Image

ФБУ «Администрация Волжского бассейна ВВП»: приближаясь к столетию

Будущий год для ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» станет юбилейным: организация отметит столетие!

За век своей деятельности учреждение пережило несколько этапов развития, не только расширяя водные границы, но и внедряя в работу структуры инновационные инженерные решения. За столь длительный период работы организация стала невольным свидетелем и участником многих переломных событий, таких как Великая Отечественная война.

Волжские путейцы героически защищали родину, ограждая советские суда от вражеских мин. Их подвиг и труд навсегда остались в памяти людей и на страницах истории. Подробнее о хронике минувших лет, становлении и вехах работы учреждения, а также о его сегодняшних целях и задачах мы узнали у руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», почётного работника транспорта Дмитрия Бессмертного.

СТО ЛЕТ НАЗАД…

Управление внутренних водных путей Волжского бассейна было организовано весной 1923 года и подчинялось Комиссариату путей сообщения РСФСР. В январе 1930 года Волжский бассейн вошёл в состав Управления Волжского государственного речного пароходства как отдел пути и строительства. В нём числились все водные пути рек Волги, Камы и Оки с их притоками. В составе учреждения были технические участки, проводившие путевые работы, а также заготовительные организации и судоремонтные заводы с затонами для зимовки технического флота. В составе управления находилось 554 единицы техники, из них – 54 земснаряда, 157 паро- и теплоходов, 343 нефтяных судна.

ВЕХИ БОЛЬШОГО ПУТИ

Сразу после создания организации перед её работниками стояла задача – увеличить объём грузоперевозок и обеспечить судам безопасную и успешную навигацию. Для достижения этих целей требовались серьёзные перемены по развитию водных путей. Но обо всём по порядку. В 1925 году на Волге были организованы изыскательские партии по изучению рабочих процессов, выполняемых земснарядами. Годом позже было открыто судоходство в Новинской воложке, начаты работы для улучшения подхода к городам Куйбышев и Саратов. Уже в 1927 году Управлением Волжского бассейна были восстановлены дореволюционные габариты пути ниже Нижнего Новгорода.

С увеличением объёма перевозок в бассейне ужесточились требования к габаритам пути и безопасности. По предложению известного учёного, инженера В. Е. Тимонова было внедрено организованное проведение землечерпательных работ. В связи с этим в феврале 1937-го постановлением Совета народных комиссаров СССР образовалось Волжское бассейновое управление пути. В годы Великой Отечественной войны путейцы Волги героически встали на защиту отечества. Сталинградский технический участок пути поддерживал необходимые навигационные ограждения для судового хода и габаритов пути от Камышина до Астрахани, а также ограждал плавучими знаками места закладки вражеских мин и затопленных судов. В этот период не прекращалась работа землечерпательного флота по углублению перекатов. Активное участие в обороне Сталинграда приняли коллективы обстановочных постов, которые проводили транспортные и военные суда через затруднительные участки Волги, участвовали в прокладке трасс для воинских переправ с левого берега на правый.

В послевоенные, 1950-е годы развернулись работы по созданию Единой глубоководной транспортной системы европейской части РСФСР. Строительство гидроузлов позволило увеличить глубины по всей Волге и пропускать суда с осадкой до четырёх метров. Каждый гидроузел представлял собой уникальное по своей конструкции сооружение, над которым трудились десятки высококвалифицированных специалистов-гидротехников, механиков, электриков. В начале 1950-х годов были начаты планомерное внедрение электрического и газового освещения навигационных знаков, автоматизация сигнального оборудования и моторизация обстановочных постов, а к концу десятилетия начался переход на буевую обстановку.

В 1980-е годы перед речниками была поставлена задача – обеспечить работу транспортного флота в условиях продлённой навигации. Для этого на Куйбышевском водохранилище начали строить русловые маяки-ориентиры.

В 1985 году на всех водохранилищах бассейна действовало 46 маяков. В это же время была создана информационно-диспетчерская группа для информирования судоводителей об изменениях условий плавания. Волжское БУП принимало участие в согласовании проектов строительства гидроузлов, приёмке готовых сооружений, строительстве береговых и плавучих знаков обстановки на водохранилищах.

С 1989 года и на протяжении нескольких лет учреждение много раз переименовывалось, но с 12 марта 2013 года оно носит имя федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», действующего и сегодня. НА ВОЛГЕ ШИРОКОЙ… На сегодняшний день в 12 филиалах организации работают более 2 тыс. человек, свыше 170 единиц технического и обслуживающего флота. Главная цель их работы – обеспечение устойчивой и безаварийной работы внутреннего водного транспорта в Волжском бассейне: от Ярославской до Астраханской области. Деятельность

Администрации Волжского бассейна осуществляется в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах, в территориальных границах 15 субъектов Российской Федерации. На учёте в Администрации Волжского бассейна состоят 3814 различных судов.

В 2021 году в Волжском бассейне было совершено 4685 рейсов. За прошлую навигацию перевезено свыше 41,5 млн тонн грузов и более 1 234 638 пассажиров в транзитных перевозках. Номенклатура перевозимых грузов в Волжском бассейне представлена нефтепродуктами, металлом, строительными, зерновыми, навалочными и генеральными грузами. В среднем более 50% грузооборота составляют внутрибассейновые перевозки, ввозится порядка 10 млн тонн грузов, столько же следует на выход из бассейна. Протяжённость внутренних водных путей в границах ФБУ «Администрация Волжского бассейна» составляет 9251,3 км. Для выполнения дноуглубительных работ в навигацию 2022 года введено в эксплуатацию 13 земснарядов. Водные пути Волжского бассейна обслуживают коллективы шести филиалов: Нижегородского, Казанского, Самарского, Саратовского, Волгоградского, Вятского районов водных путей и судоходства. Тральные работы проводятся силами обстановочных бригад и специализированными тральными бригадами. Общий объём выполненных работ в этом году составляет порядка 586,5 кв. км. В рамках выполнения программы модернизации путевого хозяйства с 2015 года продолжается обновление плавзнаков. На смену устаревшим буям приходят современные, выполненные из полимерных материалов. За транзитным судовым ходом бассейна следят коллективы восьми русловых партий. На их вооружении – современное оборудование, системы спутникового позиционирования. На основании полученных ими данных на проблемные для судоходства участки выходят земснаряды. В одной связке с ними работают самоходные шаланды, мотозавозни. Проведение комплекса путевых работ положительно сказывается на улучшении условий работы судоводителей.

ВЫПОЛНЯЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

В последние годы перевод участков в категорию с улучшенными условиями для судоходства стал более динамичным. Это является реальным результатом выполнения государственной программы, цель которой – улучшение качественных показателей внутренних водных путей. По государственной программе для обеспечения безопасного судоходства введены в эксплуатацию несколько комплексов ККС (контрольно-коррекционные станции), а также другие инновационные технологии. В начале июля 2022 года команда нижегородского земснаряда «Профессор Лукин» приступила к выполнению дноуглубительных работ на Волго-Каспийском судоходном канале, чему предшествовала недавняя подготовительная работа по дооборудованию земкаравана для его эксплуатации в морских условиях. Волгарям предстоит принять участие в выполнении масштабной программы по обеспечению прохода всех судов по самым проблемным участкам Волго-Каспийского морского судоходного канала в Астраханской области. Углубление канала является одним из поручений Президента РФ Владимира Путина.

ВКСК – важный стратегический объект региона. Его общая протяжённость – 188 км. Погодные условия создают высокую заносимость канала, что нередко является причиной посадок теплоходов на мель. Стоит отметить, что, в связи со складывающейся геополитической ситуацией, поручение президента приобретает ещё большую актуальность, так как многие компании рассматривают альтернативные пути доставки товаров и обращают внимание на Волго-Каспийский канал. В конце первой декады июля 2022 года команды, работающие в составе земкаравана «Волжский-516» (Казанский район водных путей и судоходства), выйдут на реку Казанку, где им предстоит намыть площадку по созданию искусственного земельного участка на правом берегу реки Казанки города Казани.

Планируемый здесь «Парк семьи» – важный социальный объект, реализация которого позволит появиться новой локации на туристической карте Татарстана. ВОЛГА: КАСКАД ВОДОХРАНИЛИЩ В составе ФБУ «Администрация Волжского бассейна» пять районов гидротехнических сооружений и судоходства: Городецкий, Чебоксарский, Самарский, Балаковский и Астраханский.

В 2021 году, согласно плану, межнавигационный ремонт СГТС (судоходные гидротехнические сооружения) был выполнен на 100%, все пусковые нитки судоходных шлюзов подготовлены в установленные Росморречфлотом сроки. Крупные ремонтные работы по железобетонным элементам шлюзов и металлоконструкциям сооружений выполнялись в основном силами подрядных организаций.

В этом году работы по реконструкции гидротехнических сооружений шлюза № 25-26 Балаковского РГСиС продолжаются. Для обеспечения динамичного и бесперебойного шлюзования флота в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» выполняются работы по реконструкции объекта «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений водных путей Волжского бассейна. Шлюзы № 21-24 Самарского гидроузла. Нижние двустворчатые ворота (НДВ). Реконструкция». В рамках этой реконструкции предусмотрены работы по замене нижних двустворчатых ворот, системы управления и электрооборудования обогрева закладных и створок НДВ. Срок выполнения работ – 2024 год. Проект ответственный, но опыт, квалификация и компетенция коллективов гидроузлов в полном объёме соответствуют стоящим перед ними задачам.

Ещё в Волжском бассейне продолжается работа по реализации инвестиционного проекта «Реконструкция судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза и создание судоходного канала от города Городец до города Нижний Новгород». В соответствии с государственным контрактом в период 2022-2024 годов планируется выполнить комплексные инженерные изыскания в зоне строительства, разработать проектно-сметную документацию на строительство объектов, провести реконструкцию существующих объектов Городецкого гидроузла (в зоне строительства), осуществить строительство в нижнем подходном канале Городецкого гидроузла дополнительной камеры в единой конструкции с камерой шлюза № 15, провести капитальные дноуглубительные работы по строительству судоходного канала на участке ВВП от 854,5 до 895,0 км судового хода (по Атласу ЕГС европейской части РФ).

В настоящее время для комплексного изучения инженерно-геологических условий участка строительства ведутся буровые работы, опытно-фильтрационные, лабораторные исследования грунтов, камеральная обработка материалов. Планов у ФБУ «Администрация Волжского бассейна» на 2022-2024 годы много, но нет сомнения, что организация со столетним опытом осуществит их в назначенный срок и продемонстрирует результаты самого высокого качества. А часть этих достижений коллектив наверняка преподнесёт себе весной 2023 года на 100-летний юбилей!

Подготовила Дарья Бакарина

Image

В Москве с успехом прошла выставка «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна»: боле 1750 брендов, 12 стран, 150 экспертов отрасли

12–14 марта в Москве, в «Тимирязев Центре», прошла 17-я Международная выставка тканей и текстильных материалов «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна», организованная в рамках единого...

Image

RBG.ПРЕМИЯ «ЛЮДИ ГОДА-2025»

В 2025 году уже в седьмой раз подряд международный журнал RBG при поддержке ТПП РФ проведёт церемонию награждения лауреатов премии «Russian Business Guide. ЛЮДИ ГОДА». В этом году торжественная церемония пройдёт 26 марта в Конгресс-центре Торгово-промышленной...

Image

Компания ООО «Электрорешения» (бренд EKF) опубликовала финансовую отчетность по РСБУ за 2024 год

Компания ООО «Электрорешения», представитель бренда EKF в России, объявляет результаты финансовой отчетности по РСБУ за 2024 г. Выручка в 2024 году выросла относительно прошлого года...

Image

EKF Impulse: Новое имя в зарядке электротранспорта

EKF Impulse: Новое имя в зарядке электротранспорта

Image

Выставка «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна» завершилась. До новых встреч!

17-я Международная выставка тканей и текстильных материалов «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна», организованная в рамках единого отраслевого форума с выставкой домашнего текстиля и интерьерных решений «TEXTILE&HOME-2025.Весна»,...

Image

На заседании Совета Кузбасской ТПП обсуждались ключевые вопросы развития регионального бизнеса в текущем году

11 марта прошло заседание Совета Кузбасской ТПП, на обсуждение которого были вынесены актуальные вопросы развития регионального сектора предпринимательства в текущем...

Image

На природе, но в центре событий: недвижимость у воды от московского девелопера FORMA

На природе, но в центре событий: недвижимость у воды от московского девелопера FORMA Быть ближе к природе – мечта многих жителей мегаполисов. В Москве её сложнее осуществить, чем в других крупных...

Image

Международные соревнования по кёкусинкан – КУБОК НАЦИЙ! Открытие!

9 марта, в Москве, во Дворце Ирины Винер в Лужниках состоялось торжественное открытие Международных соревнований по кёкусинкан – КУБОК...

Image

II международный форум и VI театрализованный конкурс «ЖЕНЩИНА – ДОСТОЯНИЕ НАЦИИ 2024-2025»

31 января 2025 года в Культурном центре Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ состоялся II Международный Форум и VI театрализованный конкурс «Женщина -...

Image

Вопросы формирования имиджа компаний обсудили на заседании Комитета Кузбасской ТПП по семейному предпринимательству

5 марта в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по семейному предпринимательству на тему «Современные инструменты формирования имиджа компании». В...

Image

На совещании федерального комитета ТПП Сергей Третьяков озвучил инициативу об учреждении института медицинского омбудсмена

5 марта в ТПП РФ прошло в онлайн-формате совещание председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности...

Image

Сергей Катырин встретился с президентом Федерации торгово-промышленных палат Мьянмы

Президент ТПП РФ Сергей Катырин приветствовал активизацию контактов между политическим руководством и деловым сообществом России и Мьянмы 4 марта во время встречи с делегацией во главе с президентом...

Image

Russia Halal Expo 2025: крупнейшая выставка экономического и научно-технологического сотрудничества пройдет в Казани

С 14 по 16 мая в Международном выставочном центре «Казань Экспо» состоится Russia Halal Expo 2025 – крупнейшая в России международная выставка инвестиционных и...

Image

Деловая программа включает лекции, экспертные сессии, мастер-классы и паблик-токи.

Даты с 12 по 14 марта 2025 года станут знаковыми для отрасли текстильной и легкой промышленности, ведь именно в эти числа в «Тимирязев Центре» пройдут выставки «ИНТЕРТКАНЬ-2025.Весна» и...

Image

Международная выставка по сварке, резке и родственным технологиям «Сварка/Welding – 2025»: инновации, технологии и будущее сварочной отрасли

С 9 по 11 апреля 2025 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» в Санкт-Петербурге состоится 22-я Международная выставка по...

Image

Международная выставка-конгресс «Защита от коррозии – 2025»: ключевое событие в области противокоррозионной защиты

С 9 по 11 апреля 2025 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» (Санкт-Петербург) пройдет Международная выставка-конгресс «Защита от коррозии – 2025»....

Image

Российский международный энергетический форум – 2025: ключевое событие в сфере ТЭК пройдет в Экспофоруме в Санкт-Петербурге

С 9 по 11 апреля Санкт-Петербург станет центром обсуждения актуальных вопросов топливно-энергетического комплекса. На площадке конгрессно-выставочного...

Image

Тренд-зона «Вишневый сад» на выставках «ИНТЕРТКАНЬ» и TEXTILE&HOME: вдохновение для текстильной индустрии

Обновление – одна из ведущих тенденций весеннего сезона главной текстильной выставки России. 12–14 марта 2025 года «ИНТЕРТКАНЬ» и TEXTILE&HOME пройдут в «Тимирязев Центре» –...

Актуальные комментарии