Image

Накормить Дракона: РСХБ назвал топ-5 экспортных категорий АПК для Китая-2030

По торговому обороту главным партнёром России выступает Китай.

Этот тезис верен как в целом, так и для сельхозпродукции: поставки в Поднебесную выросли в полтора раза за год и достигли почти $7,6 млрд, что составляет 17,5% от общего экспорта российского АПК в 2023 году. С начала 2024 года показатель уже приблизился к $4,0 млрд. Россельхозбанк изучил рост потребностей Китая в продовольствии и назвал наиболее перспективные для отечественного агробизнеса направления.

«Численность населения Китая снижается второй год подряд, и страна уже уступила Индии статус самой густонаселённой. Однако это всё ещё колоссальный рынок в 1,4 млрд потребителей, а 40 лет напряженной работы позволили победить бедность и сформировать широкую прослойку населения с платёжеспособным спросом. Поэтому спрос на продовольствие в Китае будет расти, хоть и не быстро. Если в 2010 году житель Китая в среднем съедал 325 кг продукции из 22 категорий, то в 2023 году этот показатель достиг 361 кг, а к 2030 году, мы считаем, вырастет до 370-371 кг. В этих десяти килограммах на душу населения заключён огромный потенциал для российских экспортёров», – рассказывает главный отраслевой аналитик Россельхозбанка Андрей Дальнов.
Согласно прогнозу, среднедушевое потребление в Китае из 22 основных категорий по итогам 2030 года сократится только по некоторым маслам и зерновым, по остальным оно будет довольно равномерно расти – в среднем на 6% относительно 2023 года. Больше всего прибавят сахара (на 23% до 2,67 кг на человека) и сухофрукты (на 15% до 1,91 кг).

С точки зрения сохранения собственной продовольственной безопасности России как приоритета, природных особенностей нашей страны, логистики и производственных мощностей, а также потребностей Китая РСХБ выделяет пять наиболее перспективных направлений для экспорта АПК и экспертно оценивает их по трём критериям по пятибалльной шкале: потенциал роста поставок – потенциал увеличения доли на рынке – потенциал положительного влияния на инфраструктуру Дальнего Востока России.
Свинина: 5-5-5
Бесспорно, свинина – главный источник животного белка и ингредиент великого множества блюд китайской кухни с долей в 60% среди всего мяса в рационе. Ожидается, что в 2030 году потребление свинины в Китае перешагнёт отметку 31 кг, что почти на 1 килограмм больше, чем в 2023 году. При этом в ряде китайских городов, например, Гонконге и Макао, потенциал гораздо выше, там уже сейчас едят по 55 кг в год. В этом условном килограмме – колоссальные перспективы роста, так как в пересчёте на всю страну это 1,4 млн тонн свинины.

О прогнозах стало возможно говорить после открытия рынка Китая для российских свиноводов 28 февраля 2024 года.

Россия способна закрыть до трети этой потребности – 0,5 млн тонн мяса без ущерба для собственной продовольственной безопасности. Большую часть этого объема могут представлять различные субпродукты от задних ног до ушей свиньи. Запрос настолько велик, что наряду с Россией его могут одновременно и не мешая друг другу удовлетворять Бразилия, Евросоюз, США и Канада, а также, естественно, сам Китай.

По итогам года экспорт свинины из России может составить более 50 тыс. т. Динамика роста экспорта будет не в последнюю очередь зависеть от стоимости логистики. Доля стоимости перевозки в перевозке таких субпродуктов, как свиные ноги, является существенной, и снижении её уровня на единицу продукции дало бы необходимое преимущество перед более географически удаленными США и европейскими странами
.
Растительные масла: 5-4-4
Острые и разнообразные блюда китайской гастрономии готовятся на растительных маслах и практически всегда заправляются всевозможными соусами также на их основе. Этим объясняется рост потребления этой категории на 6% относительно 2010 года до 27,57 кг на душу населения, аналогичный темп видится возможным и до 2030 года – на те же 6% до 29,35 кг.
Масла – рапсовое и подсолнечное – занимают третье и четвёртое места соответственно в поставках продукции АПК из России в Китай с начала года. На них совокупно приходится почти $935 млн.
В 2023 году Россия отгрузила в Китай в совокупности около 2,5 млн т. растительных масел. Российские производители могут рассчитывать на увеличение поставок за счет наращивания доли в китайском импорте соевого, рапсового и подсолнечного масла, а также за счет большей переработки льняных семян и соевых бобов, которые сейчас также активно вывозятся в Китай. Суммарный прирост до 2030 года может составить 300-500 тыс. т. растительных масел.

Дары моря: 4-4-5
Среднедушевые потребности в рыбе и других водных биоресурсах и продуктах из них могут увеличиться на 9% почти до 40 кг, это +3 кг к 2023 году. Китайцы – мастера делать блюда из рыбы, и Россия могла бы использовать эту черту национальной кухни как фактор развития производств глубокой переработки. Её производство в России к 2030 году, как ожидается, увеличится на 1 млн тонн в год, а экспорт – на 90% до 754 тыс. тонн.

И спрос со стороны Китая может поднять эти цели ещё выше.

В частности, с начала 2024 года Россия в полтора раза нарастила поставки рыбной муки (непригодной в пищу) до $106 млн в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, эта категория вошла в первую десятку по экспорту продукции АПК в Поднебесную.

Вместе с перспективами увеличения глубокой переработки Россия продолжает поставки в Китай и мороженой рыбы: именно она занимает первое место в поставках за 2024 год. На неё пришлось почти $640 млн. На втором месте ещё одни дары моря – ракообразные. Их стоимость составляет $610 млн, это на 16,5% больше, чем годом ранее.

Россия является абсолютным чемпионом по поставкам в Китай мороженой рыбы с долей рынка 50% и опережая ближайшего конкурента – США – почти на 980 млн т. Поставки российской продукции данной категории в Китай в 2023 году составили около 1,2 млн т. Увеличивать объемы отгружаемой продукции было бы затруднительно и, возможно, нецелесообразно: Китай перерабатывает часть получаемой продукции и, в свою очередь, экспортирует. Для российских производителей важно увеличивать в Китай отгрузки продукции глубокой переработки. Например, российские производители нарастили поставки филе рыбного в Китай за последние годы в несколько раз примерно до 18 тыс. т в 2023 году. Для дальнейшего увеличения поставок необходимо четко дистанцироваться от основного конкурента – Вьетнама, который специализируется на поставках в низко-ценовом сегменте продукции, выращенной в спорных условиях. Таргетируя рестораны и премиальную полку, российские производители могли бы в течении нескольких лет преодолеть планку в 50 тыс. т. филе.

Сухое молоко и молочная сыворотка: 4-3-4
Современные китайцы обожают делать прохладительные напитки на основе молока, и рост на 9% до полутора килограмма таких товаров на человека – довольно предсказуемый сценарий. Российские производители могут видеть в этом стимул развивать глубокую переработку и продавать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Определённый авторитет у отечественных молочников есть благодаря экспорту мороженого. При этом у российской молочной продукции репутация «с истинным чистым вкусом»: на фоне всевозможных видов местного мороженого с добавлением гороха, кукурузы, фасоли, зелёного чая и т.д. на прилавках китайских магазинов выделяется отечественный вафельный рожок «Русское мороженое со вкусом молока».

Различные продукты сушки молока обладают наибольшим потенциалом благодаря удобству использования в разных сегментах пищевой промышленности. Так, например, за пять лет Россия практически с нуля нарастила экспорт молочной сыворотки в Китай до примерно 7 тыс. т в 2023 году. При этом доля российской сыворотки на китайском рынке остается незначительной (около 1%). Темпы роста российского экспорта и растущая потребность в сыворотке в Китае говорят о возможности увеличить объемы вывоза продукта в несколько раз к 2030 г. до 20 – 30 тыс. т и более.
Птица: 3-2-4

С 2010 по 2023 гг. потребление мяса птицы в Китае выросло на 4% до 14,6 кг и, ожидается, вырастет ещё на 4% до 15,22 кг на человека к 2030 году. По мнению аналитиков РСХБ, этот прогноз позволяет рассчитывать на увеличение экспорта соответствующей продукции из России, что может создать стимул для постройки дополнительных и перерабатывающих производственных мощностей в регионах Дальнего Востока, а это рабочие места и доход в бюджет. В 2023 году экспорт мяса птицы в Китай составил более 130 тыс. т. Россия занимает на рынке порядка 10% и конкурирует с лидерами мирового экспорта птицы – США и Бразилией. Тем не менее, наша страна может рассчитывать на увеличение экспорта по крайней мере до 150 тыс. т. Особенностью экспорта в Китай является существенная доля куриных ног, которые крайне мало востребованы у потребителей в России. Теоретически только по этой позиции объемы экспорта можно было бы довести до 140-150 тыс. т. при соответствующей работе с качеством и дистрибуцией.

«По итогам 2023 года Россия экспортировала в Китай продукции АПК почти на $7,6 млрд, сальдо торгового баланса превышает $5,1 млрд. Темпы роста и планы российского АПК, а также особенности развития Китая позволяют прогнозировать, что с каждым годом Россия будет занимать всё большую долю в удовлетворении потребностей нашего соседа. Существует большое количество продуктовых категорий, по которым отечественные производители смогут существенно нарастить поставки, привлекая в страну дополнительный доход с сохранением приоритета продовольственной безопасности», – заключает Андрей Дальнов.

АО «Россельхозбанк». Генеральная лицензия Банка России №3349 (бессрочная). Реклама. Токен 2SDnjeD4uwY

Image

II Российско-китайский форум: обмен знаниями, опытом, контактами и культурой

Второй год подряд Международный форум «Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество: РОСТКИ» соберет в г. Казани представителей бизнес-кругов России и Китая для обсуждения вопросов двустороннего...

Image

Предприниматели Подмосковья – участники программы наставничества

В середине октября в Московской области стартовал трехнедельный курс обучения для индивидуальных предпринимателей и владельцев ООО. В партнерстве с опытными наставниками слушатели прорабатывают свои бизнес-проекты, идеи,...

Image

ВОЛИН - ФЕСТ 2024

Аншлаг четвертого фестиваля рабочих профессий в Московской области

Image

В Кузбасской ТПП состоялось первое публичное обсуждение проекта областного закона о семейном предпринимательстве

31 октября в Кузбасской ТПП состоялось расширенное заседание Комитета по развитию семейного предпринимательства, в рамках которого состоялось первое публичное...

Image

Определены ТОП-50 лучших университетских стартапов 2024 года

Шорт-лист составляется в рамках федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Основатели и руководители ТОП-50 стартапов выступят на Всероссийском форуме технологического предпринимательства...

Image

Программа наставничества для самозанятых подводит промежуточные итоги

Курс обучения, участниками которого стали самозанятые граждане Московской области, стартовал в середине октября.

Image

Ежегодная конференция TECH WEEK пройдет 26-28 ноября в технопарке «Сколково»

26‒28 ноября в Технопарке «Сколково» состоится ежегодная конференция TECH WEEK. Это глобальное событие, которое дает экспертам завести полезные знакомства с потенциальными клиентами и партнерами,...

Image

XV ежегодная Премия «Выбор потребителей»

7 ноября на территории отеля Mantera Resort & Congress пройдет юбилейная XV церемония вручения Премии в области качества продукта и сервиса «Выбор потребителей»....

Image

БИЗНЕС-ДЕНЬ В СКОЛКОВО!

Открывает встречу - Елена Батурина - основатель мультибренда BRUSNIKA с медийным лидерским клубом BRUSNIKA BUSINESS.

Image

В рамках Форума «Россия-Китай» запланировано более 30 уникальных культурных событий!

Для гостей, участников и экспертов второго Международного российско-китайского Форума «Ростки» подготовлена насыщенная культурная программа....

Image

Будущее здесь: продолжается приём заявок на ежегодную Премию «Время инноваций»

XIV Премия в области инноваций, вручаемая с 2011 года за лучшие практики по развитию инноваций в разных сферах, продолжает приём заявок....

Image

Форум «Международный день торговли – 2024»

Этой осенью состоится важное и большое событие в жизни участников внешнеэкономической деятельности, которое предоставит уникальную возможность для обмена опытом и установления новых деловых...

Image

«РусАртСтиль» - мода на традиции

VIII Выставка-ярмарка народных мастеров, художников и дизайнеров России «РусАртСтиль» пройдет с 21 по 24 ноября 2024 года в историческом центре Москвы ¬– в выставочном пространстве Даниловский Event...

Image

Rosmould | Rosplast | 3D-TECH – уникальная выставочная платформа c 20-летней историей развития

17-19 июня 2025 года в Москве пройдут три ключевые отраслевые выставки российского рынка технологической оснастки, полимерной индустрии и аддитивных технологий: Rosmould, Rosplast и...

Image

VII Инновационная школа эстетической медицины!

20-21 февраля 2025 года в сердце России состоится VII Инновационная школа эстетической медицины!

Image

«Развитие частного образования в России. Взаимодействие с дружественными странами»

6 ноября 2024 г. Russian Business Guide при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ, ассоциаций «Российско-Турецкий диалог», «Российско-Азербайджанский диалог», АНОО ШКОЛА «ВЕКТОР» проведёт круглый...

Image

Перспективы развития частного образования обсудили на форуме, организованном «ОПОРОЙ РОССИИ»

В Москве состоялся IIФедеральный Форум Общественного Негосударственного Образования «Частное...

Image

Кузбасская ТПП на международной выставке в Новокузнецке организовала семинар о товарных знаках

В рамках деловой программы II Международной агропромышленной выставки «АгроКузбасс», которая прошла 24 - 25 октября в Новокузнецке, Кузбасская ТПП организовала заседание...

Актуальные комментарии