Image

Как геймер из Перми построил бизнес на торговле предметами из Counter-Strike

С детства главной страстью Павла Дунаева были компьютерные игры.

В 2015 году он обратил внимание на тренд по перепродаже внутриигровых предметов и решил построить вокруг этого компанию. Сейчас его холдинг ex corp. объединяет четыре сервиса для геймеров. А его выручка по итогам 2023 года составила почти $20 млн. Как пермяку удалось построить бизнес на хобби?

28-летний Павел Дунаев выходит на связь с корреспондентом Forbes из Оксфордского университета, где проходит программу по лидерству для предпринимателей. Он признается, что с интересом посещает занятия, что резко контрастирует с его детством. Тогда учеба стояла на последнем месте — большую часть времени Дунаев проводил за компьютерными играми. «Я мог играть по семь часов в день, а во время каникул — и по 17 часов», — вспоминает он. Увлечение, впрочем, не помешало ему добиться успеха, напротив: со временем он построил вокруг хобби бизнес — игровой холдинг ex corp. В 2023 году его годовая выручка составила $19,7 млн, и 90% принес флагманский проект — маркетплейс CS.Money по перепродаже и обмену скинов (виртуальной одежды, аксессуаров и других внутриигровых предметов, которые могут использовать персонажи). Как геймеру удалось монетизировать любовь к играм?

Стихийный рынок
Дунаев родился в Перми, в 2013 году окончил местный физико-математический лицей и поступил в Пермский госуниверситет на физический факультет. Первые деньги он заработал на втором курсе. К тому моменту студент уже много лет играл в Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO) и обратил внимание на стихийный рынок, который сформировался вокруг шутера — игроки списывались друг с другом на форумах или в социальных сетях и обменивались скинами. Так они избавлялись от лишних игровых предметов, получали те, которые дают преимущество, или же зарабатывали на разнице в стоимости артефактов. Например, игрок киберспортивной команды 1win по Counter-Strike 2 Владислав lattykk Выдрин вспоминает, что подростком зарабатывал на обмене по 2000 рублей в неделю. По словам Дунаева, рынок был огромным, а стоимость скинов на форумах могла варьироваться от нескольких центов до сотен тысяч долларов в зависимости от уникальности предмета и таланта продавца к переговорам. Одной из самых громких сделок того периода была продажа за $38 000 персонажа из Dota 2 — собаки War Dog с редким пламенем розового цвета.

Дунаев начинал с малого. В январе 2015 года обменял один из своих предметов в Counter-Strike и заработал на сделке $2. К концу месяца за счет обмена у него скопилось 200 скинов, продав которые он получил 75 000 рублей. Для пермского студента это были «бешеные деньги», признается предприниматель. «У меня тогда азарт от игры сменился азартом от сделок», — шутит он.

Предприниматель решил построить на обмене бизнес. Первым делом создал бота, который общался с пользователями на форумах за него: предлагал сделки, делал контрпредложения по цене и пр. В разработке помогли навыки, полученные вузе, а также два одногруппника — Павел Соловьев и Максим Пелевин. Они согласились подключиться к проекту в обмен на процент от перепродаж. К концу года, благодаря разработке, студенты в сумме заработали около $50 000.

Следующим шагом стало создание площадки, где пользователи могли выбирать скины из готового ассортимента. «Нам хотелось, чтобы люди сами приходили туда и менялись скинами, а не мы вручную искали клиентов на форумах», — вспоминает Дунаев. Платформа появилась в мае 2016 года и получила название CS.Money. Чтобы пополнять ассортимент, компания выкупала скины у игроков и выставляла на сайт. Таким образом, в сделках пользователи взаимодействовали не напрямую друг с другом, как это происходит на классических маркетплейсах вроде Amazon или Ozon, а с командой CS.Money. Технические предметы переходили из аккаунта одного геймера в аккаунт другого на игровой платформе Steam, принадлежащей издателю Counter-Strike американской компании Valve, а на CS.Money происходили переговоры и сделки.

Биржи для обмена скинами из Counter-Strike к тому моменту уже существовали. Были, например, шведская Csgosell и немецкая SkinBaron. По словам основателя сервиса для развития игровых аккаунтов Skycoach Евгения Шадрина, все они работали по одному принципу: «У торговой площадки было большое количество аккаунтов-ботов внутри игры, которые выступали покупателями товаров у пользователей, и далее эти товары перепродавали другим». Обмениваться можно было и через сам Steam. Однако игроки предпочитали сторонние платформы, так как они позволяли выводить деньги, в то время как заработанное на Steam можно было тратить только внутри площадки, рассказывает руководитель игровой компании Langame Павел Голубев.

Чтобы выделиться среди конкурентов, Дунаев с партнерами разработали бота, который автоматически собирал и систематизировал информацию с форумов и торговых площадок, анализировал эти данные и определял рыночную стоимость скинов. Таким образом, пользователям маркетплейса не требовалось договариваться о цене предметов, как это происходило на форумах и других площадках. «Это была киллер-фича (с англ. killer feature — «ключевая особенность». — Forbes), которая нас волной вынесла [на рынок]», — гордится Дунаев. Это подтверждает руководитель образовательной программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса ВШЭ и сооснователь игрового издательства Geeky House Вячеслав Уточкин. По его словам, CS.Money была одной из первых, внедривших автоматизированную систему обмена скинами и их оценки. За счет этого, а также рекламы в игровых сообществах и у блогеров площадка быстро пошла в гору.

Ковидный взлет
Правда, в первый год у сервиса не было выручки. Компания забирала себе разницу между стоимостью обмениваемых предметов, как правило, в виде дополнительных скинов. Это работало так: пользователь хотел приобрести на платформе, скажем, виртуальный нож из игры за 100 виртуальных долларов (игровая валюта, один виртуальный доллар равен $1). Взамен CS.Money просила его отдать другой скин или несколько, а общая стоимость могла составить, например, 103 виртуальных доллара. Положительная разница попадала в «банк» предметов на платформе, и к концу 2016 года он оценивался в $2 млн. Чтобы получить «живые деньги» и покрыть расходы на рекламу, зарплаты первым сотрудникам и другие нужды, основатели перепродавали скины из «банка» по старинке — через форумы. Таким же образом выводили деньги и покупатели скинов.

Монетизироваться CS.Money начала в 2018 году. Тогда появилась возможность за реальные деньги покупать виртуальную валюту платформы и на нее приобретать скины. По итогам года выручка компании, по ее собственным данным, составила $14,6 млн. Она складывалась из продаж виртуальных долларов и процентов, которые площадка получала с каждой сделки, будь то продажа или обмен. Сейчас комиссия варьируется от 3% до 15% в зависимости от уникальности предмета и вида сделки. Выручка поступала на российское ООО «Диджитал трейд солюшнс» и кипрскую компанию, которую Дунаев зарегистрировал, чтобы упростить прием платежей от иностранных юзеров. Доли в зарубежном юрлице (в сумме 10%), по словам предпринимателя, получили Соловьев, Пелевин, а также Дмитрий Комаревцев, который помогал с разработкой маркетплейса. Постепенно Дунаев перевел на Кипр всю структуру, а юрлицо в России закрыл.

Следующие два года компания динамично росла. К концу 2020-го ее годовая выручка выросла почти втрое, до рекордных $39,6 млн. Взлету во многом способствовала пандемия коронавируса, утверждает Дунаев. Тогда на фоне локдауна объем игрового рынка рос на 26% год к году, показало исследование Ampere Analysis. А общие расходы игроков, в том числе на скины, в мире составили $39 млрд. Предприниматель вспоминает, что в тот период спрос был настолько высоким, что сайт зачастую не справлялся с трафиком.

Другим драйвером роста стал маркетинг: во время пандемии компания стала спонсировать киберспортивные турниры и отдельные команды, например датскую Astralis и украинскую NaVi, а это повышало узнаваемость бренда. По наблюдениям гендиректора российской игровой компании, пожелавшего остаться анонимным, стратегия была заметной: «Свыше 80% маркетингового бюджета CS.Money всегда уходило на спонсорство соревнований по CS:GO. Никто так щедро не вливал в это деньги — остальные вкладывались в SEO-продвижение или инфлюенс-маркетинг».

Рост показателей позволил партнерам запустить новые проекты. Так, в мае 2020 года они вывели на рынок сервис Scope.gg для тренировок и аналитики в Counter-Strike. Он подсказывал, как правильно стрелять и как улучшить свои результаты в игре. В августе 2021-го вдобавок появился Xplay.gg — это разминочная площадка, где можно репетировать перед игрой. В сумме компания инвестировала в проекты порядка $1 млн. Дунаев с партнерами объединили сервисы в холдинг, который назвали ex corp. Как отмечает Шадрин, создание экосистемы — то, что позволило компании закрепиться на рынке: «Они шли «вширь», стараясь диверсифицировать бизнес».

Переломный год
2021-й стал переломным для компании: тогда стало понятно, что бизнес прошел «долину смерти» и не требует пристального внимания со стороны учредителей, рассказывает Дунаев. На этом этапе из управления вышли Соловьев, Пелевин и Комаревцев (у них остались доли в бизнесе), которые хотели запускать другие проекты. Дунаев тоже делегировал менеджерам часть своих задач, связанных с операционкой и финансами. Это позволило ему посмотреть по сторонам: «Я понял, что никого не знаю на рынке, так как в первые пять лет ничего, кроме CS.Money, для меня не существовало, и я ни с кем не общался», — вспоминает основатель.

Он стал ходить на мероприятия для предпринимателей и венчурных капиталистов. На одном из них познакомился с инвестором Николаем Давыдовым и в сентябре 2021-го договорился вложить в его венчурный фонд Davidovs VC $1,6 млн. По словам Давыдова, Дунаев стал владельцем 5% фирмы. Месяцем позже предприниматель договорился вложить $3 млн в венчурный фонд The Games Fund Марии Кочмолы и Ильи Еремеева. В том же году на вторичном рынке он купил акции британской финтех-компании Revolut (сумму вложений Дунаев не раскрывает). Предприниматель рассказывает, что занялся венчурными инвестициями «из корыстных побуждений» — ради полезных знакомств.

Смена фокуса не пошла на пользу бизнесу: в 2021 году выручка бизнеса сократилась до $32,4 млн. Сказалось общее падение игрового рынка после «аномального роста» в пандемию, считает Дунаев. Серьезным ударом стал и взлом CS.Money в августе 2022-го. Тогда мошенник вывел две трети скинов общей стоимостью около $10 млн, которые были представлены на платформе. Компании удалось найти хакера за неделю и договориться о возврате предметов. Но тот смог перевести обратно лишь половину. Часть игровых аккаунтов на Steam, куда мошенник переводил скины, к тому моменту были заблокированы из-за жалоб пользователей — владельцев скинов, говорит Дунаев. Впоследствии он подал заявление в суд на хакера. Детали этого процесса он раскрывать не хочет.

В следующий месяц после взлома CS.Money приостановила работу для укрепления систем безопасности. За это время аудитория сократилась на треть. По итогам года ex corp. выручила $20,8 млн и сработала в ноль вместо прежней прибыли. Восстановить количество пользователей и размер ассортимента удалось только через год, к осени 2023-го. Однако вернуться к пиковым показателям по выручке так и не удалось — по итогам прошлого года она составила $19,7 млн. Из них 90% принесла CS.Money. Сейчас на платформе заключают по 330 000 сделок в месяц. Cредняя стоимость внутриигрового предмета составляет порядка $18. При этом на маркетплейсе представлены скины и за несколько десятков миллионов долларов. Так, самый дорогой предмет, контейнер с рисунком граффити, обойдется почти в $92 млн.

Еще 5% выручки платформы в 2023 году принесли Scope.gg и Xplay.gg, которые монетизируются за счет подписок на сервисы и рекламы. Еще 5% — запущенный в 2023-м сервис для геймификации бизнеса Lvl.io. С его помощью клиент может создать игровой продукт под своим брендом. Компания уже подписала контракт с российской букмекерской компанией «Пари». С помощью продукта она создала игровую платформу Pari Pass, где пользователи выполняют задания, находят спрятанные коды и получают за это призы.

Игры бизнеса
По оценкам Шадрина из Skycoach, сегодня объем глобального рынка торговли скинами в CS:GO составляет до $10 млрд в год. В нише представлены десятки игроков, среди них — Dmarket, Tradeit, CSFloat и другие. Несмотря на падение показателей, проект Дунаева остается одним из лидеров в этом сегменте, отмечают собеседники Forbes. Гендиректор российской игровой компании, пожелавший остаться анонимным, говорит, что сейчас CS.Money, хотя и теряет позиции, остается второй по популярности после маркетплейса Buff, принадлежащего крупному китайскому разработчику игр NetEase. Для сравнения, в 2021 году ежедневный объем сделок на нем мог достигать $5 млн, а комиссия составляла 4,5%.

Бизнес, заточенный на перепродажу скинов в Counter-Strike, сильно зависит от аудитории самой игры, а поэтому не может расти бесконечно и не застрахован от падения, считает основатель игровой студии Vengeance Games Константин Сахнов. «Если аудитория игры не растет, то и рост продаж товаров для этой игры расти не сможет», — объясняет он. Рост в этой сфере возможен за счет добавления в ассортимент скинов из других игр, замечают собеседники Forbes. Но не во всех играх есть возможность продавать или обменивать предметы, обращает внимание руководитель организации развития видеоигровой индустрии (РВИ) Василий Овчинников: «Например, в популярной игре League of Legends нельзя обмениваться вещами с другими игроками».

В то же время издатели игр вроде Valve периодически вводят ограничения, чтобы сократить долю конкурентов по продаже скинов. Например, в 2018 году издатель Counter-Strike запретил игрокам передавать свои предметы другим пользователям менее чем через неделю после получения скина. Тогда многие платформы занимались «моментальными перепродажами», и запрет разрушил бизнес половины рынка, вспоминает Шадрин. Он добавляет, что формально все внутриигровые предметы принадлежат разработчику CS:GO, который в любой момент может заблокировать возможность сделок с ними как таковую.

Но вопрос о влиянии сторонних платформ на финансовые интересы издателей игр — сложный, констатирует Уточкин: «С одной стороны, платформы, такие как CS.Money, могут каннибализировать потенциальные доходы издателей, поскольку пользователи тратят деньги на их ресурсах, а не в игре. С другой стороны, наличие активного вторичного рынка может увеличивать вовлеченность и интерес к самой игре, что, в свою очередь, может способствовать дополнительным доходам для издателей».

Но все же лучшая стратегия для ex corp. — развитие дополнительных проектов и все большая диверсификация, соглашаются эксперты. Сахнов видит основные перспективы роста в платформе Lvl.io, так как бизнес, в том числе и крупные корпорации, сейчас активно внедряют геймификацию в свои продукты. «Если сервис выдержит конкуренцию, у него может быть серьезный потенциал для кратного роста», — считает предприниматель. Дунаев тоже видит перспективы в Lvl.io, которая, по его словам, уже стала прибыльной, и намерен развивать этот проект: «Он будет одной из точек роста в 2024 году».

Источник: (Ссылка)
Фото: (Ссылка)

Image

К 80-летию Победы в Кузбасской ТПП реализован проект «История войны в моей семье»

На сайте Кузбасской ТПП в рамках проекта «История войны в моей семье» размещены семейные истории о защитниках Отечества и тружениках тыла, а также детские рисунки, посвященные 80-летию Великой...

Image

28-29 апреля 2025 года в Геленджике состоялся VII Черноморский конгресс по пластической хирургии и косметологии

Мероприятие объединило одних из лучших специалистов в области красоты и здоровья, чтобы поделиться своими знаниями и опытом, узнать о самых передовых методиках,...

Image

Руководство и сотрудники ТПП РФ почтили память павших в Великой Отечественной войне

В преддверии 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне глава ТПП РФ Сергей Катырин, и сотрудники Палаты, а также представители дочерних структур - ПАО <ЦМТ>, АО <Экспоцентр>, АНО...

Image

Опубликована архитектура деловой программы Молодежного международного юридического форума – 2025

Молодежный международный юридический форум состоится 21 мая 2025 года в КВЦ «Экспофорум» традиционно в рамках Петербургского международного юридического форума....

Image

Международная выставка недвижимости International Property Market (IPM) станет частью KazanForum 2025

Международная специализированная выставка и конференция в сфере недвижимости, девелопмента, архитектуры и дизайна International Property Market (IPM) пройдет в этом году c 14 по...

Image

В Москве успешно завершились XX Юбилейный Чемпионат и Первенство России по капоэйре

На территории спортивного комплекса "Новая Лига" собрались ведущие спортсмены из различных регионов страны, а также гости из трех зарубежных государств....

Image

Международная выставка «Сварка/Welding – 2025»: инновации, технологии и международное сотрудничество

С 9 по 11 апреля в Санкт-Петербурге в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» состоялась 22-я Международная выставка...

Image

В Московской области прошел Региональный этап Ежегодного Федерального Форума «Частное образование»

25 апреля 2025 года в Российском Университете Кооперации (г. Мытищи) состоялся Региональный этап Ежегодного Федерального Форума Общественного Негосударственного Образования (ФОНО),...

Image

Уральская ТПП собрала бизнес и власть на квартирник, посвященный 80-летию Великой Победы

Без малого сто представителей бизнеса, власти, общественности приняли участие в музыкально-поэтическом вечере «А значит, нам нужна одна Победа», организованном Уральской торгово-промышленной...

Image

Россия и Узбекистан подписали меморандум о сотрудничестве в целях развития НСК

29 апреля в Ташкенте генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин и директор Института развития национальной системы квалификаций при Проектном офисе «Центр проектов в...

Image

В Кузбасской ТПП прошел традиционный турнир по быстрым шахматам среди работников СМИ и предпринимателей

23 апреля в Кемерове, в зале Штаба общественной поддержки ЕР, состоялся традиционный весенний турнир среди работников СМИ и предпринимателей по быстрым шахматам на Кубок...

Image

РМЭФ-2025: инновации и ключевые решения для энергетической отрасли

С 9 по 11 апреля в Санкт-Петербурге на площадке конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» при поддержке Министерства энергетики Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга состоялся Российский международный...

Image

ПМЮФ-2025 пройдет под девизом: «Право: уроки прошлого для мира будущего»

XIII Петербургский международный юридический форум (ПМЮФ-2025) пройдет под девизом: «Право: уроки прошлого для мира будущего»....

Image

Президент Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева: «Партнерские связи с Национальной ТПП Монголии укрепляют экономические связи »

На минувшей неделе Кузбасс с официальным визитом посетила генеральный консул Монголии в Иркутске Батсух Ичинхорлоо. Наряду с официальными встречами в...

Image

Проект Уральской ТПП «Урал: Родины щит и меч», посвященный 80-летию Великой Победы, стартовал в резиденции губернатора Свердловской области

17 апреля 2025 года дан официальный старт большому юбилейному проекту «Урал: Родины щит и меч», разработанному Уральской...

Image

Практический вебинар по участию в международных выставках на территории Азербайджанской Республики

Торговое представительство Российской Федерации в Азербайджанской Республике информирует о проведении 23 апреля 2025 года в 10:00 (по московскому времени), пройдет вебинар по...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.