Что молодежь привносит в бизнес
Руководитель АО «Деловая среда» Алексей Грищенко — о тенденциях развития малого бизнеса
Руководитель АО «Деловая среда» Алексей Грищенко — о тенденциях развития малого бизнеса
За девять месяцев 2024 года число открытых ИП или ООО в стране увеличилось на 21%, следует из результатов нашего исследования. Чаще всего бизнес регистрировали в рекламе (число новых компаний увеличилось на 34%), розничной торговле (33%), на рынке недвижимости (33%), в сельском хозяйстве (31%), сфере персональных услуг (30%), общепите (28%) и строительстве (18%).
Растет предпринимательская активность молодежи. В этом году число тех, кто открыл ИП или ООО в возрасте до 35 лет, выросло на 14% по сравнению с прошлогодним. Помогает им в этом национальный проект «Малое и среднее предпринимательство». По нему будущие или действующие предприниматели могу воспользоваться финансовыми и нефинансовыми мерами поддержки, стать участниками специальных программ или получить грант для развития своего дела. Молодое поколение руководствуется прежде всего стремлением к независимости и свободе от стандартных рабочих графиков. Они готовы к рискам: неудачи воспринимают как опыт, а не как поражение.
К тому же в обществе растет уважение к предпринимательской активности: 64% россиян готовы оказать поддержку своему ребенку в создании бизнеса в возрасте 18–21 года, следует из совместного исследования «Деловой среды» с аналитиками медиахолдинга Rambler & Co. Основные риски раннего начала предпринимательской деятельности россияне видят в недостатке у молодого поколения знаний и опыта, помехе получению высшего образования, а также в возможных долгах и нехватке характера. 56% участников опроса идеальным возрастом для открытия первого бизнеса считают 22–35 лет, 22% — 36–45 лет.
rbc.group
Реклама 00:00
00:00 / 01:52
Пропустить рекламу можно через
Доступность информации и технологий — важный фактор предпринимательской активности нового поколения.
В частности, платформы е-commerce предоставляют начинающим предпринимателям возможность старта бизнеса без необходимости значительных вложений в инфраструктуру. Молодые люди, привыкшие к онлайн-покупкам, легко адаптируются к работе на маркетплейсах.
Вероятно, рост популярности онлайн-покупок среди молодежи стал важным стимулом для открытия бизнеса на маркетплейсах. Не случайно среди тех, кто решился открыть свое дело сразу после школы (18–19 лет), самым популярным видом бизнеса оказалась онлайн-торговля. Их доля составила 20% от числа новых компаний в сфере розничной торговли.
Кроме того, сфера IT признана наиболее перспективной для юных предпринимателей: согласно нашим опросам, в этом году она вошла в топ-10 самых популярных для открытия бизнеса среди молодежи. Темпы открытия новых компаний в секторе году увеличились на 3 п.п. по сравнению с 10% в прошлом году.
Сегодня IT-отрасль продолжает активно развиваться, предоставляя возможности для стартапов и инновационных проектов. А рост спроса на цифровые технологии, онлайн-услуги и автоматизацию процессов делает IT-сферу особенно привлекательной для предпринимателей.
Ключевыми препятствиями при этом для предпринимательства в отрасли остаются нехватка знаний (46%), отсутствие навыков ведения бизнеса (23%), недостаток материальных ресурсов на открытие (15%).
В целом для старта бизнеса отсутствие знаний и денег — ключевые проблемы, показывает совместное исследование «Деловой среды» с сервисом «Работа.ру»: у 72% опрошенных нет стартового капитала и у 37% — навыков и опыта.
Эти проблемы решаются в том числе с помощью программ господдержки. Государство предоставляет субсидии и гранты для малого и среднего бизнеса, что позволяет покрыть часть расходов на запуск проекта. Популярностью также пользуются программы льготного кредитования. Эти и другие меры поддержки можно получить, став участником нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство»: зарегистрироваться на платформе МСП.РФ или обратиться в один из центров «Мой бизнес».
Еще одним помощником все активнее становится искусственный интеллект. Так, 19% опрошенных предпринимателей уже активно используют ИИ, еще 26% задействуют его не на полную мощность, оставляя возможности для дальнейшего развития. Использование искусственного интеллекта становится важным инструментом в бизнесе. В 38% случаев ИИ в компаниях применяется для анализа данных, в 20% — для автоматизации процессов, в 19% — для отслеживания трендов и в 11% — в маркетинге и рекламе.
Важную роль играют образовательные программы, курсы и менторская поддержка. Например, в этом году в пяти кейс-форумах, которые мы провели в разных городах России, приняли участие в общей сложности более 4 тыс. человек.
Бизнес готов учиться. Согласно последнему исследованию «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» от «Сбера», Минэкономразвития и фонда «Общественное мнение», только 20% предпринимателей сказали, что им достаточно знаний для ведения бизнеса. В свою очередь, 40% владельцев бизнеса планируют обучение в ближайший год.
Более того, концепция lifelong learning (непрерывного обучения) стала основой развития предпринимателей. В условиях быстрого изменения технологий и рынков постоянное обновление знаний служит ключом к конкурентоспособности — помогает адаптироваться к новым вызовам, улучшать навыки управления и расширять горизонты. Такой подход также способствует развитию гибкости мышления, что важно для успешного преодоления неопределенности и рисков в предпринимательской деятельности.
Сегодня молодежь видит в бизнесе не только способ заработать, но и возможности личностного роста. Поэтому новое поколение готово бросить вызов традиционным карьерным путям, создавая новые возможности для себя и общества.
Источник: (Ссылка)
Новая услуга, разработанная и апробированная департаментом строительно-технической экспертизы Кузбасской ТПП, направлена на подготовку технического...
В столице Чувашской Республики завершился первый форум «Навигационная безопасность», посвященный вопросам обеспечения технологического суверенитета и устойчивости навигационной инфраструктуры...
7 июля в Кузбасской ТПП состоялось вручение удостоверений о повышении квалификации слушателям, которые успешно прошли обучение и выполнили итоговое тестирование по курсу...
Общеотраслевая выставка текстильной и легкой промышленности «ИНТЕРТКАНЬ» делает шаг вперед в текстильной индустрии, представляя TREND GUIDE — продукт, разработанный в сотрудничестве с TRND lab & BRND buro....
6 июля в фан-парке «Бобровый лог» состоялась масштабная патриотическая акция «Одно сердце, одна Родина, один флаг». Главным символом события стал флаг России, который передаётся из города в...
1 июля 2025 года в Иркутске состоялось заседание Ассоциации торгово-промышленных палат Сибирского...
Почти 2 тыс. умных реле бренда EKF установлены в ЖК «1-й Лермонтовский», который ГК ФСК реализует под брендом 1-й ДСК. Эта значимая сделка подчеркивает стратегическое партнерство между компанией «Электрорешения», официальным представителем бренда...
26 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко выступил на тематической сессии «Единый рынок труда: вызовы и перспективы» Евразийского экономического...
Семейная встреча под открытым небом
20 июня на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось торжественное вручение дипломов и ценных призов победителям регионального этапа XXXI Всероссийского конкурса...
Экипажи проехали в одну сторону более 4000 км и посетили 8 городов страны: Нижний Новгород – Казань – Уфа –...
Эксперт Кузбасской ТПП Юлия Долганина и экспертное направление Кузбасской ТПП были отмечены наградами по спецноминации конкурса Национальной премии в области предпринимательской...
19 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко принял участие в работе сессии «Современный рынок труда: поиск ответов на глобальные вызовы», состоявшейся в рамках Петербургского международного...
Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...
Мероприятие посетило больше 40 человек: владельцы коммерческой недвижимости, застройщики и архитекторы.
15 мая в рамках IPWK CLUB прошла дискуссия, посвященная важной теме: «Возможен ли баланс между работой и личной жизнью в управленческой карьере?»...
Группа компаний «Мариллион» принимает активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление сотрудничества между российскими и китайскими компаниями, а также на развитие китайского...
С 3 по 12 июня состоится автопробег «Москва-Алтай» в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проект реализуется при поддержке Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.