Image

ФБУ «Администрация Волжского бассейна ВВП»: приближаясь к столетию

Будущий год для ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» станет юбилейным: организация отметит столетие!

За век своей деятельности учреждение пережило несколько этапов развития, не только расширяя водные границы, но и внедряя в работу структуры инновационные инженерные решения. За столь длительный период работы организация стала невольным свидетелем и участником многих переломных событий, таких как Великая Отечественная война.

Волжские путейцы героически защищали родину, ограждая советские суда от вражеских мин. Их подвиг и труд навсегда остались в памяти людей и на страницах истории. Подробнее о хронике минувших лет, становлении и вехах работы учреждения, а также о его сегодняшних целях и задачах мы узнали у руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», почётного работника транспорта Дмитрия Бессмертного.

СТО ЛЕТ НАЗАД…

Управление внутренних водных путей Волжского бассейна было организовано весной 1923 года и подчинялось Комиссариату путей сообщения РСФСР. В январе 1930 года Волжский бассейн вошёл в состав Управления Волжского государственного речного пароходства как отдел пути и строительства. В нём числились все водные пути рек Волги, Камы и Оки с их притоками. В составе учреждения были технические участки, проводившие путевые работы, а также заготовительные организации и судоремонтные заводы с затонами для зимовки технического флота. В составе управления находилось 554 единицы техники, из них – 54 земснаряда, 157 паро- и теплоходов, 343 нефтяных судна.

ВЕХИ БОЛЬШОГО ПУТИ

Сразу после создания организации перед её работниками стояла задача – увеличить объём грузоперевозок и обеспечить судам безопасную и успешную навигацию. Для достижения этих целей требовались серьёзные перемены по развитию водных путей. Но обо всём по порядку. В 1925 году на Волге были организованы изыскательские партии по изучению рабочих процессов, выполняемых земснарядами. Годом позже было открыто судоходство в Новинской воложке, начаты работы для улучшения подхода к городам Куйбышев и Саратов. Уже в 1927 году Управлением Волжского бассейна были восстановлены дореволюционные габариты пути ниже Нижнего Новгорода.

С увеличением объёма перевозок в бассейне ужесточились требования к габаритам пути и безопасности. По предложению известного учёного, инженера В. Е. Тимонова было внедрено организованное проведение землечерпательных работ. В связи с этим в феврале 1937-го постановлением Совета народных комиссаров СССР образовалось Волжское бассейновое управление пути. В годы Великой Отечественной войны путейцы Волги героически встали на защиту отечества. Сталинградский технический участок пути поддерживал необходимые навигационные ограждения для судового хода и габаритов пути от Камышина до Астрахани, а также ограждал плавучими знаками места закладки вражеских мин и затопленных судов. В этот период не прекращалась работа землечерпательного флота по углублению перекатов. Активное участие в обороне Сталинграда приняли коллективы обстановочных постов, которые проводили транспортные и военные суда через затруднительные участки Волги, участвовали в прокладке трасс для воинских переправ с левого берега на правый.

В послевоенные, 1950-е годы развернулись работы по созданию Единой глубоководной транспортной системы европейской части РСФСР. Строительство гидроузлов позволило увеличить глубины по всей Волге и пропускать суда с осадкой до четырёх метров. Каждый гидроузел представлял собой уникальное по своей конструкции сооружение, над которым трудились десятки высококвалифицированных специалистов-гидротехников, механиков, электриков. В начале 1950-х годов были начаты планомерное внедрение электрического и газового освещения навигационных знаков, автоматизация сигнального оборудования и моторизация обстановочных постов, а к концу десятилетия начался переход на буевую обстановку.

В 1980-е годы перед речниками была поставлена задача – обеспечить работу транспортного флота в условиях продлённой навигации. Для этого на Куйбышевском водохранилище начали строить русловые маяки-ориентиры.

В 1985 году на всех водохранилищах бассейна действовало 46 маяков. В это же время была создана информационно-диспетчерская группа для информирования судоводителей об изменениях условий плавания. Волжское БУП принимало участие в согласовании проектов строительства гидроузлов, приёмке готовых сооружений, строительстве береговых и плавучих знаков обстановки на водохранилищах.

С 1989 года и на протяжении нескольких лет учреждение много раз переименовывалось, но с 12 марта 2013 года оно носит имя федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», действующего и сегодня. НА ВОЛГЕ ШИРОКОЙ… На сегодняшний день в 12 филиалах организации работают более 2 тыс. человек, свыше 170 единиц технического и обслуживающего флота. Главная цель их работы – обеспечение устойчивой и безаварийной работы внутреннего водного транспорта в Волжском бассейне: от Ярославской до Астраханской области. Деятельность

Администрации Волжского бассейна осуществляется в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах, в территориальных границах 15 субъектов Российской Федерации. На учёте в Администрации Волжского бассейна состоят 3814 различных судов.

В 2021 году в Волжском бассейне было совершено 4685 рейсов. За прошлую навигацию перевезено свыше 41,5 млн тонн грузов и более 1 234 638 пассажиров в транзитных перевозках. Номенклатура перевозимых грузов в Волжском бассейне представлена нефтепродуктами, металлом, строительными, зерновыми, навалочными и генеральными грузами. В среднем более 50% грузооборота составляют внутрибассейновые перевозки, ввозится порядка 10 млн тонн грузов, столько же следует на выход из бассейна. Протяжённость внутренних водных путей в границах ФБУ «Администрация Волжского бассейна» составляет 9251,3 км. Для выполнения дноуглубительных работ в навигацию 2022 года введено в эксплуатацию 13 земснарядов. Водные пути Волжского бассейна обслуживают коллективы шести филиалов: Нижегородского, Казанского, Самарского, Саратовского, Волгоградского, Вятского районов водных путей и судоходства. Тральные работы проводятся силами обстановочных бригад и специализированными тральными бригадами. Общий объём выполненных работ в этом году составляет порядка 586,5 кв. км. В рамках выполнения программы модернизации путевого хозяйства с 2015 года продолжается обновление плавзнаков. На смену устаревшим буям приходят современные, выполненные из полимерных материалов. За транзитным судовым ходом бассейна следят коллективы восьми русловых партий. На их вооружении – современное оборудование, системы спутникового позиционирования. На основании полученных ими данных на проблемные для судоходства участки выходят земснаряды. В одной связке с ними работают самоходные шаланды, мотозавозни. Проведение комплекса путевых работ положительно сказывается на улучшении условий работы судоводителей.

ВЫПОЛНЯЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

В последние годы перевод участков в категорию с улучшенными условиями для судоходства стал более динамичным. Это является реальным результатом выполнения государственной программы, цель которой – улучшение качественных показателей внутренних водных путей. По государственной программе для обеспечения безопасного судоходства введены в эксплуатацию несколько комплексов ККС (контрольно-коррекционные станции), а также другие инновационные технологии. В начале июля 2022 года команда нижегородского земснаряда «Профессор Лукин» приступила к выполнению дноуглубительных работ на Волго-Каспийском судоходном канале, чему предшествовала недавняя подготовительная работа по дооборудованию земкаравана для его эксплуатации в морских условиях. Волгарям предстоит принять участие в выполнении масштабной программы по обеспечению прохода всех судов по самым проблемным участкам Волго-Каспийского морского судоходного канала в Астраханской области. Углубление канала является одним из поручений Президента РФ Владимира Путина.

ВКСК – важный стратегический объект региона. Его общая протяжённость – 188 км. Погодные условия создают высокую заносимость канала, что нередко является причиной посадок теплоходов на мель. Стоит отметить, что, в связи со складывающейся геополитической ситуацией, поручение президента приобретает ещё большую актуальность, так как многие компании рассматривают альтернативные пути доставки товаров и обращают внимание на Волго-Каспийский канал. В конце первой декады июля 2022 года команды, работающие в составе земкаравана «Волжский-516» (Казанский район водных путей и судоходства), выйдут на реку Казанку, где им предстоит намыть площадку по созданию искусственного земельного участка на правом берегу реки Казанки города Казани.

Планируемый здесь «Парк семьи» – важный социальный объект, реализация которого позволит появиться новой локации на туристической карте Татарстана. ВОЛГА: КАСКАД ВОДОХРАНИЛИЩ В составе ФБУ «Администрация Волжского бассейна» пять районов гидротехнических сооружений и судоходства: Городецкий, Чебоксарский, Самарский, Балаковский и Астраханский.

В 2021 году, согласно плану, межнавигационный ремонт СГТС (судоходные гидротехнические сооружения) был выполнен на 100%, все пусковые нитки судоходных шлюзов подготовлены в установленные Росморречфлотом сроки. Крупные ремонтные работы по железобетонным элементам шлюзов и металлоконструкциям сооружений выполнялись в основном силами подрядных организаций.

В этом году работы по реконструкции гидротехнических сооружений шлюза № 25-26 Балаковского РГСиС продолжаются. Для обеспечения динамичного и бесперебойного шлюзования флота в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» выполняются работы по реконструкции объекта «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений водных путей Волжского бассейна. Шлюзы № 21-24 Самарского гидроузла. Нижние двустворчатые ворота (НДВ). Реконструкция». В рамках этой реконструкции предусмотрены работы по замене нижних двустворчатых ворот, системы управления и электрооборудования обогрева закладных и створок НДВ. Срок выполнения работ – 2024 год. Проект ответственный, но опыт, квалификация и компетенция коллективов гидроузлов в полном объёме соответствуют стоящим перед ними задачам.

Ещё в Волжском бассейне продолжается работа по реализации инвестиционного проекта «Реконструкция судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза и создание судоходного канала от города Городец до города Нижний Новгород». В соответствии с государственным контрактом в период 2022-2024 годов планируется выполнить комплексные инженерные изыскания в зоне строительства, разработать проектно-сметную документацию на строительство объектов, провести реконструкцию существующих объектов Городецкого гидроузла (в зоне строительства), осуществить строительство в нижнем подходном канале Городецкого гидроузла дополнительной камеры в единой конструкции с камерой шлюза № 15, провести капитальные дноуглубительные работы по строительству судоходного канала на участке ВВП от 854,5 до 895,0 км судового хода (по Атласу ЕГС европейской части РФ).

В настоящее время для комплексного изучения инженерно-геологических условий участка строительства ведутся буровые работы, опытно-фильтрационные, лабораторные исследования грунтов, камеральная обработка материалов. Планов у ФБУ «Администрация Волжского бассейна» на 2022-2024 годы много, но нет сомнения, что организация со столетним опытом осуществит их в назначенный срок и продемонстрирует результаты самого высокого качества. А часть этих достижений коллектив наверняка преподнесёт себе весной 2023 года на 100-летний юбилей!

Подготовила Дарья Бакарина

Image

Бизнес-дипломатия в новой экономической реальности

8 декабря в Московском доме книги на Новом Арбате Мария Суворовская и Russian Business Guide представили книгу «Дружественный диалог. Бизнес-дипломатия в новой экономической...

Image

Подмосковье усиливает позиции в креативной экономике: итоги исследования и программы акселерации

4 декабря 2025 года в пространстве «АКИ.лаб» были представлены результаты исследования развития креативных индустрий Подмосковья в постковидный период. За последние пять лет регион...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили вопросы безопасности бизнеса во внешнеэкономической деятельности

4 декабря в Кузбасской ТПП прошло заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Сотрудничество с зарубежными партнерами в бизнесе: актуальные проблемы ВЭД». В...

Image

В Кузбасской ТПП подведены итоги Марафона креативных идей, организованного среди студентов СПО

5 декабря в Кузбасской ТПП состоялось торжественное подведение итогов Марафона креативных идей — конкурса студенческих бизнес-идей, направленных на популяризацию культурного наследия и...

Image

На прошлой неделе в Москве состоялся V Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия»

На прошедшем в Москве IV Международном форуме «Женщина третьего тысячелетия» было поднято ряд важных тем, создающих основу для глобального сотрудничества. Форум традиционно стал важной...

Image

Центр «Мой бизнес» провел спецкурс «Гастробизнес» для предпринимателей Подмосковья

Завершился уникальный спецкурс «Гастробизнес», организованный центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Предприниматели и рестораторы узнали...

Image

Центр «Мой бизнес» Московской области помог ремесленникам Подмосковья превратить увлечение в прибыльный бизнес

Развитие своего дела в сфере народного художественного промысла – это не только возможность сохранить и передать вековые традиции молодому поколению, но и...

Image

«Российская неделя здравоохранения-2025»: ПРЕСС-РЕЛИЗ

С 8 по 11 декабря 2025 г. состоится Международный научно-практический форум «Российская неделя здравоохранения-2025» (далее – Форум) – флагманский конгрессно-выставочный смотр в области медицины, охватывающий практически всю отрасль:...

Image

Предприниматели Подмосковья постигали секреты успеха на спецкурсе «Мода и стиль»

В конце ноября Центр «Мой бизнес» Московской области стал организатором спецкурса «Мода и стиль», предназначенный для начинающих предпринимателей и бизнесменов со стажем, связанных с модой и пошивом...

Image

Кузбасская ТПП организовала Семейный день для бизнеса

27 ноября в Кемерове, в Государственной библиотеке Кузбасса для детей и молодежи, Кузбасская ТПП в партнерстве с названным учреждением культуры и региональным филиалом Клуба лидеров России «Эльбрус» организовала «Семейный день с...

Image

НЕЖНЫЙ ГРАНТ – 2025

МЫ НЕ СЛЕДУЕМ ТРЕНДАМ В БИЗНЕСЕ. МЫ ИХ СОЗДАЁМ!

Image

Спецкурс «Народные художественные промыслы и ремесла» ждет предпринимателей подмосковного региона

Мероприятие организовано центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Занятия пройдут в оффлайн формате с 1 по 3...

Image

Департамент оценки Кузбасской ТПП развивает услуги по оценке и экспертизе в сфере ЖКХ

Департамент оценки Кузбасской ТПП развивает направление по оценке, экспертизе и консультированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), что позволит повысить прозрачность взаимодействия...

Image

«Миссия женщин-предпринимателей. Ценности в бизнесе и семье». Названы победительницы премии «BUSINESS WOMEN. LIFE. FAMILY»

28 ноября 2025 года в Торгово-промышленной палате РФ состоялось награждение седьмой ежегодной женской премией «Business women. Life....

Image

Бизнес-семинар "Уголовно-правовые риски бизнеса в сфере госзаказа и гособоронзаказа. Виды и способы защиты от них"

Семинар для владельцев бизнеса, руководителей, начальников юридических департаментов, руководителей служб...

Image

Бизнес-семинар «Субсидиарная ответственность по долгам компании»

Мероприятие пройдет 11 декабря 2025 г. Начало – в 16.00 (мск.), продолжительность – 1,5 часа Место проведения: БЦ ПОЛЛАРС, Дербеневская набережная 11, офис В1203, конференц-зал АБ ’Юрлов и Партнеры’". Участие –...

Image

Кузбасская ТПП проводит «Марафон креативных идей»: студенты СПО разрабатывают бизнес-идеи

20 ноября стартовал «Марафон креативных идей», организованный Комитетом Кузбасской ТПП по развитию креативных индустрий, в рамках которого студенты СПО региона разрабатывают свои бизнес-идеи...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.