Image

Ольга Селезнёва, РАСТО: «Как спасти авторынок?»

Западные санкции угрожают уничтожить индустрию цивилизованного сервисного обслуживания России, и только отраслевые сообщества способны этому противостоять, уверена Ольга Селезнёва, председатель Региональной ассоциации станций технического обслуживания (РАСТО).

– Ольга Викторовна, в последнее время мы слышим много рассуждений о том, чем нам грозит массовый уход ведущих зарубежных производителей автокомпонентов и оборудования. Всё на самом деле так серьёзно?
– Я бы даже сказала, что это несёт в себе чудовищную угрозу. Рынок лишится не только запчастей и расходников, как считают многие. Дело обстоит серьёзнее: мы уже начали терять доступ к технологиям, из-за чего рискуем не преодолеть кадровый голод, больно бьющий по бизнесу СТОА.
Годами мы учились работать с современными автомобилями, боролись с контрафактом, тренировали персонал и выстраивали бизнес-процессы под мировых поставщиков оборудования, запчастей, расходных материалов и программных продуктов…
Теперь, кажется, многое придётся создавать с нуля. Но беда в том, что строить новое придётся без привычных партнёров, их поддержки, последних технологий, инфраструктуры и передового опыта на фоне кислотных условий снижения доходов населения, санкций и дефицита.

– А как же параллельный импорт, который недавно легализовал Президент РФ, разве это не поможет?
– Часть критически важных компонентов, оборудования и расходников, скорее всего, поступит в страну. Но их перечень будет неполным, отчего соблюдать технологии станет сложнее, ведь выпадение любого звена автоматически ведёт к нарушению предписанных рекомендаций автопроизводителем.
Да, надеюсь, дефицит автокомпонентов мы частично преодолеем, но произойдёт это за счёт усложнения логистических цепочек. К тому же «серые» схемы точно отнимут у автомастерских поддержку производителей и гарантию, а комплексные решения перестанут быть таковыми. Эти факторы, несомненно, повысят издержки для нашего бизнеса.
Главный вопрос в том, кто и как уже через полгода-год будет работать с ввозимым оборудованием и автокомпонентами? Представительств производителей больше нет, а в независимом сегменте, кроме них, некому обучать персонал.

– Видимо, системе государственного образования придётся мобилизоваться?
– Учитывая богатый опыт Ассоциации по сотрудничеству с колледжами, я бы не делала на это ставку. К сожалению, большинство программ подготовки устарели ещё в конце 90-х гг. Детей учат на примере автомобилей 70-80 годов. Во многих учебных заведениях просто нет специалистов, владеющих актуальными навыками по ремонту и обслуживанию современных автомобилей. И это неудивительно.
К примеру, за два года в техническом центре «ВОЛИН», где я являюсь руководителем, стенд схода-развала трижды претерпевал изменения в конструкции измерения угла установки колёс на более современные бесконтактные способы: настолько стремительно развиваются технологии в автомобилестроении. За год через экспресс-диагностику угла установки колёс в ТЦ «ВОЛИН» проходит больше 60 000 машин. Ни один колледж не в состоянии так часто обновлять оборудование и быстро нарабатывать опыт обслуживания разных марок и моделей авто.
Чудес не бывает: научить работать могут только производители оборудования, запчастей и расходников либо практикующий мастер, который и сам черпает первичные знания у производителей.

– Логично ли в этом случае рассчитывать на импортозамещение? Отечественные производители могли бы делиться технологиями как с сервисным сообществом, так и с системой государственного образования.
– Поделиться можно лишь тем, чем владеете сами. На Западе культура и технологии авторемонта развивались больше ста лет! Притом в условиях жесточайшей конкуренции. На создание комплексных решений для автосервиса внутри России уйдут годы. Ведь недостаточно просто создать хороший продукт, нужны технологическая карта по работе с ним, обучение персонала, обратная связь и техническая поддержка.
Объясню на примере детейлинга, где каждая операция строго описана производителем автохимии. Чётко рассчитаны время и порядок нанесения составов, есть параметры очистки и температуры воды, применение разного вида тряпок и губок также регламентировано. Зато при соблюдении технологии – результат гарантированный и стабильный. В России пока ещё нет таких производителей, занимающихся автохимией как наукой. Есть неплохие автомобильные шампуни, полироли и воски, но не всегда понятны их применяемость и совместимость. Прописанные регламенты и инструкции требуют доработок. В такой ситуации всё придётся делать методом проб и ошибок.
А, скажем, с кузовным ремонтом ситуация ещё более сложная: тут стабильность и совместимость материалов имеют огромное значение, а зависимость от импортной продукции почти стопроцентная. Стоит ли говорить о восстановлении топливной аппаратуры, ремонте двигателей и коробок?
В данном случае техпроцессы и рекомендации производителей играют важнейшую роль. Замечу, что функция производителя автокомпонентов в автоэкспертизе очень важна. При его участии мы узнаем истинную причину конфликта сторон: либо это производственный брак детали или агрегата, либо выявлен брак при установке. В первом или втором случае производитель заинтересован произвести работу над ошибками с СТОА и сохранить лояльность к автовладельцу. В случае с параллельным импортом такой механизм отсутствует.

– Значит ли это, что выхода из сложившейся ситуации нет?
– Выход есть, и именно РАСТО готова выступить аккумулятором кадрового потенциала и сосредоточить самые передовые технологии в сфере автомобильного ремонта. Да, Россия столкнулась с очень серьёзными вызовами, многого лишившись. Но Ассоциация осталась и продолжает работу, являясь сегодня важнейшим партнёром ведущих производителей автокомпонентов и оборудования для технического обслуживания и авторемонта.
Задолго до сложившегося кризиса Ассоциация совместно с производителями автозапчастей и оборудования начала развивать собственную систему подготовки кадров. Мы составили актуальные требования к автомеханику, разработали краткосрочную программу подготовки специалистов, успешно протестировали её на базе ведущих технических колледжей Московской области. В ближайшее время мы откроем собственный учебно-выставочный центр технологий и компетенций, аналогов которого нет в нашей стране.
На базе центра заработает и первый студенческий инкубатор, где студенты колледжей и техникумов Московской области будут проходить производственную часть обучения в стенах нового корпуса (студенческий автосервис).

– На чём базируются образовательные программы и что позволит им оставаться актуальными?
– Мы создавали самые современные учебные модули совместно с ведущими мировыми производителями автокомпонентов и оборудования, более 20 партнёров передало Ассоциации свои знания. Они ещё долго будут оставаться актуальными, делая РАСТО одним из ведущих провайдеров технологий авторемонта в стране.
Конечно, мы будем обновлять информацию, в том числе за счёт участия в международных форумах и поиска новых иностранных партнёров при возможности поддержки существующих профессиональных контактов.
Думаю, что в скором времени нам предстоит работа и с отечественными производителями в рамках импортозамещения.

– А в чём конкретно может состоять работа с отечественными производителями?
– Для начала мы планируем создать пул работающих предприятий, производящих автокомпоненты, сервисное оборудование, инструмент, масла, автохимию и технические жидкости.
Авторынку остро необходима «перекличка» российских производств. Нам предстоит знакомиться с ними, выводить на площадки форумов РАСТО.
В дальнейшем на материально-технической базе станций участников Ассоциации мы сможем тестировать продукцию для импортозамещения, давать обратную связь и свои рекомендации. Необходимо отметить, что опыт эффективного управления автобизнесом у некоторых членов Ассоциации – более 27 лет. За эти годы сформирована новая плеяда руководителей СТОА, которые обладают экспертными знаниями в области авторемонта и современными требованиями к экономике и управлению автобизнесом.
В более отдалённой перспективе мы могли бы совместно тестировать новые продукты и создавать технологические карты, запустить федеральную систему техподдержки.

– Вы рассчитываете только на свои силы или в чём-то может помочь государство?
– В сложившейся ситуации помощь государства очень важна. Но и Ассоциация может быть полезна стране, так как в состоянии говорить с представителями власти от имени сервисного сообщества, формулируя чёткие, обоснованные предложения.
Мы уже планируем обратиться с просьбой о временном снижении налоговой нагрузки для независимых автомастерских. Ряд регионов временно снизил фискальное бремя для части отраслей промышленности, мы же попробуем добиться послаблений для НСТО.
Также необходимо проработать вопросы о расширении мер поддержки работодателей, которые осуществляют подготовку молодых кадров в отрасли, об облегчении подключения к газу и электричеству для сервисных станций, которые готовы расширяться и заниматься инвестициями в это непростое время.

– А вопрос нелегального сервиса будет рассмотрен?
– Да, он тоже прорабатывается, так как сложная ситуация в экономике обострила эту проблему до предела: нелегальный гаражный сегмент растёт как на дрожжах.
И дело не только в нечестной конкуренции по отношению к нам или в отсутствии налоговых поступлений в казну. Мы заботимся об общей безопасности граждан. Опасаюсь, что из-за «нелегалов» мы столкнёмся с серьёзным ростом аварийности на дорогах, ведь они ремонтируют машины буквально в подворотнях, применяя запчасти сомнительного качества!

– Получается, что у рынка сервисного обслуживания неплохие перспективы?
– Я бы не стала рисовать картины розовой краской, поскольку ситуация действительно тяжёлая. Двадцать лет мы боролись с фальсификатом, строили цивилизованный рынок и сервис, повышали гарантийные обязательства перед клиентами, инвестировали в сотрудников и оборудование, нам удалось выйти на международный уровень технического обслуживания благодаря взаимовыгодному сотрудничеству производителей автокомпонентов и оборудования и станций технического обслуживания, цивилизованных автомастерских, легальных предпринимателей.
Сегодня несертифицированные запчасти продаются на бесплатных сайтах и маркетплейсах, а наши клиенты экстремально экономят, отправляясь к гаражным мастерам.
В преодолении трудностей нам поможет огромный коллективный опыт участников Ассоциации. Надеюсь, здравый смысл разрешит эту непростую ситуацию наилучшим образом. Это не первый кризис, который мы преодолели.
Мы сможем выстоять за счёт качества работ, владения технологиями, эффективного ведения дел, поддержки своих участников и партнёров. Именно поэтому у членов РАСТО гораздо больше шансов на успех, чем у тех, кто всё ещё работает поодиночке.

Материал подготовил Иван Лапырин

Image

Челябинская область официально приглашена на Российско-Китайское ЭКСПО

Пригласительные письма руководству региона передал представитель Южно-Уральской торгово-промышленной палаты в Харбине во время деловой поездки в...

Image

Юристы-третьекурсники побывали на экскурсии в ЮУТПП

Ознакомительное мероприятие для студентов Южно-Уральского госуниверситета прошло по инициативе преподавателей вуза. Будущие юристы познакомились с деятельностью одного из крупнейших бизнес-объединений Челябинской области и расширили...

Image

Южно-Уральская ТПП провела проектную сессию РЖД

Южно-Уральская железная дорога поделилась спецификой организации инновационной деятельности в компании и пригласила предпринимателей стать поставщиками корпорации. В свою очередь, предприниматели представили крупному бизнесу собственные...

Image

Представители Южно-Уральской ТПП побывали в Государственном ракетном центре

Уникальная возможность побывать на экскурсии в «ГРЦ имени Макеева» представилась руководителям подразделений, профильных комитетов и партнерам Палаты. Предприятие является одним из градообразующих для города...

Image

В Ташкенте прошло совместное заседание деловых советов России и Узбекистана

9-е совместное заседание Российско-Узбекского и Узбекско-Российского деловых советов состоялось в рамках мероприятий международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия». Ключевая тема обсуждения –...

Image

Студенты получают шанс стать бизнес-представителями России на мировых рынках

На площадке Московской ТПП с весны 2024 года заработала Школа предпринимательства для иностранных студентов московских вузов «Начни свой бизнес с Москвой»....

Image

Почти две тысячи человек пожелали стать волонтерами KazanForum 2024

1 837 человек подали заявки для участия в волонтерской программе Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum». Юбилейный XV KazanForum состоится в столице Татарстана 14-19 мая 2024...

Image

15 мая в Казани откроется крупнейшая в стране выставка Russia Halal Expo

Russia Halal Expo в рамках Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» развернется на площади 30 тыс. м². Экспозиция проходит с 2017 года, став за это время одной из самых крупных...

Image

Сотрудничество предприятий агропромышленного комплекса РФ с Азербайджаном

22 апреля Почётное представительство ТПП РФ в Азербайджанской Республике совместно с ТПП РФ, при поддержке Торгового представительства Российской Федерации в Азербайджанской Республике, Ассоциации...

Image

Межрегиональная отраслевая премия профессионалов предприятий городского хозяйства, 2021-2024 г.г.

Межрегиональная отраслевая Премия профессионалов предприятий городского хозяйства учреждена при участии Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ...

Image

Национальной системе квалификаций исполнилось 10 лет

Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета...

Image

На Форуме информационных технологий INFOSPACE обсудили трансформацию бизнеса в эпоху AI

2 апреля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Форум информационных технологий INFOSPACE.

Image

На форуме «Открытые инновации» обсудили настоящее и будущее технологического развития России и мира

11 апреля в технопарке «Сколково» завершился Международный форум «Открытые инновации», который собрал более 4 тыс. участников....

Image

TransRussia | SkladTech 2024 посетило более 30 000 специалистов – новый рекорд выставки

28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, склад-ского оборудования и технологий TransRussia и 3-я экспозиция складского оборудования SkladTech прошли с новыми рекордными...

Image

Руководитель пресс-службы ЦС ТПП Ксения Сафронова признана лучшим специалистом по работе со СМИ в системе ТПП

10 апреля в пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного XXX Всероссийского...

Image

Более 80 стран примут участие в KazanForum-2024

Участие в KazanForum, который пройдет в столице Татарстана с 14 по 19 мая, подтвердили представители более 80 стран, в том числе ОАЭ, Королевства Бахрейн, Малайзии, Турецкой Республики, Исламской Республики Ирана, Ливии, а также других,...

Image

EKF расширяет возможности умного дома

В бета-версии приложения умного дома EKF Connect Home появился навык для виртуального ассистента Алиса.

Image

Президенты Ассоциации женщин Африки и Международного форума БРИКС примут участие женском треке KazanForum 2024

Трек «Женский взгляд» на ХV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» соберет на своей площадке известных зарубежных спикеров из почти 80...

Актуальные комментарии