Image

Светлана Домнина: «Современная логистика построена на it-решениях»

Впервые слово «логистика» употребил в своих трактатах византийский император Лев VI (865 – 912). При дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило распределение продуктов питания.

Для жителей постсоветского пространства термин «логистика» пусть уже в целом и понятен, но ещё не стал полностью «родным», ведь все десятилетия плановой экономики в СССР специалисты по логистике назывались «народным» словом «снабженцы». «Снабженец» находился «при ресурсах» в условиях тотального дефицита, быть таковым считалось престижно, выгодно, но небезопасно, так как за их деятельностью бдительно следили сотрудники ОБХСС. Словцо приобрело в народе негативный оттенок жуликоватости. Яркий пример таких «снабженцев» выведен в кинокомедии Гайдая «Опасно для жизни!». У слова «логистика» в нашем языке никакого негативного оттенка нет, но существует оно пока в основном в офисно-деловом, а не в обиходном лексиконе. Можно даже подумать, что слово – новомодное. Однако ему уже больше тысячи лет! Впервые оно появилось в интендантской службе войск и происходит от греч. Λογιστική – «счётное искусство».

Развитые логистические методы можно обнаружить в культурах разных эпох. Например, испанский экономист XVI века Хуан де Ондегардо в 1572 году сообщал, что в Империи инков чиновниками-кипукамайоками вёлся учёт по необходимым поставкам для двора, причём учитывались место отправки, вид и количество продукции, срок доставки и расстояние.

В русский язык термин «логистика» ввёл вначале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини, и продержался он в обиходе до революции, заменившей «буржуазных» логистиков «демократичными» снабженцами.

Рынок логистических услуг действует сейчас в большинстве стран мира, и Россия – не исключение. Об особенностях его развития в нашей стране мы побеседовали со Светланой Домниной, генеральным директором компании «Севертранс», председателем Совета Гильдии логистических операторов.

– Светлана Викторовна, как, на ваш взгляд, себя чувствует российский рынок логистических услуг?

– По-разному: всё зависит от вида деятельности. Но в целом он испытывает серьёзные трудности, связанные с проблемами в российской экономике.

– Какие основные факторы влияют на эффективность логистики в России?

– Эффективность логистики связана с характеристиками спроса и предложения. От того, насколько они соответствуют друг другу, зависит эффективность использования ресурсов логистической отрасли и удовлетворённость грузовладельцев качеством логистических услуг. К сожалению, такого баланса нет, и по эффективности логистики мы серьёзно отстаём от лидеров в этой области.
Важным фактором является высокая налоговая нагрузка, которая не позволяет своевременно обновлять транспортные средства, внедрять современные технологии.
Среди тормозящих факторов можно отметить также неважное состояние инфраструктуры и низкую компетентность персонала.

– Какие ключевые тенденции в логистике удалось выявить за последние пять лет? Чем они объясняются?

– Из негативных приходится отметить разорение компаний и уход с рынка, старение парка транспортных средств, рост издержек при снижении ставок.

Происходит укрупнение транспортных компаний и уход с рынка малых предприятий.
Из позитивных тенденций: применение современных информационных технологий по передаче данных, способствующее получению компаниями оперативной информации.

– На рынок логистических услуг России в последнее время всё чаще заходят иностранные компании. Как вы оцениваете конкуренцию на российском рынке транспортно-логистических услуг? Насколько высоки здесь входные барьеры?

– Безусловно, иностранные логистические компании оказывают влияние на работу рынка и влияют на конкуренцию, заставляя всех участников повышать свой уровень. Что касается входных барьеров, то они очень различны на разных направлениях деятельности. Например, для того чтобы начать оказывать транспортно-экспедиторские услуги или осуществлять внутренние перевозки грузов автомобильным транспортом, препятствий практически нет. А вот для выполнения международных автомобильных перевозок требуется получение допуска к такой деятельности, для чего нужно отвечать определённым финансовым и репутационным требованиям. Оказание услуг в таможенной сфере также требует от компании соответствия чётким требованиям.

– Наш век ассоциируется с цифровизацией и инновационными технологиями. Как автоматизированные IT-решения изменяют принципы работы логистических операторов?

– IT-решения уже широко внедрены в нашу сферу, современная логистика построена на них, и без этого её невозможно представить. Часть подобных решений «спускается сверху», когда государство заставляет участников рынка работать в новых условиях. Например, внедрение электронного декларирования, предварительного информирования, электронной маркировки товаров заставляет участников рынка меняться, вооружаясь новыми технологиями.

С другой стороны, мы наблюдаем ужесточение требований грузовладельцев при получении оперативной информации о местонахождении груза. Это направление очень перспективное, задачи актуальные. Гильдия логистических операторов в 2015 году создала секцию по цифровой логистике, где обсуждаются данные проблемы.

– Существует мнение, что в следующие несколько лет рынок логистики будет расслаиваться на сегмент «стандартных» перевозок с низкой маржинальностью и большой конкуренцией и сегмент экспертной контрактной логистики с крупными логистическими бюджетами. Согласны ли вы с этим мнением? Ожидает ли рынок логистики расслоение?

– Расслоение уже существует, и этот сегмент успешно осваивают наши зарубежные партнёры, оставляя российским компаниям выполнять «чёрную работу» при повышенном риске. А ведь у нас достаточно своих подготовленных специалистов, которые могут эти задачи решать! Так что за этот сегмент надо бороться. Опыт участия в тендерах и реализации крупных проектов у наших компаний есть, но, к сожалению, об этом мало знают. Для продвижения на рынок московских компаний Гильдия логистических операторов приняла участие в отраслевой международной выставке в Мюнхене в этом году. Планируем также участие в международной выставке в Шанхае в 2020-м.

– Много критики обрушилось в первое время на систему «Платон». За время работы «Платона» можно ли сказать, что внедрение системы заметно повлияло на работу логистических компании? На ваш взгляд, не преувеличивали ли игроки рынка негативные последствия её появления?

– Система «Платон» изменила работу на рынке. Однако ею ещё не охвачена значительная его часть, не все перевозчики зарегистрированы. Затраты у легитимных перевозчиков увеличились, что отражается на цене товара.

В то же время система «Платон» позволяет получать информацию о характеристиках грузопотоков, что логично использовать при создании современной инфраструктуры. Грамотное использование подобной информации может принести большую пользу логистическим компаниям.

Подготовила Елена Александрова

Image

Объявлены победители призеров IX Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система квалификаций»

5 декабря состоялось торжественное награждение лауреатов и призеров IX Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система...

Image

В Московской области профессиональное образование для автомобильной отрасли выходит на новый уровень

9 декабря на площадке Центра опережающей профессиональной подготовки Московской области состоялась конференция, посвященная внедрению стандартов и системного взаимодействия на...

Image

"Step by step" и Arneg.

7 декабря 2025 г. в Центральном Дворце культуры «Звезда» развернулась нешуточная творческая битва между танцорами из Москвы и разных уголков Подмосковья в рамках XIV Открытого фестиваля молодёжных танцевальных коллективов нового поколения "Step by step"....

Image

Кузбасская ТПП присоединилась к Антикоррупционному диктанту

9 декабря в рамках Всероссийской интерактивной акции, организованной ТПП России и приуроченной к Международному дню борьбы с коррупцией, более 350 предпринимателей, экспертов и студентов вузов и техникумов Кузбасса написали...

Image

Подписано Соглашение о сотрудничестве между Кузбасской ТПП и Министерством образования Кузбасса

9 декабря в Правительстве Кузбасса состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Союзом «Кузбасская ТПП» и Министерством образования Кузбасса....

Image

Бизнес-дипломатия в новой экономической реальности

8 декабря в Московском доме книги на Новом Арбате Мария Суворовская и Russian Business Guide представили книгу «Дружественный диалог. Бизнес-дипломатия в новой экономической...

Image

Подмосковье усиливает позиции в креативной экономике: итоги исследования и программы акселерации

4 декабря 2025 года в пространстве «АКИ.лаб» были представлены результаты исследования развития креативных индустрий Подмосковья в постковидный период. За последние пять лет регион...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили вопросы безопасности бизнеса во внешнеэкономической деятельности

4 декабря в Кузбасской ТПП прошло заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Сотрудничество с зарубежными партнерами в бизнесе: актуальные проблемы ВЭД». В...

Image

В Кузбасской ТПП подведены итоги Марафона креативных идей, организованного среди студентов СПО

5 декабря в Кузбасской ТПП состоялось торжественное подведение итогов Марафона креативных идей — конкурса студенческих бизнес-идей, направленных на популяризацию культурного наследия и...

Image

На прошлой неделе в Москве состоялся V Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия»

На прошедшем в Москве IV Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия» было поднято ряд важных тем, создающих основу для глобального сотрудничества. Форум традиционно стал важной...

Image

Центр «Мой бизнес» провел спецкурс «Гастробизнес» для предпринимателей Подмосковья

Завершился уникальный спецкурс «Гастробизнес», организованный центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Предприниматели и рестораторы узнали...

Image

Центр «Мой бизнес» Московской области помог ремесленникам Подмосковья превратить увлечение в прибыльный бизнес

Развитие своего дела в сфере народного художественного промысла – это не только возможность сохранить и передать вековые традиции молодому поколению, но и...

Image

«Российская неделя здравоохранения-2025»: ПРЕСС-РЕЛИЗ

С 8 по 11 декабря 2025 г. состоится Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2025» (далее – Форум) – флагманский конгрессно-выставочный смотр в области медицины, охватывающий практически всю отрасль:...

Image

Предприниматели Подмосковья постигали секреты успеха на спецкурсе «Мода и стиль»

В конце ноября Центр «Мой бизнес» Московской области стал организатором спецкурса «Мода и стиль», предназначенный для начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем, связанных с модой и пошивом...

Image

Кузбасская ТПП организовала Семейный день для бизнеса

27 ноября в Кемерове, в Государственной библиотеке Кузбасса для детей и молодежи, Кузбасская ТПП в партнерстве с названным учреждением культуры и региональным филиалом Клуба лидеров России «Эльбрус» организовала «Семейный день с...

Image

НЕЖНЫЙ ГРАНТ – 2025

МЫ НЕ СЛЕДУЕМ ТРЕНДАМ В БИЗНЕСЕ. МЫ ИХ СОЗДАЁМ!

Image

Спецкурс «Народные художественные промыслы и ремесла» ждет предпринимателей подмосковного региона

Мероприятие организовано центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Занятия пройдут в оффлайн формате с 1 по 3...

Image

Департамент оценки Кузбасской ТПП развивает услуги по оценке и экспертизе в сфере ЖКХ

Департамент оценки Кузбасской ТПП развивает направление по оценке, экспертизе и консультированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), что позволит повысить прозрачность взаимодействия...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.