ТИРАЖНАЯ ГРАФИКА ДВАДЦАТОГО ВЕКА – арт-объекты, доступные каждому!
Говоря об искусстве прошлого столетия, нельзя не отметить, что данный период открыл абсолютно новую страницу в культуре и истории.
Говоря об искусстве прошлого столетия, нельзя не отметить, что данный период открыл абсолютно новую страницу в культуре и истории.
Ведь всё, что было создано ранее, связано с развитием реализма, отражением действительности. А художников двадцатого века интересовала глубина, можно сказать – иное, философское, представление объектов. Благодаря основателям московской галереи ThePersonal Сергею Крылову и Олесе Сидоренко редакция журнала Russian Business Guide совершила настоящую экскурсию в мир творцов двадцатого века, создавших неимоверное количество уникальных стилей и графических работ, востребованных по сей день. В интервью мы поговорили об истории тиражной графики, аукционной деятельности галереи и, конечно, просветительской миссии её создателей.
– Сергей, Олеся, расскажите, как давно искусство двадцатого века занимает ваши мысли? Почему вы решили связать свою жизнь с аукционной деятельностью, выбрав в качестве направления именно тиражную графику прошлого столетия?
Олеся: Я и Сергей воспитаны на классическом искусстве. До того момента, как мы встретились и создали общий проект, каждый из нас был увлечён своим направлением. Я долгие годы занималась традиционным восточным искусством, Сергей – русской классикой. Эти знания и опыт являются той базой, оттолкнувшись от которой можно было двигаться дальше. Хотелось двигаться к чему-то новому. Этой свежей волной и стала графика XX века.
Очевидно, что среди творцов того времени просматривалась яркая индивидуальность. Столь мощный рывок в сторону бунтарского искусства произошёл в том числе и по причине того, что уже много лет как была изобретена фотография. Вследствие этого точное копирование действительности посредством мастерства художников стало не особенно важным. Творчество было вынуждено искать иные пути развития. Таким образом, появились направления, создавшие абсолютно новый пласт в истории искусства.
Мне и Сергею, чьи галереи находились по соседству, безусловно, всё это показалось интересным; и чем глубже мы изучали историю искусства прошлого века, тем больше открывали для себя талантливых авторов, о которых у нас в России знали мало. Соответственно, одной из миссий нашей общей галереи ThePersonal стала ещё и просветительская сторона, подразумевающая популяризацию творчества самых разных художников двадцатого века.
Это направление очень обширное, настоящий «Клондайк». В нём бесконечное множество стилей, сюжетов и широчайший ценовой диапазон: от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. Но, по сравнению с произведениями живописи, цены на тиражную графику, как на предметы искусства, весьма лояльны.
Сергей: Я бы хотел дополнить историю создания нашей галереи, открывшейся в 2016 году. Около 10 лет назад меня и Олесю жизнь свела в одном пространстве – в антикварном центре, где находилось порядка двадцати различных галерей.
В определённый момент застоя в галерейной деятельности мы, каждый по отдельности, поняли, что продолжать работать в том же ключе невозможно. Появились мысли о смене направления деятельности. В тот момент в кругу общих знакомых и коллег частыми темами для разговоров являлись тренды в современных дизайнах интерьера. Мы осознали, что тенденции на классическую живопись стали уходить в сторону минимализма, поэтому те работы и предметы искусства, которыми мы занимались ранее, в основном перестали вписываться в новые дизайнерские решения.
Несколько позже у коллеги я увидел работу художника-иллюстратора Эрте (Романа де Тыртова) эпохи ар-деко, которая мне очень понравилась. Выяснилось, что это была графика, выполненная методом шелкографии, вручную подписанная автором и к тому же номерная, то есть выпущенная лимитированным тиражом. В тот момент, конечно, появился интерес к биографии и другим произведениям этого автора. Естественно, всем изученным я поделился с Олесей, с чего и начался наш общий путь в мир искусства двадцатого века.
Первоначально мы не так много знали об этом, но шаг за шагом нам открывался необъятный мир тиражной графики, новые имена и стили.
В дальнейшем, изучая целевую аудиторию, мы поняли, что и поколение покупателей изменилось. Среди них появились молодые люди, свободные духом, – те, кто любит ездить по миру, посещать музеи, видеть совершенно разные стили. И конечно, таким эстетам тесно в рамках всем известных картин, представленных в самых крупных галереях страны.
– Расскажите об истории возникновения тиражной графики. Как она развивалась и почему так востребована сейчас?
Олеся: На самом деле тиражное искусство известно давно, в Европе оно существует на протяжении уже шестисот лет. Там всем знакомы офорты Франсиско Хосе де Гойя, Альбрехта Дюрера, Рембрандта Харменса ван Рейна. В Японии были распространены ксилографии (гравюры), а в России – литографии. Каждой стране были присущи свои технологии создания, но всё-таки цель оставалась одна – донести красоту изображения и информацию до широких масс, поэтому к тиражной графике относили также афиши и плакаты. Но как отдельный вид искусства её восприняли только в двадцатом веке.
Сергей: Мы с Олесей убеждены, что основной толчок к развитию тиражного искусства как коммерческого проекта произошёл благодаря вкладу авторов парижской школы. Это Пабло Пикассо, Марк Шагал, Амедео Модильяни, Фрэнсис Бэкон, Жорж Брак, Фернан Леже и другие. Они были очень популярными при жизни. Естественно, стоимость их работ уже тогда была высокой. Но именно эти художники стремились привнести искусство в массы.
Самой популярной студией по созданию литографий с 1930-х гг. была парижская мастерская братьев Мурло, там печатали порядка 80-90% всех литографий в Париже.
Вторая волна популярности тиражной живописи пришлась на послевоенное время и – с появлением поп-арта Энди Уорхола. Особой ценностью обладали работы, созданные в техники шелкографии. Если говорить подробнее, то сложность этого метода заключалась в том, что краска лилась на трафарет через шёлк, что позволяло создавать неповторимые по красоте градиенты. Механизировать этот процесс невозможно, это абсолютно ручная работа, в корне отличающаяся от метода офсетной литографии.
Самый выдающийся пример – как раз тот самый Эрте, чьи картины пробудили в нас интерес к искусству двадцатого века. Начиная с 1980-х годов он создал исключительные по красоте работы, в которых применялись золочение и тиснение. Об этой серии можно долго говорить, ведь изысканность этих работ не знает себе равных.
Таким образом, тиражная графика стала самодостаточным видом искусства, не копирующим и не заменяющим что-либо.
К слову сказать, во всём мире это многомиллиардный в долларовом эквиваленте бизнес. Всем известны «русские торги» на главных мировых аукционах Sotheby’s, Christie’s, Bohnams и т. д., которые проходили дважды в год. Эти же аукционные дома проводят аукционы тиражной графики, которые называются Prints and Multiples, гораздо чаще, так как на неё очень высокий спрос.
Олеся: Важным ещё является и тот факт, что в основе тиражной графики лежит демократический принцип, который хорошо сумел продекларировать Энди Уорхол. Он был озадачен тем, чтобы каждый человек, если ему захочется, мог позволить себе иметь предмет изобразительного искусства. Ведь элитарные произведения доступны единицам, а тиражное искусство охватывает огромное количество людей. Сегодня среди наших клиентов – представители разных слоёв, вне зависимости от возраста, образования, сферы деятельности или положения на социальной лестнице. Как и в любом бизнесе, мы рады тому, что дело идёт и приносит доход. Но тот факт, что покупателями графики Пикассо или Шагала является каждый из них, – прекрасно!
– Какие стилевые течения тиражной графики представлены в вашей галерее сегодня? Какие работы предпочитают приобретать покупатели?
Сергей: Наша задача состоит сегодня в том, чтобы представить абсолютно все стили, так как вкусы у людей разные, а удовлетворить мы должны желания каждого покупателя.
Поясню: кто-то идёт в галерею за конкретным именем, кто-то – за временным периодом, стилем, а кто-то – за цветовой палитрой. У каждого посетителя свои предпочтения и критерии отбора.
Помимо коллекционеров, приобретающих графику для себя, среди наших клиентов есть дизайнеры интерьера и архитекторы. Они приходят с целью организовать для проекта единое визуальное пространство, поэтому выбирать могут работы самых разных авторов, но, как правило, в одном стилистическом решении.
– Работы каких авторов представлены в галерее ThePersonal? Было бы интересно узнать о том, как вы находите эти редкие предметы искусства.
Сергей: В фонде находятся работы самых знаменитых художников двадцатого века, которые задавали новые направления в искусстве, а именно: литографии Марка Шагала, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Жана Кокто, Эгона Шиле; шелкографии Эрте, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Виктора Вазарели и многих других. Кроме того, множество мастеров, чьи имена сейчас не так известны в России: работы Рене Грюо, Жоржа Брака, Бернара Бюффе, Осипа Цадкина, Эйвинда Эрла, Рихарда Линднера и др. Галерея ThePersonal открывает и современных мастеров: например, шелкографии с сюжетами из голливудских блокбастеров от креативного директора Netflix Крейга Дрейка.
Поиск работ – отдельная большая миссия. Сложность в этом процессе одна – иметь в галерее то, что нужно покупателю. И это очень непростая задача, так как для этого нужно найти оптимальное сочетание нескольких критериев (перечислены в порядке очерёдности внимания покупателя): это эстетика, цена, качество (аутентичность). Чтобы соответствовать этим трём критериям, для нас ещё добавляются две задачи – собственно, найти работу, соответствующую этим критериям, и доставить её в Россию.
Если говорить подробнее, то перекупать графику в других галереях, даже с учётом скидок для коллег, бессмысленно: всё равно конечная себестоимость будет слишком высокой. А мы, как коммерческий проект, всё-таки заинтересованы в получении дохода, чтобы не просто коллекционировать и демонстрировать вещи, а зарабатывать и инвестировать в дальнейшее развитие.
Что касается определения подлинности, то здесь без ложной скромности могу сказать, что я и Олеся являемся абсолютными экспертами в своём деле и легко отличаем оригинал от подделки, созданной при помощи цифровой печати. Однако даже при высокой компетентности анализ требует времени.
Самым трудоёмким процессом является логистика, так как везти приходится несколько работ одновременно. Доставлять их по одной достаточно затратно. Исходя из этого, возникает вопрос сбора, хранения и упаковки графики, а после и её отправки.
Олеся: На самом деле поиск работ – каторжный труд, которому Сергей фанатично предан уже много лет. Он мониторит рынок по всему миру и днём и ночью. Благодаря его совершенному знанию английского языка, умению вести переговоры мы приобретали работы в Австралии, Новой Зеландии, Аргентине, Бразилии, Америке и по всей Европе. Находили их порой в самых отдалённых уголках мира.
Сейчас у нас хороший запас графики, поэтому поставки не такие частые, как раньше, однако Сергей всё равно постоянно изучает рынок.
– Какая графика за всю историю существования галереи произвела на вас наиболее сильное впечатление?
Сергей: В первые годы работы мы фанатично искали картины Эрте, Рене Грюо, Тамары де Лемпицка…
Олеся: Тамара де Лемпицка – одна из моих любимых авторов. Помню, как к нам попала её работа «Автопортрет в зелёном Бугатти», совершенно захватившая моё сознание. Каждый день я подолгу рассматривала её, ощущая абсолютную магию этого произведения. Конечно, она пробыла в галерее недолго, её почти сразу купили.
Сергей: Ещё нам нравились авторы, которые, к сожалению, не нашли в России коммерческого успеха: Рихард Линднер, Пауль Вундерлих. Это были художники, которыми «загорались» лично мы. К слову сказать, 90% изображений мы выбирали и выбираем за эстетику. Даже если это noname, то есть неизвестный автор, а работа прекрасная, мы всё равно её приобретаем.
– Какие темы, воплощённые в искусстве авторов прошлого века, востребованы у сегодняшних коллекционеров?
Олеся: Ярко выраженной тенденции нет. Люди тяготеют к совершенно разным вещам, это зависит от вкуса. У дизайнеров часто востребованы абстрактные, геометрические и беспредметные сюжеты. Многим нравятся цветовые пятна, посткубизм или поп-арт.
Отдельная тема – приобретение графики в качестве статусных подарков, здесь люди чаще выбирают работы Марка Шагала, Пабло Пикассо, потому что эти произведения являются ещё и инвестициями; покупая их, человек никогда не прогадает.
– Как часто и в каком формате вы осуществляете торги? Расскажите о том, как стать участником проводимого вами аукциона.
Сергей: Мы являемся активными пользователями аукционного онлайн-портала Bidspirit, где любой желающий может зарегистрироваться, изучить предстоящие аукционы и совершенно обезличенно стать их участником. Галерея ThePersonal проводит торги только онлайн, потому что на нашей площадке сложно вместить большое количество людей.
Олеся: Важно отметить, что галерея пользуется услугами сервиса, созданного Александром Киселевским, с 2017 года. И сегодня мы остаёмся ему бесконечно благодарны за его внимательное отношение к каждому участнику процесса, подключённость к процессу 24/7.
Могу смело сказать, что мы были одними из первых, кто поверил в успех онлайнформата. В то время большинство аукционных домов проводили торги в основном очно: онлайн-трансляции были как бы дополнением. Как правило, это были закрытые, кулуарные мероприятия.
Конечно, на первом этапе, в связи с тем, что люди не имели привычки участвовать в торгах дистанционно, нам было сложно. Но начиная с 2020 года этот сервис стал одним из самых востребованных в своей нише…
Сергей: Мы устраиваем аукцион под брендом «Эстетика» раз в месяц и минимум из ста лотов. Безусловно, продажи каких-то из них не оправдывают наших ожиданий, но в целом статистика продаж всегда положительная. Работа с Bidspirit позволяет расширять покупательскую аудиторию и продвигать как новых для аудитории авторов, так и саму печатную графику.
Олеся: Ещё благодаря платформе мы имеем возможность продавать работы по всей стране, это большое преимущество. Приятно осознавать, что, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, участниками торгов всё чаще становятся люди из регионов.
Сергей: Я часто шучу, что из галериста превратился в ремесленника. Для художественного оформления графики я использую компьютерные технологии, что даёт возможность создавать уникальные паспарту для каждой работы в отдельности. Мне интересны новые формы, орнаменты, сочетания двух-трёх багетов. С большим удовольствием придумываю решения самых разных конфигураций, поэтому багет, созданный в нашей галерее, можно считать отдельным арт-объектом.
Олеся: Да, соглашусь. В этом смысле Сергей – настоящий дизайнер, его оформление всегда безукоризненно.
– Какие цели и задачи стоят перед вами сегодня? К чему вы стремитесь?
– На протяжении всего развития галереи мы придерживаемся принципа, созданного ещё парижской школой художников двадцатого века, упомянутых мной выше, а именно: «Нести искусство в массы». Поэтому стараемся как можно больше рассказывать об истории тиражной графики, побуждая людей к изучению творчества мастеров прошлого и, конечно, приобретению настоящих, оригинальных предметов искусства, находящихся в доступном ценовом диапазоне.
Подготовила Дарья Бакарина
Организатором мероприятия выступило «Общество деловых женщин Бахрейна».
18-19 февраля на площадке Национального центра «Россия»пройдет II Форум негосударственного образования, который ожидаемо привлечет более 2 тысяч участников и около 100 спикеров — представителей государственных органов,...
13 февраля 2025 года в Цифровом деловом пространстве города Москвы соберутся более 700 гостей в рамках концерта «Музыка бизнеса». Звёздные музыканты, творческие предприниматели и топ-менеджеры...
Инструменты цифровизации активнее всего внедряются в госуслугах, финтехе и e-commerce. Об этом сообщил глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей...
Пресс-конференция, посвященная проведению V Художественно-промышленной выставки-форума «Уникальная Россия», состоялась в пресс-центре ТАСС 15 января 2025 года....
13 января состоялась встреча президента Центрально-Сибирской ТПП Рафаэля Шагеева с директором экспортного отдела компании CNF Иваном Кунгом и заместителем председателя Союза дружбы народов г. Сюйчжоу Цао...
С 12 по 14 марта 2025 года в Москве, в выставочном комплексе «Тимирязев Центр» (все павильоны и залы), пройдет 17-я Международная выставка тканей и текстильных материалов «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна» – крупнейшая...
Данное мероприятие стало завершающим в 2024 году в рамках реализуемого...
Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Союз журналистов России приглашают журналистов, редакции и редакционные коллективы средств массовой информации...
Михаил Лабудин, директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России:
23–25 апреля 2025 года в петербургском КВЦ «Экспофорум» пройдет XX Всероссийский форум-выставка «Госзаказ». Форум станет площадкой для обсуждения перспектив развития государственных и...
28-29 апреля 2025 года в г. Геленджик состоится VII Черноморский конгресс по пластической хирургии и косметологии.
С 23 января по 9 февраля 2025 года в московском Гостином дворе пройдет юбилейная V Художественно-промышленная Выставка-форум «Уникальная Россия». Грандиозное событие объединит сотни талантливых художников,...
26-27 ноября прошел X Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России», посвященный актуальным вызовам рынка труда. В мероприятии приняли участие лидеры рынка, эксперты,...
Компания СИТЕК, российский интегратор и разработчик системы управления складом 1С:WMS, успешно завершила проект по автоматизации складов общей площадью 2 000 м² для компании ТОО "ТД INTANT" в г....
Уважаемый Владимир Михайлович! Коллектив издательско-коммуникационной группы «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА» поздравляет Вас с 70-летним...
18 декабря 2024 года в онлайн-формате прошло заседание Ассоциации «Российско-Турецкий диалог», на котором руководители профильных комитетов подвели итоги работы, отметили основные тренды в...
Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Союз журналистов России приглашают журналистов, редакции и редакционные коллективы средств массовой информации...
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.
Портфель ответственного финансирования Сбера оценили в 3,1 млрд рублей