Image

Ставки фрахта на экспорт угля снизились до минимума за полгода

Ставки морского фрахта угля из портов России в Индию, Китай и Южную Корею снизились в начале года в диапазоне от 2 до 30% из-за падения спроса. Эксперты ожидают ценовой отскок не раньше конца февраля

Ставки фрахта на морские перевозки угля из российских портов в Индию, Китай и Южную Корею в начале года снизились от 2 до 30% по сравнению с декабрем 2024 года, в зависимости от порта перевалки, маршрута и типа судна, следует из данных Центра ценовых индексов (ЦЦИ).

По данным на 17 января, цена перевозки тонны угля судами класса Handysize (перевозят до 40 тыс. т) из порта Восточный в Находке Приморского края в северную часть Китая снизилась на 18%, до $9 за тонну, или $360 тыс. за рейс. Просели и ставки фрахта угля в Индию: на 10% в западную часть страны (до $27 за тонну, стоимость рейса — $1,080 млн) и на 11% — в восточную (до $24 за тонну, стоимость рейса — около $960 тыс.). Наибольшее падение цен — на 30% — зафиксировано на перевозку угля из Восточного в Южную Корею, цены просели до $7 за тонну, или $280 тыс. за рейс.

По данным ЦЦИ, в июле 2024 года ставки фрахта на перевозку угля судами Handysize из Восточного в Китай составляли $13 за тонну, в Южную Корею — $12 за тонну. Таким образом, с середины прошлого года цены просели на 30,8% при перевозках в Китай и на 41,7% — в Южную Корею.

Для экспорта угля из этого же порта судами Panamax (80 тыс. т) цены снизились на 11% (до $8 за тонну) для поставок в северную часть Китая, на 12% ($15 за тонну) в западную Индию и на 13% (до $14 за тонну) — в восточную Индию.

Цены на перевозки из портов в западной части России также снизились по сравнению с концом 2024 года. Поставка угля судами Handysize из порта ОТЭКО в Тамани подешевела на 5% (до $36 за тонну) на рейсах в западную Индию и на 6% (до $44 за тонну) — в северную часть Китая. Для доставки угля судами Panamax ставки фрахта в западную Индию снизились на 4% (до $27 за тонну), в Китай — на 6% (до $34 за тонну).

Для угля, отгружаемого в Усть-Луге на суда Panamax, ставки снизились на 8% для перевозок в западную Индию (до $33 за тонну), на 5% — в восточную Индию (до $36 за тонну) и на 2% — в северную часть Китая (до $41 за тонну).

Почему дешевеет фрахт
Роман Соколов, директор ЦЦИ, объясняет снижение ставок сокращением экспорта российского угля. Поставки на внешние рынки падают как из-за невыгодной рыночной конъюнктуры, в первую очередь цен на доставку и перевалку угля в российских портах, так и из-за снижения закупок Индией и Китаем. «Китай завершил 2024 год с солидными запасами угля: по данным главного таможенного управления КНР, в 2024 году импорт твердого топлива в страну достиг рекордных 543 млн тонн (+14,4% к 2023-му). Индия, в свою очередь, импорт в 2024 году снизила на 2,7%, до 266 млн т. Но поставила рекорд по внутренней добыче угля, что снизило ее зависимость от импорта», — объясняет аналитик.

Он добавил, что ставки фрахта падают не только для перевозок твердого топлива из России, но и для его экспорта из расположенных ближе к основным рынкам сбыта Австралии и Индонезии. Так, цены на перевозку угля в Индию из Австралии снизились на 5%, из Индонезии — на 9%.

РБК направил запросы представителям СУЭК, «Кузбассразрезугля», «Сибантрацита», Распадской угольной компании, «Русского угля», «Мечела», «Талтэка» и «СДС-Угля», а также в пресс-службы Восточного порта и ОТЭКО.

Что происходит в угольной отрасли
В 2024 году угольная отрасль оставалась в затруднительном положении — экспорт твердого топлива, по оценке аналитиков, был глубоко убыточен, во многом в силу роста логистических издержек на всех направлениях поставок. Цена транспортировки в цене угля на FOB Восточный достигала порядка 83%, на FOB Балтика и FOB Тамань — 79 и 80% соответственно. Другим фактором давления выступили экспортные пошлины (вводились правительством для защиты внутреннего рынка с октября 2023 года до конца 2024-го, ставка зависела от курса рубля к доллару), действие которых в отношении энергетического угля и антрацита власти отменяли, неоднократно продлевая мораторий, и возобновляли вновь в течение года. Временный отказ от пошлин объяснялся неблагоприятной конъюнктурой рынка и ситуацией в отрасли. При этом пошлины на коксующийся уголь сохранялись. С 1 января 2025 года энергетический и коксующийся уголь, а также антрацит высвобождены из-под их действия. В конце прошлого года вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам проработать меры поддержки угольной отрасли.

В ЦЦИ считают, что в ближайшее время ставки фрахта не вырастут из-за больших запасов угля и новогодних праздников в Китае (продлятся с 29 января до 12 февраля). Но они же, тем не менее, могут послужить фактором краткосрочного роста из-за увеличения спроса в преддверии длительных выходных, когда трейдеры стремятся закрыть сделки, а импортеры — завезти продукцию.

В Минэнерго сообщили, что ведомство ожидает в 2025 году как минимум сохранения поставок угля ключевым покупателям. Их перечень остается прежним — это компании из дружественных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. РБК направил запросы представителям СУЭК, «Кузбассразрезугля», «Сибантрацита», Распадской угольной компании, «Русского угля», «Мечела», «Талтэка» и «СДС-Угля», а также в пресс-службы Восточного порта и ОТЭКО.

Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс», подтверждает, что на фоне снижения закупок угля китайскими компаниями на рынке наблюдается переизбыток сухогрузов. «Это в небольшой степени, но сказывается на ставках перевозок из России», — говорит эксперт. Он считает, что цены продержатся на низком уровне до конца февраля, пока не начнут заканчиваться сформированные в прошлом году запасы. По мнению аналитика, ценовой отскок будет небольшим — не более $10 за тонну. Худалов отметил, что стоимость фрахта занимает около 9–10% от общей себестоимости добычи и поставки угля из портов Дальнего Востока в Китай и около 22–24% от себестоимости поставок твердого топлива из России в Индию.

Александр Котов, партнер по консалтингу NEFT Research, отмечает, что азиатские энергетические компании не проявляют высокого интереса к спотовым сделкам по поставкам угля из-за мягкой зимы и стабильно высоких запасов на складах. Падение морского импорта коксующегося угля в Китай, в свою очередь, обусловлено снижением спроса на сталь и падением ее производства.

Собеседник РБК ожидает сохранения низкого уровня спроса и ставок фрахта на транспортировку угля в среднесрочном периоде из-за замедления китайской экономики. При этом экстремальные погодные явления, как аномальная жара или засуха, могут способствовать оживлению спроса и росту угольных цен на коротком временном отрезке. Российские поставщики, в свою очередь, продолжат проводить гибкую ценовую политику, предоставляя покупателям скидки в условиях санкционного давления, считает аналитик. «Уголь, реализуемый в портах Дальнего Востока, продолжит дешеветь на фоне слабеющего спроса в Китае. Угольные индексы в юго-западных портах будут зависеть от объемов потребления твердого топлива в Индии и странах Ближнего Востока, а также от стоимости фрахта», — говорит он.

Image

Компания ООО «Электрорешения» (бренд EKF) опубликовала финансовую отчетность по РСБУ за 2024 год

Компания ООО «Электрорешения», представитель бренда EKF в России, объявляет результаты финансовой отчетности по РСБУ за 2024 г. Выручка в 2024 году выросла относительно прошлого года...

Image

EKF Impulse: Новое имя в зарядке электротранспорта

EKF Impulse: Новое имя в зарядке электротранспорта

Image

Выставка «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна» завершилась. До новых встреч!

17-я Международная выставка тканей и текстильных материалов «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна», организованная в рамках единого отраслевого форума с выставкой домашнего текстиля и интерьерных решений «TEXTILE&HOME-2025.Весна»,...

Image

На заседании Совета Кузбасской ТПП обсуждались ключевые вопросы развития регионального бизнеса в текущем году

11 марта прошло заседание Совета Кузбасской ТПП, на обсуждение которого были вынесены актуальные вопросы развития регионального сектора предпринимательства в текущем...

Image

На природе, но в центре событий: недвижимость у воды от московского девелопера FORMA

На природе, но в центре событий: недвижимость у воды от московского девелопера FORMA Быть ближе к природе – мечта многих жителей мегаполисов. В Москве её сложнее осуществить, чем в других крупных...

Image

RBG.ПРЕМИЯ «ЛЮДИ ГОДА-2025»

В 2025 году уже в седьмой раз подряд международный журнал RBG при поддержке ТПП РФ проведёт церемонию награждения лауреатов премии «Russian Business Guide. ЛЮДИ ГОДА». В этом году торжественная церемония пройдёт 26 марта в Конгресс-центре Торгово-промышленной...

Image

Международные соревнования по кёкусинкан – КУБОК НАЦИЙ! Открытие!

9 марта, в Москве, во Дворце Ирины Винер в Лужниках состоялось торжественное открытие Международных соревнований по кёкусинкан – КУБОК...

Image

II международный форум и VI театрализованный конкурс «ЖЕНЩИНА – ДОСТОЯНИЕ НАЦИИ 2024-2025»

31 января 2025 года в Культурном центре Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ состоялся II Международный Форум и VI театрализованный конкурс «Женщина -...

Image

Вопросы формирования имиджа компаний обсудили на заседании Комитета Кузбасской ТПП по семейному предпринимательству

5 марта в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по семейному предпринимательству на тему «Современные инструменты формирования имиджа компании». В...

Image

На совещании федерального комитета ТПП Сергей Третьяков озвучил инициативу об учреждении института медицинского омбудсмена

5 марта в ТПП РФ прошло в онлайн-формате совещание председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности...

Image

Сергей Катырин встретился с президентом Федерации торгово-промышленных палат Мьянмы

Президент ТПП РФ Сергей Катырин приветствовал активизацию контактов между политическим руководством и деловым сообществом России и Мьянмы 4 марта во время встречи с делегацией во главе с президентом...

Image

Russia Halal Expo 2025: крупнейшая выставка экономического и научно-технологического сотрудничества пройдет в Казани

С 14 по 16 мая в Международном выставочном центре «Казань Экспо» состоится Russia Halal Expo 2025 – крупнейшая в России международная выставка инвестиционных и...

Image

Деловая программа включает лекции, экспертные сессии, мастер-классы и паблик-токи.

Даты с 12 по 14 марта 2025 года станут знаковыми для отрасли текстильной и легкой промышленности, ведь именно в эти числа в «Тимирязев Центре» пройдут выставки «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна» и...

Image

Международная выставка по сварке, резке и родственным технологиям «Сварка/Welding – 2025»: инновации, технологии и будущее сварочной отрасли

С 9 по 11 апреля 2025 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» в Санкт-Петербурге состоится 22-я Международная выставка по...

Image

Международная выставка-конгресс «Защита от коррозии – 2025»: ключевое событие в области противокоррозионной защиты

С 9 по 11 апреля 2025 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» (Санкт-Петербург) пройдет Международная выставка-конгресс «Защита от коррозии – 2025»....

Image

Российский международный энергетический форум – 2025: ключевое событие в сфере ТЭК пройдет в Экспофоруме в Санкт-Петербурге

С 9 по 11 апреля Санкт-Петербург станет центром обсуждения актуальных вопросов топливно-энергетического комплекса. На площадке конгрессно-выставочного...

Image

Тренд-зона «Вишневый сад» на выставках «ИНТЕРТКАНЬ» и TEXTILE&HOME: вдохновение для текстильной индустрии

Обновление – одна из ведущих тенденций весеннего сезона главной текстильной выставки России. 12–14 марта 2025 года «ИНТЕРТКАНЬ» и TEXTILE&HOME пройдут в «Тимирязев Центре» –...

Image

Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова: Введение маркировки требует всестороннего обсуждения и участия бизнеса

Внедрение маркировки – это сложный и многоэтапный процесс, который требует не только технической подготовки, но и глубокого взаимодействия с...

Актуальные комментарии