Image

Илья Фарафонов – сарапульчанин, открывший пиццерию в одном из популярных городов планеты

В январе 2023 года в Дубае появилась первая пиццерия международной сети «Додо Пицца».

Возглавил её уроженец Сарапула Илья Фарафонов, десять лет назад открывший «Додо» в родном городе. Если бы предпринимателя спросили тогда, кем он видит себя через 10 лет, Илья вряд ли представил бы себя топ-менеджером известного бренда. Однако упорный многолетний труд привёл его именно в эту точку. Как житель провинциального городка добился успеха и какие трудности ему пришлось преодолеть?

– Год назад список стран присутствия известной российской сети пиццерий не без вашей помощи пополнился ОАЭ. Илья, расскажите, как это было?
– В марте 2022 года наша команда прилетела в Дубай «прозондировать почву»: понять специфику ведения бизнеса, изучить продукт, узнать детали и особенности – от размера налоговых ставок до ситуации с наймом сотрудников – и, конечно, для того, чтобы собрать команду. Спустя несколько месяцев изучения рынка и поиска помещения мы в итоге купили действующую пиццерию, отремонтировали её и открыли двери для гостей. По местным меркам справились довольно быстро.
Мы открылись на Марине – это современный туристический район с высокой плотностью населения. Для нашего бренда это место выгодно потому, что здесь проживает много русскоговорящих людей – тех, кому хорошо известна «Додо Пицца». Кроме того, здесь очень компактная зона доставки, что также является большим плюсом для первой пиццерии.

– В ОАЭ уникальная бизнес-среда со своей спецификой. Как это отразилось на ведении дубайского бизнеса?
– Естественно, открытие не обошлось без трудностей: начиная от несложной, но долгой бумажной работы, заканчивая серьёзной конкуренцией.
Первое, с чем пришлось столкнуться, – «дружелюбная» бюрократия. Открытие бизнеса сопровождается получением множества различных бумаг, разрешений и согласований. К примеру, для аренды недвижимости необходимо открыть счёт. Не вдаваясь в подробности, скажу, что решение этой задачи заняло у нас больше месяца. Для сравнения: в России счёт открывается всего за пару дней. Другой пример: для того чтобы нанять сотрудников, требуется квота. Её оформление тоже занимает месяц. И так во многом! В итоге темпы открытия бизнеса здесь значительно медленнее, чем, допустим, в России, и с этим нужно смириться.
Более того, в Эмиратах многое в бизнесе строится на личном общении, которое отнимает немало времени: приехать, пожать руку, рассказать о себе и о том, чем ты занимаешься, познакомиться с бизнесом поставщика и только потом сформировать, скажем, заказ ингредиентов. Почти бессмысленно договариваться с незнакомыми поставщиками по телефону: рискуешь не получить половины своего заказа или получить не то, что заказывал. Пока не выстроишь диалог «с глазу на глаз», бизнес, скорее всего, не пойдёт.
Ещё один серьёзный вызов – высокая конкуренция. В Дубае представлены абсолютно все ключевые западные бренды пиццы. Помимо большой «тройки» – Pizza Hut, Papa John’s и Domino’s, – здесь открыты или открываются другие: например, Debonairs Pizza (примерно 500 пиццерий в Африке) и Maestro Pizza из Саудовской Аравии (они запускают новые точки чуть ли каждый месяц). У многих из перечисленных сетей – десятки и сотни пиццерий в Дубае. Благодаря такой конкуренции мы сразу поняли, что «лёгкой прогулки» здесь не будет и что придётся серьёзно вкладываться в маркетинг и открывать пиццерии быстро и много (а это само по себе тоже является маркетингом).

– Возникли ли у вас, как у предпринимателя, какие-нибудь сложности в Дубае?
– Думаю, самое сложное ещё до запуска – решить, какую модель открывать на новом рынке и как на него выходить. В индустрии ни для кого не секрет, что успех в пицца-бизнесе завязан на покрытии: необходимо быть «видимым», заметным в городе. Без серьёзного покрытия сложно сделать одну точку по-настоящему успешной.
В то же время у тебя, как правило, очень мало информации о специфике бизнеса на новом рынке, чтобы сразу планировать запуск большой сети. В предпринимательстве множество неизвестных ведёт ко множеству ошибок. Сложно изучить рынок только по отчётам, и многое становится понятно только на практике: когда откроешь первую точку, начнёшь делать маркетинг, получать реальные отзывы клиентов и сможешь увидеть свои собственные отчёты о прибыли и убытках. Только после этого можно понять: предлагать клиенту римскую или не римскую пиццу; какое целевое время доставки взять – 15, 30 или 40 минут; продавать продукт за ту же цену, что у конкурентов, или дешевле; какой у тебя реальный «юнит-кост» (себестоимость ингредиентов) и т.д.
Вернемся к вопросу, который непременно возникает у каждого предпринимателя, который выходит на новый рынок: что лучше – открыть одну точку, чтобы изучить рынок и всё указанное выше, научиться на своих ошибках, которые неизбежно будут, или сразу выходить на рынок большой сетью, чтобы быть заметным?
Мы решили двигаться по первому сценарию с одним заведением, «прощупать почву» и дальше уже действовать проактивно. Наверное, принять решение в пользу первой модели в отсутствие полной картины происходящего было самым сложным.

– Однако, вопреки всем сложностям развития стартапа, ваша пиццерия успешно запустилась на местном рынке. Не последнюю роль, думаю, в этом играет командная работа. Расскажите, как обстоят дела с коллективом: сколько человек числится в штате и как выстроено взаимодействие между сотрудниками?
– Сейчас у нас уже большая команда, так как мы начали активное развитие. На этапе запуска непосредственно в Дубае находилось всего пять человек: руководитель отдела маркетинга, руководитель R&D, сотрудник, ответственный за поиск помещения (он же занимался закупками и управленческой отчётностью), управляющий пиццерией и я. При этом из России и других стран нас поддерживала и поддерживает огромная команда, куда входят, например, IT-департамент, маркетологи, дизайн-команда и даже команда клиентской поддержки. Перемещаться из одной страны в другую нет необходимости: часть сотрудников работает здесь, часть – удалённо.

– Давайте поговорим про доставку. «Додо Пицца» – известный в России бренд, который уже давно использует только собственную доставку. Почему на новом рынке вы используете услуги местных агрегаторов?
– Наша сеть популярна в России, но за рубежом, в частности в Дубае, на очень конкурентном и насыщенном рынке в городе-миллионнике название «Додо Пицца» мало о чём говорит людям. Поэтому с одной открытой пиццерией с точки зрения продвижения логично сотрудничать с местными сервисами: они пользуются большой популярностью у местных жителей и дают немало заказов на старте. Через них можно заказать и еду, и такси, и уборку, и даже лекарства. Соответственно, все точки общественного питания представлены в агрегаторах.
Мы в «Додо» не стали исключением и начали работу с четырьмя ключевыми игроками, однако в долгосрочной перспективе планируем отказаться от сотрудничества с ними. Первым шагом станет переключение в режим маркетплейса, а затем и полное отключение. Причины простые: во-первых, невозможно контролировать скорость и качество доставки, а во-вторых – размер комиссии слишком высокий.

– Следующий вопрос – о продвижении бренда в Дубае. Как планируете развивать «Додо Пиццу» в ближайшие несколько лет?
– Надеюсь, что к концу 2025 года мы откроем 30 пиццерий. Как я уже сказал, на массовом рынке доставки пиццы не бывает такого, что ты открыл одну-две точки и стал успешным – особенно на конкурентном рынке. В нашем сегменте необходимо строить большую заметную сеть, потому что она даёт знание бренда и эффект масштаба в работе с контрагентами: начиная от поставщиков ингредиентов и заканчивая строителями.
Поэтому мы действуем активно. Уже подписали договор аренды и строим вторую собственную пиццерию. А наши партнёры-франчайзи, с которыми мы будем развиваться в Дубае, подписали контракты на ещё два помещения. Есть все шансы, что к концу следующего года «Додо» уже будет иметь локальную сеть из 10 пиццерий.

– Какой совет вы дали бы предпринимателям, которые хотят открыть заведение в Дубае?
– Набраться терпения! Не думайте, что всё будет быстро, и морально готовьтесь к тому, что на старте придётся сильно погружаться в детали и тратить много энергии на то, чтобы всё запустилось.
Здесь всё работает немного по-другому, чем в России. Одним из главных, по моему опыту, вызовов будет поиск помещения. В стране дефицит коммерческих площадей, что уж говорить о хороших и заметных помещениях. Чем раньше начнёте искать, чем больше времени и ресурсов на это потратите, тем быстрее запуститесь. После запуска тоже не стоит ждать «лёгкой прогулки». Объединённые Арабские Эмираты – очень конкурентный, хоть и активно развивающийся рынок.

Подготовил Михаил Московец

Реклама. Рекламодатель Фарафонов И.И. erid:LatgBio1s

Image

Развитие беспилотной авиации в регионе обсудили в ЮУТПП

Круглый стол с участием представителей предприятий оборонно-промышленного комплекса и ведущих вузов региона прошел по инициативе комитета ЮУТПП по инновациям и инвестициям....

Image

Руководство ЮУТПП побывало на объектах «золотого» производства

С работой предприятий Южуралзолото Группа Компаний познакомилась вице-президент палаты Наталья Осипова. ЮГК – одна из крупнейших российских производителей драгметаллов и самых давних партнеров Южно-Уральской ТПП. Она...

Image

Господдержка, дробление и диалог с регулятором: тренды налогового рынка

На налоговой конференции Право.ru обсудили последние законодательные и судебные тенденции в этой сфере. Эксперты поговорили об усилении контроля за трансфертным ценообразованием и росте объема отчетности. Меняется...

Image

15 февраля в Москве стартовала VI Инновационная школа эстетической медицины 2024

Это мероприятие, которое не просто представляет участникам новые знания, а ещё и объединяет лучших спикеров России и зарубежья, позволяет специалистам обрести новые контакты, найти единомышленников,...

Image

Тренды налогового контроля и взыскания задолженности с должников

Эксперты практической конференции “Налоговый орган: от проверки до банкротства” на площадке центра конференций “Сегодня” обсудили тенденции в особенностях процедур возбуждения и расследования налоговых преступлений, тренды...

Image

На Отраслевом форуме обсудили дефицит кадров

в рамках Недели российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей прошел Отраслевой форум «От импортозамещения к импортоопережению». Один из участников мероприятия, генеральный директор Национального агентства развития...

Image

Эксперты НКО обсудили возможности партнерства с вузами

Национальное агентство развития квалификаций провело встречу с представителями социально ориентированных НКО в рамках проекта «Формула диалога» Форума Доноров. Темой обсуждения стали стратегия и практические вопросы взаимодействия...

Image

Дан старт Конкурсу «Национальная система квалификаций» для журналистов, СМИ, социальных медиа

19 февраля открылся прием заявок на VIII Конкурс для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система...

Image

С 11 по 13 марта в Москве пройдет выставка домашнего текстиля и интерьерных решений «TEXTILE&HOME-2024.Весна»

Ранее салон T&H был интегрирован в крупнейшую в России выставку тканей и текстильных материалов «ИНТЕРТКАНЬ». Сегодня «TEXTILE HOME» – это самостоятельная выставка...

Image

15 февраля состоялся восьмой съезд Кузбасской ТПП

15 февраля состоялся очередной восьмой съезд Союза «Кузбасская торгово-промышленная палата», на котором обсудили ключевые проблемы бизнеса региона....

Image

15 февраля команда "Мариллион" проведет бизнес-завтрак

Команда «Мариллион» приглашает присоединиться к онлайн-трансляции первого в этом году бизнес-завтрака, посвященного актуальным вопросам и тенденциям налоговой и юридической практики 2023-2024...

Image

Производство гжельского фарфора в Подмосковье выросло в 2 раза за год

Производство традиционного гжельского фарфора существенно выросло в 2023 году.

Image

Бизнесменам Подмосковья компенсируют затраты на 13 крупнейших маркетплейсах

В Московской области бизнесу компенсируют затраты на 13 крупнейших маркетплейсах, сообщает пресс-служба министерства инвестиций, промышленности и науки...

Image

Вопросы правовой охраны персональных данных рассмотрели на семинаре Комитета Кузбасской ТПП по безопасности

30 января в рамках заседания Комитета Кузбасской ТПП по безопасности предпринимательской деятельности был организован семинар на тему «Что нужно знать бизнесу про...

Image

На Выставке «Россия» обсудят перспективы развития частного образования в стране

13-14 февраля 2024 года на площадке выставки «Россия» на ВДНХ пройдёт Форум негосударственного образования.

Image

В РСПП обсудили итоги внедрения независимой оценки квалификации в строительной отрасли

В РСПП прошло совещание, посвященное развитию института Национального реестра специалистов и итогам внедрения независимой оценки квалификации в строительной...

Image

ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Налоговый орган: от проверки до банкротства. Тренды налогового контроля и взыскания задолженности с должников.

8 февраля 2024 года на площадке центра конференций “Сегодня” эксперты деловой программы конференции обсудят практические вопросы...

Image

На площадке областного парламента представлен план мероприятий Кузбасской ТПП по развитию семейного бизнеса на 2024 год

План мероприятий Кузбасской ТПП по развитию семейного бизнеса на текущий год был представлен на тематической экспертной площадке Парламента Кузбасса,...

Актуальные комментарии