Что мешает банкам самим расширить их же кешбэки или заключить с маркетплейсами партнерское соглашение?
Банки против маркетплейсов: в чем суть спора и как он скажется на потребителях
Банки против маркетплейсов: в чем суть спора и как он скажется на потребителях
Между крупнейшими банками и маркетплейсами (прежде всего Ozon и Wildberries) разгорелась война. Идет взаимный обстрел обращениями к властям: мол, пусть они установят "справедливость", которую каждая сторона понимает по-своему. Мол, все ради людей, лишь бы они не пострадали. Хотя на самом деле все может получиться ровно как в поговорке насчет дерущихся панов и холопов, у которых от этого чубы трещат.
Дело касается десятков миллионов россиян. В прошлом году 84% из них совершали покупки на маркетплейсах. Только крупнейшие - Ozon и Wildberries - дали работу продавцами примерно 1,26 млн человек. Клиенты же крупнейших банков - практически все население. Бурный рост конкурентов не понравился банкирам, усмотревшим в способах предоставления скидок признаки нечестной конкуренции. Ozon и Wildberries создали собственные банки, обозначив скидки на товары, если платеж осуществляется картами этих банков. При этом на конец 2025 года объем рынка онлайн-торговли в России составит около 15,2 трлн рублей (рост на 19,5% к 2024 году). Огромные деньги проходят мимо банковской кассы. Обидно. Хотя сами банки тоже не в убытках. Прибыль банковского сектора превысит прошлогодний уровень и может достигнуть 3,8 трлн рублей. Но денег никогда не бывает много.
Сбер, ВТБ, Альфа-Банк, Т-Банк и Совкомбанк написали письма во все инстанции, предлагая запретить маркетплейсам инвестиции в скидки. Впрочем, уточнив, что считают дисконты допустимыми, если они не привязаны к оплате картами определенных банков (проще говоря, к банкам тех же Ozon и Wildberries). Еще ранее глава Сбера Герман Греф обвинил цифровые платформы в недобросовестной конкуренции и недоплате налогов на 1,5 трлн рублей. Что по нынешним временам чуть ли не обвинение в подрывной деятельности. Трудно спорить с таким, например, аргументом банкиров: вы же в магазине (офлайн) не получаете скидок в зависимости от карты оплаты, почему же маркетплейсы это не стесняются рекламировать? Справедливости ради уточним, что у банков на сей счет есть программы кешбэка, которые привязаны к конкретным партнерам. У того же Сбера, например, кешбэк в привязке к одной (далеко не самой распространенной) системе каршеринга составляет 15%, что сопоставимо со скидками на маркетплейсах по своим картам.
Объем рынка онлайн-торговли заметно вырос, большие деньги проходят мимо банковской кассы
Еще труднее спорить с аргументами маркетплейсов, согласно которым ограничение возможностей скидок приведет к повышению цен для потребителей, что станет особенно болезненным для малых городов и сел, где широко распространены пункты выдачи заказов, которые являются подчас единственным окном в мир массовых покупок. Тем более что в связи с принятием нового закона об онлайн-торговле маркетплейсы будут вынуждены заплатить до 250 млн рублей в год на интеграцию с ФНС и отслеживание рисков налоговых нарушений со стороны продавцов и подрядчиков. Эти расходы тоже лягут на плечи потребителей.
В качестве компромисса онлайн-площадки предлагают банкам на коммерческой основе присоединиться к "программам лояльности" маркетплейсов, чтобы скидки, скажем, для карт "Озон-банка" и Сбера (если он присоединится) были одинаковы. Но вопрос повис в воздухе.
Для неискушенного потребителя невозможно заметить принципиальную разницу между системой скидок на маркетплейсах и программами лояльности банков, включая кешбэки. Покупатель там, если платит за товары в определенных категориях картой конкретного банка, тоже ведь либо получает прямые скидки у партнеров этих банков, либо ему начисляется кешбэк. Просто у маркетплейсов все четче, проще и прозрачнее. Откровеннее.
Кстати, это не первая попытка наезда на маркетплейсы. Ранее ее предприняли крупные торговые центры, возопившие: а чего это у них товары дешевле, надо запретить. Хотя вполне очевидно почему: операционные расходы маркетплейсов в разы ниже. В том числе коррупционные - всякие подаяния чиновникам да надзирающим. Но и банки не в первый раз пытаются приструнить конкурентов. Помнится, система быстрых платежей (СБП) в ее нынешнем виде тоже не была встречена банкирами с восторгом: гибкость оперирования средствами клиентами явно подрывает монополию платежного посредника. А теперь еще через СБП можно мгновенно пополнить карту банка, принадлежащего маркетплейсу. Но ровно так же, кстати, особо ушлые клиенты могут мгновенно перекидывать деньги с карты одного банка-мейджора другому - туда, где кешбэк больше и у кого имеется подходящий партнер, предлагающий хорошую скидку. Центробанк, большое ему спасибо, в свое время настоял на принятии СБП в ее нынешнем виде, максимально удобном для потребителей. Но теперь занял (тоже предсказуемо) скорее сторону банков. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявляет, что стоимость товара на маркетплейсе не должна меняться в зависимости от способа оплаты.
Для потребителя разница между скидкой на маркетплейсе и кешбэком в банке неочевидна
Но тогда надо отменить все программы лояльности банков, все кешбэки и прочие "ништяки" для клиентов финорганизаций? К тому же нетрудно подсчитать инфляционный эффект от запрета скидок маркетплейсам (ЦБ ведь борется с инфляцией?): цены вырастут на 15-20%. И что, наконец, мешает банкам самим расширить их же кешбэки или - что было бы еще более эффективным решением в пользу потребителей - заключить с маркетплейсами партнерское соглашение? Ну будет прибыль по году банков не 3,8 трлн, а 3 трлн.
В заключение проведем контрольную закупку. Попробуем купить, скажем, собачий корм. Одна и та же фирма, один объем - 10 кг. На Ozon для покупок по карте "Озон-банка" (то есть уже со скидкой) цена составит более 11 тыс. рублей. На онлайн-платформе "Мегамаркет", которая принадлежит Сберу с 2021 года, такая же упаковка стоит 9 с небольшим тысяч рублей (дана одна опция цены). Можно оплатить и забрать (бесплатно) в магазинах-партнерах. Оформляем заказ на "Мегамаркете". Вход туда по Сбер-ID, сразу заметим. Далее кликаем "оформить заказ - оплатить". И какая нам выдается опция? Та-дам! Правильно, вас выводят на ваши счета в Сбере, предлагая оплатить заведенными там картами. Опция оплатить картой "Озон-банка" или "Вайлдберриз-банка" почему-то не предусмотрена. Занавес!
Источник: (Ссылка)
25 ноября (вторник) | 15:00–18:00 Арт-станция «НАТАЛЬЦОВО» г. Одинцово, ул. Можайское шоссе, д. 36, подъезд 2
Центр Мой бизнес Московской области приглашает начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем принять участие в спецкурсе «Мода и дизайн». Спецкурс будет интересен предпринимателям, связавшим свое дело с модой и пошивом стильной...
«Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, объявляет о вступлении в активное сотрудничество с Национальным советом по...
С 24 по 27 ноября 2025 г. в МВЦ «Крокус Экспо» (65–66 км МКАД, станция метро «Мякинино»), павильон 3, залы 13, 14, 15, 18, состоится крупнейшее событие мебельного рынка* – выставка «Мебель-2025», организованная АО...
Он был основан год назад журналисткой, литератором и художницей, а вдобавок мамой четверых детей Еленой Александровой в дачном посёлке Загорянском, в Щелковском районе Подмосковья....
В ТПП Смоленской области состоялся круглый стол, посвящённый практическому применению Постановления Правительства РФ № 719 «О подтверждении...
Информационное агентство AK&M и Компания «Горизонт КФ» 21 ноября 2025 года проведут пятую Всероссийскую конференцию «(НЕ)ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ» в...
Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2025»...
Компания «Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, по итогам 2025 года в очередной раз признана одним из лучших работодателей страны, войдя в III группу рейтинга...
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 ноября. В Международном Муниципальном Форуме БРИКС, который состоялся 29-31 октября 2025 года в Санкт-Петербурге приняли участие представители 75-ти стран мира....
7 ноября 2025 г. в отеле «Radisson Collection Hotel» в Москве состоялся деловой форум «Россия–Турция–Азербайджан: Сотрудничество в...
Объем рынка бизнес-путешествий в денежном выражении превышает 1 трлн рублей, однако соответствующие объекты размещения мало стандартизированы. В России сформируют унифицированные стандарты сервиса для деловых...
Семинар для руководителей компаний, осуществляющих складскую и производственную деятельность.
30 октября пленарным заседанием открылась очная программа XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ключевой темой дискуссии стала роль Национальной системы квалификации (НСК) в решении проблем...
29 октября на заседании Законодательного собрания Кузбасса принят закон, вносящий изменения в областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» в...
28 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему «Развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики...
29 октября в Кузбасской ТПП в рамках деятельности Комитета по развитию медиакоммуникаций состоялся семинар-форум, посвящённый новым медиа и их влиянию на коммуникацию бизнеса с...
Уважаемая Ирина Вячеславовна ! Наша команда от всей души поздравляет...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.