Image

ФБУ «Администрация Волжского бассейна ВВП»: приближаясь к столетию

Будущий год для ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» станет юбилейным: организация отметит столетие!

За век своей деятельности учреждение пережило несколько этапов развития, не только расширяя водные границы, но и внедряя в работу структуры инновационные инженерные решения. За столь длительный период работы организация стала невольным свидетелем и участником многих переломных событий, таких как Великая Отечественная война.

Волжские путейцы героически защищали родину, ограждая советские суда от вражеских мин. Их подвиг и труд навсегда остались в памяти людей и на страницах истории. Подробнее о хронике минувших лет, становлении и вехах работы учреждения, а также о его сегодняшних целях и задачах мы узнали у руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», почётного работника транспорта Дмитрия Бессмертного.

СТО ЛЕТ НАЗАД…

Управление внутренних водных путей Волжского бассейна было организовано весной 1923 года и подчинялось Комиссариату путей сообщения РСФСР. В январе 1930 года Волжский бассейн вошёл в состав Управления Волжского государственного речного пароходства как отдел пути и строительства. В нём числились все водные пути рек Волги, Камы и Оки с их притоками. В составе учреждения были технические участки, проводившие путевые работы, а также заготовительные организации и судоремонтные заводы с затонами для зимовки технического флота. В составе управления находилось 554 единицы техники, из них – 54 земснаряда, 157 паро- и теплоходов, 343 нефтяных судна.

ВЕХИ БОЛЬШОГО ПУТИ

Сразу после создания организации перед её работниками стояла задача – увеличить объём грузоперевозок и обеспечить судам безопасную и успешную навигацию. Для достижения этих целей требовались серьёзные перемены по развитию водных путей. Но обо всём по порядку. В 1925 году на Волге были организованы изыскательские партии по изучению рабочих процессов, выполняемых земснарядами. Годом позже было открыто судоходство в Новинской воложке, начаты работы для улучшения подхода к городам Куйбышев и Саратов. Уже в 1927 году Управлением Волжского бассейна были восстановлены дореволюционные габариты пути ниже Нижнего Новгорода.

С увеличением объёма перевозок в бассейне ужесточились требования к габаритам пути и безопасности. По предложению известного учёного, инженера В. Е. Тимонова было внедрено организованное проведение землечерпательных работ. В связи с этим в феврале 1937-го постановлением Совета народных комиссаров СССР образовалось Волжское бассейновое управление пути. В годы Великой Отечественной войны путейцы Волги героически встали на защиту отечества. Сталинградский технический участок пути поддерживал необходимые навигационные ограждения для судового хода и габаритов пути от Камышина до Астрахани, а также ограждал плавучими знаками места закладки вражеских мин и затопленных судов. В этот период не прекращалась работа землечерпательного флота по углублению перекатов. Активное участие в обороне Сталинграда приняли коллективы обстановочных постов, которые проводили транспортные и военные суда через затруднительные участки Волги, участвовали в прокладке трасс для воинских переправ с левого берега на правый.

В послевоенные, 1950-е годы развернулись работы по созданию Единой глубоководной транспортной системы европейской части РСФСР. Строительство гидроузлов позволило увеличить глубины по всей Волге и пропускать суда с осадкой до четырёх метров. Каждый гидроузел представлял собой уникальное по своей конструкции сооружение, над которым трудились десятки высококвалифицированных специалистов-гидротехников, механиков, электриков. В начале 1950-х годов были начаты планомерное внедрение электрического и газового освещения навигационных знаков, автоматизация сигнального оборудования и моторизация обстановочных постов, а к концу десятилетия начался переход на буевую обстановку.

В 1980-е годы перед речниками была поставлена задача – обеспечить работу транспортного флота в условиях продлённой навигации. Для этого на Куйбышевском водохранилище начали строить русловые маяки-ориентиры.

В 1985 году на всех водохранилищах бассейна действовало 46 маяков. В это же время была создана информационно-диспетчерская группа для информирования судоводителей об изменениях условий плавания. Волжское БУП принимало участие в согласовании проектов строительства гидроузлов, приёмке готовых сооружений, строительстве береговых и плавучих знаков обстановки на водохранилищах.

С 1989 года и на протяжении нескольких лет учреждение много раз переименовывалось, но с 12 марта 2013 года оно носит имя федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», действующего и сегодня. НА ВОЛГЕ ШИРОКОЙ… На сегодняшний день в 12 филиалах организации работают более 2 тыс. человек, свыше 170 единиц технического и обслуживающего флота. Главная цель их работы – обеспечение устойчивой и безаварийной работы внутреннего водного транспорта в Волжском бассейне: от Ярославской до Астраханской области. Деятельность

Администрации Волжского бассейна осуществляется в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах, в территориальных границах 15 субъектов Российской Федерации. На учёте в Администрации Волжского бассейна состоят 3814 различных судов.

В 2021 году в Волжском бассейне было совершено 4685 рейсов. За прошлую навигацию перевезено свыше 41,5 млн тонн грузов и более 1 234 638 пассажиров в транзитных перевозках. Номенклатура перевозимых грузов в Волжском бассейне представлена нефтепродуктами, металлом, строительными, зерновыми, навалочными и генеральными грузами. В среднем более 50% грузооборота составляют внутрибассейновые перевозки, ввозится порядка 10 млн тонн грузов, столько же следует на выход из бассейна. Протяжённость внутренних водных путей в границах ФБУ «Администрация Волжского бассейна» составляет 9251,3 км. Для выполнения дноуглубительных работ в навигацию 2022 года введено в эксплуатацию 13 земснарядов. Водные пути Волжского бассейна обслуживают коллективы шести филиалов: Нижегородского, Казанского, Самарского, Саратовского, Волгоградского, Вятского районов водных путей и судоходства. Тральные работы проводятся силами обстановочных бригад и специализированными тральными бригадами. Общий объём выполненных работ в этом году составляет порядка 586,5 кв. км. В рамках выполнения программы модернизации путевого хозяйства с 2015 года продолжается обновление плавзнаков. На смену устаревшим буям приходят современные, выполненные из полимерных материалов. За транзитным судовым ходом бассейна следят коллективы восьми русловых партий. На их вооружении – современное оборудование, системы спутникового позиционирования. На основании полученных ими данных на проблемные для судоходства участки выходят земснаряды. В одной связке с ними работают самоходные шаланды, мотозавозни. Проведение комплекса путевых работ положительно сказывается на улучшении условий работы судоводителей.

ВЫПОЛНЯЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

В последние годы перевод участков в категорию с улучшенными условиями для судоходства стал более динамичным. Это является реальным результатом выполнения государственной программы, цель которой – улучшение качественных показателей внутренних водных путей. По государственной программе для обеспечения безопасного судоходства введены в эксплуатацию несколько комплексов ККС (контрольно-коррекционные станции), а также другие инновационные технологии. В начале июля 2022 года команда нижегородского земснаряда «Профессор Лукин» приступила к выполнению дноуглубительных работ на Волго-Каспийском судоходном канале, чему предшествовала недавняя подготовительная работа по дооборудованию земкаравана для его эксплуатации в морских условиях. Волгарям предстоит принять участие в выполнении масштабной программы по обеспечению прохода всех судов по самым проблемным участкам Волго-Каспийского морского судоходного канала в Астраханской области. Углубление канала является одним из поручений Президента РФ Владимира Путина.

ВКСК – важный стратегический объект региона. Его общая протяжённость – 188 км. Погодные условия создают высокую заносимость канала, что нередко является причиной посадок теплоходов на мель. Стоит отметить, что, в связи со складывающейся геополитической ситуацией, поручение президента приобретает ещё большую актуальность, так как многие компании рассматривают альтернативные пути доставки товаров и обращают внимание на Волго-Каспийский канал. В конце первой декады июля 2022 года команды, работающие в составе земкаравана «Волжский-516» (Казанский район водных путей и судоходства), выйдут на реку Казанку, где им предстоит намыть площадку по созданию искусственного земельного участка на правом берегу реки Казанки города Казани.

Планируемый здесь «Парк семьи» – важный социальный объект, реализация которого позволит появиться новой локации на туристической карте Татарстана. ВОЛГА: КАСКАД ВОДОХРАНИЛИЩ В составе ФБУ «Администрация Волжского бассейна» пять районов гидротехнических сооружений и судоходства: Городецкий, Чебоксарский, Самарский, Балаковский и Астраханский.

В 2021 году, согласно плану, межнавигационный ремонт СГТС (судоходные гидротехнические сооружения) был выполнен на 100%, все пусковые нитки судоходных шлюзов подготовлены в установленные Росморречфлотом сроки. Крупные ремонтные работы по железобетонным элементам шлюзов и металлоконструкциям сооружений выполнялись в основном силами подрядных организаций.

В этом году работы по реконструкции гидротехнических сооружений шлюза № 25-26 Балаковского РГСиС продолжаются. Для обеспечения динамичного и бесперебойного шлюзования флота в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» выполняются работы по реконструкции объекта «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений водных путей Волжского бассейна. Шлюзы № 21-24 Самарского гидроузла. Нижние двустворчатые ворота (НДВ). Реконструкция». В рамках этой реконструкции предусмотрены работы по замене нижних двустворчатых ворот, системы управления и электрооборудования обогрева закладных и створок НДВ. Срок выполнения работ – 2024 год. Проект ответственный, но опыт, квалификация и компетенция коллективов гидроузлов в полном объёме соответствуют стоящим перед ними задачам.

Ещё в Волжском бассейне продолжается работа по реализации инвестиционного проекта «Реконструкция судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза и создание судоходного канала от города Городец до города Нижний Новгород». В соответствии с государственным контрактом в период 2022-2024 годов планируется выполнить комплексные инженерные изыскания в зоне строительства, разработать проектно-сметную документацию на строительство объектов, провести реконструкцию существующих объектов Городецкого гидроузла (в зоне строительства), осуществить строительство в нижнем подходном канале Городецкого гидроузла дополнительной камеры в единой конструкции с камерой шлюза № 15, провести капитальные дноуглубительные работы по строительству судоходного канала на участке ВВП от 854,5 до 895,0 км судового хода (по Атласу ЕГС европейской части РФ).

В настоящее время для комплексного изучения инженерно-геологических условий участка строительства ведутся буровые работы, опытно-фильтрационные, лабораторные исследования грунтов, камеральная обработка материалов. Планов у ФБУ «Администрация Волжского бассейна» на 2022-2024 годы много, но нет сомнения, что организация со столетним опытом осуществит их в назначенный срок и продемонстрирует результаты самого высокого качества. А часть этих достижений коллектив наверняка преподнесёт себе весной 2023 года на 100-летний юбилей!

Подготовила Дарья Бакарина

Image

Межрегиональная отраслевая премия профессионалов предприятий городского хозяйства, 2021-2024 г.г.

Межрегиональная отраслевая Премия профессионалов предприятий городского хозяйства учреждена при участии Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ...

Image

Национальной системе квалификаций исполнилось 10 лет

Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета...

Image

На Форуме информационных технологий INFOSPACE обсудили трансформацию бизнеса в эпоху AI

2 апреля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Форум информационных технологий INFOSPACE.

Image

На форуме «Открытые инновации» обсудили настоящее и будущее технологического развития России и мира

11 апреля в технопарке «Сколково» завершился Международный форум «Открытые инновации», который собрал более 4 тыс. участников....

Image

TransRussia | SkladTech 2024 посетило более 30 000 специалистов – новый рекорд выставки

28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, склад-ского оборудования и технологий TransRussia и 3-я экспозиция складского оборудования SkladTech прошли с новыми рекордными...

Image

Руководитель пресс-службы ЦС ТПП Ксения Сафронова признана лучшим специалистом по работе со СМИ в системе ТПП

10 апреля в пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного XXX Всероссийского...

Image

Более 80 стран примут участие в KazanForum-2024

Участие в KazanForum, который пройдет в столице Татарстана с 14 по 19 мая, подтвердили представители более 80 стран, в том числе ОАЭ, Королевства Бахрейн, Малайзии, Турецкой Республики, Исламской Республики Ирана, Ливии, а также других,...

Image

EKF расширяет возможности умного дома

В бета-версии приложения умного дома EKF Connect Home появился навык для виртуального ассистента Алиса.

Image

Президенты Ассоциации женщин Африки и Международного форума БРИКС примут участие женском треке KazanForum 2024

Трек «Женский взгляд» на ХV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» соберет на своей площадке известных зарубежных спикеров из почти 80...

Image

Урок предпринимательства и увлекательный мастер-класс от Фабрики новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ»

Николай Коломеев – предприниматель, основатель фабрики новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ», поделился своими знаниями с учениками одного из предпринимательских классов г. Москвы....

Image

XV Форум деловых СМИ. Предприниматель как эксперт: выбор между традиционными СМИ и digital-форматами

Секцию «Предприниматель как эксперт: выбор между традиционными СМИ и digital-форматами» в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ 10 апреля провели Вадим Винокуров,...

Image

Форум «Открытые инновации» - 2024: визионерский взгляд на технологическое будущее человечества

Международный форум «Открытые инновации» пройдет 10-11 апреля в Технопарке «Сколково».

Image

АКРА ПОДТВЕРДИЛО КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ ООО «ЭЛЕКТРОРЕШЕНИЯ»

АКРА подтвердило кредитный рейтинг ООО «Электрорешения» на уровне BBB (RU), прогноз «стабильный».

Image

Челябинским предпринимателям рассказали о льготном инвестфинансировании

Инвесторы, реализующие проекты в Челябинской области, могут привлечь финансирование на льготных условиях в рамках конкурса «Регионы – устойчивое развитие». Об этом предпринимателям, занятым в реальном секторе...

Image

ЮУТПП стала участницей университетского «Бизнес-Вторника»

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета провел очередную встречу в рамках проекта «Бизнес-Вторник». Приглашение от студентов получили представители Южно-Уральской...

Image

Экспертам Южно-Уральской ТПП вручены благодарности Федеральной палаты

Благодарственные письма сотрудникам на оперативном совещании вручил президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Федор...

Image

В Балашихе пройдет масштабный форум по частному образованию

На нем обсудят совершенствование инструментов развития негосударственного образования в Подмосковье

Image

Южно-Уральская ТПП организовала обучение специалистов коммунального комплекса

Актуальные вопросы расчета и утверждения тарифов на 2025 год и изменения в тарифном законодательстве обсудили с руководителями и специалистами теплоснабжающих организаций Челябинской области. Мероприятие...

Актуальные комментарии