Image

Импортозамещение в автопроме идет с металлическим скрежетом

«АвтоВАЗ» готов меняться и стремиться к максимальной импортонезависимости. Однако очевидно, что компании нужна поддержка, в том числе и со стороны российских металлургов.

На данный момент в России полным ходом идет освоение новых видов и улучшение качества имеющейся металлопродукции для автомобилестроения. Но российские производители автомобилей подчеркивают: локализация и импортозамещение в их отрасли находится на начальной стадии.

Проблемы и перспективы данных процессов сегодня обсудили в ходе заседания рабочей группы по Межотраслевой программе освоения новых видов и улучшению качества металлопродукции для автомобилестроения на период 2018-2023 годы (МОП).

Прокат прокату рознь
Начальник управления инжиниринга материалов НТЦ АО «АвтовВАЗ» Дмитрий Рузаев заметил, что последние 20 лет в сфере автомобилестроения, вопреки мнению скептиков, в той или иной степени все же занимались импортозамещением: то, что были вынуждены закупать, так или иначе осваивалось в России. Однако приходится констатировать, что около 75% позиций так и не получили аналогов в РФ. Одна из основных причин — иностранное оборудование и иностранные материалы, используемый при изготовлении деталей.

На данный момент, по словам эксперта, трудностей у автопроизводителей не возникает в сфере плоского проката, который освоен в РФ. При этом из-за большого внутрироссийского спроса на высокопрочный прокат «АвтоВАЗ» вынужден обращаться к иностранным производителям.

Кроме того, еще до начала спецоперации, компанией была проведена большая работа по анализу отечественного рынка. Так, на «АвтоВАЗе» выяснили, что по части сортового проката местные производители удовлетворяют заявленные спецификации, однако, с учетом текущих экономических событий данные марки остаются невостребованными.

«При этом есть извечная проблема, связанная с так называемым “малотоннажкой”. Есть несколько позиций, которые для нас на сегодняшний день буквально являются “остановочными”. И мы действительно просто стоим из-за отсутствия тех или иных позиций, поскольку очень сложно решаются вопросы закупки, вопросы логистики и так далее», — заметил Дмитрий Рузаев.

Например, эксперт упомянут в данном контексте пружины передней подвески. Закалено-отпущенная проволока для их производства закупалась у Китая и Кореи, аналог ее в РФ отсутствует.

«На сегодняшний день, буквально с начала военной операции изготовители начали срочно осваивать производство пружин подвески методом холодной наливки. И тут есть несколько проблем: во-первых, сделать сам прокат очень сложно, во-вторых — производимое необходимо обкатать на долговечность. Поставщикам приходится, по сути делать новую конструкцию и потом долго изнурительно её обкатывать, что занимает время», — посетовал Дмитрий Рузаев.

Сейчас у «АвтоВАЗ» есть два российских поставщика-изготовителя пружин — ООО «УПЗ» из Магнитогорска и ООО «НПЦ» из Ижевска. Ещё один находится в стадии одобрения. Но пока, по словам эксперта, автозавод все еще использует экспортный прокат.

«Проблема того, что изготовитель “сидит” на импорте, касается и массовых позиций. В последнее время участились и поломки таких деталей, к которым также предъявляются высокие требования по долговечности. Это говорит о том, что вероятно поставщики проката отказывают в поставках изготовителям комплектующих», — добавил Дмитрий Рузаев.

Остро стоит вопрос по комплектующим, изготовителей которых нет в РФ вовсе. Например, пружинных хомутов двигателя и систем автомобиля. Причем становится очевидно, что пока в России отсутствует даже материал для производства подобных деталей. В результате никто за подобную дорогостоящую работу не берется.

«Северсталь» берет рынок
Между тем, руку помощи автопроизводителям протянула «Северсталь». Компания взяла на себя задачу изготовить альтернативу трехслойному металл-полимер-металлу толщиной 1,25 мм, который поставлялся из Швеции и применялся при производстве крышки головки блока цилиндров Lada 4х4.

«Проблема в том, что если мы будем использовать другие, обычные прокаты, то будет превышен уровень издаваемого автомобилем шума. Это приведёт к запрету на продажу подобных авто в России, согласно законодательству. К сожалению, пока мы ничего не нашли, но надеемся, что инновационная разработка “Северстали” нам поможет», — резюмировал Дмитрий Рузаев.

Еще одним важным с точки зрения импортозамещания в автоотрасли вопросом является переход с продукта шведской Hoganas на металлический порошок «Северстали».

«Было потрачено много времени, однако нам удалось получить положительное заключение. По другому виду деталей, производимых из подобного материала, находимся в разработке. Надо честно признать – производство идет не по аналогичной технологии, у нас таких поставщиков нет. Основная цель: найти порошки аналогичные Hoganas в Китае. А дальше смотреть, что мы можем “выжать” из порошков Северстали», — заключил Дмитрий Рузаев.

Заместитель генерального директора по производству ЦНИИЧермет Сергей Манегин заметил, что на данный момент «Северсталь» — это единственный промышленный производитель металлического порошка, который существует в России.

«Мы поняли, что быстрых решений и выхода из этой ситуации нет. И способам шапкозакидательства это решить не получится. Нужно искать новые технологические решения. Необходимо опираться на то, что у “Северстали” есть по выпуску, оттачивать технологии, помогать им и выходить на качественный показатель. Надо на базе “Северстали” начать разработку новых порошков, старая технология утеряна. “Северсталь” одна пытается восстановить производство, и им надо помогать, не ждать завтра результат, а искать совместные рычаги», — сказал он.

Представитель подразделения ПАО «Северсталь» Олег Кожников подчеркнул, что компания занимается производством порошков с 1991 года. При этом было четко видно разделение рынка между «Северсталь» и Hoganas. «И когда они ушли, встал вопрос, что с этим делать. У нас нет своего оборудования, хотя ранее была разработка с НИИчерметом. Сейчас же компетенции утеряны», — заметил он.

«Северсталь» придумала собственную технологию. Достаточно чистая руда давала пластичный порошок. И на базе этого была создана методика распыления чугуна воздухом в воду. Представитель российской компании подчеркнул, что их разработка отличается от шведского варианта.

«В свое время мы провели анализ того, что мы будем делать дальше. Выяснилось, что наши производители используют в среднем 2-3 кг порошка в автомобилях, тогда как западные — около 10 кг. Потенциал – порядка 200%. И мы работает в данном направлении», — констатировал Олег Кожников.

Импотрозамещение vs «замена Китаем»
В эксклюзивном комментарии «Эксперту» Дмитрий Рузаев отметил, что главная проблема, которую в России уже не могут решить десятки лет и которая тормозит автомобильную всю промышленность — это отсутствие необходимых материалов.

«Уже готовых комплектующих и мощностей местных нам хватает. Вопрос в том, что они делают это из импортного сырья. Кроме того, на данный момент с рынка ушли почти все, для изготовителей остались только мы и ГАЗ. Производства подобного типа сложные, и хоть мы все делать в России научимся за раз, держать его будет нерентабельно для малого количества приобретателей», — сказал он.

Эксперт напомнил, что автомобильный рынок в России — слишком маленький для того же металлургического бизнеса.

«И никто не хочет это менять. В итоге мы переключаемся с европейского импорта на китайский. Параллельного импорта у нас практически нет, потому что все знают, куда идет продукция. Мы разрабатываем новые направления, смотрим на Иран на Индию. Приобретаемая продукция имеет разное качество. Если хотим взять под свои задачи и адаптировать — на это нужны деньги. А кому это интересно? В хорошие времена наш объем потребления был меньше 5%. При том, что в Европе, это самый маржинальный бизнес. Все за автопромом бегали на задних лапках, у нас — наоборот. С другой стороны, собственный автопром — это важно. Его наличие повышает технологическую независимость страны. В общем, вопросов и работы еще очень много», — подытожил представитель «АвтоВАЗа».

Остаётся надеяться, что различные отрасли в ближайшее время придут к взаимопониманию и пойдут навстречу друг другу. Ведь в ином случае — импортозамещение превратиться в «замену Китаем», а собственное развитие будет продолжать пробуксовывать.

Источник: (Ссылка)

Image

Бренд EKF и ГК ФСК делают жилье цифровым

Почти 2 тыс. умных реле бренда EKF установлены в ЖК «1-й Лермонтовский», который ГК ФСК реализует под брендом 1-й ДСК. Эта значимая сделка подчеркивает стратегическое партнерство между компанией «Электрорешения», официальным представителем бренда...

Image

Руководитель Национального агентства обозначил механизмы сближения НСК стран ЕАЭС

26 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко выступил на тематической сессии «Единый рынок труда: вызовы и перспективы» Евразийского экономического...

Image

Дипломы и ценные призы вручены победителям регионального этапа конкурса «Экономическое возрождение России»

20 июня на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось торжественное вручение дипломов и ценных призов победителям регионального этапа XXXI Всероссийского конкурса...

Image

Награды конкурса Национальной премии «Золотой Меркурий» по итогам 2024 года вручены Кузбасской ТПП

Эксперт Кузбасской ТПП Юлия Долганина и экспертное направление Кузбасской ТПП были отмечены наградами по спецноминации конкурса Национальной премии в области предпринимательской...

Image

Алексей Вовченко выступил на ПМЭФ — 2025

19 июня генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко принял участие в работе сессии «Современный рынок труда: поиск ответов на глобальные вызовы», состоявшейся в рамках Петербургского международного...

Image

Издательско-коммуникационная группа «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА представляет авторский медиа-коммуникационный проект «ПРАВОЕ ДЕЛО со Светланой Ерховой»

Проект посвящен вопросам взаимодействия бизнеса и власти, защите прав и свобод граждан, освещает социально значимые вопросы...

Image

20 мая в Красногорске прошли "Дорожные вопросы" для коммерческой недвижимости

Мероприятие посетило больше 40 человек: владельцы коммерческой недвижимости, застройщики и архитекторы.

Image

Work-Life Balance в управленческой карьере: цена амбиций и поиск компромиссов

15 мая в рамках IPWK CLUB прошла дискуссия, посвященная важной теме: «Возможен ли баланс между работой и личной жизнью в управленческой карьере?»...

Image

Развитие международного направления: Мариллион принял участие в мероприятиях в Китае

Группа компаний «Мариллион» принимает активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление сотрудничества между российскими и китайскими компаниями, а также на развитие китайского...

Image

Уникальный автопробег в честь 80-летия Победы объединит Москву и Горно-Алтайск

С 3 по 12 июня состоится автопробег «Москва-Алтай» в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проект реализуется при поддержке Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере...

Image

Бизнес Омской области посетил Азербайджан

Сегодня Почетное представительство ТПП РФ в Азербайджане принимает делегацию от ТПП Омской области. В составе делегации ГК «Титан», «АРТОМ», «МеталлСнаб-М», "Учебный центр Сибирский"....

Image

V ЮБИЛЕЙНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «РОССИЯ–ТУРЦИЯ: ИНВЕСТИЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

28 мая 2025 года Ассоциация «Российско-Турецкий диалог» при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российско-Турецкой рабочей группы при РСПП и информационной поддержке журнала Russian...

Image

В Кузбасской ТПП прошла презентация методических рекомендаций «Основы безопасности предпринимательской деятельности»

27 мая в Кузбасской ТПП состоялась презентация методических рекомендаций «Основы безопасности предпринимательской деятельности», разработанных в Комитете...

Image

В Кузбасской ТПП подвели итоги регионального конкурса брендов

28 мая в Кемерове, в Белом зале Правительства Кузбасса, прошло торжественное подведение итогов регионального конкурса «Бренд Кузбасса» по итогам 2024 года....

Image

Бизнес-семинар "Актуальные правовые риски руководителя — от убытков до уголовных дел"

Разносторонний и комплексный обзор актуальных трендов, основных рисков и механизмов их минимизации от профессионалов своего дела с многолетним опытом...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.