полной мере подготовить учащихся к вызовам современного мира. Чтобы успешно решать новые задачи, школы должны внедрять инновационные образовательные практики, использовать современные технологии и создавать условия для всестороннего развития личности. Только таким образом можно обеспечить соответствие образования требованиям времени. О том, как сегодня реализуются успешные практики, мы поговорили с Денисом Бикбаевым, руководителем частной школы «Вектор», членом президиума и председателем Комиссии по дополнительному, дошкольному и школьному образованию «ОПОРЫ РОССИИ».

– Денис Радиевич, вы как-то упоминали, что в сфере образования нет случайных людей. Как вы пришли в сферу педагогики?
– Случайных людей здесь действительно не бывает. Бывают случаи, которые направляют человека именно по этому пути. Приводят к осознанию того, что он хочет заниматься развитием института образования, работать с детьми, работать с молодёжью, рассказывать им примеры из собственной жизни, из жизни своих друзей, близких. О том, как нужно относиться к обучению и к окружающему тебя миру. Моя судьба сложилась так, что мне пришлось возглавить и продолжить семейное дело. Школу «Вектор» основал мой дедушка Михаил Захарович Нисенберг уже более четверти века назад. Тогда, в 1997 году, когда частные школы только набирали популярность, система государственного школьного образования переживала кризис – недостаток финансирования и кадров был очевиден. Михаил Захарович вместе с коллегами решил создать школу для своих детей и детей своих друзей и знакомых, противопоставив её общей кризисной ситуации. И я очень рад тому, что судьба позволила мне продолжать и развивать его дело, создавая уникальное образовательное пространство.

За 28 лет работы частная школа «Вектор» стала не только одной из крупнейших частных школ (на сегодняшний день в ней обучается более 500 детей), но и одной из самых лучших в городском округе Мытищи и в Подмосковье, и продолжает развиваться.

– Как бы вы определили место частной школы «Вектор» в своей жизни?
– Для меня школа «Вектор» – это не просто часть жизни, она стала её центром и смыслом. Почти всё моё время, практически круглосуточно, посвящено этому проекту. Всё, чем я занимаюсь, – будь то общественная деятельность или иная работа, так или иначе связано с нашей школой: с нашими детьми, педагогами, воспитателями и родителями. «Вектор» – это не просто образовательное учреждение, это большая и дружная семья, которая объединяет нас и придаёт смысл каждому дню.

– Если коротко дать характеристику школы, что в ней, на ваш взгляд, главное?
– Самое главное в школе – это атмосфера доброты, тепла и искренности в общении. «Вектор» – это, безусловно, школа, построенная вокруг идеи семьи. С самого начала она задумывалась как образовательное пространство с домашним, семейным уклоном, где каждый ребёнок ощущает заботу и внимание. Где педагоги хорошо знают характеры, интересы, особенности и даже семейную историю каждого ребёнка. Мы стремимся глубоко понять проблемы и потребности каждого ученика нашей школы, чтобы сделать процесс обучения максимально комфортным. Для наших учеников учителя – не просто педагоги, это родные люди – они всегда готовы выслушать и помочь. Только благодаря такому тесному, искреннему взаимодействию, когда каждый становится частью большой дружной семьи «Вектор», мы можем достигать поистине выдающихся результатов.

– Школа «Вектор» известна не только своей уникальной атмосферой, но и тем, какие возможности в ней созданы для реализации потенциала детей. Сегодня молодёжную политику в нашей стране адаптируют под нужды экономики, в том числе в рамках нового нацпроекта «Молодёжь и дети». На ваш взгляд, отразится ли реализация этого проекта на системе частного образовании в России?
– Нацпроект «Молодёжь и дети» призван создать инфраструктурные возможности для реализации потенциала детей и молодёжи. Конечно, инфраструктура, создаваемая государством, напрямую влияет на возможности реализации различных инициатив и проектов у детей и молодёжи, в том числе в системе частного образования, поскольку невозможно отделить интересы государства в сфере образования от вектора развития частных школ – они тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, дополняя друг друга. Мы готовы помогать государству в создании стандартов и условий для развития частного образования, тиражировать наиболее успешные практики.
Наше взаимодействие проявляется как во внешних мероприятиях – участии в олимпиадах, творческих конкурсах и других мероприятиях, так и внутри самих негосударственных образовательных учреждений. Мы готовим детей к выпуску из стен школы, безусловно, учитывая государственные интересы. Отмечу, что уже с седьмого класса основной отправной точкой становится практико-ориентированный подход к обучению, к развитию талантов ребёнка, идёт активная работа по направлению его в ту или иную сферу жизни в зависимости от его склонностей и способностей. Основная работа в выпускных классах ЧШ «Вектор» направлена на поддержку этих индивидуальных маршрутов.

– И один из значимых практико-ориентированных проектов, который вы реализуете, – предпринимательские классы, созданные на базе школы «Вектор» при поддержке Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ». Как бы вы в целом оценили важность бизнес-образования для детей?
– Бизнес-образование, на мой взгляд, крайне важно для каждого человека. Это не просто история о том, как стать предпринимателем, создавать рабочие места и платить налоги. В первую очередь это полноценное финансовое образование, которое объясняет, кто такой предприниматель, как он взаимодействует с налоговыми органами и банками, а также с другими контролирующими структурами и государством в целом.

Знание этих аспектов необходимо каждому, поскольку помогает лучше понять устройство предприятия, на котором человек работает, а также какие задачи решаются руководителем или самим сотрудником.

К сожалению, уровень финансовой грамотности в нашем обществе до сих пор оставляет желать лучшего. Многие люди, совершая спонтанные покупки, часто прибегают к кредитам и микрозаймам, что приводит к постоянному перекредитованию. В результате они оказываются в сложной финансовой ситуации, порой теряя машину, квартиру или дачу, лишь для того, чтобы рассчитаться с долгами. Именно поэтому понимание основ бизнеса и финансовой грамотности является важным навыком для каждого человека.

– Насколько детское бизнес-образование сегодня развито в России? Какие основные тренды можно выделить?
– Сегодня детское бизнес-образование в России, к сожалению, развито очень слабо. В основном это отдельные частные инициативы, когда сами предприниматели пытаются обучать своих детей или детей знакомых, передавая им знания о ведении бизнеса и связанных с ним рисках. Однако таких проектов крайне мало, и они не охватывают широкие масштабы, необходимые для всей страны.
Нельзя не отметить, что предпринимательское образование уже внедряется в муниципальных школах во многих регионах. Но при этом зачастую упускается самый важный момент: по-настоящему качественно и точно о предпринимательстве может рассказать только сам предприниматель. Каким бы прекрасным не был учитель обществознания, если у него нет практического бизнес-опыта, он может раскрыть только теоретические аспекты, которые зачастую расходятся с практикой.

– Как же реализуется практика предпринимательских классов именно в ЧШ «Вектор»?
– Я полагаю, что основа успеха этого проекта в честном отношении к детям. Мы открыто рассказываем им, что такое предпринимательство. И, как я уже говорил, никто не сможет лучше предпринимателя рассказать о его деле, поэтому мы приглашаем настоящих предпринимателей на наши уроки и мастер-классы. Они делятся историями создания своего бизнеса, рассказывают, как их компании адаптировались и трансформировались в период пандемии и в условиях беспрецедентных санкций. Кроме того, предприниматели рассказывают о своей философии ведения дела, какие идеи они вкладывают в свой бизнес.

Мы также организуем выезды на производства, где на примере реальных предприятий показываем, как, например, на площади всего в 400 квадратных метров создаётся оборудование, способное обслуживать целые нефтехранилища.

В школу «Вектор» мы приглашаем не только предпринимателей, но и представителей прокуратуры, сотрудников налоговой службы и банков. Они подробно рассказывают о своей деятельности: о сути работы, о том, как устроены их организации, чем занимаются и каким образом взаимодействуют с юридическими и физическими лицами.

Кроме того, мы организуем выездные мероприятия и экскурсии в эти учреждения: в налоговую, прокуратуру, банки, – где дети могут своими глазами увидеть, как работают механизмы взаимодействия между государственными органами, финансовыми институтами и бизнесом.
Сегодня и «ОПОРА РОССИИ», и система торгово-промышленных палат призывают образовательное сообщество вдохновлять молодёжь возвращаться в бизнес. Безусловно, сейчас создавать собственное дело не так просто, как ранее, но вполне реально, если знать, как работают эти механизмы. Я уверен, что при грамотном подходе к обучению наши ученики могут успешно реализовывать свои идеи и открывать собственные предприятия.

– Если говорить не только о предпринимательских классах, какие ещё методы обучения используются в школе «Вектор» для освоения предметов в рамках общеобразовательной программы?
– Бесспорно, для эффективного обучения необходимо применять инновационные подходы и к теоретическим знаниям, которые получают наши школьники в рамках учебной программы. Поэтому речь идёт не только о базовых учебниках и дополнительной литературе, прописанной в программе, но и о разнообразных интересных материалах, доступных в интернете. Например, мы активно используем контент, созданный блогерами. В частности, уроки географии сопровождаются видеоконтентом, что даёт возможность сделать их более глубокими, красочными и яркими. Кроме того, мы внедряем передовые методы обучения: разнообразные формы игр, диалогов, мозговой штурм, стимулирующий творческое мышление и коллективное решение задач. Также широко применяется метод кейсов, позволяющий анализировать реальные жизненные ситуации, что помогает учащимся развивать критическое мышление, принимать обоснованные решения и готовиться к вызовам современного мира.

Особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков учащихся и преодолению страха публичных выступлений. Благодаря этому комплексному подходу мы воспитываем разностороннюю и целеустремлённую личность.

Я убеждён, что творческий подход применим и к изучению разных наук, включая точные дисциплины, такие как физика и математика. Такие методики помогает сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. И это подтверждается практикой. Выпускники «Вектора» из года в год показывают стабильно высокий средний балл ЕГЭ. Наши бывшие ученики – студенты и выпускники Финансового университета при Правительстве РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, ВШЭ, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГГУ, МГСУ, МЭИ и других ведущих вузов.

– Ещё один актуальный тренд в сфере образования – цифровая трансформация. Насколько здесь важен баланс между технологиями и общением «учитель–ученик»?
– Я убеждён, и моё мнение разделяют многие коллеги, что ни искусственный интеллект, ни цифровые технологии никогда не заменят самого учителя – человека, обладающего душой. Именно учитель является центром образовательного процесса, а технологии лишь помогают ему сделать уроки более ярким и насыщенными. Конечно, мы активно используем современные методы, для этого в школе есть все возможности и необходимое оборудование. Наши педагоги внедряют в учебный процесс современные информационно-коммуникационные технологии: интерактивные доски, мультимедийные проекторы и видеопрезентации, которые делают занятия более наглядными, но это лишь современный инструментарий. Живое общение и доверие между учителем и учеником всегда было, есть и будет незаменимым элементом обучения.

– К слову об учителях. Не секрет, что в отрасли наблюдается дефицит кадров. Как вы работаете с преподавателями, чтобы обеспечить высокое качество образования?
– Во-первых, я каждого своего учителя, преподавателя, воспитателя, работника столовой и уборщицу очень уважаю и по-человечески люблю. Всё взаимодействие с каждым сотрудником школы построено на доверительных и дружественных взаимоотношениях. Важно, чтобы учителю хотелось идти на работу, – только при таком условии ученику захочется идти в школу.
Конечно, мы подходим к подбору специалистов с особой тщательностью и ответственностью. При приёме на работу большое внимание уделяем как профессиональному опыту кандидатов, так и их достижениям в сфере образования. Обязательно проводим открытый урок, на котором учитель должен показать, как он применяет различные методики обучения. Большинство наших педагогов имеют высшую квалификационную категорию, отмечены наградами муниципалитета и Московской области.

При этом у нас работают и молодые талантливые учителя, а их наставниками становятся более опытные педагоги, на поддержку которых они всегда могут рассчитывать.
Всевозможные тренинги, курсы повышения квалификации и т.п., конечно, тоже позволяют достигать высоких результатов, всё это активно используется, но всё же подчеркну, что главная ценность нашего коллектива – это человеческое, доброе и уважительное отношение, которое не заменит никакой искусственный интеллект.

– «Вектор» – это не только школа, но детский сад, дошкольное образование. Как вы считаете, синергия «детсад–школа» в рамках одной организации имеет какие-то преимущества?
– Я бы даже сказал больше: те организации, которые охватывают образовательный путь человека от детского сада до выпуска из института, обладают колоссальными преимуществами.
Всё это время человек, начиная примерно с полутора и до 22 лет, полностью живёт в единой среде и в едином духе этой образовательной организации. Плавный, так называемый бесшовный переход из детского сада в школу играет важную роль. По сути, ребёнок переходит из одного маленького коллектива в другой, как и при дальнейшем переходе из школы в среднее профессиональное образование или вуз он испытывает определённый стресс, поскольку старые социальные связи остаются на предыдущем этапе, а новые необходимо выстраивать заново.

И это не всегда положительно сказывается на первоначальном этапе обучения, так как, помимо усвоения новых знаний, человеку приходится налаживать новые социальные контакты. В тех же образовательных организациях, где представлены все уровни, от детского сада до вуза, этот процесс значительно упрощается, поскольку отпадает необходимость тратить дополнительное время и энергию на создание новых социальных связей.

Поэтому, когда речь идёт о едином образовательном комплексе, объединённом общим духом и единомышленниками, это всегда даёт значительное преимущество. Вспомните себя: когда вы меняете работу, неизбежно испытываете определённый стресс, – ведь вы не знаете, в какой коллектив попадёте и какая там атмосфера. Но если переход происходит внутри одной компании, вы уже примерно представляете, с кем будете работать и что вас ожидает. Именно поэтому я мечтаю не останавливаться на достигнутом. Детский сад и школа – это, конечно, отлично выстроенная цепочка преемственности, но это только начало. В наших планах уже стоит продолжение обучения в рамках среднего специального образования, а в перспективе – и создание вуза.

– Каждая школа гордится успехами своих учеников. Какие вы могли бы выделить?
– Школе «Вектор» в этом году исполнилось уже 28 лет, и, пожалуй, самый значимый успех – это то, что многие наши выпускники возвращаются к нам, уже став родителями. Мне кажется, именно это один из важнейших показателей успешности работы школы. Конечно, успех можно измерять карьерными достижениями или учебными победами бывших выпускников, но когда они возвращаются в родную школу со своими детьми, это говорит о многом – это свидетельствует о глубокой связи с нашим образовательным сообществом.

– В марте этого года на совместном заседании президиумов правлений «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА» ваша кандидатура как члена президиума «ОПОРЫ РОССИИ» была единогласна одобрена. Какие новые возможности для вас и для школы «Вектор» открывает эта новая работа?
– Я полагаю, что на данном этапе можно говорить прежде всего о вотуме доверия, который мне выразили. Уважаемые члены президиума, президент и мои старшие коллеги по «ОПОРЕ РОССИИ» видят мою работу: мои успехи и неудачи – и, несмотря на всё, доверяют мне, поддерживают и говорят: «Продолжай в том же духе – у тебя всё получится». Это доверие открывает новые возможности и горизонты, подтверждает, что я двигаюсь в правильном векторе не только развития нашей школы, но и всего частного образования. И я надеюсь, что идеи о его трансформации в реалиях завтрашнего дня будут услышаны и поддержаны, прежде всего с позиции моих коллег – директоров частных образовательных учреждений, которые работают здесь, «на земле», с детьми, каждый день, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Image

25 сентября 2025 года прошел Инвест-Форум "Технологии и Возможности"

25 сентября 2025 года в самом сердце западной столицы России, г. Калининграде состоялся масштабный Инвест-Форум "Технологии и Возможности" организованный EVENT CORP AYA & ОРШИ – Продакшн, под руководством Анны...

Image

Круглый стол о парковках на дорогах общего пользования прошел в новокузнецком представительстве Кузбасской ТПП

2 октября в представительстве Кузбасской ТПП в Новокузнецке состоялся круглый стол на тему: «Создание и использование парковок (парковочных мест), расположенных на...

Image

Синтезис 2025: ключевые итоги Конгресса по нефтепереработке и нефтехимии в Нижнем Новгороде

29-30 сентября в Нижнем Новгороде состоялся Конгресс по нефтепереработке и нефтехимии: Синтезис 2025....

Image

В Кузбасской ТПП состоялась встреча представителей бизнеса с генеральным директором Шанхайской компании Manya

1 октября в Кузбасской ТПП состоялась деловая встреча представителей компаний региона с госпожой Майей Мань, генеральным директором компании SHANGHAI MANYA INDUSTRY...

Image

ГТК «Русмарин» проведёт эксклюзивный бизнес-завтрак по импорту из Китая

1 октября в Москве состоится деловое мероприятие Группы транспортных компаний «Русмарин» под названием «Китайский дракон: как приручить импорт или как Китай заменяет Европу». Об уникальной программе события и его...

Image

Новый выпуск облигаций компании «Электрорешения»

Компания «Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, объявляет о начале сбора заявок на выпуск 2-летних облигаций серии 001Р02 объемом 1 млрд рублей. Сбор заявок стартует 2 октября 2025 года с 11 до 16 часов (мск)....

Image

В РСПП обсудили возможности развития кадрового потенциала в России и зарубежом

Состоялось заседание Подкомитета по развитию международного кадрового потенциала в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), что стало значимым шагом в разработке государственной...

Image

Подводим первые итоги Пятого фестиваля рабочих профессий в автомобилестроении ВОЛИН ФЕСТ 2025!

Несколько месяцев тщательной подготовки команды профессионалов и вот он – результат совместной работы – Фестиваль ВОЛИН ФЕСТ...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили вопросы маркировки товаров групп автоиндустрии

25 сентября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, на обсуждение которого были вынесены вопросы обязательной маркировки смазочных...

Image

InRussia 2025: Международная платформа для развития промышленного партнерства

Ключевые представители российского и зарубежного бизнеса вновь соберутся на Международном форуме-выставке «InRussia 2025», ключевой платформе для знакомства мирового сообщества с потенциалом...

Image

Катырин: в России планируется расширение сети отделений Морской арбитражной комиссии

В России обсуждается создание новых отделений Морской арбитражной комиссии (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ, в том числе в Новороссийске. Об этом сообщил на пресс-конференции в ТАСС...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили потенциал гастрономии как сферы бизнеса креативных индустрий в регионе

23 сентября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему: «Гастрономия Кузбасса: от местных традиций к креативной индустрии будущего», в...

Image

Россия устойчивого будущего: ESG-трансформация регионов и бизнеса

16 сентября в Москве на площадке Цифрового делового пространства в рамках «Форума устойчивого развития городов» эксперты обсудили национальную ESG-повестку, трансформацию корпоративных стратегий, региональное развитие и...

Image

Первая «Евразийская премия «Ассамблеи автомобилистов»

18 ноября 2025 года в самом центре Петербурга, в концертном зале «Аврора», пройдёт торжественная церемония награждения лауреатов и победителей первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Её учредили: главная радиопередача...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.