Image

Елена Хворостян: «Бизнес – это творчество»

Обычная для 1990-х гг. история: одарённая девушка родом с Камчатки приехала покорять Москву. Необычно то, что ей это удалось. Сначала успешная вокальная карьера, потом счастливое замужество и новая роль – музыкального директора мужа, участника «Фабрики звёзд – 6» и известного музыканта Алексея Хворостяна. И наконец, собственная студия вокала, «творческий уголок», куда принимают вне зависимости от возраста или профессии, но с обязательным условием – желанием действительно научиться.

О себе, о своём пути к успеху и самореализации рассказала руководитель вокальной школы, музыкальный продюсер и певица Елена Хворостян.

– Многие артисты говорят в интервью, что петь начали чуть ли не с пелёнок. С вами это тоже было так? Или же вы попробовали себя и в других видах профессиональной деятельности?
– Родители рассказывали, что я, не успев как следует вырасти, поставила им ультиматум: мол, не собираюсь всю жизнь оставаться в неизвестности – и потребовала отвести учиться танцам. Так я с шести лет начала танцевать. Потом почувствовала тягу к пению. С первого класса была солисткой школьного хора, а в 11 лет пришла в Дом культуры и выступала уже со взрослыми музыкантами. Но вокал тогда не воспринимался как серьёзная профессия. Так что я искала себя в разных сферах.
Могу только сказать, что всё, чем я занималась, было мне интересно. Достаточно долго работала поваром и до сих пор очень люблю готовить. У меня даже была своя чебуречная, о которой вспоминаю с ностальгией. Я просто любила, чтобы людям было вкусно, и клиенты это ценили. Было время, когда поступила на курсы бухгалтеров, мама мечтала, чтобы я получила востребованную работу. Хотя в 13 лет я именно пением заработала в три раза больше, чем получала моя мама, и купила ей в подарок хорошие часы.
Поступила в музыкальную школу я исключительно по собственному выбору: здесь мама советчицей не была. Денег в семье было впритык, поэтому костюмы для выступлений тоже шила сама. Помню, однажды изрезала на кружева для концертного платья фату жены брата, за что она долго не могла меня простить. Позже, в Биробиджане, училась играть на саксофоне, у меня был очень хороший преподаватель, которого я помню до сих пор.
Вообще, мне очень везло с учителями, хотя во времена, когда я училась петь, педагогика вокала не была развита. Учили в основном те, кто пел сам, исходя лишь из собственного опыта. Конечно, педагог по вокалу должен быть «играющим тренером». Он обязан уметь петь и владеть своим голосом. Прекрасно, если у него за спиной артистическая карьера, а не только опыт обучения пению! В этом случае можно рассчитывать, что в процессе занятий будут присутствовать детали, объясняющие на пальцах, а не только сложные для понимания академические термины. Но, с другой стороны, база вокала вырабатывается годами учёбы у опытных профессионалов именно в преподавании.

– Как же вам, провинциальной девушке, удалось попасть в такие опытные руки? На сайте вашей студии упоминается, что вы ученица великой Натальи Зиновьевны Андриановой…
– Началась всё с достаточно мистической истории. Когда я приехала с Камчатки на конкурс «Утренняя звезда» в 1995 году, мои надежды не сбылись, а мою кассету даже не прослушали. Я расстроилась, но решила задержаться на пару дней в Москве, пошла погулять по Арбату и встретила цыганку, которая сказала, чтобы я ни в коем случае не упускала данные мне возможности. В этот же день спустилась в метро и увидела парня с гитарой. Я к нему подошла и спросила, куда мне можно поступить, если я пою. К тому времени я уже 10 лет профессионально пела в ресторанах. Он меня буквально за руку отвел в эстрадно-джазовый колледж, куда меня приняли без экзаменов. Как оказалось, он был гитаристом в очень популярной тогда группе «Квартал». А чтобы зарабатывать на жизнь, я стала петь в двух московских ресторанах.
В колледже одним из моих педагогов был Владимир Христофорович Хачатуров, который воспитал целое поколение певцов, и не только эстрадных. Уже потом я перешла к другому, не менее замечательному педагогу Наталье Андриановой, у которой учились такие звёзды, как Нина Шацкая, Анжелика Варум, Сергей Пенкин, Линда, Марат Насыров и другие. Она мне дала очень хорошую базу, это была большая школа!
Одновременно в те годы я приняла участие в певческом конкурсе имени Леонида Утёсова, где заняла первое место. Мне предложил сотрудничество Илья Резник, и с его помощью я записала свой первый альбом, где были и песни Резника, и мои собственные. Так что колледж заканчивала уже экстерном. Таким образом, к школе вокала прибавился ещё и богатый опыт.

– Почему же вы решили сделать крутой поворот, оставить так успешно начавшуюся сольную карьеру и погрузиться в педагогику? И не жалеете ли, что певица Елена Вилючинская практически ушла со сцены?
– Елена Вилючинская ушла, прежде всего потому, что я стала Еленой Хворостян. С будущим мужем Алексеем познакомилась, когда он стал моим учеником по вокалу. А потом мы всё делали вместе. Это я убедила его прийти на «Фабрику звёзд», и мою студию вокала мы создавали вместе. Сейчас одна из моих главных ипостасей – музыкальный директор Алексея Хворостяна и группы «Мир519».
У нас двое детей. Сын недавно поступил в МГИМО, по стопам родителей не пошёл и занимается экономикой. Дочь, которой сейчас 14 лет, наоборот, личность очень творческая. Играет на гитаре, великолепно рисует, хотя и полностью самоучка. Когда показали её рисунки профессионалам, то те сказали, что любое вмешательство может испортить природный талант.
Но побудительной причиной, заставившей уйти со сцены, было то, что я в те годы сменила траекторию музыкальных предпочтений. Если раньше пела в основном шлягеры, понятные широкому зрителю, то потом увлеклась этническим направлением. Я, наверное, искала себя, мне это казалось очень интересным. Но такая музыка не пользовалась спросом и зарабатывать на ней было невозможно. Кроме того, я уже достаточно долго была на сцене, мне просто стало мало одной только сольной карьеры. И опять же, я увидела знак в том, что после выступлений ко мне подходили люди и спрашивали, можно ли у меня учиться.
Сейчас время от времени я делаю клипы, когда появляется желание, но скорее любительские. Я слишком избирательно отношусь к зрителю, и у меня слишком высокие требования к себе. Поэтому перспективы для себя как для артистки сегодня не вижу. Ситуация на эстраде печальная: очень мало тех, кто действительно разбирается в профессии. А ведь сцена – не помойка. Мы работаем для людей, должны подпитывать их, давать верное направление. Артисты должны учиться своему делу, а где сейчас такие артисты?

– То есть вы решили стать таким же профессионалом, как те, кто обучал вокалу вас. Но почему не удовольствовались частными уроками дома и открыли собственную студию? И каким образом выбираете, кто станет вашим учеником, а кто – нет?
– Вокальная студия была создана шесть лет назад. А причина простая – стало очень много учеников, домашние занятия уже не могли охватить всех желающих. Но и в свою студию я беру не всех. Как происходит отбор? Мне необходимо услышать базовый уровень человека, понять, чего будущий ученик хочет. Ведь далеко не все собираются идти в профессию, это не школа подготовки звёзд. Многие хотят просто раскрыть свой голос для самих себя или им не хватает этого в процессе основного рода деятельности.
У меня собственная методика обучения вокалу, важнейшие компоненты которой – научить, как донести фразу, как распределять воздух, чтобы его хватило на полную фразу, как выработать вокальное дыхание (умение набирать воздух через диафрагму), певучесть, умение варьировать громкое и тихое звучание. Один из элементов обучения – например, надувание воздушных шаров. Для детей дыхательные приёмы я часто предлагаю в игровой форме. Хороший результат дают воздействие на точки рук, спины, чтобы убрать разного рода «зажимы» в человеке, определённые скороговорки, дыхательная гимнастика.
Колоссальный педагогический опыт я получила девять лет назад, когда преподавала в школе инновационных технологий, где работала с детьми с ограниченными возможностями. В тот период я изучила огромное количество специальной литературы, в том числе книг по психологии. Это время научило меня объяснять очень сложные вещи очень простым языком.
А ещё в ученики я обычно выбираю тех, кто мне интересен как личность. Вокал – это как бы дополнение к общению. Это могут быть и дети от трёх лет, и «сложные» подростки, и бизнесмены, и беременные женщины. Многие из кандидатов – с сильными внутренними «зажимами», которые я помогаю преодолеть. Они все как мои дети. Учить нельзя, если не видишь тонких струн души. Это как с ПДД: их можно выучить наизусть, узнать технику, сесть в машину и поехать, но главное-то – не навредить окружающим. Человек на сцене – то же самое. Это воздействие на зрителей и, значит, огромная ответственность.
Поэтому с учениками должны работать только мастера, у которых есть и базовое знание психологии, и музыкальная грамота, и знание истории музыки, и внутренняя культура. Я их тщательно отбираю через резюме и собеседование. Среди преподавателей моей студии – люди очень опытные: концертмейстеры, которые работали как в России, так и за рубежом, музыканты, которые играют в известных группах, примы, которые судействуют на конкурсах бальных танцев.
Уроки для взрослых проводятся только индивидуально. А вот для детей есть и групповые занятия. Сейчас самому младшему моему ученику – три, а самому старшему – 62 года. И многие из них меня поразили с первого взгляда. Историй много… Однажды пришла женщина-психолог, которая просто хотела расслабиться после стрессовой работы с людьми. Она так спела песню Патрисии Каас, что я не поверила своим ушам. Или бизнесмен, у которого настолько поставлен голос, что ему бы в храме петь. И, как выяснилось позже, он действительно очень любит духовные песнопения. В общем, каждый ученик – всегда новая книга!

– В своей ипостаси музыкального директора Алексея Хворостяна и его группы вы приняли участие в большом числе спецпроектов, некоторые из них имели немалый резонанс. Например, масштабный гастрольный тур, организованный совместно с Министерством обороны РФ и РСПП в начале лета нынешнего года. Или международный проект #ВСЕММИР с участием многих известных людей. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
– Гастрольный тур «Я служу России» стал первым в истории современной России туром, концерты которого прошли на площадках министерства обороны. За две недели Алексей посетил девять военных гарнизонов: в Самаре, посёлке Рощинский, Тольятти, Ульяновске, посёлке Шиханы, Саратове, Энгельсе, Пензе и в Рязани. К сожалению, последний запланированный концерт, который должен был состояться в Туле, пришлось отменить из-за сложной эпидемиологической ситуации. Но мы не собираемся ставить точку: продолжение тура обязательно состоится. Тем более что и в министерстве обороны, где были вдохновлены успехом, уже задумались о новом подобном проекте. У нас получился плодотворный тандем.
Алексей взял с собой в тур две совершенно новые песни «Вольному воля» и «Жить», которые были закончены буквально за пару дней до начала тура и ещё нигде официально не выходили. Кроме того, на концертах прозвучали и песни, которые уже давно стали классикой: «Я служу России» и «Падали, но поднимались». Надо сказать, что встречали нас восторженно. Несмотря на патриотическое название, смысл тура не в выкрикивании громких лозунгов, а в разговоре со зрителем, особенно с подрастающим поколением, о настоящей любви, семье, дружбе и памяти. Это и есть настоящий патриотизм.
У проекта #ВСЕММИР несколько иной характер. Алексей написал песню «Всем мир» под впечатлением от поездки в Сирию. В студии вместе с нами работала интернациональная команда музыкантов, в записи песни участвовали носители разных языков мира, известные люди, такие как Мирей Матьё, Владимир Познер, Олег Винник (Украина), Влади Блайберг из Израиля, Алессандро Сафина (Италия). Съёмки видеоклипа проходили в 2019 году.
Мы очень высоко ценим эту песню и верим, что она действительно способна многое изменить в мире. Всё сказано уже в её названии. Это не политическая программа, это язык музыки, на котором говорят миллионы. Мы неоднократно видели, как песни реально меняют мировоззрение людей.

– Я понимаю вашу позицию. А другие ваши проекты – это тоже попытки воздействовать на сознание людей с помощью музыки?
– В какой-то степени да. Не так давно мы приняли участие в международном детско-юношеском экологическом проекте под эгидой Росприроднадзора «Экология – дело каждого», в рамках которого представили клип на песню «Эй, где-то там...». Это видео – обращение к человечеству в наше непростое время. Мы убеждены, что все эти напасти, которые стали постоянными спутниками современного общества, в той или иной мере рукотворны.
Люди десятилетиями перекраивают природу в погоне за благополучием и комфортом. И никто, ни один учёный или религиозный деятель, не сможет назвать нам точную дату, когда вся эта конструкция мира рухнет, забирая с собой миллионы жизней. Чтобы этого не произошло, всем нам необходимо помочь природе восстановить силы и наконец научиться ставить во главу угла единственное правило: «Не навреди!» Клип получился с чрезвычайно сильным эмоциональным зарядом, который не оставит равнодушными тех, кто готов слушать и слышать.
Песня «Эй, где-то там…» стала гимном этого проекта и в ноябре прозвучит на гала-концерте в Москве в исполнении сотни детей со всего мира. Организаторы уверены, что школьники способны перевоспитать не только ровесников, но и взрослых. Мы глубоко благодарны за такую позицию. Это, в принципе, не проект даже, а образ жизни, который должны разделять мы все, взрослые.
Я могу сказать смело, что мы вообще не снимаем ролики просто ради красивой картинки. Есть одна работа, которую я всегда вспоминаю с особым трепетом: клип на песню «Чтобы помнили». При его создании я выступала в роли оператора, что было для меня насколько интересно, настолько же и ответственно. К слову, Алексей для меня тогда раскрылся с неожиданной стороны: видеомонтаж ролика – полностью его работа. В клипе использованы уникальные военные фотографии, герои которых оживают на экране. Ролик был выпущен к годовщине победы в Великой Отечественной войне и получил множество восторженных откликов от слушателей, для которых тема войны, тема памяти оказалась очень близкой. Кстати, в записи этой песни принимал участие и детский музыкальный театр «Домисолька». Посмотреть этот клип, как и другие наши работы, можно на YouTube.

– Я слышала, что песня Алексея «Падали, но поднимались» вошла в программу всероссийского флешмоба #10ПЕСЕНЧЕМПИОНОВ. Что это за проект?
– Это народный проект в поддержку сборной команды России на Олимпийских играх в Токио. Он называется «Верим в Россию!». Студенты, члены АССК России выступили с инициативой провести такой флешмоб, в рамках которого любой человек в нашей стране, который хотел бы поддержать российских олимпийцев, мог спеть один из десяти предложенных хитов и опубликовать в своих соцсетях эту видеозапись с хештегами #ВЕРИМВРОССИЮ, #10ПЕСЕНЧЕМПИОНОВ.
В рамках проекта создано 10 видеороликов, в которых болельщики всей страны, от Архангельска до Владикавказа, от Калининграда до Владивостока, исполняют любимые песни наших олимпийцев. Это важно не только для спортсменов, но и для болельщиков, которые смогли продемонстрировать весь масштаб народной поддержки. Тем более в тот момент, когда на зрительских трибунах не было российских болельщиков с флагами, да и сборная страны была лишена возможности использовать национальную символику.
Инициативу поддержали Всероссийская федерация школьного спорта и Союз спортсменов России. Именно студенты и школьники первыми приняли участие в проекте. Партнёром-волонтёром выступил продюсерский центр Тимура Ведерникова, который вёл съёмки в самых разных регионах нашей страны. Нам очень приятно, что песни были выбраны по результатам опроса, проведённого среди спортсменов-членов сборной команды России по всем видам спорта. Песня «Падали, но поднимались» вошла в дебютный альбом Алексея и стала саундтреком к телепроекту Первого канала «Король ринга». Надеюсь, что эти видеоролики помогли нашим олимпийцам настроиться на победу, почувствовать, что за ними великая страна.

– Мы говорили исключительно о творчестве. Но ведь и голодным художнику быть негоже. Насколько финансово успешны ваши проекты?
– Я считаю, что бизнес, связанный с искусством, получается только тогда, когда первичным для предпринимателя становится творческий подход. В какой бы сфере он ни реализовывал себя, если такой подход есть, то неизбежно придет и финансовый успех, я убедилась в этом на собственном опыте. Все получается, если ты занимаешься любимым делом, именно тем, что тебе по-настоящему интересно!

НАШ АДРЕС:
Новое Лапино, ТЦ LILLE, 4 этаж.
Творческая студия Елены Хворостян
Инстаграм: @vokal.lapino
Тел.: 8 (985) 125-26-27

Image

В Кузбасской ТПП состоялась встреча представителей бизнеса с генеральным директором Шанхайской компании Manya

1 октября в Кузбасской ТПП состоялась деловая встреча представителей компаний региона с госпожой Майей Мань, генеральным директором компании SHANGHAI MANYA INDUSTRY...

Image

ГТК «Русмарин» проведёт эксклюзивный бизнес-завтрак по импорту из Китая

1 октября в Москве состоится деловое мероприятие Группы транспортных компаний «Русмарин» под названием «Китайский дракон: как приручить импорт или как Китай заменяет Европу». Об уникальной программе события и его...

Image

Новый выпуск облигаций компании «Электрорешения»

Компания «Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, объявляет о начале сбора заявок на выпуск 2-летних облигаций серии 001Р02 объемом 1 млрд рублей. Сбор заявок стартует 2 октября 2025 года с 11 до 16 часов (мск)....

Image

В РСПП обсудили возможности развития кадрового потенциала в России и зарубежом

Состоялось заседание Подкомитета по развитию международного кадрового потенциала в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), что стало значимым шагом в разработке государственной...

Image

Подводим первые итоги Пятого фестиваля рабочих профессий в автомобилестроении ВОЛИН ФЕСТ 2025!

Несколько месяцев тщательной подготовки команды профессионалов и вот он – результат совместной работы – Фестиваль ВОЛИН ФЕСТ...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили вопросы маркировки товаров групп автоиндустрии

25 сентября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, на обсуждение которого были вынесены вопросы обязательной маркировки смазочных...

Image

InRussia 2025: Международная платформа для развития промышленного партнерства

Ключевые представители российского и зарубежного бизнеса вновь соберутся на Международном форуме-выставке «InRussia 2025», ключевой платформе для знакомства мирового сообщества с потенциалом...

Image

Руководители компании «Электрорешения» (бренд EKF) вошли в рейтинг «Топ-1000 российских менеджеров 2025»

Москва, 23 сентября 2025 — Руководители ООО «Электрорешения», официального представителя бренда EKF в России, успешно вошли в престижный рейтинг «ТОП-1000 российских...

Image

Катырин: в России планируется расширение сети отделений Морской арбитражной комиссии

В России обсуждается создание новых отделений Морской арбитражной комиссии (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ, в том числе в Новороссийске. Об этом сообщил на пресс-конференции в ТАСС...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили потенциал гастрономии как сферы бизнеса креативных индустрий в регионе

23 сентября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему: «Гастрономия Кузбасса: от местных традиций к креативной индустрии будущего», в...

Image

Россия устойчивого будущего: ESG-трансформация регионов и бизнеса

16 сентября в Москве на площадке Цифрового делового пространства в рамках «Форума устойчивого развития городов» эксперты обсудили национальную ESG-повестку, трансформацию корпоративных стратегий, региональное развитие и...

Image

Первая «Евразийская премия «Ассамблеи автомобилистов»

18 ноября 2025 года в самом центре Петербурга, в концертном зале «Аврора», пройдёт торжественная церемония награждения лауреатов и победителей первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Её учредили: главная радиопередача...

Image

Более 1 300 человек собрал Международный форум ОЭЗ-2025 в Нижнем Новгороде

Более 1 300 человек собрал III Международный форум ОЭЗ-2025 в Нижнем Новгороде, который состоялся 18 сентября.

Image

25-26 сентября 2025 года в техцентре ВОЛИН состоится пятый Фестиваль рабочих профессий

ВОЛИН ФЕСТ 2025 превратится в центр международного притяжения для всех, кто интересуется востребованными профессиями в автотехобслуживании и современными достижениями в автомобилестроении....

Image

Вопросы нечестной конкуренции и демпинга рассмотрены на заседании Комитета по безопасности предпринимательской деятельности

18 сентября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Угрозы и демпинг со стороны...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.