ПО ТУ СТОРОНУ БАНКОВСКОГО БАНКРОТСТВА, ИЛИ БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ
Особенности субсидиарной ответственности менеджеров банка при его банкротстве
Особенности субсидиарной ответственности менеджеров банка при его банкротстве
ИРИНА ЗУЙ, адвокат Московской областной коллегии адвокатов, входит в рейтинг 100 лучших юристов России по версии The best lawyers of Russia, специализируется в области банкротства юридических и физических лиц. Она рассказала, почему есть необходимость внести изменения в закон «О несостоятельности (банкротстве)».
НЕЧЁТКАЯ ПОЗИЦИЯ
Согласно ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)», если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника. Уже давно Агентство по страхованию вкладов (АСВ), исполняя функции Конкурсного управляющего при банкротстве банков, подает в суды совершенно стандартные, подготовленные по шаблону заявления о привлечении контролирующих должника лиц, (так называемых КДЛ, а по сути – простых менеджеров банка, не являющихся его владельцами и не определяющих его экономическую стратегию) к субсидиарной ответственности. Закон о банкротстве говорит, что КДЛ обязательно должен тем или иным способом определять действия должника и при этом очень широко толкует признаки КДЛ.
В частности, из п. 2 ст. 61.10 Закона о банкротстве следует, что возможность определять действия должника может достигаться:
1) в силу нахождения с должником (руководителем или членами органов управления должника) в отношениях родства или свойства, должностного положения;
2) в силу наличия полномочий совершать сделки от имени должника, основанных на доверенности, нормативном правовом акте либо ином специальном полномочии;
3) в силу должностного положения (в частности, замещения должности главного бухгалтера, финансового директора должника, а также иной должности, предоставляющей возможность определять действия должника);
4) иным образом, в том числе путём принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника. Такая «расплывчатость» и «округлость» формулировок и даёт АСВ возможность признать почти любого менеджера банка КДЛ и подать заявление о привлечении его к субсидиарной ответственности.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
В судебной практике сложилась уникальная ситуация. При явном правовом вакууме нормативного регулирования суды при рассмотрении подобных дел должны руководствоваться судебной практикой Верховного суда (ВС РФ), но на практике следуют ей далеко не всегда. Судебная практика ВС РФ по вопросу привлечения к субсидиарной ответственности КДЛов при банкротстве банков на сегодня состоит из нескольких базовых Постановлений Пленума ВС РФ. Постановление Пленума ВС РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих лиц к ответственности» выработало и сформулировало несколько системообразующих принципов, наличие которых обязательно для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности, а также зафиксировало предмет доказывания со стороны АСВ.
Во-первых, привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов.
Во-вторых, лицо не может быть признано контролирующим должника только на том основании, что ему переданы полномочия на совершение от имени должника отдельных ординарных сделок, в т. ч. в рамках обычной хозяйственной деятельности. Согласно постановлению презумпция доведения до банкротства в результате совершения сделки (ряда сделок) может быть применена к контролирующему лицу, если данной сделкой причинён существенный вред кредиторам. К числу таких сделок относятся, в частности, сделки должника, значимые для него и одновременно являющиеся существенно убыточными. Также суд должен установить степень вовлечённости КДЛ в процесс управления должником, проверяя, насколько значительным было его влияние на принятие существенных деловых решений. Наконец, под действиями (бездействием) контролирующего лица, приведшими к банкротству, следует понимать такие действия (бездействие), которые явились необходимой причиной банкротства должника, то есть те, без которых объективное банкротство не наступило бы.
Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» закрепило в п. 22 важнейшую гарантию для менеджмента. В нём указывается, что при разрешении споров, связанных с ответственностью лиц, которые имеют право давать обязательные для юридического лица указания, привлечь их к субсидиарной ответственности можно лишь в тех случаях, когда банкротство юридического лица напрямую вызвано их указаниями или иными действиями. Это означает, что АСВ при обращении в суд с требованием о привлечении КДЛ банка-банкрота к субсидиарной ответственности должно доказать, что своими действиями конкретный менеджер-ответчик довёл банк до банкротства.
Таким образом, практика выработала чёткую логическую связку определённых действий КДЛ и последствий в виде привлечения его к субсидиарной ответственности: он должен не просто совершить или одобрить даже «плохую» для банка сделку, например, заведомо невозвратный кредит, привлечение к субсидиарной ответственности КДЛ возможно только к тех случаях, если доказано, что совершение им этой «плохой» сделки раскрутило маховик банкротства банка. В теории всё неплохо. На практике же суды зачастую обосновывают свои решения о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности не постановлениями ВС РФ, а позициями нижестоящих судов. Суды копируют в решениях позицию АСВ и зачастую не выясняют причин банкротства банка, не выявляют причинно-следственной связи между сделками КДЛ и банкротством бака, не выясняют, какие именно кредитные сделки являлись для банка «плохими», не анализируют кредитный портфель банка.
Часто решения о привлечении такого КДЛ к субсидиарной ответственности выносятся судами, даже не взирая на то, что кредит был возвращён заёмщиком банку до его банкротства вопреки утверждениям АСВ о низкой надёжности заёмщика «вследствие наличия у него адреса массовой регистрации». В ПОИСКАХ ВЫХОДА Выход прост – для формирования единообразия практики необходимо внести изменения в Закон о банкротстве. Шаблонная и бездоказательная позиция АСВ по большинству обособленных споров по делам о привлечении КДЛ банков-банкротов к субсидиарной ответственности не просто абсурдна, но является проявлением крайней степени правового нигилизма, когда форма превалирует над содержанием, и зачастую представляет прямое злоупотребление правом. АСВ, будучи профессиональным участником банковского рынка, не может не быть осведомлённым о позиции Верховного суда, тем не менее продолжает практику по подаче в суды заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности менеджеров банка, формально подпадающих под критерии КДЛ, однако имевших нулевую степень вовлечённости в банковский бизнес.
Тем более абсурдной выглядит подобная практика со стороны АСВ, которое не может не понимать, что с высокой степенью вероятности дело затянется на несколько лет, всё это время человек, чья вина в банкротстве банка не доказана, годами не сможет найти работу по специальности. «Приятный бонус» – арест всех активов такого КДЛ на всё время рассмотрения спора, который прочно вошёл в судебную практику.
Следует отметить и социальную значимость этого вопроса: банковские менеджеры среднего звена, проработавшие в банке всего 2-3 недели и не подписавшие и не одобрившие ни одной сделки, признаются судом КДЛ и привлекаются к субсидиарной ответственности. Полагаю, законодатель не должен мириться с таким положением вещей. Надлежит внести изменения и дополнения в Закон о банкротстве, закрепив в императивном порядке исчерпывающие и понятные критерии, выработанные постановлениями Верховного суда, не допускающие двояких толкований ни со стороны АСВ, ни со стороны судов.
По информации официального регионального сетевого ресурса «Электронный бюллетень», 9 октября 2025 г. было издано Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса №...
По приглашению ТПП Томской области четыре семейные компании из Кузбасса приняли участие в межрегиональном форуме «Бизнес по-семейному», который прошел 9 октября в Томске....
9 октября состоялось заседание Комитета Кузбасской ТПП по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Кибербезопасность и защита данных». В заседании, организованном в смешанном формате, приняли...
8 октября члены Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК: президент Одинцовской ТПП...
Главное экономическое событие года – Неделя промышленности Ярославской области – завершила свою работу 3 октября в КЗЦ «Миллениум». Впервые в этом году мероприятие проходило в таком формате – по инициативе...
7 октября на расширенном заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось избрание делегатов на IX съезд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, который намечен в период с 10 по 16 ноября 2025 года в...
7 октября на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось вручение членских билетов компаниям и организациям, которые вошли в союз «Кузбасская ТПП»....
7 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Совета Кузбасской ТПП по обсуждению Национальной модели целевых условий ведения бизнеса до 2030 года, которое прошло на двух площадках палаты ...
В Москве в рамках II Международного симпозиума «Создавая будущее» прошла панельная дискуссия «Образ совместного будущего России и Глобального Юга в мега-проектах», где представители науки, бизнеса и международных организаций...
Впервые на черноморском побережье пройдет Конгресс Русской научной школы - ключевое событие VIII Черноморского конгресса....
25 сентября 2025 года в самом сердце западной столицы России, г. Калининграде состоялся масштабный Инвест-Форум "Технологии и Возможности" организованный EVENT CORP AYA & ОРШИ – Продакшн, под руководством Анны...
8 сентября в Московской области стартовала программа наставничества, реализуемая Центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство»....
«Открытая школа в глобальном мире: формируя навыки будущего»
Компания ООО «Электрорешения», представляющая бренд EKF в России, победила в международной коммуникационной премии PROBA Awards 2025 в номинации «Инфлюенс-маркетинг» с...
Россия и Африка работают над созданием безбарьерной среды и расширением экономического взаимодействия. Об этом заявил директор Департамента развития двустороннего сотрудничества Минэкономразвития России Павел Калмычек на...
Приглашаем вас на самое значимое ежегодное событие в сфере командного коучинга в русскоязычном пространстве! С 2019 года мы собираем лучших экспертов и практиков, чтобы поделиться с вами передовым опытом и эффективными...
29-30 сентября в Нижнем Новгороде состоялся Конгресс по нефтепереработке и нефтехимии: Синтезис 2025.
1 октября в Москве состоялось деловое мероприятие Группы транспортных компаний «Русмарин» под названием «Китайский дракон: как приручить импорт или как Китай заменяет...
В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).
Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.
Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.
Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.
Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале
Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.
Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.
Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.