Image

НЭЦКЭ: мир на ладони

«Миниатюрная скульптура Японии» – аукционный дом из России, специализирующийся на аутентичных нэцкэ из Японии.

Основатели аукционного дома видят свою миссию в том, чтобы открыть для жителей нашей страны удивительный мир японского декоративно-прикладного искусства и обеспечить доступ к предметам музейного уровня по разумным ценам. Об истории создания аукционного дома, о том, как маленькие статуэтки покорили целый мир, о прошедших и предстоящих аукционах рассказывает представитель аукционного дома Аркадий Резник.

Кто мы? История создания

Мы являемся активными коллекционерами российского филиала Международного общества нэцкэ, известного как International Netsuke Society (INS). Каждый из нас посвятил много лет изучению миниатюрной скульптуры Японии, погружаясь в её богатую историю. Искреннее увлечение этой сферой, те знания и опыт, которыми мы обладаем, позволили нам стать экспертами в мире японского декоративно-прикладного искусства Страны восходящего солнца. И, как его истинные поклонники, мы стремимся не только к расширению собственных коллекций, но и к популяризации японской миниатюры, делясь своим увлечением с другими.

Сегодня не так просто стало пополнять коллекции или начинать коллекционировать нэцкэ. В связи с известными мировыми событиями многие коллекционеры из России столкнулись с трудностями при покупке предметов для своих коллекций на западных аукционах.

Всё это и побудило нас создать первый аукционный дом в России, специализирующийся на предметах декоративно-прикладного искусства Японии.

В октябре 2024 года мы основали Аукционный дом «Миниатюрная скульптура Японии», а уже в декабре провели первый в России аукцион «Нэцкэ из частных российских и европейских коллекций»! На нём мы представили предметы музейного уровня, неподписанные работы мастеров XVIII века и произведения известных резчиков прошлых столетий: Harumitsu, Masanao, Mitsusada, Masamine, Tomochika, Minko, Hakuryu II.

Хороший старт проекта показал, насколько сегодня высок интерес людей к японской миниатюрной скульптуре.

В наших планах – проводить аукционы четыре раза в год, и ближайший из них пройдёт 7 марта 2025 года.

Что нас отличает?

Во-первых, это ассортимент. Мы гордимся тем, что на сегодня являемся аукционным домом в России, где собраны только подлинные предметы декоративно-прикладного искусства Японии. Коллекционеры, а это особенно важно для начинающих, могут быть уверены, что приобретают аутентичное изделие, а не китайскую копию, выдаваемую за японское нэцкэ.

Все наши лоты проходят атрибуцию и оценку экспертной группой коллекционеров российского филиала INS, что гарантирует защиту от подделок.

Наконец, если по масштабу мы пока гораздо скромнее, чем многие именитые галереи искусств Старого и Нового Света, обладающие значительными коллекциями, то по качеству представленных предметов нам также есть что показать.

Можно говорить, что благодаря нашим усилиям Россия получает аналог престижных западных аукционов мирового уровня. Конечно, крупнейшие аукционы включают в себя отделение японского искусства со множеством товарных категорий. В отличие от них, мы сосредоточены на более узком сегменте, и нэцкэ – наше флагманское направление. Но и мы постепенно расширяемся. Так, на предстоящий аукцион мы вводим две дополнительные категории, которые не были представлены на предыдущих торгах: окимоно и цуба.

Стать коллекционером

Фактически мы предоставляем людям уникальную возможность продолжать своё увлекательное хобби или же погрузиться в мир коллекционирования, если они ранее не имели такого опыта.
Коллекционирование нэцкэ – процесс сложный, но крайне увлекательный.

А что же побуждает людей начать собирать коллекции?

Страсть к коллекционированию часто начинается с простого увлечения определённым предметом. Предположим, вам подарили нэцкэ, вам оно нравится, вы любуетесь им. Начинаете что-то читать о том, что же представляет собой это произведение, какова история появления этого жанра. И с течением времени любознательность может перерасти в желание собрать целую коллекцию, дополняя её новыми находками, перекликающимися по смыслу. В итоге коллекционирование становится не только хобби, но и способом самовыражения и самореализации.

Для того чтобы начать собирать свою коллекцию, вовсе не требуется значительных финансовых вложений. Порой старт собранию даёт неожиданная и совсем не дорогая находка в антикварном магазине или предмет, полученный в подарок.

Можно рассматривать коллекционирование и как инвестиционные вложения. Как известно, некоторые предметы коллекции со временем могут значительно вырасти в цене. Однако мода на коллекционные предметы меняется, и то, что когда-то считалось ликвидным, модным, может и потерять в стоимости. Поэтому коллекционирование – это прежде всего хобби, которое помогает сохранению капитала, но в первую очередь оно должно приносить удовольствие, а не рассматриваться как средство для роста финансового благосостояния.

Сегодня декоративно-прикладное искусство из Японии вызывает живой интерес во всех уголках планеты. Для того чтобы полностью погрузиться в тонкости этого увлекательного мира, начинающим коллекционерам мы рекомендуем обращаться за консультацией к опытным специалистам. Мы подробно расскажем о каждом предмете, поделимся своим опытом. Ведь мир нэцкэ – это постоянный источник удивительных открытий.

Несколько слов о нэцкэ

Традиционный японский костюм «кимоно» не имеет карманов. Поэтому необходимые в повседневной жизни вещицы, будь то кисет, личная печать или ключи, прикреплялись к широкому поясу оби при помощи шёлкового шнура. Все подвешиваемые предметы получили общее название «сагэмоно» («подвешенная вещь»). Противовесом для сагэмоно служило нэцкэ (нэ – «корень»; цукэ – «прикреплять») – миниатюрная скульптура обычно 3-5 см в длину или ширину со сквозным отверстием, куда продевался шнур.

Такой способ ношения предметов возник не одновременно с появлением кимоно, которое изначально в эпоху Хэйан (784-1185) носили лишь аристократы, но гораздо позже был заимствован у ближайших соседей –китайцев. В конце эпохи правления династии Мин (1368-1644) в Китае появилась мода на коробочки для лекарств и печатей, кисеты для табака, футляры для очков и мешочки для благовоний, которые закрепляли на поясе при помощи шнура и миниатюрного брелока в форме плодов, растений, животных и предметов. Эти миниатюрные фигурки, называвшиеся «чжуй-цзы» и стали прототипом нэцкэ, недаром изначально их называли «тобори» («китайская резьба»).

Впервые японцы познакомились с китайскими поясными наборами во второй половине XVI века.
Заморские подвесные аксессуары быстро вошли в моду, поэтому их начали копировать японские ремесленники. Первые изделия были очень простыми по форме. Со временем японскими мастерами были выработаны оригинальные формы нэцкэ и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. Подражание необычным, но довольно грубым китайским брелокам оформилось в отдельное ремесло. Именно Япония превратила нэцкэ в искусство.

Золотой век нэцкэ

Развитию нэцкэ как нового художественного направления способствовали драматические изменения на политической карте архипелага. В конце XVI – начале XVII вв. в Японии шла борьба знатных кланов за власть. Победу в ней смог одержать Токугава Иэясу. Объединив разрозненные провинции, в 1603 году Иэясу был провозглашён сёгуном – верховным правителем Страны восходящего солнца. Вся власть перешла к военному сословию, самураям были дарованы многочисленные привилегии. Для остальных трёх сословий – купцов, ремесленников и крестьян – был установлен строгий кодекс поведения, их права были ограничены. Так, в 1588 году власти провели операцию «катанагари» – «охоту за мечами» – с целью изъять у горожан и крестьян холодное и огнестрельное оружие. Привилегия на ношение мечей сохранилась только у сословия самураев. Таким образом, у большинства населения исчезла возможность привязывать необходимые вещи к эфесу меча, как это делалось ранее, и появилась необходимость носить вещи на поясе. Кроме того, к этому времени ранее носимое как исподнее кимоно стало верхней одеждой, поверх которого повязывался тканый пояс оби.

Начало правления военного правительства ознаменовало конец вековых междоусобных войн и совпало с бурным развитием городов, ростом внутренней торговли и промышленности, строительством дорог. Торговое сословие быстро богатело и старалось выставить своё материальное благополучие напоказ, что вызывало недовольство и сподвигло сёгунат ещё сильнее ограничить права иных сословий. «Указом против роскоши» простолюдинам было предписано соблюдать принципы конфуцианства, вести скромный образ жизни; запрещалось ношение шёлковых кимоно, строительство больших домов.

Все эти запреты состоятельные жители городов – купцы, актёры, зажиточные ремесленники – успешно обходили. Они тайно обставляли дорогой мебелью и предметами роскоши свои дома, подшивали тканевые кимоно атласными подкладками, заказывали у выдающихся мастеров аксессуары, которые могли бы громко «кричать» о богатстве их обладателя. Таковыми стали комплекты нэцкэ с инро либо кисетами. Умелое сочетание фактур и сюжетов подобных вещиц также говорило о хорошем вкусе и пристрастиях владельца.

Необходимость нэцкэ в качестве противовеса связана с возникшей в конце XVI века модой на ношение трёх предметов: коробочки-«инро», табачного кисета и мешочка для мелочей. Инро долгое время было аксессуаром высшего сословия, куда аристократы помещали личные печати и чернила. Затем инро стали использовать для ношения лекарственных снадобий и ароматических трав, аксессуар начали использовать все сословия. Табачный кисет также сыграл немаловажную роль в развитии спроса на нэцкэ. Японцы очень быстро пристрастились к курению, а необходимые для этого предметы – коробочки для табака, футляры с трубками, мешочек для огнива – крепились к поясу с помощью нэцкэ.

Развитие искусства нэцкэ происходило в период Эдо (1603-1868) – эпоху процветания городской культуры, получившей название «Гэнроку». Расцвет затронул все стороны материальной и культурной жизни общества: развивались книгопечатание и изобразительное искусство, поэты и писатели создавали прекрасные произведения, ремесленники изготавливали предметы высокой художественной ценности. В стране возникли артели и профессиональные кланы резчиков нэцкэ.

Школы

Ранние авторы нэцкэ почти никогда не подписывали свои работы, так как изначально нэцкэ считались незначимым, почти кустарным производством. Лишь с популяризацией японских брелоков и появлением прославленных имён они получили право оставлять имя на своей продукции. Впрочем, подпись конкретного резчика не означает, что это изделие было сделано именно им. Его ученики даже после его смерти подписывали свои работы прославленным именем, если модель оказывалась удачной. Поэтому определить авторство и датировку нэцкэ сегодня остаётся нетривиальной задачей, а в ряде случаев – невозможной.

Первые резчики нэцкэ начинают работать в промышленно развитых городах: в Киото и Осаке, Эдо. Так, в середине XVIII века мастерские Эдо были на пике процветания, там появляется мастер Мива I, чьё творчество оказало существенное влияние на производство нэцкэ. Его работы высоко ценятся коллекционерами. Он работал только с деревом и вырезал довольно крупные фигурки людей и животных размером до 10-11 см.

Первое упоминание о 55 резчиках нэцкэ, месте их проживания и особенностях их стиля появилось в седьмом томе сборника «Сокэн Кисё», изданном в 1781 году. Автор сообщал сведения о мастерах, преимущественно проживавших в Осаке.

Школу Осаки прославили два самобытных мастера – Охара Мицухиро (1810-1875) и Кайгёкусай Масацугу (1813-1892), творчеству которых были присущи ювелирная аккуратность отделки и склонность к декоративности.

Основателями киотской школы резьбы нэцкэ считают мастеров Томотада, Ёсинага и Окатомо. Томотада являлся одним из самых прославленных мастеров своего времени, автор сборника «Сокэн Кисё» отмечал мастерство Томотада в резьбе фигурок быков, однако сумасшедшая популярность и востребованность его нэцкэ привели к появлению большого количества копиистов и подражателей, среди работ которых обнаружить настоящие произведения резчика представляется чрезвычайно сложной задачей. Его ученик Окатомо Ямагути вырезал нэцкэ в схожей манере, но меньшего размера. Ёсинага помимо животных вырезал нэцкэ, изображающие людей, особенно любимыми сюжетами были сэннины, Чжун Куй, дрессировщик обезьян.

В «Сокэн Кисё» приведены краткие сведения о семи эдосских резчиках. Дэмэ Уман, создававший маски для театра нō, ради удовольствия делал нэцкэ, повторяющие в миниатюре форму театральных масок. Рюса изготавливал брелоки на токарном станке и декорировал округлую, полую внутри форму сквозной резьбой.

В XIX веке прославились такие имена, как Отоман, Кокусай, Иккан, Иттан, Масанао из Ямада, Мицусада, Сангэцу, Тоэн, Сэссай, Бадзан, Хидэмаса, Рантэй, Хакурю, Хораку, Кагэтоси, Кохосай, Тококу и многие другие.

Сюжеты

Тематику для своих работ резчики нэцкэ выбирали самую разнообразную: буддистских персонажей, синтоистских богов, святых и отшельников; изображали иностранцев и мифологических существ, легендарных исторических личностей и литературных персонажей; запечатлели сценки из повседневной жизни; обращались к объектам флоры и фауны; не обходили своим вниманием театр, актёров и театральные атрибуты.

Некоторые мастера использовали широкий спектр сюжетов, но нередко резчики славились созданием нэцкэ на определённую тему. Так, Масанао из Ямада и его последователи были известны своими работами, изображавшими крыс и лягушек. А наследием резчика Миядзаки Дзёсо (1855-1910), к которому примкнули многочисленные ученики, стала школа резьбы, получившая название «Со». Их излюбленным сюжетом было изображение повседневной жизни токийцев в реалистичной манере.

«Обретение» Японии

В конце XIX века, после долгой изоляции от других государств, Япония в силу целого ряда причин была вынуждена открыть свои границы и подписать договоры о дипломатических и торговых отношениях с США, Россией, Великобританией и Францией.

Вновь обретённая Япония очаровала западный мир. Появление совершенно новой эстетики породило жажду изучения восточной культуры. Уже в 1862 году в Лондоне, а затем в 1867 году в Париже проходят выставки японского искусства. Увлечение искусством Японии стало считаться признаком человека модного и утончённого.

В этот период начинают формироваться первые европейские коллекции нэцкэ.
Можно вспомнить первого крупного французского коллекционера нэцкэ – Шарля Эфрусси, хозяина литературного салона, который мечтал об экзотических предметах из Японии и был счастлив приобрести у владельца лавки, специализирующейся на произведениях японского искусства Филиппа Сишеля, коллекцию из 264 нэцкэ. Только в 1874 году Сищель отправил из Йокогамы в Париж сорок пять контейнеров с пятью тысячами предметов.

Подданные Российской империи также не избежали «большой японской лихорадки».
Среди увлечённых российских коллекционеров нэцкэ был и Карл Густавович Фаберже, создатель знаменитых пасхальных яиц Фаберже. По некоторым данным, в его коллекции насчитывалось до 500 экземпляров японской миниатюрной скульптуры. На пике моды он запустил производство фигурок животных в стиле японских мастеров. Эти вещицы также стали предметом коллекционирования. Среди клиентов Фаберже была королева Великобритании Александра Датская, которая приобрела у ювелира около 170 работ.

Среди царственных обладателей нэцкэ был и император Николай Второй, в молодости он всегда носил с собой подаренную ему в 1891 году японскую безделицу как талисман.

В первой половине ХХ столетия японское общество пережило тектонические социальные потрясения. Это коснулось и производства нэцкэ: стало невозможно заработать изготовлением предмета, который уже не поставлялся на экспорт и был не нужен самим японцам. Казалось бы, искусство нэцкэ должно кануть в Лету. Но интерес к нэцкэ вновь возродился.

В 1945 году американский юрист Раймонд Бушелл оказался в составе оккупационного контингента в Японии. Купив однажды в лавке старьёвщика своё первое нэцкэ, американец уже не смог остановиться. После заключения мирного договора в 1952 году Бушелл остаётся в Токио, он страстно увлекается нэцкэ, исследует стили и школы резьбы и последовательно популяризирует предмет своего увлечения в западном обществе. В 1975 году он издаёт книгу «Netsuke Familiar & Unfamiliar», которая для многих современных коллекционеров становится настольным учебником, где досконально описаны все аспекты коллекционирования и отличительные черты разных мастеров и школ резьбы нэцкэ.

А знаменитый арт-дилер Бернард Хёртиг в 1970-1980 годы превратил нэцкэ в инструмент инвестирования и сформировал коммерческий интерес к этому виду искусства. Крупнейшие международные аукционные дома начали устраивать тематические распродажи нэцкэ, инро и иных традиционных японских подвесных аксессуаров.

В 1975 году было создано общество, объединившее коллекционеров Японии, США и Европы, – Международное общество коллекционеров нэцкэ (International Netsuke Collectors Society). Под эгидой этой организации ежегодно проводятся международные конференции, выпускается журнал, проводится деятельность по изучению и оценке нэцкэ и связанных с ним видов искусства.
Об уникальном мире японской миниатюрной скульптуры невозможно рассказать в одной статье. Коллекционирование нэцкэ – процесс увлекательный, дающий возможность соприкоснуться с иной культурой, с иным менталитетом, с иной парадигмой прекрасного.

В нашем телеграм-канале вы найдёте множество материалов, которые раскроют перед вами самобытную культуру японской миниатюрной скульптуры.

Регистрация на нашем онлайн-аукционе – это самый короткий и надёжный путь к пополнению или старту вашей коллекции.

Присоединяйтесь к нам в «ТЕЛЕГРАМЕ»
(Ссылка)

Регистрация на аукцион «Нэцкэ Окимоно Цуба»
(Ссылка)

Реклама. Рекламодатель ИП Шабанов Р.С. ИНН 773120744145. Erid: 2VSb5woUMZS

Image

В Москве с успехом прошла выставка «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна»: боле 1750 брендов, 12 стран, 150 экспертов отрасли

12–14 марта в Москве, в «Тимирязев Центре», прошла 17-я Международная выставка тканей и текстильных материалов «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна», организованная в рамках единого...

Image

RBG.ПРЕМИЯ «ЛЮДИ ГОДА-2025»

В 2025 году уже в седьмой раз подряд международный журнал RBG при поддержке ТПП РФ проведёт церемонию награждения лауреатов премии «Russian Business Guide. ЛЮДИ ГОДА». В этом году торжественная церемония пройдёт 26 марта в Конгресс-центре Торгово-промышленной...

Image

Компания ООО «Электрорешения» (бренд EKF) опубликовала финансовую отчетность по РСБУ за 2024 год

Компания ООО «Электрорешения», представитель бренда EKF в России, объявляет результаты финансовой отчетности по РСБУ за 2024 г. Выручка в 2024 году выросла относительно прошлого года...

Image

EKF Impulse: Новое имя в зарядке электротранспорта

EKF Impulse: Новое имя в зарядке электротранспорта

Image

Выставка «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна» завершилась. До новых встреч!

17-я Международная выставка тканей и текстильных материалов «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна», организованная в рамках единого отраслевого форума с выставкой домашнего текстиля и интерьерных решений «TEXTILE&HOME-2025.Весна»,...

Image

На заседании Совета Кузбасской ТПП обсуждались ключевые вопросы развития регионального бизнеса в текущем году

11 марта прошло заседание Совета Кузбасской ТПП, на обсуждение которого были вынесены актуальные вопросы развития регионального сектора предпринимательства в текущем...

Image

На природе, но в центре событий: недвижимость у воды от московского девелопера FORMA

На природе, но в центре событий: недвижимость у воды от московского девелопера FORMA Быть ближе к природе – мечта многих жителей мегаполисов. В Москве её сложнее осуществить, чем в других крупных...

Image

Международные соревнования по кёкусинкан – КУБОК НАЦИЙ! Открытие!

9 марта, в Москве, во Дворце Ирины Винер в Лужниках состоялось торжественное открытие Международных соревнований по кёкусинкан – КУБОК...

Image

II международный форум и VI театрализованный конкурс «ЖЕНЩИНА – ДОСТОЯНИЕ НАЦИИ 2024-2025»

31 января 2025 года в Культурном центре Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ состоялся II Международный Форум и VI театрализованный конкурс «Женщина -...

Image

Вопросы формирования имиджа компаний обсудили на заседании Комитета Кузбасской ТПП по семейному предпринимательству

5 марта в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по семейному предпринимательству на тему «Современные инструменты формирования имиджа компании». В...

Image

На совещании федерального комитета ТПП Сергей Третьяков озвучил инициативу об учреждении института медицинского омбудсмена

5 марта в ТПП РФ прошло в онлайн-формате совещание председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности...

Image

Сергей Катырин встретился с президентом Федерации торгово-промышленных палат Мьянмы

Президент ТПП РФ Сергей Катырин приветствовал активизацию контактов между политическим руководством и деловым сообществом России и Мьянмы 4 марта во время встречи с делегацией во главе с президентом...

Image

Russia Halal Expo 2025: крупнейшая выставка экономического и научно-технологического сотрудничества пройдет в Казани

С 14 по 16 мая в Международном выставочном центре «Казань Экспо» состоится Russia Halal Expo 2025 – крупнейшая в России международная выставка инвестиционных и...

Image

Деловая программа включает лекции, экспертные сессии, мастер-классы и паблик-токи.

Даты с 12 по 14 марта 2025 года станут знаковыми для отрасли текстильной и легкой промышленности, ведь именно в эти числа в «Тимирязев Центре» пройдут выставки «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна» и...

Image

Международная выставка по сварке, резке и родственным технологиям «Сварка/Welding – 2025»: инновации, технологии и будущее сварочной отрасли

С 9 по 11 апреля 2025 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» в Санкт-Петербурге состоится 22-я Международная выставка по...

Image

Международная выставка-конгресс «Защита от коррозии – 2025»: ключевое событие в области противокоррозионной защиты

С 9 по 11 апреля 2025 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» (Санкт-Петербург) пройдет Международная выставка-конгресс «Защита от коррозии – 2025»....

Image

Российский международный энергетический форум – 2025: ключевое событие в сфере ТЭК пройдет в Экспофоруме в Санкт-Петербурге

С 9 по 11 апреля Санкт-Петербург станет центром обсуждения актуальных вопросов топливно-энергетического комплекса. На площадке конгрессно-выставочного...

Image

Тренд-зона «Вишневый сад» на выставках «ИНТЕРТКАНЬ» и TEXTILE&HOME: вдохновение для текстильной индустрии

Обновление – одна из ведущих тенденций весеннего сезона главной текстильной выставки России. 12–14 марта 2025 года «ИНТЕРТКАНЬ» и TEXTILE&HOME пройдут в «Тимирязев Центре» –...

Актуальные комментарии