Image

Ольга Селезнёва, РАСТО: «Как спасти авторынок?»

Западные санкции угрожают уничтожить индустрию цивилизованного сервисного обслуживания России, и только отраслевые сообщества способны этому противостоять, уверена Ольга Селезнёва, председатель Региональной ассоциации станций технического обслуживания (РАСТО).

– Ольга Викторовна, в последнее время мы слышим много рассуждений о том, чем нам грозит массовый уход ведущих зарубежных производителей автокомпонентов и оборудования. Всё на самом деле так серьёзно?
– Я бы даже сказала, что это несёт в себе чудовищную угрозу. Рынок лишится не только запчастей и расходников, как считают многие. Дело обстоит серьёзнее: мы уже начали терять доступ к технологиям, из-за чего рискуем не преодолеть кадровый голод, больно бьющий по бизнесу СТОА.
Годами мы учились работать с современными автомобилями, боролись с контрафактом, тренировали персонал и выстраивали бизнес-процессы под мировых поставщиков оборудования, запчастей, расходных материалов и программных продуктов…
Теперь, кажется, многое придётся создавать с нуля. Но беда в том, что строить новое придётся без привычных партнёров, их поддержки, последних технологий, инфраструктуры и передового опыта на фоне кислотных условий снижения доходов населения, санкций и дефицита.

– А как же параллельный импорт, который недавно легализовал Президент РФ, разве это не поможет?
– Часть критически важных компонентов, оборудования и расходников, скорее всего, поступит в страну. Но их перечень будет неполным, отчего соблюдать технологии станет сложнее, ведь выпадение любого звена автоматически ведёт к нарушению предписанных рекомендаций автопроизводителем.
Да, надеюсь, дефицит автокомпонентов мы частично преодолеем, но произойдёт это за счёт усложнения логистических цепочек. К тому же «серые» схемы точно отнимут у автомастерских поддержку производителей и гарантию, а комплексные решения перестанут быть таковыми. Эти факторы, несомненно, повысят издержки для нашего бизнеса.
Главный вопрос в том, кто и как уже через полгода-год будет работать с ввозимым оборудованием и автокомпонентами? Представительств производителей больше нет, а в независимом сегменте, кроме них, некому обучать персонал.

– Видимо, системе государственного образования придётся мобилизоваться?
– Учитывая богатый опыт Ассоциации по сотрудничеству с колледжами, я бы не делала на это ставку. К сожалению, большинство программ подготовки устарели ещё в конце 90-х гг. Детей учат на примере автомобилей 70-80 годов. Во многих учебных заведениях просто нет специалистов, владеющих актуальными навыками по ремонту и обслуживанию современных автомобилей. И это неудивительно.
К примеру, за два года в техническом центре «ВОЛИН», где я являюсь руководителем, стенд схода-развала трижды претерпевал изменения в конструкции измерения угла установки колёс на более современные бесконтактные способы: настолько стремительно развиваются технологии в автомобилестроении. За год через экспресс-диагностику угла установки колёс в ТЦ «ВОЛИН» проходит больше 60 000 машин. Ни один колледж не в состоянии так часто обновлять оборудование и быстро нарабатывать опыт обслуживания разных марок и моделей авто.
Чудес не бывает: научить работать могут только производители оборудования, запчастей и расходников либо практикующий мастер, который и сам черпает первичные знания у производителей.

– Логично ли в этом случае рассчитывать на импортозамещение? Отечественные производители могли бы делиться технологиями как с сервисным сообществом, так и с системой государственного образования.
– Поделиться можно лишь тем, чем владеете сами. На Западе культура и технологии авторемонта развивались больше ста лет! Притом в условиях жесточайшей конкуренции. На создание комплексных решений для автосервиса внутри России уйдут годы. Ведь недостаточно просто создать хороший продукт, нужны технологическая карта по работе с ним, обучение персонала, обратная связь и техническая поддержка.
Объясню на примере детейлинга, где каждая операция строго описана производителем автохимии. Чётко рассчитаны время и порядок нанесения составов, есть параметры очистки и температуры воды, применение разного вида тряпок и губок также регламентировано. Зато при соблюдении технологии – результат гарантированный и стабильный. В России пока ещё нет таких производителей, занимающихся автохимией как наукой. Есть неплохие автомобильные шампуни, полироли и воски, но не всегда понятны их применяемость и совместимость. Прописанные регламенты и инструкции требуют доработок. В такой ситуации всё придётся делать методом проб и ошибок.
А, скажем, с кузовным ремонтом ситуация ещё более сложная: тут стабильность и совместимость материалов имеют огромное значение, а зависимость от импортной продукции почти стопроцентная. Стоит ли говорить о восстановлении топливной аппаратуры, ремонте двигателей и коробок?
В данном случае техпроцессы и рекомендации производителей играют важнейшую роль. Замечу, что функция производителя автокомпонентов в автоэкспертизе очень важна. При его участии мы узнаем истинную причину конфликта сторон: либо это производственный брак детали или агрегата, либо выявлен брак при установке. В первом или втором случае производитель заинтересован произвести работу над ошибками с СТОА и сохранить лояльность к автовладельцу. В случае с параллельным импортом такой механизм отсутствует.

– Значит ли это, что выхода из сложившейся ситуации нет?
– Выход есть, и именно РАСТО готова выступить аккумулятором кадрового потенциала и сосредоточить самые передовые технологии в сфере автомобильного ремонта. Да, Россия столкнулась с очень серьёзными вызовами, многого лишившись. Но Ассоциация осталась и продолжает работу, являясь сегодня важнейшим партнёром ведущих производителей автокомпонентов и оборудования для технического обслуживания и авторемонта.
Задолго до сложившегося кризиса Ассоциация совместно с производителями автозапчастей и оборудования начала развивать собственную систему подготовки кадров. Мы составили актуальные требования к автомеханику, разработали краткосрочную программу подготовки специалистов, успешно протестировали её на базе ведущих технических колледжей Московской области. В ближайшее время мы откроем собственный учебно-выставочный центр технологий и компетенций, аналогов которого нет в нашей стране.
На базе центра заработает и первый студенческий инкубатор, где студенты колледжей и техникумов Московской области будут проходить производственную часть обучения в стенах нового корпуса (студенческий автосервис).

– На чём базируются образовательные программы и что позволит им оставаться актуальными?
– Мы создавали самые современные учебные модули совместно с ведущими мировыми производителями автокомпонентов и оборудования, более 20 партнёров передало Ассоциации свои знания. Они ещё долго будут оставаться актуальными, делая РАСТО одним из ведущих провайдеров технологий авторемонта в стране.
Конечно, мы будем обновлять информацию, в том числе за счёт участия в международных форумах и поиска новых иностранных партнёров при возможности поддержки существующих профессиональных контактов.
Думаю, что в скором времени нам предстоит работа и с отечественными производителями в рамках импортозамещения.

– А в чём конкретно может состоять работа с отечественными производителями?
– Для начала мы планируем создать пул работающих предприятий, производящих автокомпоненты, сервисное оборудование, инструмент, масла, автохимию и технические жидкости.
Авторынку остро необходима «перекличка» российских производств. Нам предстоит знакомиться с ними, выводить на площадки форумов РАСТО.
В дальнейшем на материально-технической базе станций участников Ассоциации мы сможем тестировать продукцию для импортозамещения, давать обратную связь и свои рекомендации. Необходимо отметить, что опыт эффективного управления автобизнесом у некоторых членов Ассоциации – более 27 лет. За эти годы сформирована новая плеяда руководителей СТОА, которые обладают экспертными знаниями в области авторемонта и современными требованиями к экономике и управлению автобизнесом.
В более отдалённой перспективе мы могли бы совместно тестировать новые продукты и создавать технологические карты, запустить федеральную систему техподдержки.

– Вы рассчитываете только на свои силы или в чём-то может помочь государство?
– В сложившейся ситуации помощь государства очень важна. Но и Ассоциация может быть полезна стране, так как в состоянии говорить с представителями власти от имени сервисного сообщества, формулируя чёткие, обоснованные предложения.
Мы уже планируем обратиться с просьбой о временном снижении налоговой нагрузки для независимых автомастерских. Ряд регионов временно снизил фискальное бремя для части отраслей промышленности, мы же попробуем добиться послаблений для НСТО.
Также необходимо проработать вопросы о расширении мер поддержки работодателей, которые осуществляют подготовку молодых кадров в отрасли, об облегчении подключения к газу и электричеству для сервисных станций, которые готовы расширяться и заниматься инвестициями в это непростое время.

– А вопрос нелегального сервиса будет рассмотрен?
– Да, он тоже прорабатывается, так как сложная ситуация в экономике обострила эту проблему до предела: нелегальный гаражный сегмент растёт как на дрожжах.
И дело не только в нечестной конкуренции по отношению к нам или в отсутствии налоговых поступлений в казну. Мы заботимся об общей безопасности граждан. Опасаюсь, что из-за «нелегалов» мы столкнёмся с серьёзным ростом аварийности на дорогах, ведь они ремонтируют машины буквально в подворотнях, применяя запчасти сомнительного качества!

– Получается, что у рынка сервисного обслуживания неплохие перспективы?
– Я бы не стала рисовать картины розовой краской, поскольку ситуация действительно тяжёлая. Двадцать лет мы боролись с фальсификатом, строили цивилизованный рынок и сервис, повышали гарантийные обязательства перед клиентами, инвестировали в сотрудников и оборудование, нам удалось выйти на международный уровень технического обслуживания благодаря взаимовыгодному сотрудничеству производителей автокомпонентов и оборудования и станций технического обслуживания, цивилизованных автомастерских, легальных предпринимателей.
Сегодня несертифицированные запчасти продаются на бесплатных сайтах и маркетплейсах, а наши клиенты экстремально экономят, отправляясь к гаражным мастерам.
В преодолении трудностей нам поможет огромный коллективный опыт участников Ассоциации. Надеюсь, здравый смысл разрешит эту непростую ситуацию наилучшим образом. Это не первый кризис, который мы преодолели.
Мы сможем выстоять за счёт качества работ, владения технологиями, эффективного ведения дел, поддержки своих участников и партнёров. Именно поэтому у членов РАСТО гораздо больше шансов на успех, чем у тех, кто всё ещё работает поодиночке.

Материал подготовил Иван Лапырин

Image

Уникальный космический комплекс представили на форуме Digital Bridge

На форуме Digital Bridge 2022 представили уникальный экспериментальный космический модуль частной компании Eurasian Space Ventures (ESV). Это наземный экспериментальный комплекс для проведения модельных исследований...

Image

Bonava ввела в эксплуатацию два дома восьмой очереди ЖК Gröna Lund

Шведский девелопер Bonava ввел в эксплуатацию корпуса 8.1 и 8.2 жилого комплекса комфорт-класса Gröna Lund во Всеволожске.

Image

В ЮУТПП разработали предложения по институциональному импортозамещению

Инициатива предпринимательского сообщества Челябинской области прозвучала на выездном заседании комитета по инновациям и инвестициям. Представители палаты, бизнеса и науки встретились на площадке одного из ведущих...

Image

Бизнес рассказал, как готов интегрироваться в новую реальность

Производство мостов из переработанного пластика, сборка сухпайков и фудтраки у военкоматов

Image

Павел Крупин: «Мобилизация переосмыслит роль женщин в бизнесе»

К такому выводу пришли спикеры – предприниматели и эксперты Открывающей сессии Деловой программы «Точки роста франчайзинга сегодня» международной выставки франшиз BuyBrand Expo, которая стартовала в Москве сегодня....

Image

Более 20 стартапов пополнят ряды инновационной экосистемы Самарской области

Такое решение было принято по итогам Экспертного совета, который состоялся под председательством министра экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрия...

Image

Резидент ОЭЗ «Дубна» совершенствует производственную базу

Компания «Энкор» продолжает оснащать собственное производство современным складским оборудованием.

Image

Генеральный консул Республики Турция в Казани Исмет Эрикан: «Сейчас время не разговоров, а время дел»

Более 60 компаний Татарстана и Турции стали участниками Бизнес-форума «Татарстан-Турция», который прошел в конгресс-зале Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан....

Image

Инновационный автомобильный прицеп разработал минусинский член Центрально-Сибирской ТПП

Член Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» — минусинский завод автомобильных прицепов «Тундра» презентовал инновационный многофункциональный прицеп для перевозки гидроциклов,...

Image

Инвестор вложит 1,8 млрд рублей в строительство птицефабрики в Подмосковье

АО «Окское» построит птицефабрику на территории городского округа Луховицы.

Image

Поставки кровельных материалов из Красноярска в Таджикистан обсудили в ЦС ТПП

28 сентября состоялась встреча президента Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Рафаэля Шагеева с управляющим директором ООО «Комбинат “Волна”» Владимиром...

Image

Дмитрий Богданов: «Самарская область - один из лучших регионов для ведения бизнеса»

На блиц-дискуссии «Реальность.Ожидания.Перспективы» министр представил основные показатели развития сферы малого и среднего предпринимательства и инструменты поддержки бизнеса, действующие в...

Image

Инвесторы с проектами в моногородах Самарской области могут рассчитывать на поддержку ВЭБ.РФ

Компании, которые реализуют или планируют реализацию инвестиционных проекты в моногородах региона, могут рассчитывать на поддержку со стороны госкорпорации ВЭБ.РФ....

Image

10 ноября 2022 года пройдет «Форум предпринимателей московской области 2022»

«Форум предпринимателей московской области 2022» - это уникальная площадка для тех, кто открыт к новым коллаборациям и партнерству; кто ищет свежие идеи и решения для развития...

Image

Вице-президент ЮУТПП отметила важную роль экспертизы госконтрактов на областной конференции

В Челябинске прошла 12-я практическая конференция «Госзаказ-2022. Просто о сложном», организованная Главным контрольным управлением Челябинской области. Конференция является главной...

Image

О Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023-2030 годы

В августе 2022 года была опубликована информация о начале работы межведомственной комиссии Минтруда России над подготовкой Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023-2030 годы[1]. Эксперты Совета ТПП...

Image

Сотрудничество между Республикой Беларусь и Татарстаном расширят, привлекая малый и средний бизнес

Десятки представителей бизнеса и руководители предприятий машиностроительной, сельскохозяйственной, деревообрабатывающей, строительной сферы собрались сегодня в Торгово-промышленной...

Image

Красноярским предпринимателям рассказали об актуальных здоровьесберегающих технологиях

23 сентября президент Центрально-Сибирской ТПП Рафаэль Шагеев посетил Федеральный Сибирский научно-клинический центр ФМБА России в...

Актуальные комментарии