Image

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР СФЕРА»: НА ПЕРЕДОВОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В этом году исполняется ровно 30 лет с тех пор, как издательство «Творческий Центр СФЕРА» выпустило первую книгу.

С самого начала работы издательство сосредоточилось на создании материалов для образования подрастающего поколения. Издательство росло, развивалось, постепенно к книгам и журналам присоединились наглядные пособия, праздничная продукция. Всё, что нужно для образовательного процесса в школе, в детском саду, в вузе и колледже, можно найти в «СФЕРЕ». Сегодня «ТЦ СФЕРА» – лидер на рынке российского дошкольного книгоиздания и больше, чем просто издательство, – это многопрофильный центр, который не только выпускает высококачественную образовательную продукцию, но и задаёт новые ориентиры в образовании, вдохновляет и поддерживает педагогов и семьи. О современных трендах в развитии детей, о том, как издательство поддерживает педагогов, и о ценностях, которые необходимо вернуть в российское образование, мы беседуем с Татьяной Владиславовной Цветковой, основательницей, главным редактором и генеральным директором издательства «Творческий Центр СФЕРА», кандидатом педагогических наук, членом МАНПО, организатором и вдохновителем масштабных проектов в поддержку педагогов и родителей.

– Татьяна Владиславовна, 30 лет – это достаточно большой срок. Как на ваш взгляд, за это время изменилась система дошкольного образования в России? И какую роль в этих переменах сыграла «СФЕРА»?

– Дошкольное образование неотделимо от всей образовательной системы страны, оно тоже подверглось многочисленным реформам и изменениям. Не стану сейчас оценивать их положительные или отрицательные стороны, важно отметить, что «СФЕРА» постоянно сопровождала дошкольное образование. Есть такой термин – управляющее сопровождение, и мы всегда находились в этом формате. Например, в 2002 году был издан первый журнал «Управление ДОУ» (дошкольным образовательным учреждением), вслед за ним появилось ещё пять журналов для детских садов. Наше издательство – лидер в журнальном книгоиздании, каждый детский сад имеет наши издания. Безусловно, это позволяло нам влиять на дошкольное образование страны. В этом году мы приобрели и стали издавать старейший журнал страны «Дошкольное воспитание», которому уже 97 лет (он выходит с 1928 года). Таким образом, «СФЕРА» сейчас издаёт 7 журналов для дошкольного образования, предоставляя каждому работнику этой сферы возможность поделиться своим бесценным опытом на их страницах.

– А какие ключевые разработки и программы вашего издательства стали знаковыми для всего российского дошкольного образования?

– У нас есть две рекомендованные комплексные программы. Программа «Истоки», написанная известным коллективом профессионалов в сфере дошкольного образования – НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца под редакцией доктора педагогических наук, академика РАЕН Ларисы Алексеевны Парамоновой. Это настоящая целостная система развития дошкольника. И программа «Детский сад — Дом радости», которая была создана на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук. Её автор – Наталья Михайловна Крылова, кандидат педагогических наук, доцент. И я считаю эту программу одним из лучших достижений нашей отечественной дошкольной педагогики. Это программы, которые определяют лицо дошкольного образования в России, по ним работает очень много детских садов.

С 1 сентября 2023 года все дошкольные образовательные учреждения на территории России перешли на работу по Федеральной образовательной программе дошкольного образования, но эти программы продолжают играть значительную роль в развитии дошкольного образования.
Также стоит упомянуть парциальные программы, такие как «Математические ступеньки», её автор – Елена Владимировна Колесникова. Эта программа – лидер продаж: каждый третий дошкольник в России учится по ней. Парциальная программа «Развитие речи дошкольников», её автор – доктор педагогических наук Оксана Семёновна Ушакова.

Мы издаём ту литературу, которая действительно нужна в сфере образования. Издательство «ТЦ СФЕРА» работает со многими поистине выдающимися педагогами и учёными. У нас огромная картотека – в ней 16 тысяч авторов, более 600 из них мы продвигаем как авторов книг. Это большая когорта серьёзных авторов, среди них очень много докторов и кандидатов наук, лучших педагогов. Наше издательство находится на передовой дошкольного образования.
Кроме того, в последние 3–4 года по просьбам детских садов мы активно создаём и продвигаем новые программы: полный курс по финансовой грамотности для дошкольников, программу по обучению грамоте и чтению, программу по патриотическому воспитанию и другие.

– Если немного оглянуться назад и вспомнить период пандемии, когда стали меняться многие процессы общения, как пандемия и цифровизация повлияли на подходы к методическим материалам для воспитателей и педагогов дошкольного звена?

– Начну с не очень позитивных перемен: тиражи упали, наши педагоги ушли в сеть. Хотя кто готовит содержание для сети в нашей сфере? Конечно, учёные и педагоги. А кто обрабатывает содержание? Безусловно, издательство. И даже пресловутый искусственный интеллект, который я предлагаю называть имитационным интеллектом, так как это название более соответствует его назначению, выдаёт информацию, основанную на наших текстах. Я полагаю, что издательство – это единственная площадка и единственная возможность доносить качественное, отобранное и верное содержание до педагогов и родителей.

С другой стороны, любой кризис я использую как точку роста. В тот момент мы задумались, как помочь детям, оставшимся дома, и их родителям, которые не знают, что с ними делать, чем занять. За неделю мы с командой создали проект «Детский сад онлайн», где показали родителям и педагогам, что с детьми можно работать и онлайн, хотя до пандемии в это никто не верил. Главное – работать, не останавливаясь, ведь дети развиваются, растут здесь и сейчас, они не могут ждать, когда закончится очередной кризис. Есть сензитивные периоды развития, когда та или иная способность развивается наилучшим образом, и мы не можем их пропустить.

– Какие современные тренды в образовании детей вы считаете наиболее перспективными?

– В этом году я написала книгу «Родители. Возвращение смысла», она вышла в серии, которую я назвала «Традиции русского воспитания». Почему? Потому что я думаю, что главный тренд нашего образования и заключается в возвращении смысла наших духовных ценностей. Если задуматься: «А в каком мире мы живём?», оказывается, что мы много ценного растеряли. Запад не стесняется копировать нашу советскую систему образования, а мы почему-то копируем западную. Самый главный современный тренд – вернуть традиционные ценности в образование нашей страны.
В западном образовании много хорошего, можно что-то взять и из него, но и своё хорошее нужно оставить у себя, не отказываться от своих духовно-нравственных ценностей, наших основ. Конечно, с учётом всех современных наработок, технических средств, но они – всего лишь инструменты. Основа всего – воспитание, просвещение и образование. В их основании лежит содержание образования, над которым Министерству просвещения и научным коллективам нужно неустанно работать, иначе мы рискуем многое упустить.

Например, проверяя федеральную образовательную программу, я заметила отсутствие Детского альбома Петра Ильича Чайковского, а ведь это наше всё, наш культурный флаг! Почему его нет в программе дошкольного образования? Кроме того, в ней присутствуют книги, которые ни в коем случае нельзя читать детям. Работа над содержанием образования – важная миссия. И мы обязательно будем над этим работать.

– Как издательство адаптирует свои методические материалы под требования новых федеральных образовательных стандартов?

– Могу сказать, издательству скучать не дают. Всё постоянно меняется, причём слишком быстро. Мы всё время адаптируем материалы, то под ФГТ, то под ФГОС, то под федеральную образовательную программу. Эта чехарда мешает стабильной работе. У нас и так огромные проблемы с кадрами в детских садах и в школах, а учителей ещё ставят в условия вечных перемен.

Я получала своё высшее образование ещё в СССР, и первое, чему нас учили, область образования – самая консервативная в человеческой культуре, поскольку она связана с детьми. Изменения должны внедряться очень аккуратно: сначала на инновационных площадках и в экспериментальных школах, с тщательной апробацией, тестами и проверками. А не так, как это происходит сегодня, – ежегодно нововведения внедряют без всякой апробации. И нет никаких научных данных, которые бы подтверждали необходимость этих перемен.

– Каким вы видите идеального воспитателя современного дошкольного учреждения?

– С моей точки зрения, идеальный воспитатель – это специалист с профильным образованием и опытом работы, прошедший путь наставничества. К сожалению, этот аспект почти исчез из нашей образовательной системы. Это педагог, который должен владеть технологией, что очень важно. Федеральная образовательная программа носит рамочный характер, она отвечает на вопрос «Что?», но не даёт инструмент, не отвечает на вопрос «Как?». А это очень сложные для современного воспитателя вопросы. И мы должны дать им технологию, которая содержит ответ на вопрос «Как?».
Например, если вы возьмёте наши «Математические ступеньки» и будете пошагово выполнять то, что там написано, вы точно получите результат. Потому что – это технология, которая предлагает понятные шаги для достижения цели.

А какой нам нужен результат? К концу дошкольного возраста мы должны воспитать умного, здорового, духовно и эмоционально развитого ребёнка с правильно сформированными волевыми процессами. Только так он будет готов к школе.

Поэтому наш идеальный воспитатель должен владеть педагогическими технологиями и успешно применять их на практике. А для этого нашим педагогам необходимо сопровождающее управление.
Хочу отметить, что в эту профессию не приходят просто так, – это призвание. Я – учитель по призванию, и меня окружают педагоги по призванию. И они достойны уважения, восхищения – это огромный труд. К сожалению, сегодня престиж профессии учителя, педагога во многом утерян. И дело не только в том, чтобы воспитатели получали достойную зарплату, необходимо возвратить статус профессии, а это ещё только предстоит сделать в масштабах всей страны.

– Расскажите о тех инновационных форматах методической поддержки педагогов, которые вы внедряете, помимо традиционных печатных изданий.

– Мы проводим бесплатные вебинары, организовали онлайн-курсы повышения квалификации. В 2018 году «СФЕРА» получила образовательную лицензию, у нас есть свой центр образования. К сожалению, Госдума приняла закон о том, что с 1 сентября 2025 года работники бюджетных организаций не могут повышать свою квалификацию в частных образовательных организациях, я считаю это большой ошибкой и шагом назад.

Тем не менее у нас есть 24 записанных курса для педагогов дошкольного образования. Есть YouTube-, RuTube- и Telegram-канал. Каждый день мы наполняем наши каналы актуальной информацией для поддержки родителей и педагогов. В издательстве «СФЕРА» доступно всё – от коротких видео (шортсов) и видеоуроков до email-рассылок, онлайн-курсов и активности в соцсетях.

– А как меняются потребности педагогов в методических материалах в последние десятилетия?

– Я, конечно, придерживаюсь позитивных взглядов, но вынуждена говорить о том, что вижу. А наблюдаю я деградацию педагогической культуры. Многие не подписываются на журналы, не читают книги – им просто некогда. Когда я общаюсь с воспитателями на семинарах и в регионах, и в Москве, они говорят: «Татьяна Владиславовна, нам уже некогда заниматься детьми – писанины горы».

Я сама – мама двоих детей, сейчас они уже взрослые, но когда 10 лет назад ходили в садик, что делали воспитатели? Давали смотреть мультики – самый простой способ отвлечь ребёнка, когда им некогда заниматься, а надо заполнять бумажки.

В целом, в дошкольном образовании, помимо бумажной бюрократии, есть тревожные тенденции, с которыми надо разбираться. Например, одновременно происходит увеличение воспитательной нагрузки и сокращение часов – это негативная тенденция. Когда из детских садов исчезает музыка, а именно такие крики отчаяния: «Профессия умирает», – я стала получать, после того как мы в «ТЦ СФЕРА» стали издавать журнал «Музыкальный руководитель». Это тоже порочная практика. Как можно убрать музыку из детских садов? Ведь центральная психическая функция дошкольника – эмоция, которую нужно развивать с помощью искусства и музыки.

Нам ещё много есть над чем работать. Со своей стороны я стараюсь достучаться, донести эти проблемы до органов власти. Некоторое время назад я была членом Экспертного совета по дошкольному образованию Госдумы РФ, но этот совет, к сожалению, закрыли. А ведь чем больше мы подсвечиваем проблемы, тем больше шансов на то, что их увидят, займутся. А если мы не будем об этом говорить и не только говорить, но и делать, мы рискуем упустить очень важное – будущее поколение.

– Поделитесь, пожалуйста, стратегическими планами развития издательства.

– Я основала издательство «ТЦ СФЕРА» 30 лет назад и все эти годы веду свою команду, посвящая себя труду во имя развития образования страны. Наши проекты помогают ребёнку делать первые шаги в нашем мире – для этого мы издаём полные комплекты методических материалов, конспектов и программ для дошкольников и школьников. Мы способствуем воспитанию в детях любви к родной стране – уже 25 лет издаём патриотическую литературу, выпуская такие серии, как «Великая Победа» и «Россия – Родина моя».

И главное в миссии издательства остаётся неизменным: «ТЦ СФЕРА» всегда на стороне ребёнка. Мы будем защищать интересы детей прежде всего.

Конечно, в этой работе нам не обойтись без родителей. Мы многое делаем для них. Так сейчас в «СФЕРЕ» активно функционирует клуб для родителей «Мастерская детства», где команда экспертов, консультантов и педагогов помогает родителям разобраться в вопросах, связанных с воспитанием и всесторонним развитием детей. И они не только рассказывают, что надо делать, но и показывают, как это делать.

Мы с вами говорили о возвращении смыслов. Сейчас я пишу вторую книгу, затем планирую третью. Как издатель, как автор и как учёный я взяла на себя эту миссию, чтобы мы точно понимали, что у нас в стране должны быть воспитание, просвещение и образование, которые развиваются только на качественном содержании. Конечно, команда «СФЕРЫ» поддерживает меня в миссии возвращения смыслов в систему образования нашей страны.

Поэтому наш стратегический план – это развивать, укреплять и при необходимости трансформировать образование, наполнять его качественным содержанием, вернуть ему истинные смыслы.

Image

В РСПП обсудили возможности развития кадрового потенциала в России и зарубежом

Состоялось заседание Подкомитета по развитию международного кадрового потенциала в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), что стало значимым шагом в разработке государственной...

Image

Подводим первые итоги Пятого фестиваля рабочих профессий в автомобилестроении ВОЛИН ФЕСТ 2025!

Несколько месяцев тщательной подготовки команды профессионалов и вот он – результат совместной работы – Фестиваль ВОЛИН ФЕСТ...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили вопросы маркировки товаров групп автоиндустрии

25 сентября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, на обсуждение которого были вынесены вопросы обязательной маркировки смазочных...

Image

InRussia 2025: Международная платформа для развития промышленного партнерства

Ключевые представители российского и зарубежного бизнеса вновь соберутся на Международном форуме-выставке «InRussia 2025», ключевой платформе для знакомства мирового сообщества с потенциалом...

Image

Катырин: в России планируется расширение сети отделений Морской арбитражной комиссии

В России обсуждается создание новых отделений Морской арбитражной комиссии (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ, в том числе в Новороссийске. Об этом сообщил на пресс-конференции в ТАСС...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили потенциал гастрономии как сферы бизнеса креативных индустрий в регионе

23 сентября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему: «Гастрономия Кузбасса: от местных традиций к креативной индустрии будущего», в...

Image

Россия устойчивого будущего: ESG-трансформация регионов и бизнеса

16 сентября в Москве на площадке Цифрового делового пространства в рамках «Форума устойчивого развития городов» эксперты обсудили национальную ESG-повестку, трансформацию корпоративных стратегий, региональное развитие и...

Image

Первая «Евразийская премия «Ассамблеи автомобилистов»

18 ноября 2025 года в самом центре Петербурга, в концертном зале «Аврора», пройдёт торжественная церемония награждения лауреатов и победителей первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Её учредили: главная радиопередача...

Image

25-26 сентября 2025 года в техцентре ВОЛИН состоится пятый Фестиваль рабочих профессий

ВОЛИН ФЕСТ 2025 превратится в центр международного притяжения для всех, кто интересуется востребованными профессиями в автотехобслуживании и современными достижениями в автомобилестроении....

Image

Вопросы нечестной конкуренции и демпинга рассмотрены на заседании Комитета по безопасности предпринимательской деятельности

18 сентября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Угрозы и демпинг со стороны...

Image

Инвест-навигатор ОЭЗ стран БРИКС представлен в Нижнем Новгороде

На III Международном форуме особых экономических зон, проходящем в Нижнем Новгороде 18 сентября, состоялась презентация цифрового Инвест-навигатора ОЭЗ стран БРИКС https://bricssez.com/. Разработка велась Ассоциацией...

Image

Корпорация развития Нижегородской области и СЭЗ «Минск» подписали соглашение о сотрудничестве

Заместитель генерального директора Корпорации развития Нижегородской области Антон Гаранин и глава администрации свободной экономической зоны (СЭЗ) «Минск» Анатолий Калинин подписали...

Image

23 сентября 2025 года в 10:00 в Торгово-промышленной палате РФ пройдёт конференция «Возможности для российского бизнеса в Дубае

Презентация Dubai CommerCity» с участием делегации DCC – ведущей свободной зоны Дубая, специализирующейся на e-commerce, IT и высоких...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.